1912 год. Деревковское общество трезвости Ахтырского уезда

Водку пить – душу губить. 

(Народная пословица).

Вглядываясь в жизнь сельского люда, замечаешь, что все более или менее крупные преступления его непременно имеют связь с «водкопитием». Кражи, поджоги, драки, ссоры, грехи про­тив седьмой заповеди, охлаждение к, храму Божию, грубость, – все это большею частью происходит под влиянием водки, 11 народ сам сознает, что водку пить, значит, душу губить, что пьяницы —пропащие люди. Но сознавая это, он все-таки продолжает пить и с каждым годом выпивает водки все больше и больше. Чем объяснить такое явление? У г. Петрова (бывшего священника) один мужик на этот вопрос отвечает так: «чаво ты меряешь, как я пью, ведрами, аль рюмками, а горе то мое мерял». Но этот ответ относится к единичным случаям, а не к общенародной массе. В общем народ сельский пьет в силу традиции—привы­чек и примеров, передаваемых старшими членами общины млад­шим. Прадеды, деды и отцы наши пили и пьют, потому и мы пьем, говорит сельский люд. В этом наивном ответе просто­народия заключена сущая правда. Действительно, простой народ большею частью пьет по закону подражания. Но почему пьянство по селам с каждым годом прогрессирует?.. Ведь «монополия» водки должна была сократить пьянство? Мне кажется, что одной из главных причин усиления пьянства в народе является раз­витие тайной продажи водки. Тайные шинки – вот настоящие бичи для народа. И днем, п ночью, и за деньги, и в долг, и под за­лог вещей, и в праздники, и под праздники идет продажа водки. И старым и малым – всем невозбранно продают ее. 11 пьют все до отвала: даже десятилетние мальчики делают „склад­чину" на покупку водки... Все это я говорю сущую правду. Что бу­дет дальше с деревнею, страшно и подумать... Предчувствуется развал её от водки. А полиции и другим властям до этого как будто бы нет никакого дела. Как рыбы, все они молчат... Только одни священники возстают против этих кровопийцев, тайных шинкарей. То общества трезвости они учреждают, то внецерковные чтения и собеседования ведут с народом, то с церковной кафедры проповедуют о вреде пьянства. И деятельность их в этом отношении хотя и не блещет большими результатами, все-таки является не бесплодной для народа. В подтверждение этого можно при­нести много фактических данных, но я остановлюсь сейчас только на Деревковском обществе трезвости... Это общество открыто было 1 января прошлого года. В начале оно состояло только из шести душ; в настоящее же время оно состоит из восемнадцати душ. По количеству членов оно, как видите, ничтожное. Но дело в том, что эти восемнадцать душ до открытия общества трезвости были прямо язвами в деревне. Они являлись не только разо­рителями своих семейств, но и соблазнителями большинства приходе. Эти 18 душ в свое время составляли прямо общество пьянства. С поступлением-же в общество трезвости они сдела­лись примернейшими людьми. Такая перемена в образе их жиз­ни, конечно, благотворно отразилась и па их семействах. Лица у их жен и детей стали такие весёлые и радостные; появились чи­стота и опрятность и избыток в хозяйствах их. Жертва Богу и на храм Его возобновилась и хождение их в церковь Божию уча­стилось. Словом, эти люди, сделавшись трезвенниками, в настоя­щее время являются почти первыми моими прихожанами. И как они теперь благодарны Богу и учредителю общества трезвости за привлечение их в это спасительное общество; но особенно рады теперь жены и дети этих трезвенников. Я никогда не забуду того случая, как жена одного трезвенника проливала слёзы благо­дарности за спасение её мужа от пьянства.

Все члены общества трезвости дали «зарок» не пить водки в течение года (1911). Этот год прошел благополучно. Все они данный обет Богу и Пречистой Богоматери исполнили свято. Для укрепления их волн учредителем общества трезвости еженедельно вечером читань был акафист Богоматери пред Казанской ико­ной Ея и в течении года предложено было для трезвенников в церковно-приходской школе двенадцать чтений. Кроме этого каждый член общества снабжаем был и брошюрками – против пьянства, присланными в достаточном количестве петербургским Александро-Невским обществом трезвости. Эти книжечки оказались весьма назидательными и понятно-написанными для народа. Цена каждой брошюрки копеечная. Вот, если бы такие книжечки священники выписывали и распространяли среди своих прихожан! Влияние их поразительное.

Годовщину своего существования наше общество трезвости праздновало 1 января сего 1912 года. К этому дню трезвенники за свой счет соорудили Казанскую икону Божией Матери (в 50 рублей) и поставили её над царскими вратами с таким приспособлением, чтоб она могла спускаться вниз для служения пред нею молеб­нов. Вот пред этою иконою в день годовщины трезвенники прежде всего и вознесли благодарственное моление Господу Богу и Его пречистой Матери—своей покровительнице и заступнице. Пред акафистом учредителем общества сказано было и поучение. «Се­годня, возлюб. братия и сестры, годовщина нашего общества трез­вости. Малое наше стадце, но, слава Богу, обет данный нами но пить водки в течение года исполнен свято. Благодарим же Тебя, Создатель, что Ты укреплял нас своею помощью. Благодарим и Тебя, Владычице мира и наша Заступница, что ты невидимо под­держивала пас в борьбе с соблазнами. Братия и сестры, я знаю, что никто из трезвенников не жалеет о том, что опт, бросил и не пил зловредного яда в течении года. Да и как жалеть, если такт, очевидна польза от трезвости. Туда, где прежде был от водки прямо ад, трезвость внесла мирт, и тишину. Там, где почасту у жен и детей слезы лились от пьянства мужа и отца, теперь радость у всех на сердце. Там, где от водки слышны были ругань п драка, теперь веет как бы благодатию Божиею. И ум у трезвенников просветлел, и совесть чище стала, и воля крепче, и денежные дела начали поправляться, почет и уважение со стороны людей начали приобретаться. Да, я счастлив, что приш­лось мне устроить в нашем селе это общество трезвости. Но, по­нятию, все это сделано по милости Всевышнего Бога и нашей Заступницы Богородицы. Дай-же, Боже, чтобы наше общество и в наступившем новом году и впредь дало опять обет Богу не употреблять никогда водки – сего диавольского напитка. Дай Боже, чтобы и новые люди пристали к нашему обществу. Ведь много еще есть среди нас, братие, таких, которые через водку много горя приносят и себе и другим».

После молебна трезвенники с множеством других прихо­жан прибыли в церковно-приходскую школу, где им предложено было чтение. Читана была брошюра под заглавием: «Исповедь старца». Этот рассказ старика, бывшего пьяницею, так повлиял на слушателей, что почти все слушающие во время чтения плакали. Можно сказать, что этот рассказ как бы минул головы присутствующих и прямо упал па сердца их и затронул самые симпатичные и дорогие струны последних. Прочитав «исповедь старца», я обратился к трезвенникам и сказал: «если водка до­водит людей до таких ужасных преступлений, то неужели вы решитесь опять пить её?». На это мое замечание трезвенники отве­тили мне тем, что все они тотчас пошли в храм Божий, где в виду престола Божия пред Казанскою иконою Божией Матери дали обет Богу не пить водки и в наступившем 1912-м году...

Священник Андрей Сагарда-Николенко.