Ахтырский уезд

Славгородок

Славгородок, усадьба, основанная Надаржинским и Корсаковым, ныне принадлежащая княжне В. В. Голицыной и С. В. Галл. Кроме дома, вся усадьба вместе с имением – в аренде, почему она не блещет благоустройством и хотя бы опрятностью, в парке запущены клумбы,
заросли дорожки…
«Ахтырский полковник Иван Перекрестов по укрепленной грамоте 1686 года купил у боярских детей Вольновской службы земли Славгородка и заселил их черкасами», «в 1705 году земля отобрана на царя». Было время, когда в Славгородке находилось четыре храма. Петром Великим Славгородок пожалован Надаржинскому. На том месте, где стоит ныне мраморный памятник над прахом генерал-майора Корсакова, по местной памяти, стоял ветхий Архангельский храм. Уже при отце нынешней владетельницы, князе В. П. Голицыне, дом стал приходить в несколько заброшенное состояние. Но все-таки великолепна была усадьба и ее собрания.
Очевидно, относящийся к 1840-х годам, теперешним своим видом дом производит более старое впечатление. Отчасти этому способствует присутствие колонн на обоих фасадах, отчасти старинный вид дома.
Но ближайшее рассмотрение деталей и частей убеждает в том, что дому едва ли более 75 лет. Подобие готических фронтонов боковых выступов с окном в тимпане, готические наличники окон, цветные стекла в переплетах некоторых окон подтверждают это датирование.
Колонны портика фасада со стороны подъезда тоже по профилю своих баз и капителей не классической эпохи. Но все-таки очень уютна и импозантна вместе с тем колоннада подъезда, со стороны сада фасад еще более пестрый, склеенный, состоящий как бы из кусочков. И здесь посредине портик из парных колонн, служащий террасой второго этажа. К боковым выступам примыкают крытые балкончики с готическими переплетами. На пологих лестницах, спускающихся в сад – чугунные перила, тоже готические.
Вместе с огромными, развесистыми липами, кленами и чудными пирамидальными тополями белые массы дома, на которых играют блики света, пробивающегося сквозь густую листву, производят чарующее впечатление своею живописностью, несмотря на недочеты чисто архитектурных форм. Со стороны подъезда в ворота видны, расположенные через улицу хозяйственные постройки какого-то странного русско-мавританского стиля, не лишенного, однако, уже пре-лести старинной архитектуры. Еще интереснее вид на усадьбу со стороны обширной, поросшей травой площади, посредине которой находятся руины памятника Корсакову.
Отсюда кроме дома, на фоне зелени парка, видны флигеля двухэтажные, флигеля малые, погреба, разбросанные вокруг этой площади. Направо церковь. Но о ней впереди.
Итак, мы видим, что Славгородская усадьба – это целый ensemble построек, расположенных по известной системе. От центра дома налево – службы, направо – чистые флигеля, а прямо (по оси) против дома – церковь. Но, очевидно, позже (в 70—80-х годах) «перекроили» сад, новой оградой отрезали службы, выделили памятник за черту собственно усадьбы, предоставив его тем самым на расхищение, и вот – теперь уже с трудом можно мысленно восстановить прежний общий план усадьбы.
Внутри дома разрушение еще большее, чем снаружи. Если на фасадах заметны следы отсутствия ремонта, выпавшие балясины, отпавшая штукатурка, что легко восстановить, то внутри происходит полный развал: покривились ступени лестницы, покосились притолки дверей, потрескалась живопись старинных полотен, покрыты слоем пыли все ценные предметы, продается чудная, подобранная за многие годы, библиотека, и, в дополнение ко всему, весь инвентарь находится в руках и на попечении евреев-арендаторов. Между тем здесь есть чудные портреты: бабушки нынешней владелицы Веры Викторовны, хорошие люстры empire и др.
Мавзолей на могиле, как гласит о том надпись, генерал-майора Алексея Ивановича Корсакова, поставлен был в 1818 году 18 апреля. Несмотря на не столь большую давность, он пришел в ужасное состояние, впрочем, не лишенное живописности. Деревья, его окружающие, кустарники, поросшие на склонах пирамидального покрытия и руины стен образуют очень поэтический уголок. Но почему в такие развалины обратилась постройка? Кладка ли была плоха или отсутствие покрытия на скатах пирамиды повлияло так дурно на состояние стен? Выщербились углы, деформировался почти до неузнаваемости верх мавзолея, трудно даже определить теперь, что это была пирамида с четырьмя по углам малыми обелисками. Каков был стиль сооружения, сказать теперь представляется совершенно невозможным.
Внутри квадратное в плане помещение с огромными распалубками, придающими помещению очень типичный вид, именно вид склепа. Остатки алтаря (или части иконостаса) в украин-
ском стиле барокко.
В 1807 году помещицей Варварою Надаржинскою построен был каменный храм во имя св. Троицы. В 1843 году княгинею Софией Алексеевной Голицыной, рожденной Корсаковой, правнучкой знаменитого Надаржинского, храм был возобновлен. Ею поставлены в нишах статуи семейных святых архангелов Гавриила и Михаила, святителя Алексея и святых мучениц Софьи, Александры и Варвары.
Церковь построена была в классическом стиле и украшена колоннами.
Колокольня в виде массивного четырехугольного с прямым отверстием куба, на котором – мощный и отлично скомпанованный купол со шпилем, сохранилась нерушимо. Равно сохранились вполне все ее три портика с отлично выполненными дорическими колоннами. Но пристройками приделов с южной и северной сторон (для расширения храма) значительно нарушен был ensemble церкви; эти пристройки «украсили» куполками с луковичными главками, и русский стиль совсем не гармонирует с empire’ом церкви. Со стороны паперти, как и в стенах абсиды, в некоторых нишах поставлены статуи. Первоначально они были во всех нишах. Во время обновления храма в 1843 году, как мы видели, поставлены были статуи в некоторых нишах, так как при епископе Амвросии их убрали, как несоответствующие духу православной церкви, а в нишах вместо статуй были написаны фрески. Статуи действительно имеют католический характер, зато новые статуи епископов в митрах, хотя совершенно подходят по сюжету, но значительно хуже по художественности выполнения. В то же время, т. е. при переделке церкви, убран был «за ветхостью» и чудесный иконостас, и, говорят, потому, что он был тоже якобы в католическом стиле. Вероятно, это было пышное барокко вроде иконостаса храма в Водолаге, т. е. с лепными и резными изображениями ангелов и, может быть, даже Богоматери и Христа. Но око местного епископа усмотрело в этих деталях признаки католичества, позабыв, что на Украйне, в частности, как и на далеком Севере вполне распространены были скульптурные изображения святых, ими теперь полны музеи Костромы, Владимира, Вологды и т. д.
Итак, теперь новый, неинтересный иконостас, и недостает некоторых статуй, поставленных в 1843 году. Зато теперь появились нелепые пристройки якобы в русском стиле, испортившие боковые фасады храма, заслуживающего самого бережного к нему отношения: храм вполне
может быть причислен к числу лучших построек губернии.
В саду около церкви несколько прелестных монументов на могилах владетелей усадьбы. Вот некоторые из них: памятник на могиле князя Василия Петровича Голицына, умершего в 1866 году – в виде статуи ангела, держащего опущенный факел. Прекрасно грустное, тихое выражение лица; складки драпировок, крылья скомпанованы очень удачно, и если бы не была известна точно дата монумента, смело можно бы было отнести его к 30-м годам.
Памятник на могиле Александры Тимофеевны Корсаковой, жены генерал-майора, скончавшейся в 1842 году на 34-м году жизни, изображает статую опечаленной, со склоненной головой, женщины. Также великолепны складки драпировок, покрывающих прекрасное тело.
Памятник княжны Варвары Алексеевны Корсаковой, дочери генерал-майора А. И. Корсакова, умершей, как гласит надпись: «1832 года, июня 16 в 7 часов утра, в Голландии, по выезде из Роттердама близ города Горкум на реке Вааль, на пароходе Номбеген», изображает пьедестал с фронтоном в египетском стиле с антефиксами на одной стороне фронтона. В венке из цветов – профильный барельеф усопшей, окруженный звездами. Под изображением надпись: «Вот все». Как кратко и красноречиво! Сколько такта, изящества и смысла во всем изображении! И как просто все это по сравнению с теми монументами, которыми устанавливают теперь наши кладбища! Все памятники прекрасного мрамора. Едва ли на зиму их закрывают ящиками из досок. Кто заботится о поддержании их вида? Ведь они на могилах родственников владельцев! Не постигнет ли и их судьба мавзолея на могиле генерала Корсакова? Будем надеяться, что они не дождутся судьбы монументов в Мерчике, хотя бы благодаря тому, что, опубликованные здесь, они привлекут к себе внимание тех, кого следует, т. е. прежде всего собственников и родственников.
Грустное впечатление остается в общем от обзора Славгородка. Чудное дворянское гнездо с хорошим домом, с садом «задумчивым», с церковью высокохудожественной – сколько средств, сколько трудов было затрачено на устройство всего этого для того, чтобы теперь подвергнуться постепенному разрушению!
Г. К. Лукомский "Старинные усадьбы Харьковской губернии", 1917 г.