1911 год. Из летописи Казанской церкви с. Деревок Ахтырского уезда

Село Деревки находится на левой стороне реки Ворсклы, как раз па границе Полтавской губернии. Когда-то в старину этот поселок прямо утопал в обширных лесах, отчего он и получил название «Деревки» – от множества деревьев; в настоящее же время эти леса почти истреблены к место их занял труднопроходимый, бесплодный песок. От прежних лесов остался только один лесной участок, но и эта лесная площадь, кажется, в скорости будет выкорчевана.

Лесок этот называется «Крупицким». Замечателен он как исторический памятник. Когда-то давно и среди деревковских лесов происходили битвы: и здесь малороссы бились то друг с другом, то с поляками, то с шведами. Так, известно, что в Крупицком лесу, по приказанию правобережного гетмана Дорошенко, был схвачен и убит с приверженцами своими левобережный гетман Брюховецкий (1663 г.). Тело последнего было увезено отсюда, а его приверженцев похоронили здесь в Крупицком лесу под дубами. И долго после этого стояли эти дубы, вещая потомкам о бывшей в Малороссии братоубийственной разрухе.

Но оставим деревковскую старину, о которой так мало мы знаем, и расскажем о новом каменном деревковском храме Божием, которым теперь украсились Деревки. Храм этот действительно не но селу. Никто не думал и не гадал, что будет воздвигнут в таком глухом и бедном селении столь величественный дом Божий. А между тем он выстроен почти исключительно на местные средства прихожан.

В конце семидесятых годов прошлого столетия в с. Деревках был священником некто о. Павел Рубинский. Однажды этот священник в кругу своих прихожан держал такую речь: «Православные, пройдет одно-другое десятилетие и настоящая церковь будет весьма тесною; пора уже подумать о новой церкви». Эта мысль батюшки тотчас начала циркулировать но селу. Одни соглашались на новую церковь, а большинство считало прямо неосуществимою эту затею батюшки и на первых порах прямо отказалось от этого дела. И всем тогда думалось, что не скоро быть в Деревках каменному храму. Но не так склалось, как ждалось. Нашелся среди крестьян один умный человек, именно, Василий Ткаченко, теперь уже почтенный дедушка, который сумел тогда же дать ход задуманному делу о. Павла. Будучи энергичным п влиятельным в обществе, он своими разумными доводами склонил прихожан дать средства на устройство обширной каменной церкви в Деревках. И прихожане дали таковые. Во-первых, отвели они 300 десятин пахотной земли, арендная плата, за которые впредь до окончания церкви вся должна была идти на устройство последней, и во-вторых, пожертвовали на тоже дело почти весь свой строевой лес – стоимостью около 25000 рублей. Понятно, много давала помощи от своих доходов и церковь, был и подушный взнос на церковь, но все-таки средства эти текли из местных источников. Правда, около 3000 рублей было собрано и на стороне, но эта сумма слишком незначительна сравнительно с общею стоимостью устроенной церкви, а церковь новая стоит более 60000 рублей

Строили храм прихожане из своего кирпича. Для этого устроен был на свои средства завод с английскими печами. Лес продавали также сами. За всеми этими операциями строго следил председатель комитета надворный советник Павел Яковлевич Пастухов. В высшей степени аккуратный в денежных делах, твердый и настойчивый, он вел постройку церкви так, что ни одна копейка не могла уйти бесследно. За такое ведение дела прихожане должны быть всегда благодарны Пастухову.

Строился храм около восьми годов. Закладка его была совершена 16 августа 1903 года, а освящен был 31 мая сего 1911 года. Как закладка, так и освящение совершены были очень торжественно. Освящал храм местный благочинный, священник о. Федор Юшков, в сослужении десяти священников из соседних сел и трех диаконов. Этот благоговейный пресвитер провел сложное дело освящения храма весьма стройно. После освящения о. благочинный сказал поучение народу, в котором ясно и просто выяснил значение храмов Божиих в религиозно-нравственной жизни христиан. На ту же тему на обедне после причастия сказал проповедь и местный священник Андрей Сагарда-Николенко. «Возлюбленные братие, как в жизни каждого человека бывают такие отрадные минуты, которые надолго остаются в памяти, так и в жизни и целых обществ бывают такие радостные события, впечатления от которых тоже продолжительно сохраняются. Сегодня у нас торжество, которое надолго будет памятно нам. Сегодня заветная наша мечта о новом храме стала действительностью. У нас теперь есть храм, храм обширный и величественный, который только что освящен, и на престоле которого уже принесена Господу Богу первая бескровная жертва. Радуйтесь-же, дорогие прихожане, и благодарите Бога, за то, что Он Милосердный помоги нам устроить сей дом Божий и сподобил нам дожить до настоящего славного торжества. Слава Тебе, Господи, благодетелю нашему во веки веков!

Но недостаточно было-б однако же ограничиться в сей день только одними этими благопожеланиями. Пользуясь случаем, я нахожу весьма приличным остановить теперь на несколько минут ваше, братие, внимание на том значении, какое имеют в жизни христианина вообще храмы Божии.

Возлюбленные братие, то действительно верно, что каждый из нас желает себе как счастия па земле, так и блаженства на небе. Также верно и то, что здесь на земле только тот счастлив, кто всею душею стремится быть счастливым на небе. Но это стремление к небу, к Богу и сама любовь к жизни по Божьему, не даются нам, так сказать, в готовом виде. Желание небесной жизни, скорбь по небу, печаль по Боге – все это, мы должны еще как-бы заново приобресть. А где-же найскорее и найвернее можно сделать такое приобретение, т. с. развить чувствительность и любовь ко всему небесному, как не во храме и при посредстве храма.

Храм Божий это – жилище самого Господа, это – дом Божий, это –купина Господа. В нем невидимо присутствует в таинстве Тела и Крови Христовых Сам Сын Божий. В нем благодать Св. Духа чрез Св. Таинства изобильно подается. В нем ангелы Божии со святыми, как утверждают тайновидцы, окружают престол Божий. Словом, храм это – небо на земле. Потому-то в храме «всякое земное величие, слава, богатство, всякая гордость смиряется. Здесь в храме стоит с молитвою немощный человек пред Всевышним Богом, грешник пред Судьею, погибающий пред Спасителем». Здесь и учат, и поют, и живописуют только о небе, о Боге, о святых ангелах и святых людях, о рае, об аде, о скоротечности земной жизни, о плаче о своих грехах; но здесь-же вливают в сердце и великую отраду и утешение. Здесь и горе забывается и радость удвояется. «В церкви», говорит Златоуст, «радующиеся продолжают свою радость, в церкви скорбящим утешение, в церкви печальным веселие, в церкви удрученным отдых, в церкви труждающимся успокоение, ибо сказано: «приидите ко мне вси труждающиеся и обремененные и аз упокою вы».

Не меньшее утешение сердцу христианина также приносить и то обстоятельство, что и после смерти пашей церковь не оставляет нас. В храм Божий принесут нас, когда мы умрем, чтобы напутствовать нас в жизнь вечную. Здесь и по отходе нашем в загробный мир, когда забудут нас все родные и знакомые, Св. Церковь матерински будет заботиться о нашем спасении и молиться за нас до скончания века. Итак, в храме Божием все: и видимое, и слышимое в нем, и невидимое-таинственное – все приспособлено к тому, чтобы породить у людей стремление к Богу и любовь к жизни по Божьему, т. е. породить то, без чего мы не можем достигнуть ни счастия на земле, ни блаженства на небе.

Но этим еще не исчерпывается все значение для нас храмов Божиих. Они в нашей жизни имеют еще, так сказать, и дисциплинарное значение. Счет дней, распределение домашних занятий, назначения рода пищи, удовольствий и т. д. – все это у большинства из народа совершается соответственно церковному уставу. Наконец, храм Божий имеет и еще одно значение для нас. В одной из своих бесед Св. Златоуст, между прочим, говорит следующее: «если святое Евангелие есть в доме, то диавол не может войти в него; когда же мы имеем оное не только в домах своих, но и при себе, и в своих сердцах, то еще вернее мы будем предохранены от стрел сатаны». Слушайте, христиане! По Златоусту, диавол боится даже тех домов, где находится книга – св. Евангелие. Тем более, значит, он трепещет тех мест п поселений, где устроены храмы Божии, в которых находятся не только Евангелие, но, что самое главное, Тело и Кровь Самого Христа. Храмы Божии являются, значит, защитой и охраной сел и городов от князей воздушных – т. е. бесов.

Будем же, возлюбленные братие, всегда посещать храмы Господни, памятуя, что в них невидимо присутствует Сам Бог и силы небесные. Будем водить в храмы и своих детей, чтобы смлада приучить их к неземным впечатлениям. Не будем слушаться тех отщепенцев, которые говорят, что храмы излишни, что главное дело строить из своих душ храмы, достойные Св. Духа, и не заниматься устроением дорогих вещественных храмов. Не будем слушать таких речей, ибо в них заключена великая ложь. Вспомним праведников, Святых Божиих людей, например, преподобного Серафима Саровского, Сергия Радонежского, святителей Божиих – Феодосия Угличского, Иоасафа Белгородского и вообще святых людей. Они-ли не были полны даров Св. Духа? Они ли были недостойными храмами Св. Духа? Что-же, избегали-ли они вещественных храмов? О, нет! Без храмов они не могли жить; только в храмах Божиих они и жили в свое святое удовольствие. Значит, совсем ложно то утверждение отщепенцев, что, будто бы, чем святее человек, тем менее он нуждается в посещении храмов Божиих: оно, как видите, противоречит действительности. Не слушайте, возлюбленные братие, далее, и тех, которые говорят, что лучше пристроить сироту, чем строить церкви. Этот хитрый и ядовитый совет то же исполнен лжи. «Не строй церкви, а пристрой сироту»[1]. А пристроенные сироты и другие православные где-же без церквей должны молиться Богу? спрошу я. Под открытым небом, что ли? Скажут, Бог везде, можно приспособить для общественного моления и простой дом. Что Бог везде, что можно молиться и на всяком месте, это – правда. Но у нас не о том речь, а о том, можно-ли любить Бога и вместе не любить благолепия дома Божия, в котором находится Тело и Кровь Спасителя, можно-ли любить Бога и вместе не обращать внимания на бедных сирот. Нет, кто любит искрению Господа, тот, имея средства и церкви строит, и сирот пристраивает... Любовь к Богу и любовь к ближним в действительности не отделимы одна от другой; – между тем совет: «Не строй церкви, а сироту пристрой», хочет неразделимое разделить.

Итак, да не входят, братие, в души ваши подобные хульные мысли о храме Божием и да водворится в нас та правда православия о храмах, которая гласит, что церкви Божии необходимо будут существовать до самого Страшного Суда, на который судить явится Сам Спаситель, Ему-же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

После обедни все священнослужители с другими гостями приглашены были в здание местной земской школы, где предложена была им скромная трапеза. Во время обеда произнесены были положенные здравицы.

Сказав о торжестве освящения храма в Деревках, нельзя не сказать хоть коротенько и о другом пашем торжестве, бывшем накануне освящения, т. е. 29 мая. Дело в том, что в сей день поднимали на колокольню новый в 117 пудов колокол, купленный ко дню освящения. Изыскивал средства на колокол тот- же, упомянутый прихожанин, дорогой дедушка Василий Григориев Ткаченко. Около 200 рублей на этот предмет положил он и из своих средств. После освящения колокола также была предложена трапеза, во время которой я счел нравственною своею обязанностью поблагодарить дедушку Ткаченко за все его труды, как по устройству церкви, так и за хлопоты в деле приобретения нового колокола.

После трапезы начали вызванивать колокол...

Священник Андрей Сагарда-Николенко


[1] Очень прискорбно, что эта сектантская пословица: «Не строй церковь, а пристрой сироту», помещена в учебнике по русскому языку г. Вахтерева (2-й год), принятом в земских народных училищах. Отцы всеми силами стараются как-бы устроить себе храм, а учителя с учебниками говорят детям сих отцов: «Не строй церкви»... Какое жестокое противоречие!!!