1857 год. Сватова Лучка из "Историко-статистического описания Харьковской епархии"

Сватова Лучка – на реке Красной, она же Ново-Екатеринославль.

В грамоте 1704 года читаем: «от того села (Красного) вверх против речки Красной Изюмского полка козаков разных городов в Сватове-пристани пасека Сеньковских жителей Игната Константиненка и Ивана Степаненка; по сказке их, они тою пасекою владеют лет 30 и больше. Пасека Радьковского жителя Павла Дябченка, а по сказке его, тою пасекою владеет лет 40 и больше». В той же грамоте прописана отписка воеводы князя Якова Долгорукого 1700 года следующего содержания: «велено по челобитью Изюмского полка старшины и козаков, на реке Красной, с верховья вниз, по обе стороны, до Кабаньего брода и по Хариной и по Дуванной и по иным долинам, которые в ту речку Красную тянут, и по реке Жеребцу, с верховья до устья правою стороною, пасеками и лесками и сенными покосами и рыбными ловлями и всякими угодьями владеть и на тех речках Красной и Жеребце Изюмского полка старшине и козакам, кто похочет, слободами и дворами строиться велеть и служить им Изюмскому полку в козаках по-прежнему, а о справке тех речек Красной и Жеребца со всеми угодьями, им, старшинам и козакам, бить челом Нам, Великому Государю, на Москве».[1]

Таким образом, первое поселение Сватовой Пристани, или Лучки, начавшееся заведением пасек, началось около 1665-1675 г. Умножение же населения Сватовой Пристани совершилось с 1700 года, что увидим и по причту первого храма Сватовой.

По местному преданию, первый поселенец основался на правом берегу реки Красной на устье речки, называемой ныне Свахою, а другие заняли место за версту выше по реке Красной к северу. Старший по летам и уважению был сватом таковому же поселенцу второй местности. Последнему принадлежал луговой сенокос на левом берегу реки Красной и это место сделалось потом центром слободы. Таким образом, по свату, первому поселенцу луга, произошло название слободы Сватовой Лучки, и речка, орошавшая луг, названа Свахой.

По местному же преданию, население Сватовой Пристани в первые времена ее состояло не только из жителей Сенькова, но сюда переходили черкасы, особенно Змиевского уезда, а потом Богодуховского, Сумского и Лебединского уездов.

C 1825 после образования нового военного поселения, Сватова Лучка, с именем Ново-Екатеринославля, служит местом главного штаба четырех округов и составляет красивый военный город, с множеством каменных построек.

Первый храм, построенный в Сватовой Пристани, посвящен был имени Святителя и Чудотворца Николая. Он стоял на правом берегу Красной, разделяющей ныне слободу на две части. В ведомости 1732 года сказано, что «церковь Николая Чудотворца в Сватовой Лучке построена в 1722 году», а по делам 1725 года видим при этом храме двух священников. Так как по грамоте 1704 года еще не видно храма в Сватовой Пристани, да и жителей оказывается тут еще не много, то показание ведомости о времени построения Николаевского храма надобно признать за показание о времени построения первого храма в Сватовой Лучке, а то обстоятельство, что в 1725 году видим уже здесь двух священников, указывает только на то, что по решении спора казаков Изюмского полка с Донскими казаками о правах на реку Красную, царской грамотой 1704 года, Сватова Пристань на реке Красной населилась целыми массами казаков Изюмского полка.

В 1745 году предписано было Изюмскому протоиерею освятить новый храм во имя Святого Николая, и, вероятно, потому, что первый храм построен был наскоро и потому не прочно и не удобно.

В 1793 году храм сей перенесен был на другое место, на полверсту от прежнего к востоку, и освящен был в честь Сошествия Святого Духа. Но так как при новой постройке употребили лес прежнего очень ветхого храма, то новый храм не мог долго стоять, и только милость Божья спасла от бед при его внезапном разрушении. 1810 года июля 6-го служили в нем литургию, и лишь только вышли все из храма, он пал, рассыпавшись до основания. Это дивное хранение промысла Божьего возбудило во всех жителях Сватовой слободы желание пламенное возблагодарить Господа сооружением нового достойного храма. Сердца закипели живой хвалой Богу и положили построить каменный храм во имя Сошествия святого Духа. Огромный и великолепный храм в 1822 году уже приведен был к концу, и 19 декабря освящен преосвященным Павлом. Ныне это соборная церковь штаба 4-х округов и вполне достойна такого назначения.

Главным благотворителем при построении сего храма был помещик Иван Лащенков. Он, кроме полуторы десятин леса и денежных приношений, пожертвовал разных вещей на 1930 рублей серебром.

В 1832 году куплены: серебряная гробница, в 455 рублей серебром, напрестольное евангелие, в 855 рублей серебром, потом колокол, в 1438 рублей серебром.

Из древних книг сохранился только служебник, Черниговской печати 1747 года.

Другой храм в Сватовой Лучке, также каменный, посвящен во имя Успения Богоматери, а в память древнего храма Сватовой в нем есть придел во имя Святого Николая. Храм сей заложен был, по грамоте преосвященного Аггея, Святогорским архимандритом Феофаном 14 июня 1777 года, «мерою, как доносил архимандрит, в олтаре длиннику и поперечнику 10 аршин, в настоящей церкви длиннику и поперечнику 15 аршин, в трапезе 10 аршин». Храм с колокольней окончен постройкой в 1788 году.

Замечательны: потир серебряный, в 200 рублей серебром, искусной работы; плащаница, в 330 рублей серебром; гробница серебряная, в 124 рубля серебром; парчевая риза, в 200 рублей серебром; вообще утварь и ризница, как и колокола – дары щедрого усердия бывших войсковых обывателей.

Книги храма: минеи служ., М. п. 1721 года; чин избрания и рукоположения архиерейского, СПб. п. 1725 г.; осмогласник, М. п. 1746 года; евангелие, М. п. 1748 года; проповеди Ильи Минятия, СПб. п. 1741 года.

По переписи 1732 года в Сватовой Лучке старшины и казаков 145 душ муж., подпомощников 514, работников 23, а всего 682 душ муж.; кроме того в Нижней Дуванке 89 душ муж., в Верхней Дуванке 214 душ муж.; всего в приходе 985 душ муж.

Число прихожан:

При церквах

1730

1750

1770

1790

1810

1830

1850

 

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

Николаевской  или Св. Духа

-

-

-

-

1896

1797

1187

1274

2470

2720

3307

3008

2518

2196

Успенской

-

-

-

-

-

-

1816

1891

2104

2062

3694

3706

1828

1806

А всего

985

810

895

875

1896

1797

3003

3165

4574

4782

7001

6714

4346

4002

Памятные бедствия:

Холера 1831 года в первом приходе похитила до 300 человек, во втором до 60 человек; от неё же в 1847 и 1848 годах умерло в обоих приходах и в гошпитале до 650 человек. Цинга 1849 года похитила еще более, всего умерло от нее до 1250 человек.


[1] Грамота 14 октября 1704 года в Записках Одесского Общества. Ист. Т. I, стр. 364 – 366.