1857 год. «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» (Филарет)

            Прежде всего заметим географические памятники древности.

            В 3 верстах от Хотении идёт из Суджи старинная дорога Ромодань. Менее чем в пол версте от неё круглая земляная насыпь в 3 сажени вышиною, 15 шириною и 65 саженей в окружности. В версте от этой насыпи ещё 6 насыпей, называемых в народе могилами. Эти другого вида, продолговатые, в 30 сажень ширины, в 4 ширины и 123 сажени в окружности. О чем говорят эти памятники? Князь Ромодановский оставил своё имя на дороге, конечно, с того времени, как в 1658 году шёл в Малороссию против Виговского, и потом не раз ходил усмирять волнения Брюховецкого и Дорошенко. Ромодановский не был человеком мягким; он заставил помнить шаги его, а дорогу готовили ему, без сомнения, черкасы. Насыпи же, конечно, помнят ещё Половцев, которые, обыкновенно, когда решались вторгнуться в Россию, кочевали в этих местах. Видные теперь могилы самою громадностью своею показывают, что они служили памятниками над погребёнными здесь князьями, над такими князьями, которые заставляли лить слёзы наших предков и препроводили во гроб очень многих исповедников Христова имени. Известно, как мир грешный приобретает себе славу. Только вера Христова, без оружия, одною кротостью и благодеяниями своими умеет побеждать мир.

            По тому самому, что сказали мы о дороге Ромодан, уже, вероятно, что полковник Кондратьев не рано стал населять Хотынь и Кровное с деревнею Николаевкой. А что эти земли заняты были полковником Герасимом Кондратьевым, показывают документы.

            В царской отчиной грамоте 24 апреля 1703 года, данной полковнику Андрею Герасимовичу, слобода Хотень с храмом Апостолов Петра и Павла упоминается между имениями. Полученными в наследство после полковника Герасима Кондратьевича Кондратьева. Грамота говорит: «на кринице Хочуне село Новая слобода, а в нём церковь верховных Апостолов Петра и Павла, да двор его полковников, да мельница, черкас вольных людей 50 человек, а земля по урочищам».

            В ревизской сказке 1732 года показано, что черкасы «слободы Хочуна поселены во 197 (1689) году», и здесь же при храме Хотенском показана школа.

            По таким памятникам нет сомнения, что первый храм в слободе «на крынице Хочуне» построен в 1689 году. Ныне в Хотении каменный храм Успения Богоматери с приделом верховных Апостолов; он построен Андреем Андреевичем Кондратьевым и освящён в 1786 году.

            Книги храма: апостол Киевской печати 1722 года, часослов Л. п. 1735 года, октоих Л. п. 1739 года, минеи служебные Московской печати 1741 года, евангелие Московской печати 1745 года, требник Л. п. 1748 года.

            Метрические книги хранятся с 1735 года, исповедные с 1797 года.

            До построения храма в Николаевке жители Николаевки были прихожанами Благовещенской церкви села Кровного, которой метрики начинаются с 1735 года и которая упоминается уже в приведенной нами грамоте 1703 года.[1] Первый храм в Кровном построен, конечно, в одно время с хотенским, в 1689 году.[2] Но так как к 1820 году храм Кровного весьма обветшал: то он по распоряжению Духовного начальства упразднён, а на место его разрешено строить каменную церковь в Николаевке во имя Рождества Богородицы. Церковь эта окончена постройкою в 1824 году, храмоздательницей была Варвара Николаевна Тимченкова, она же снабдила храм и всеми принадлежностями.

             Здесь есть ещё весьма красивый кладбищенский каменный храм, который построен был в 1837 году, но по случаю оказавшихся трещин в 1849 году с разрешения епархиального начальства перестроен по прежнему плану и фасаду генерал-лейтенантшей Софиею Ивановною Куприяновой. Церковь сия устроена над прахом родителей Куприяновой с разрешения Святейшего Синода; на содержание её положено владелицею села в приказ Общественного Призрения 500 рублей ассигнациями для приращения.

            В приходском храме имеется небольшой крест на престоле с мощами святой великомученицы Варвары, который поступил в церковь 1826 года от подполковника Ивана Темирова.

Число прихожан.

 

1730

1750

1770

1790

 

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

Хотеньской

1507

1437

1047

908

1150

1070

1385

1390

Благовещенской Николаевской

750

620

681

640

747

716

760

780

 

1810

1830

1850

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

1448

1456

1593

1631

2135

2205

831

863

1038

1055

829

856

 

 

            От холеры умерло в Хотени в 1831 году 68, в 1848 году 282 человека.


[1] Парская вотчинная грамота 24 апреля 1703 года «на реке Алешенке, на устье речки Кровной, село Кровное, а в нём церковь Благовещение Пресвятой Богородицы, двор его полковников (Андрея Герасимовича Кондратьева), подле двора мельница, да черкас 38 человек, да к тому ж селу земли 302 десятины в поле, а в двух по тому ж, сенных покосов 305 десятин. На реке Алешенке его полковникова купленная земля и мельница, что куплена у сумского черкашенина у Игнатья Рудня, деревня Рудневка, в ней двор его полковника, земли 20 четьи в поле, а в двух по тому ж, вольных Черкасов 28 человек. На Татариновой Луке, на реке Псле, на устье речки Алешенки, пасека и мельница, - а ныне деревня Песчаная, да вольных Черкасов 10 человек; да к той же деревне на дороге из Сум в Стецковку, пахатная земля и сенные покосы; на вершине реки Рогозной кыпленый рыбный став и хутор и борной ухожей, что куплен у Козмы Сенецкого; на реке Лосятине, что впала в реку Вир, да на кринице Бакине пасечные места и сенные покосы по урочищам 100 десятин в поле, а в двух по тому ж».

[2] По переписке 1732 года в селе Кровном школа с 4 дьячками. В 1742 году дьячок Иван Григорьев, поставлявшийся в священника на место отца своего, в село Кровное, показывал: «русского письма чтению и пению обучен он, Иван, той же церкви дьячком Василием; а по изучении русской грамоты отдан был в Харьковские славенолатинские школы и трактовал до поэтики под учителя иеромонаха Варлаама Тищинского и из показанных латинских школ, по прошению отца его Григория, а по определению Преосвященного Досифея, архиепископа из домовой Канцелярии его, что ныне Консистория, указом уволен и определён той же церкви действительным дьячком».