Сумской уезд

Верхняя Сыроватка

Филарет Гумилевский «Историко-статистическое описание Харьковской епархии»

По преданию Верхняя Сыроватка начала населяться в половине XVII столетия выходцами из за Днепра.

Первый храм в Верхней Сыроватке построен не позже 1660 года. В 1805 году начат постройкою и в 1812 году освящён каменный храм во имя Успения Божьей Матери. Строителем и попечителем сего храма был подпоручик Николай Власовский, который на собранную от прихожан сумму купил в бывшем Сумском монастыре старой церкви кирпич и иконостас. Сей иконостас существует и поныне, только в 1841 году он поновлён живописью и позолотою.

Ахтырский купец Иоанн Грицаенко пожертвовал плащаницу на малиновом бархате с шитыми золотом изображениями 4-х евангелистов, ценою 200 рублей серебром; слободы Высшей Сыроватки казённый крестьянин Игнатий Грицаенко в 1840 году пожертвовал храмовую икону Успения Божьей Матери под серебряной вызлощенной шатой

Cела Бездрика помещик Николай Альферов в 1848 году построил вокруг церкви каменную ограду на свой кошт. Чего стоит эта ограда, положительно нельзя определить, а сам благотворитель говорит: Богу известно и Пречистой Матери Его. Побуждение к устроению сей ограды было следующее: упомянутый помещик, занимаясь охотою, нечаянно прострелил себе ногу. Пользуясь немалое время пособием земных врачей, и не имея в виду совершенно никакой надежды на излечение тяжкой раны, он обратился в Сыроватку к образу Божьей Матери Ченстоховской, и по чистосердечной молитве, скоро получил исцеление от раны. В благодарность за избавление от сей болезни он соорудил сию ограду.

Благодетельное действие Промысла Божьего по храму было следующее: в 1844 году электрическая сила разразилась на колокольне храма; оттуда прошла во внутренность самого храма, и обожгла всю позолоту на иконостасе; но сила Божья и молитва Царицы небесной сохранили храм от истребления.

Находящаяся в храме Ченстоховская икона Божьей Матери, весьма древняя. Она ныне в киоте, который устроен г. Альферовым, под серебряною и вызлощенной шатой с посадкой разных камней. Откуда эта икона, достоверных сведений нет никаких. Некоторые из старожилов говорят, что она принесена одним польским шляхтичем в бывшую старую деревянную церковь, по имени и фамилии неизвестным, из Ченстохова.

Кроме чудесного действия, произведенного над помещиком Николаем Альферовым, в 1817 году совершилась милость Божья над помещицею села Великого Бобрика, генерал-майоршей Елизаветой Рахмановой. Будучи одержима жестокою болезнью, она наконец лишилась слуха и языка. В этом положении она просила бывшего в то время священника сей слободы Тимофея Лободовского принести в село Бобрик Ченстоховскую икону Божьей Матери; когда при внесении её в село стали трезвонить, больная услышала звон колоколов; по принесении иконы в дом сама встала с одра, несколько уже дней по слабости и бессилию не оставляемого и, став на колена, начала вслух всех, при пении молебствия, читать молитвы.

Книги храма: литургарион, К. п. 1653 г., октоих, К. п. 1699 г. При Успенском Сыроватском храме до 1812 года было три причта, а с того времени определены два; причт 3-го класса.

По переписи 1732 года в слободке Сыроватке 1132 душ муж., в деревне Поповке 153 (последние «поселены на жалованной церковной земле тому лет 70» следовательно в 1662 году), - в хуторе сотника Павла Михайловича Виднева 26 душ муж., в деревне Железнянке 249, а всего 1559 душ муж пола.

По ведомости генерального межевания в Верхней Сыроватке 1237 душ муж., 5205 десятин земли. По исповедным записям прихожан: в 1730 году 1550 муж., 1497 жен., в 1750 году 1600 муж., 1549 жен., в 1770 году 1655 муж., 1625 жен., в 1790 году 1710 муж., 1795 жен., в 1810 году 1763 муж., 1972 жен., в 1830 году 1677 муж., 1788 жен., в 1850 году 1828 муж., 1940 жен. пола.

От холеры 1831 года умерло до 40 человек, а в 1848 году до 120 человек.

Метрики начинаются с 1735 года, а исповедные росписи с 1739 года.