1857 год. Историко-статистическое описание Харьковской епархии

 В семи верстах от нынешней Юноковки, по правую сторону большой дороги в город Суджу, в 23 саженях от дороги, стоят 4 высокие кургана, окружённые валом как кольцом. Вал вышиною в 4½ сажени. Вход во внутренность пространства, ограждённого валом – в 2 сажени. На площади, окружённой валом, при самом входе, по правую и левую сторону, стоят два кургана, длиною в 45 саженей, шириною в 4 сажени. Не вдали от этих курганов ещё два кургана, один от другого в 10 саженях. Между ними две ямы, по народному отзыву, бывшие погребами. По левую сторону дороги ещё пять курганов, но вышиною только в 3 сажени, шириною в 4 сажени, а в окружности 26 сажень Местные жители знают об этих курганах только то, что на них стояли караулы, наблюдавшие за Татарами. Но самое расположение их показывает, что они первоначально имели другое назначение и происхождением своим одолжены отдалённой древности. Если не ошибаемся, место, окружённое валом, было городом, где жили посадники черниговского князя, собиравшие дань с живших по реке Сейму, и откуда наблюдали они за Половцами и другими подобными неприятелями. Здесь-то, как думаем, посадники Ярополка, овладевшего Посемьем, в 1125 году остановили послов половецких, возвращавшихся от Всеволода черниговского.[1]

            О населении и названии черкасской Юноковки по документам юноковского Отчинного Правления и по преданию народному известно, что прежде на этом месте поселился сумского полка сотник Семён Андреевич Юнок; на земли, занятые им, по его приглашению, скоро поселились «вольные черкасы» - выходцы из-за  Днепра. Так составилось поселение, по сотнику Юноку названное Юноковкою. Сотник Семён Андреевич продал Юноковские земли Михаилу Голицыну, знаменитому фельдмаршалу Петра Великого. Молва говорит ещё, что большие пространства земли, смежные с участками Юнока, полковник Кондратьев вынужден был подарить Голицыну, чтобы избавиться от беды за казацкую расправу с каким-то русским чиновником. Как бы то ни было, - при Голицыне совершилось самое сильное население Юноковки. Тогда же населилось соседнее село Битицы на реке Бытице. Роменские казаки, с одной стороны, обманутые Мазепой и Карлом, с другой, подвергаемые царской опале не мягким Меньшиковым, бежали под защиту князя Голицына в Юноковку и Михайловку.[2]

            Ныне в слободе Юноковке две церкви – Богородичная и Преображенская.

            В каком году построен был первый храм в Юноковке, - неизвестно. Известно только, что он был во имя святого Николая, однопрестольный. По истории умножения населения Юноковки при Петре несомненно, что около 1709 года уже был храм в Юноковке. По делу 1748 года в Юноковке Суджанского уезда при храме святого Николая два священника, один – Григорий Подольский. Нынешний каменный огромный и великолепный храм разрешено строить в 1793 году. Построение его совершалось попечением священника и благочинного Кирилла Мошлянского и церковного старосты Михаила Уланского на пожертвования благотворительных юноковских жителей, без всяких других пособий. Оно окончено в 1806 году и по благословению блаженной памяти Преосвященного Христофора престол в приделе Святителя и Чудотворца Николая освящён в том же 1806 году, а главный во имя Рождества Богородицы и другой в приделе освящены после.

            По смерти священника Мошлянского (1806 год) товарищ его, священник (с 1790 г.) Корнилий Краснокутский, заботясь об устройстве каменной колокольни и ограды, в 1823 году пожертвовал 10000 рублей ассигнациями; колокольня была окончена строением в том же году.

            От древней Николаевской Юноковской церкви, при которой до 1798 года было три причта, сохранилось в нынешней: святое евангелие, печатанное в 1735 году в Москве, служба пр. Никандру М. п. 1709 г., апостол М. п. 1748 г., триоди постная М. п. 1745 г., цветная М. п. 1746 г., минеи служебная в 12 книгах М. п. 1747 г.

            В Юноковской Рождество-Богородицкой церкви находится с давнего времени прославляемая икона Святителя Христова Николая. По преданию она существует уже более 150 лет. – Икона сия живописи весьма древней и весьма благовидной, в длину 1 аршин 7 вершков, в ширину 14 вершков, в серебряной и вызолоченной ризе. Предание сохраняет в памяти некоторые случаи благодатной помощи, получавшейся верою при сей иконе, ещё с 1770 года. И в недавнее время исцеление Елизаветы Андреевой Савичевой совершилось пред глазами многих из княжеской фамилии Голицыных.

            В архиве храма хранятся метрические книги с 1774 года, исповедные с 1786 года.

            Другой храм в слободе Юноковке посвящён славе Преображения Господня. В 1784 году старый Преображенский храм был продан в село Белку Суджанского уезда. А вместо его построена ныне существующая каменная церковь в честь Преображения Господня. По документам церковного архива видно, что строение сего храма совершалось при священнике Назарии Рыжевском, доброхотным подаянием прихожан, при участии владельца слободы князя Голицына; на построение его употреблено 11429 рублей серебром.

             В последующее время юноковским жителем Петром Котенком на местные иконы Спасителя и Божьей Матери сделаны ризы серебряные вызолоченные весом в 19 фунтов 14 золотников ценою в 696 рублей 80 копеек серебром. Другой обыватель Василий Плужников а) устроил серебряную ризу с киотом и крестом серебряным на икону Свят. Николая, на что употреблено серебра 10 фунтов 71 золотник, а денег уплачено 422 рубля 80 копеек серебром; б) пожертвовал евангелие издание московское 1759 года в серебряной оправе весом в 1 пуд и 30 фунтов, ценою 1428 рублей 50 копеек серебром; в) он же пожертвовал св. потир со всем прибором весом 6 фунтов 80 золотников в 185 рублей 14 копеек серебром.

            В архиве Преображенской церкви хранятся метрические книги с 1774 года, исповедные с 1790 года. Богослужебные книги: Триодь цветная М. п. 1722 года, служебник М. п. 1723 года, другой 1737 года.

            Из прихожан Преображенской церкви по отзыву старшины отличились жизнью благочестивою крестьяне Николай Иоакимов Кирпатовский, бывший при сей церкви церковным старостою 30 лет, и крестьянин Иван Данилович Котькалов.

            По праведному суду Божьему холера 1831 года похитила в Богородичном приходе Юноковки около 80 человек, а в Преображенском 50 человек; от холеры 1848 года умерло в первом приходе до 150 человек, во втором – 93 человека; кроме того  в 1834, 1839 и 1840 годах Юноковцы страдали от голода, а в 1811 году в приходе Преображенской церкви сгорело много дворов.

 ЧИСЛО ПРИХОЖАН:

 

1730

1750

1770

1790

 

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

Богородичная

1260

1230

1310

1280

1385

1390

1574

1592

Преображенская

-

-

1108

1106

1301

1292

1372

1369

 

 

 

2418

2386

2686

2682

2946

2961

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1810

1830

1850

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

1354

1425

1309

1427

1141

1291

2075

2125

1272

1380

1161

1223

2429

3550

2581

2807

2302

2514

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] Лаврентьевский список, стр. 130. «Сташа (Половцы) у Ратьмире дубравы за Вырем, послали бо бяхуть послы к Всеволоду и не пропустиша их опять, Ярополчи бо бяхуть посадницы по всей Семи, - и изымаша послы их на Локне».

[2] История Конисского, стр. 218