От хуторов Кабаньих до Преображенского (А. Парамонов)

Первое название Преображенского было Кабанячье, от балки Кабанье, вдоль которой в 1820-е годы было устроено более 60 хуторов бывших жителей сл. Новая Водолага. Имя будущего Преображенского храма, дало новое название и формированию селения[1].

Место строительства выбрано было не случайно у дороги. Первоначально открыли молельный дом, выбрали поверенных строительства церкви: священника Дмитрия Цыбулевского и обывателя Петра Котляренко. Духовная консистория выдала поверенным просительную книгу для сбора пожертвований на строительство храма. Обыватели собрали деньги, но повереные повели себя вопреки воле большинства жителей Орельских хуторов. Несмотря на то, что первым было разрешено открыть молельный дом в Преображенской, поверенные истратили деньги на открытие молельного дома в Нижней Орели. Это вызвало среди других обывателей недовольство, ведь Нижняя Орель находилась в стороне от других хуторов. И 22 августа 1822 года на общем сходе жителей Орельских хуторов было решено поверенных отстранить, причиной устранения в обращении к консистории послужило указание о «непостоянстве и невнимательности к столь важному делу». Руководить постройкой общество избрало священника Мураховского, «который в благонравии равно ж и в честном поведении замечен», поэтому в должности попечителя «сердечно желать его имели». Поверенными избрали жителей разных хуторов: Ивана Яковенко, Лаврентия Бакая, Якова Фесенко, Савву Волошина. С этого времени священник Иван Мураховский служит в церкви слободы Преображенской, а Дмитрий Цыбулевский — в Нижней Орели.

Обыватели просили Консисторию об устройстве в будущем храме двух престолов: Казанской Божией Матери и Иоанна воина. Из Харькова пришел отзыв на прошение поселян, в котором определено, что церковь, как и задумывалось, будет с главны престолом в честь Преображения Господня, а второй престол Казанской Божией матери можно разместить на хорах, а также разместить в храме икону Иоанна воина. Срок строительства был определен в пять лет, если они к тому времени храм построить не успеют, то молитвенный дом будет закрыт, а дозволение на постройку отменено. В августе 1822 года в Преображенском молельном доме установили и освятили передвижной антиминс.

Обывателям разрешили собирать строительный материал с тем, чтобы весной 1823 года начать строительство. Место для храма осмотрели 16 октября 1822 года Благочинный протоиерей Дмитрий Сильванский и заседатель от Валковского дворянства Канивальский. Предполагалось, что на строительство храма по плану губернского архитектора потребуется 35 000 рублей. Строителями церкви стали мещане Черниговской губернии Городницкого уезда из посада Добрянка Василий Несторович и Иван Несторович Киреевы, с которыми 29 января 1823 года был заключен контракт на сумму 28 100 рублей с материалами строителей. Начать строительство предполагалось в мае 1823 г. Через год должен быть был закончен цоколь, а окончено строительство должно было быть в 1826 году. Кроме денег строителям обязались обыватели поставить 50 четвертей муки ржаной и 20 четвертей пшеничной, 2 четверти пшена, 10 четвертей гречки, 20 четвертей овса, 20 пудов сала, 20 пудов соли, 5 пудов коровьего масла, 5000 штук сухой тарани, 75 баранов, 15 ведер конопляного масла и каждое лето по 50 копен сена.

По проекту храм выглядел следующим образом. Против фасада 12 колонн, под колокольней погреб с двумя дверьми. Кирпич был двух сортов: две части наливного и одна часть подносного. Три железные двери весили каждая по 20 пудов, а четвертая 10 пудов. Каждая дверь стояла на шести крюках и имела внутренний замок. Окон в храме было 14, в колокольне 4, в погребе 2. На окнах стояли кубовые железные решетки и полубелое стекло. В стенах устроены были ниши для книг и для церковной кассы. В храме были печь и колодезь. Железо на кровлю обыватели требовали с заводов Алексея Яковлева или Ивана Баташева, с весом 5 листов не более одного пуда. Крышу предполагалось красить один раз мумием и крыть в гребень на деревянные стропила. Снаружи и внутри церковь оштукатурили грунтом из одной части мела и одной части свинцовых белил, а затем выкрасили один раз ярью и два раза медянкой (зеленый цвет). Все двери, решетки и все металлические предметы окрашены были в зеленый цвет. Пол в церкви устроили каменный. На колокольне церкви и алтаре стояли по одному шару с крестами, вызолоченными червонным листовым золотом. На фасадах храма и колокольни устроили карнизы и пилястры.

Следует сказать немного и о строителях церкви — Киреевых. Они перед этим строили церковь в слободе Ефремовка, во время строительства вышел небольшой конфуз: их обвиняли в некрепкой постройке церкви, а также в изменении ими проекта церкви. На самом деле Киреевы лишь упрочили здание Ефремовской церкви и придали ей более благородный вид, что и отметил архитектор, приезжавший для осмотра строительства. Впоследствии изменения, которые внесли Киреевы, позволили расширить эту церковь. Ложными слухами воспользовался священник Цыбулевский, обиженный на обывателей недоверием к своей персоне. Он написал жалобу на то, что церковь строится непрочной. Архитектор, присланный для осмотра строящейся церкви, нарушений и некачественной работы не нашел, более того, обыватели настолько настойчиво защищали Киреевых, что все вопросы по этому поводу отпадали и в дальнейшем.

Между тем строительство Преображенской церкви затягивалось. В октябре 1826 г. жители Кабанячьего хутора, а также хуторов по речке Орельке жаловались, что сегодня между обывателями Орельских хуторов нет единодушия. Жители из Верхней и Нижней Орели отказываются помогать им в завершении каменного храма, так как построили себе деревянный, молельный дом в слободе Нижней Орели, подобный церкви и считают, что этого им довольно. Из Духовной Консистории последовал отзыв, что если они не будут помогать деньгами, провизией и подводами, то молельный дом, который разрешено им иметь до завершения строительства каменной церкви, могут и вовсе закрыть. Жители Верхней и Нижней Орели согласились помогать. Сверх того уступили право распоряжаться пастбищами, которые находились в совместном владении с другими обывателями. Преображенцы и закутневцы сдали их в аренду для выпаса скота Обоянскому купцу 3 гильдии Архипу Винокурову сроком на три года. За каждый год он выплачивал по 1500 рублей на строительство церкви.

История строительства церкви в Преображенском показывает, что первоначально все жители Орельских хуторов были более единодушными. Ведь до этого они жили все вместе на довольно небольшой площади, которая сегодня считается одним большим поселком – Новая Водолага. И как разделились мнения людей в последующем, главным образом из-за несогласия считать волостным центром Кабанячьи хутора, где вдобавок еще и каменную церковь начинают строить.


[1] В советские времена село называлось Мироновка, в новейшие времена селу было возвращено наименование – Преображенское.