История Дмитриевской церкви сл. Ефремовка (А. Парамонов)

© Андрей Парамонов (Харьков)

- 1732 г. Построена первая деревянная Троицкая церковь, которая существовала в Ефремовской крепости до 1764 г.

- 2 марта 1817 г. Указ из Слободско-Украинской Духовной Консистории в Змиевское духовное правление об отсылке жительницы сл. Ефремовка в монастырь: «…Сия консистория слушав Рапорт онаго Духовного Правления, коим на указ сей консистории о высылке селения Ефремовского, Тройчатое тож, однодворческой дочери Ефросиньи Фолипевой в сию консисторию для отсылки в Хорошевский Девичий Монастырь к понесению возложенной ей Епитимии за блудное с однодворцем Карполе Пошиновым сожитие и рождение от того мужеска пола младенца, который при рождении оказался мертвым, донесло, что оная Ефросинья вышедшая уже в замужество за берецкого однодворца Захария Зеленина, одержима ныне жестокою болезнию и едвали может выздороветь от оной. Приказали: как Змиевское Духовное Правление рапортом доносит консистории, что подсудимая однодворческая дочь девица Ефросинья Фомичева вышла уже в замужество за однодворца Захария Зеленина и при том находится еще в болезни: для того освободив ея от посылки в Монастырь, велеть исполнять ей эпитилию через три года с половиною порядком прописанным в посланном из сей консистории в то правление от 10 ноября истекшаю 1816 года за № 2674. Указ на месте жительства ея под присмотром Духовного е отца, о чем в Змиевское Духовное Правление послать указ. Ректор Протоиерей и Кавалер Андрей Прокопович»[1].

- апрель 1821 г. Прошение попечителя постройки церкви в сл. Ефремовка однодворца Самойлы Плотникова Слободско-Украинскому губернатору Василию Гавриловичу Муратову: «…Верители мои деревни Ефремовки Аднадворцы понеимению у себя приходской церкви вознамерились таковую выстроить во имя Святаго Димитрия Мироотца каменным зданием к чему уже сдозволения Духовнаго начальства приготавливаются материалы, но по малому количеству в оной деревне душ коих едва только могло составится на постройку церкви надлежащие количество и особо состоя деревня Ефремовская на тракотовой для ремонтиров и прочих воинских команд мест; отвлекаются еще жители почти ежедневно как для препровождения в стороны ремонтных лошадей так идия своза воинских тягостей через что и не могут достигнуть в полной мере своего намерения какже означенной тракт лежит здешняго уезда от соседственной слободы Алексеевской Полтавской малороссийской губернии константиноградского совета на слободу Парасковею которой удобно постановить минуя деревню Ефремовскую на слободу Верховую Береку и охочее без малешего в разстоянии излишества почему прибегая подзащиту и покровительство Вашего превосходительства покорнейше прошу о возложении означенного пункта на слободу Верховную Береку и охочего к облегчению деревни Ефремовской учинить разсмотрение прошения…»[2].

- 14 мая 1821 г. Было предложено Змиевскому земскому исправнику рассмотреть возможность проложить тракт минуя слободу Ефремовку. Из рапорта Змиевского уездного исправника: «…село Ефремовское действительно имеет отягощение от приходящих ремонтов и военных команд помалому количеству жителей коих всего вокладе щитается 341 душа дворов же неболее 67 и нередко из одного двора высылается для препровождения ремонтов извоза военных тягостей по три человека…».

- 16 июля 1821 г. Слободско-украинским губернатором В. Г. Муратовым было разрешено устроить тракт в обход сл. Ефремовки.

- 23 мая 1823 г. Объяснение от попечителя постройки Дмитриевской церкви в сл. Ефремовка однодворца Самойла Плотникова в Змиевское духовное правление: «На требование оного правления почему подрядчики Киреевы не прочно Строют в селе нашем каменное здание Дмитриевской церкви, что не положили в нужном месте железа, окна здания не по плану, а прибавили франтон и противу плана, Сим обясняюсь, что подрядчики Киреевы производили работу на приходской нашей Дмитриевской церкви по замечанию Моему, да и в сем селении нашего жителей прочно и гладко и железа где только следовало везде клали, а что не положили в сводах в двух местах то по неимению в то время железа в готовности, для которого оставили места и после оное положили весьма прочно. Что же на противу плана подняли два окна, то сие производило от воли жителей, которые рассудили что в плане оные окна назначены, полуциркульные  внизу по пяти аршин, то для меньшого кошта на будущее время в стенах и рамах для общества, весь с общего согласия вздумали оные уменьшить и уменьшили равно и навосмирину из положенных в плане двенадцати окон четырех уменьшили, афрантон с Западной стороны с… прибавили также. По желанию всех жителей и для приличия к церкви, за что сверх договоренной цены прибавили им Кирпеевым четыреста рублей каковая Дмитриевская церковь с лета в последних числах июня месяца совершенно каменным зданием окончена для освидетельствования оного правления прошу отрядить кого либо из присудействующих; о чем оному правлению сим объясняюсь нижайше прошу от невинных по сему делу волокит оставить меня свободным потом учинить рассмотрение»[3].

- 31 октября 1824 г. Дмитриевская церковь окончена постройкой и освящена.

- 2 декабря 1825 г. Прошение священника Дмитриевской церкви к епископу Слободско-Украинскому и Харьковскому Павлу: «…По недавнему устроению оной Дмитриевской церкви недостачествует еще она многими потребными для благолепия ее вещами, и хотя прихожане усердствуют о пополнении всего того, то будучи за материалы на сооружение ее употребленных в домах не могут того усердия своего показать до выплаты тех домов в настоящем виде, почему дабы та Дмитриевская церковь чрез данной по таковой причине время не терпела в самонужнейших вещах недостатка я покорнейше Вашего Преосвященства прошу повелеть выдать в оную оставшиеся за уничтожением Коробковской Николаевской церкви вещи, а именно: Евангелие Московской печати и кипарисовый крест серебром обнесенный и на серебряном подножии в ризницу Вашего Преосвященства представленные, а также две Хоругви четыре иконы на холсте, одна икона в обветшало деревянном киоте и паникадило желтой меди в Гомольшанскую Богословскую церковь для сбережения перенесенные и в ней без употребления находящиеся, и о сем учинив милостивейшее благорассмотрение неоставить архипастырскою резолюцию»[4].

По резолюции из упраздненной села Коробова Николаевской церкви было выдано в Дмитриевскую церковь: 1) Крест на кипарисе резной в серебро оправленный с подножием, в нем  веса с деревом 60 золотников; 2) Евангелие на простой бумаге в лист Московской печати, 1735 года оправленное зеленым бархатом, на верхней доске 5 серебряных и мало позолоченных блях. 3) Один деревянный киот из церкви с. Водяного.

- 1832 г. Церковь построена вновь в 1824 г. каменная. Дворов 119, муж. – 474, жен – 468. В недавнем времени поселившиеся и еще не имеющие оседлости. Колокольни нет, колокола висят на столбах к построению новой колокольни, жители оказались недостаточными.

- 6 октября 1832 г. Прошение Дмитриевской церкви священника Якова Басанского и церковного старосты Григория Филатова о дозволении купить им старую деревянную колокольню при Покровской церкви в сл. Лиман Змиевского уезда[5]. Резолюция Преосвященного: «Доброе дело!». Дозволили устроить колокольню на каменном фундаменте, окрасить масляной краской.

- 3 марта 1834 г. Церковный староста Дмитриевской церкви Григорий Филатов купил старую колокольню Покровской церкви сл. Лиман и перевез её в Ефремовку.

- 1861 г. Из Ведомости Дмитриевской церкви. Священник Пётр Алексеевич Будянский 27 лет, сын дьячка с. Пески Изюмского уезда. Окончил Харьковскую духовную семинарию в 1855 г. и с 1 октября того же года был определен священником к этой церкви. Награжден бронзовым наперстным крестом в память о войне 1853–1856 гг.

Дьячок Виктор Иванович Павловский 45 лет, сын пономаря сл. Верховая Берека. В училищах не был, в 1833 г. назначен пономарем к Николаевской церкви сл. Ленивка.В этой церкви с 1859 г.

Пономарь Иван Викторович Павловский 17 лет, сын дьячка этой же церкви. В 1858 г. определен пономарем к Троицкой церкви с. Пришиб Змиевского уезда. В Ефремовке с 6 августа 1860 г.

Просфорница вдова священника Анна Ковалевская.

Церковный староста с 1858 г. государственный крестьянин Лаврентий Михайлович Киншаков.

К приходу церкви относится хут. Михайловский, в нём живут помещики губернский секретарь Михаил Яковлевич Сумцов и вдова коллежского регистратора Мария Матвеевна Бондаренкова.

- 1904 г. Дмитриевская церковь построена в 1824 г. на средства прихожан каменная, однопрестольная. Земли 3 десятины. Прихожан: мужчин – 798, женщин – 720. Причт: священник, псаломщик. Жалование: священника – 294 руб., псаломщика – 98 руб. Причт проживает в общественных домах. К церкви относятся церковно-приходская школа и начальное училище. Попечителя нет. В приходе хутор Михайловский в 7 верстах.

Священник Пётр Тимофеев 38 лет, окончил учительскую семинарию, священник и на этом месте с 1900 г. Должность законоучитель церковно-приходской школы и училища. Он же заведующий церковно-приходской школы.

Псаломщик Стефан Огульков 33 года, из народного училища, псаломщик и на этом месте с 1897 г.

Церковный староста с 1899 г. государственный крестьянин Фёдор Поменов.

- 1 июня 1910 г. Пояснительная записка епархиального архитектора Владимира Николаевича Покровского к проекту расширения трапезной и устройство колокольни при Дмитриевской церкви: «…Небольшая каменная церковь в сл. Ефремовка не имеет колокольни и слишком тесна для прихода. Не обладая достаточными средствами для значительного увеличения церкви, прихожане решили пристроить колокольню и лишь несколько удлинить трапезную, а именно на 6 аршин, остановив все остальные размеры церкви по старому. Вся новая пристройка предполагается из кирпича на известковом растворе, а цоколь от фундамента до уровня пом-на цементным раствором для защиты от грунтовой сырости… В виду изначальности в будущем необходимости к устройству отопления церкви глубина фундаментов сделана такая чтобы можно было поставить печь под полом. Небольшые сравнительно размеры пристраеваемых частей не дают основания опасаться за прочность сооружения, так как прочность и устойчивость очевидна из чертежей»[6].

- август 1910 г. Начато строительство каменной колокольни.

- 1 ноября 1911 г. Окончена постройкой колокольня старанием приходского свящинника Петра Тимофеева и прихожан.

- 1915 г. Ведомость о Дмитриевской церкви. Построена в 1824 г., в 1911 г. расширена удлинением трапезной. Каменная, крепкая, крыта железом. Колокольня в одной связи с храмом, крепкая, крыта железом. Внутри и снаружи оштукатурены и окрашены клеевой краской, снаружи побелены. Ограда деревянная, ветхая. Престол один во имя Св. Великомученика Дмитрия Солунского-Мироточивого, празднуемого 26 октября. Внутри ограды деревянная сторожка и школа грамоты. Попечитель школы крестьянин сл. Ефремовки Тимофей Страхов. Законоучитель и заведующий школой священник Пётр Тимофеев, учитель Борис Македонский (окончил Купянское духовное училище).

Священник Пётр Павлович Тимофеев родился 26 июня 1866 г., сын диакона сл. Щебелинки, окончил в 1885 г. Волчанскую учительскую семинарию. В Ефремовке с 1900 г. Жена Наталья Стефановна (29.07.1896 г.р.). Дети: Владимир (2.09.1892 г.р.) – обучается в с. Бабаи в Петровско-Разумовском с/х институте; Наталья (25.08.1896 г.р.) – учительница земской школы с. Ефремовка; Мария (29.03.1903 г.р.) – обучается в Харьковском епархиальном училище для девиц духовного звания.

Псаломщик Николай Андреевич Попов (1.05.1896 г.р.) сын священника сл. Стельмаховки Купянского уезда. Обучался во второклассной церковной учительской школе в с. Сватова Лучка Купянского уезда.

Приход: с. Ефремовка дворов – 261, мужчин – 1047, женщин – 927. Хут. Михайловский дворов – 3, мужчин – 11, женщин – 6.

Церковный староста с 11 марта 1911 г. государственный крестьянин Георгий Иннокентьевич Пошенов.

Мария Романовна (1.04.1888 г.р.), умерший муж Григорий Кириллович Хруль служил 6 лет псаломщиком при сей церкви. Живет в с. Колонтаев Богодуховского уезда. С Сын Евгений (10.02.1912 г.р.).

Дети умершего псаломщика Иоанна Викторовича Павловского, служил 38 лет: Ксения 27 лет, Евгения 24 лет – учительница земской школы сл. Ефремовка. Живут при школе. Братья их: Макарий – священник сл. Казачья Лопань; Иоанн – инспектор классов Костромского епархиального женского училища[7].

- 11 мая 1924 г. Религиозная община с. Ефремовка заключила договор об использовании храма в селе. Храм переименован в Архангело-Михайловский.

- 1929 г. Из списка лишенных права голоса по с. Ефремовка: священник Арсений Иванович Олешкевич 1868 г.р.; псаломщик Киншаков Василий Митрофанович 1883 г.р.; церковный староста Касьянов Савва Михайлович 1871 г.р.» председатель религиозной общины Тимофей Павлович Рыжков 1868 г.р.; бывший монах Максименко Никифор Максимович 1880 г.р.; бывшая монашка Пошенова Александра Яковлевна 1873 г.р.; бывшая монашка Пошенова Евдокия Яковлевна 1885 г.р.; член семьи служителя религиозного культа Федора Кирилловна Киншакова 1880 г.р. 


[1] ГАХО. – Ф. 572, оп. 1, ед. хр. 486. – Л. 1.

[2] ГАХО. – Ф.3, оп. 47, ед. хр. 84. – Лл. 1–8.

[3] ГАХО. – Ф. 572, оп. 1, ед. хр. 665. – Л.6.

[4] ГАХО. – Ф. 40, оп. 14, ед. хр. 1711. – Лл. 36-37.

[5] ГАХО. – Ф. 40, оп. 19, ед. хр. 1312. – Лл. 1-16. 

[6] ГАХО. – Ф. 4, оп. 160, ед. хр. 1024. – Л. 4.

[7] ГАХО. – Ф. 40, оп. 110, ед. хр.1303. – Лл. 169–180.