Чкаловское до начала войны в 1941 году (И. А. Подопригора)

Самым главным богатством совхоза были обильный чернозем. С 1930 года начинается строительство жилых зданий, зернохранилищ, коровников, разбиваются сад и парк. Значительные площади заняло руководство хозяйством В1932 году провели раздел земель. Одна из трех частей получила название «Совхоз № 5» и стала основой современного посёлка и хозяйства.

За годы предвоенных пятилеток центральная усадьбы совхоза № 5 выросла, появилась школа, двухэтажных жилой дом, построили клуб, хлебопекарню, баню, проложили водопровод.

Хозяйство тоже укреплялось: были построены капитальные коровники, свинарники, зерносклады, механические мастерские, автогараж и гараж для тракторов Совхоз специализировался на производстве молочных продуктов и выращивании сахарной свеклы.

 

 Из воспоминаний Д.В. Раззуваева (записано 31.10.1967 г.)

«До 29 года эта местность была покрыта ковылём – нераспаханная степь. 22.09.29. прислали первые машины для обработки почвы – 3 пары гарнитуры парплугов. Задание было поставлено значительное: к зиме надо было вспахать 2 тыс.га целинной, покрытой кавылём, степи. Начали вспашку за Михайловкой, возле курганов «2 брата», возле изюмского шляха. Размеры этих площадей от села Граково до ст. Булацеловка – это около 20 тыс. га. Совхоз назывался «Индустриальный» и по профилю должен был выращивать сахарную свеклу. Планировалось строительство сахарозавода, специальной ветки ж/д. рабочую силу привозили с Полтавской, Курской и других областей. Контора «Индустриалного» сначала находилась в Гракое. А сельсовет – в селе Василенково. Первым директором до 1930 года был Недзельский. Потом помню Ивана Васильевича Куртова. Перед войной директором был Пугачёв Дмитрий Никифорович. Он был и после возвращения из эвакуации после 1945 года. В 30-х гг. начали строить хоз.помещения, мастерские. В 32 году совхоз перешёл в ведомость НКВД и разделился на № 5 и № 7  и «Индустрильаный». В 29 году отечественных тракторов еще не было, прислали американские. В 30 году осенью было уже 30 тракторов, в 31 – 45. А до 41-го года было уже 90 тракторов. С 32 года прибывали трактора СТЗ, а с 33-го – ХТЗ. В 31 году появился 1-й комбайн «Катерпиллер» из США. А потом и отечественные – «Коммунар» (Запорожье). В 33-м их было 6, а до 41-го было 10. Применлись и жатки-крылатки с захватом 1,5 метра. Их тянула пара волов, а женщины следом вязали снопы. Были и косарки, сноповязалки, «лобогрейки». Запомнилась американская молотилка, в которой по трубе сжатым воздухом выбрасывало солому на стог.

Бараки начали строить в 31 году возле «Сахалина» в виде буквы «Н». их было два на южной стороне от нынешней школы. Такие же общежития построили и на востоке от магазина. Длинные, на 50 семей каждое. Было их 4 барака. В 32-м был построен зерносклад, школа-клуб на 2 этажа. Наверху был зал для зрителей, сцена, киноаппарат. Тут же находился сначала и рабочком (местком). В 34 году была и своя типография в пристройке. Выпускали газету «Дзержинец». Сначала рабочие в колхозе были без семей, а потом начали перевозить семьи. Для них и строились общежития – из землянок переселялись. Начали привозить детей, и потому дом-клуб превратили в школу, а клуб перевели в 2-этажный дом, где теперь контора. Сельсовет теперь был тут, на центральной усадьбе. Село называлось им.Балицкого В.В. до 37-го года. А потом переименовали на чкаловское с 39 года. Строил совхоз харьковский Сахаротрест. А потом ведомство НКВД. Позже он был подчинён донецкому тресту Мясомолпром (г.Сталино – Донецк). А в Москве было управление.  Хорошо запомнился из руководителей совхоза главный агроном Костя Центилович. До войны и после. Никто из рабочих при встрече не успевал первым сказать «Здравствуйте!». Всех называл по имени-отчеству и всего снимал головной убор (его отец когда-то имел 50 га земли). Очень хорошо заботился о полях и о порядке. Вот кто-то из трактористов перепашет дорогу. В Константин Федорович знал, кто где работает в поле (рано утром на линейке объезжал поля, осматривал). Встретит этого тракториста и попросит: «Возьми лопаточку, забросай, выровняй дорогу!». Никогда не кричал, не ругался, всегда по-хорошему. Центилович во время войны эвакуировался на восток с машинами и техникой».

 

В 1939 году по просьбам жителей, когда погиб известный летчик Валерий Чкалов, в честь его имени населенный пункт был переименован из Совхоза № 5 в Чкаловское. В том же 1939 году в Москве заговорили не только про Чкаловское, но и про Чугуевский район. Заговорили, потому что узнали, каких высоких показателей в работе достигли люди, которые здесь жили. На всесоюзную выставку достижений народного хозяйства поехали доярки  Г.Проскурина и Л.Дубинина. Передовики производства: Проскурина, Цимбалова. Киктёва, Криштальова, Пивоварова, Корх, Ветчинкнн были награждены большими и малыми золотыми и серебряными медалями, а совхоз был награжден дипломом I степени. Постепенно хозяйство становилось все более механизированным - в 1940 году урожай составил 16 центнеров на гектар.

В 1934 году «Индустриальный» был разделен на 3 совхоза: «Совхоз №5» имел площадь 7 тысяч га. В его состав входили: центральная усадьба, Нееловка, Гавриловка, Николаевка, Нежуриловка. «Совхоз №7» - имел плозадь 7 тысяч га. В его состав входили: Волохов Яр (?), Петровское. Каменка, Михайловка, Ивановка. Свохоз «Индустриальный»: имел площадь 7 тысяч га. Расположен возмле станции Булацеловка. Совхозы № 5 и 7 не имели названий, а были номерными. т.к.  принадлежали ведомству НКВД. Директора совхозов назначались НКВД и работали не больше года. Совхозы имели самые главные для с-х природные богатства – мощные чернозёмные грунты толщиной более 1 м. растительность была травянистая, степь распахана и засевалась. В основном, зерновыми культурами: пшеница,  ячмень, кукуруза, овёс, горох, а также сахарной свеклой. Совхоз №5 специализировался на разведении свиней и молочного крупного рогатого скота. Вспомогательными отраслями были овощеводство, садоводство и пасека. По распоряжению правительства Украинской ССР сюда были направлены машины для распахивания целинных земель: трактора «Фордзон», ХТЗ и паровые плуги. С 1930 года хозяйство совхоза росло. Были построены коровники. Свинарники, зерносклады. Механизированные мастерские. Автогараж и гараж для тракторов. Перед войной работники совхоза достигли значительных успехов в развитии земледелия и животноводства. В 1936 году на каждую фуражную корову надаивали 2600 литров молока, а в 1939 – 4360 литров. (Сноска: Пугачёв И.Д. «Растущему животноводству с.87»)

Потом были построены бараки, в которых жили люди. Многие из них уже имели семьи. Улиц не было, но люди давали названия баракам: «Сахалин», «Камчатка», «Шанхай», «Шалман». В одном из бараков ( «Сахалин») открыли в 1932 году начальную школу, которая размещалась в 1 комнате. Старшие ученики ездили в Граковскую школу. Потом весь барак был переоборудован под школу.

В 1934 году была построена новая 2-этажная школа. На весь Чугуевский район было 3 «многоэтажных» дома, и 2 из них находились в центральной усадьбе совхоза №5 – это школа и контора совхоза.

 

Из воспоминаний директора школы И.Ф.Радченко: «в 1934 году школа размещалась в 2-этажном доме. Который строился для совхозской конторы. Первый этаж занимала школа. На втором был клуб и радиоузел совхоза.

С центрального вода заходили в клуб, а школа пользовалась входом со двора, через двери в пристройку. Строение для школы было совсем не приспособлено. В нем можно было на 1 и 2 этажах разместить только 6 классных комнат. Ученики учились в 2 смены. В каждой комнате помещалось примерно 25 учеников. Печи топились углём, часто в помещении скапливался угарный газ. Мебель была плохая и ее не хватало. Особенно стульев, столов и шкафов. Территория двора школы и в общем совхоза е была упорядочена. Никаких тротуаров не было, везде непролазная грязь. Бывали случаи, когда в грязи оставалась даже обувь.

Иногда настилали солому или «тырсу» (опилки). И получался однородный пласт, который с большим трудом вытаскивали через двери. Тяжело было достать черную краски для классных досок. Не хватало мела, но помогали дети. Чернила уборщица М.Береза изготавливала в бутылках из куксина. Чернильницами были пузырьки и невылевайки. На партах, тетрадях. А иногда и на платьях оставалось много чернильных пятен. Учебников тоже не хватало, т.к. было время, когда страна стала садиться за парты. Много чего нужно. А всего не хватало. Но в борьбе с этими трудностями большую активность и инициативу проявляли как все учителя. Так и все учащиеся. С чувством большого удовлетворения вспоминают старожилы как дети активно участвовали в борьбе с грязью, с чернильными пятнами. С пылью. К приходу учителя в класс доска должна быть чистая, тряпка и мел на месте. А на доске написаны день. Дата и  предмет. Практиковалось перед 1-м уроком в коридоре 5-минутная линейка, где каждый дежурный по классу докладывал о готовность класса к занятиям. Надо отметить, что Чугуевский райком партии, райисполком и районо уделяли большое внимание школе, помогали во всём. Да и партком и администрация совхоза всегда доброжелательно относились к запросам школы. Родители были лучшими помощниками школе. В 1940 -41 гг. в учебном году Чкаловская школа №1 стала средней, а в совхозе №7 была неполная средняя школа, очень маленькая.  В то время в чкаловской школе проводилось очень много мероприятий во внешкольное время. Пионервожатой была Вдовиченко Юля, всегда находила новые занятия, заинтересовывала детей и направляла на активные действия. Неоднократно проводились военные игры, для которых дети под руководством Юлии отлично изготавливали трещотки к «пулемётам», «винтовки», «револьверы». Командирские знаки отличия. В школе работали хоровой и музыкальный кружки. Участников было примерно 60 человек. Хором руководила Варвара Корнеевна Сандыга, а струнным – лев Кобелёв. Хоровой кружок в соревнованиях в Кегичёвском районе получил 1 место. Туда Варвара Корнеевна со своим хором выезжала на машинах. На соревнованиях среди 20 школ в Чугуеве хор получил 1 (?) место.

Работал фотокружок. Каждому ученику рекомендовалось научиться фотографировать. Очень много было фотографий. Когда директор школы Радченко шёл в партизанский отряд, то просил секретаря школы Е.П.Лапченко, чтобы она фотографии в мешке закопала.

Работал спортивный кружок. В школе было 25 пар лыж, 25 санок, несколько пар коньков.

Перед войной начал работать кружок танцев. Учителя часто собирались на квартире директора, играли на струнных инструментах, пели, вели беседы на разные темы. Сандыга В.К. и Радченко И.Ф. принимали участие в хоровом кружке учителей в Чугуеве.

Контингент учеников чкаловской школы складывался из детей окружающих совхоз сёл. Кроме этого в совхозе было примерно 50 детей-сирот, которые была на полном обеспечении государства, т.н. «патронованные» дети. Кроме этого, в 1940-41 из Харькова прислали 50 человек подростков-правонарушителей. С ними прибыл и 1 воспитатель. Жили в одном из бараков, учились во 2 смену. С ними было очень трудно работать учителям. Сразу после объявления войны в 41 году директор школы Радченко появился в райкоме партии и попросил отправить его добровольцем на фронт. Секретарь райкома ответил: «Ваше дело учить детей». «Но после обстрела самолётами школьного двора дети не приходят в школу», - ответил директор. «Если придёт хоть один ученик, то проводите урок, как для класса». И действительно, утром дали звонок, директор с журналом зашёл в класс. В классе поднялся один-единственный ученик, Боря Тимошенко. «Добрый день, дети!» Мальчик улыбнулся и ответил на приветствие. Это был последний урок в 1941 году.

Радченко сначала поручили быть секретарём парткома совхоза. Потом он пошел в партизаны. После выполнения задания в отряде он был назначен комиссаром отдельного артдивизиона. Этот дивизион потом развернулся в артиллерийскую бригаду, с которой Радченко И.Ф. прошёл всю войну. Был ранен, имел контузию. В сентябре 1946 года демобилизовался и стал работать в г.Лиепая директором школы.  Сейчас пенсионер. Имеет награды.

Во время войны здание школы было разрушено. С 1943 года, после освобождения Чкаловского школьники учились в помещении бывшей пекарни. Потом был отстроено помещение бывшей школы. В архивных документах за 50 год есть доклад директора школы, в котором говорится: «К новому учебному году школа отремонтирована, но требуется капитальный ремонт крыши, перекладка печей, а также изготовление стандартных парт, которых с открытием старших классов не хватает.  (ЧРВА Ф № 90; оп.1; од.хр.9; л.12).

 

Варвара Никифоровна Якивец (Лилькина директриса с 1954) вспоминает: «Вокруг школы ученики посадили сад. За счёт прибыли с пришкольного участка создали фонд помощи сиротам. Была своя кролеферма на 100 кролей. Часть продуктов продавали. В школе были кружки: драмкружок, юных натуралистов, хор (рук-ль Семененко Т.И.), струнный оркестр (Рук. Бехтер), в котором принимали участие родители и ученики. Здание школы постепенно рушилось, в стенах возникли трещины, и они расширялись. Возникла надобность в строительстве новой школы. «27 апреля 1967 года был заложен фундамент новой школы» - так записал прораб Чукарин Д.А. в своем блокноте («Красная звезда», 17 августа 1968 г.с. 3). Директором школы в 1967 году стал Ильченко П.С. в 1968 учебном году учащиеся переступили порог новой средней школы.

В 1979 году директором стала Руденко Нина Тимофеевна, которая вспоминает: «Меня назначили директором с мая 1979 года. Когда я принимала школу, было 640 учащихся и 24 учителя. На 96-й год их стало 840 и 74. За период работы на этой должности пришлось много пережить изменений вместе со всеми коллегами. Больше всего детей в школе было в 1980-х годах. Их количество доходило до 1200 человек. В школе работало 19 групп продлённого дня. Харьковский областной отдел образования даже выпустил буклет о работе нашей школы. Учителя были высокой квалификации. В последние годы занимались оптимизацией учебного процесса (дурацкими модными и даже обязательными нововведениями, которые в конце концов довели до ручки образование и в России и на Украине). Ежегодно начиная с 1980 года, кроме 1994, школа выпускала серебряных и золотых медалистов. За этот период были проделаны работы по благоустройству территории, расширению производственных площадей для школьных надобностей. С 1990 года школа не финансируется для приобретения оборудования, мебели, ремонтных работ. Но благодаря помощи совхоза-комбината и помощи родителей школа пока еще работает нормально.

Раньше школа была русскоязычная. С начал 90-х школа стала украиноязычная. В 1996 году выпустились последние 3 одиннадцатые русскоязычные классы.