1857 год. Из "Историко-статистического описания Харьковской епархии"

Не вдали от нескольких озёр, из которых Глубинное в ширину 100 сажень, Енева криница, Полевая Сага, Чернишное и 18 безъименных – от 20 до 40 сажень; вблизи два кургана, из которых Дегтярный шириною в 1½ сажени, а вышиною в одну сажень.

            По делам Изюмского правления видно, что в 1728 году Гинеевцы испрашивали и получили дозволение заложить вновь в Гинеевке храм Рождества Богородицы, так как прежний, говорили, «построенный их древних лет, обветшал и обгнил». Это описание древнего храма показывает, что первый Гинеевский храм построен был, по крайней мере, не позже 1680 года.

            В 1752 году выдан был Преосвященным Иоасафом антиминс «в местечко Гинеевку, в храм Рождества Богородицы».

            В 1838 году Гинеевский Богородичный храм был закрыт, во-первых по крайней его ветхости, а во-вторых и потому, что он уже оставался за селением, так как Гинеевцы, по новому плану слободы, передвинулись на другие места. С того времени Гинеевцы считались прихожанами древнего Шелудковского храма, или иначе Николаевского Ново-Андреевского.

            Хотя новая слобода Гинеевцев отстоит от Шелудковки и Николаевского храма ближе, чем на версту; однако Гинеевцы скорбели, что закрыт храм их, и сильно желали иметь свой особый храм. В 1841 году угодно было Господу посетить Гинеевцев страшным бедствием: 23 апреля значительная часть их лишилась всего от пожара; менее, чем в два часа 199 домов обращены в пепел. Казалось, не видать после того Гинеевцам храма у себя. Но по последствиям оказалось, что это то бедствие и подарило им храм.

            По воле начальства, погоревшим выстроены были в один год дома: для этого собраны были тысячи народа из других округов поселения. Погоревшим дана была на три года льгота от казённых повинностей. Мало и того, по разрешению начальства, в других округах собрано было более 500 четвертей хлеба в пользу погоревших. Военный поселянин города Чугуева Заварзин пожертвовал от себя 250 четвертей хлеба; между тем в то лето был хороший урожай хлеба, так, что погоревшие, по уборке полей, имели нужное для своего продовольствия. Потому 500 четвертей было продано по справочным ценам и получено 2700 рублей ассигнациями. Эту сумму положено обратить на построение храма Богу Милосердому. И так как этой суммы мало было для построения храма: то военное начальство положило собрать с каждой четы по 5 рублей ассигнациями. Сверх того заняли из казённого капитала 3000 рублей ассигнациями сроком по 1850 год без процентов. А милостивейший монарх повелел выдать одним из погоревших по 150 рублей серебром с возвратом 75 рублей по истечении 3-х лет, а другим по 75 рублей без возврата. При  такой неожиданной милости божьей, храм Богоматери построен и освящён был в один год.

            Нельзя не заметить и ещё одного обстоятельства в деле построения сего храма. По воле военного начальства, до пожара, место для храма назначено было в конце слободы, что было несовсем удобно для прихожан. Но когда пламя очистило середину поселения: место для храма указали в центре селения, где он и построен.

            В воспоминание пожара 23 апреля и его последствий, военное начальство положило, дабы священники каждый год 23 апреля обходили вокруг слободы с иконами Богоматери и Великомученика Георгия и окропляли святою водою. Это учреждение сохраняется свято.

            По приказанию господина инспектора резервной кавалерии графа Никитина, из местного окружного комитета, в 1845 году, выданы две зашнурованные книги, с тем, чтобы в одну из них внесены были имена всех поселян и поселянок, участвовавших в построении храма, для поминовения их на молебне в день престольного праздника, и они внесены; а в другую вносимы бы были имена благотворителей умерших для поминовения имён на панихиде, которая должна отправляться каждый год накануне престольного праздника. И это также исполнялось и исполняется.

            В новом храме, которого иконостас особенно замечателен по великолепию своего греческого устройства, сохраняется и много древних памятников, таковы: 1) книги:

            а) Напрестольное евангелие с чеканными изображениями Спасителя и Евангелистов, изданное Московской печатью 1744 года. Оно прислано придворным протоиереем Андреем Гиневским в 1749 году.

            б) 12-ть служебных миней, печати Московской 1741 года – с надписью: «с книг Игумена и наместника Троицкой Сергиевской Лавры Феодосия Иоанковского».

            в) Триоди – постная и цветная, печати Московской 1742 года, и г) Устав, печати Московской 1745 года, присланные протоиереем Гиневским в 1749 году.

            д) Осмогласник, издание Московской печати 1739 года, пожертвованный в 1742 году прихожанином Герасимом Вербицким.

            е) Служебник Московской печати 1734 года.

            2) Утварь: серебряная дарохранительница, весом в 4 фунта: Потир серебр. с прибором, - дары Протоиерея Гиневского, присланные в 1744 году.[1]

            Наконец есть и ещё остаток древнего храма более других драгоценный, - древняя Казанская икона Божьей Матери. По народной памяти, эта икона была уже в храме Богородичном в 1748 году. Её во все времена, как только помнят старожилы, носили по домам и полям и во всех церковных ходах. И ныне, если кто хочет служить молебен в доме, непременно берёт сию святую икону.

            О положении гинеевцев старых времён нашлось одно замечание в древних памятниках. В фамильной летописи г.г. Квиток обозный (и потом полковник) Иван Григорьевич Квитка пишет: «к осени (1736) повернулись армии з Крыму в Украйну и полки з под Азова в слободские полки; Генерал-Фельдмаршал граф Миних стал в Лубнах, потом в Киеве, А Генерал-Фельдмаршал Ласси – в Харькове, в доме моём. Ноября пред Михайлом впала орда в Изюмский полк под Андреевку, Змиёв, Лиман и Генеевку и под прочие места; много шкоды учинила; Генееку совсем выбрали. За получением оной тревоги Генерал-Фельдмаршал Ласси в самом малом числе следовал в Змиёв к полкам, где и я был при Его Высокопревосходительстве конвоем». Итак, в 1736 году Гинеевка была ограблена начисто. По этой заметке можем уже судить, каково было положение гинеевцев и в другие времена, по милости Крымских грабителей.

            В последние времена прихожане Богородичного храма довольно были счастливы, по сравнению с другими. Холера 1848 года похитила из числа их только 16 человек мужчин и 19 женщин. Нельзя не упомянуть, что в эти годины общих бедствий они искренно смирялись пред десницею Божьею: каялись и молились, брали икону Богоматери по домам, и вели себя как искренние христиане, чада Святой Православной Церкви.

            По исповедной росписи за 1737 год, в Гинеевском приходе Рождества Богородицы показано прихожан 732 муж. и 684 жен., в том числе: сотник Василий Вербицкий, казаков рядовых 278 муж., 226 жен.; при храме была школа. Затем было: в 1750 году 662 муж., 640 жен.; в 1770 году 702 муж., 697 жен.; в 1790 году 751 муж., 818 жен.; в 1810 году 940 муж., 908 жен.; в 1830 году 1251 муж., 1136 жен.; в 1850 году 1156 муж., 1176 жен. душ. 


[1] О Протоиерее Гиневском смотри статью Лиман.