1857 год. Из "Историко-статистического описания Харьковской епархии"

Нынешний местный храм, однопрестольный, деревянный, во имя Василия Великого, построен в 1764 году; до построения же его, жители причислены были к Васильевской церкви селения Тетлеги, находившейся в близком от них расстоянии. Эта прежняя их приходская церковь показывается уже по Чугуевским переписям 1710 и 1712 годов. Последняя перепись говорит: «Села Тетлеги и Зарожной деревни церковь во имя Василия Кесарийского; поп Антон, Яковлев сын, Мухин, по сказке его, 72 лет, у него жена Варвара Титова 70; дети: Василий 37, Филат 27, Кирилла 18; дочери: девка Мавра 13, Настасья 10, Анна 7. У Василия жена Фёкла Фомина 35; дети: Алексей 5, Харлампий 3, Степан 1; дочери: девка Федора 8, Васса 7, Домна 4. У Филата жена Ефимия Иванова 26; дочь Елена 1. У Кирилла жена Гликерия Яковлева 18 лет». Причетников не показано. Поелику же земли на речке Тетлеге, на зелёном колодезе, данные Семёну Головину с товарищами, велено обмежевать царскою грамотою ещё от 30 января 1645 года: то нельзя сомневаться в том, что первый храм в Тетлеге построен не позже 1660 года.

            В округе Васильевского прихода с. Зарожного ныне состоят, кроме Зарожного и Тетлеги, жители с. Пятницкого, иначе называвшегося Казачьею Бабкою, где был храм Св. Параскевы, давно закрытый по ветхости его и по малому числу прихожан. Кроме того, в 1755 году, в Васильевском приходе с. Тетлеги состояли жители с. Кочетка, где впрочем, по переписи 1710 года, видим и особый храм Архангела Михаила, с священником, но без причетника,[1] и где ныне находится чтимая многими Владимирская икона Божией Матери, принадлежавшая бывшему Богородичному Монастырю.

Число прихожан.

При церквах

1730

1750

1770

1790

1810

1830

1850

 

м.

ж.

м.

ж.

м.

ж.

м.

ж.

м.

ж.

м.

ж.

м.

ж.

Васильевской с. Зарожного

-

-

-

-

638

618

681

770

807

909

1504

1422

1593

1644

Васильевской с. Тетлеги

595

580

626

622

230

240

260

292

273

323

-

-

-

-

Св. Параскевы с.Пятницкого

205

162

226

182

250

245

285

337

307

357

-

-

-

-

Кочетка, Архангельской

-

-

96

88

-

-

-

-

-

-

-

-

303

323

А всего

800

742

948

892

1118

1103

1226

1399

1387

1589

1504

1422

1896

1967

            В окрестностях Зарожного являлась холера в 1830 году; но в этом году в Зарожном никто не испытал на себе её действия. В конце же сентября месяца, следующего 1831 года, заболевшие от холеры умирали скоро. Когда же жители не видели верного средства к излечению каждого, и в течение 14 дней умерло их более 20 человек; то народ признал над собою правосудие Божие, готовое карать грехи наши, и Его долготерпение, которое, поражая одних, вразумляет других. Старец, юноша, богаты и бедный, все обратились с сокрушенным сердцем к частной, а более общей молитве, все прибегли к Святой Церкви принести покаяние и сподобиться Святых Тайн, и милосердный Бог, вняв сердечному воплю их, ограничил праведный гнев Свой немногими жертвами смерти. Появление эпидемической болезни было подобно и в 1847 году, но в сем году ни один не умер в Зарожном; но в 1848 году, с 1 июля по 1 сентября, умерло обоего пола 160 человек; к дополнению сей горести, неурожай хлеба, падёж скота и пчёл – сей важной отрасли прибытка жителей, ослабили дух их. Вняв увещанию своего духовного отца, они прибегли к общественной молитве, испросили у военного начальства позволение взять к себе икону Пустынской Владимирской Божией Матери, и с подобающею церковною церемониею принимали её в каждый дом и в каждое семейство. При сем случае внимательному оку выказывались редкие проявления чувств, и когда первые молитвенные взывания их казались не услышанными, они не предавались более отчаянию, но продолжали возносить прилежную и непрестанную молитву. Милосердный Господь не презрел молитвы усердной, избавил их, яко же Езекию, во дни печали его, и отъял болезни души их. В 1849 году цинготная болезнь весьма слабо действовала на жителей сего селения по сравнению с другими местами. Умерло от неё 8 душ женского пола.

            В кругу лиц, считающихся прихожанами Зароженской церкви, издавна были люди, заражённые заблуждениями секты беспоповщинской. Число их с каждым годом возрастало; кроме новорождённых в их секте, присоединялись к ним и такие, которые были крещены и воспитаны в догматах православной церкви. Для большего успеха в приобретении членов своей секты, Василий Аллакин в 1767 году устроил в своём доме, на опушке чёрного леса, часовню; в 1810 году построена в Зарожном и особая часовня. В 1801 году было раскольников в Зарожном 49 муж. и 42 жен., в Тетлеге 8 муж. и 8 жен., в Кочетке 2 муж. и 3 жен.; в 1819 году в первых двух было 116 душ мужеска и 125 женска, в Кочетке 6 муж. и 6 жен. Очень много обуздал своеволия раскольников майор Александр Щербаков, бывший начальник 3 поселенного дивизиона 1818 – 1829. По его влиянию, не только остановлены совращения Православных в раскол, но многие из недавно совращённых возвратились в Православие и все дети были крещены священником. Приходский священник того времени, Михаил Мухин, встретил упорное противуборство при пастырском увещании; но по прошествии 6 лет обращено от раскола к Православию мужеска 11, женска 44 лица. По увещаниям преемника Мухину, священника Аксененкова, из числа 61 раскольника 35 обратились к Святой Церкви; за смертию 11, остались в расколе только 5 человек обоего пола, все престарелых лет.


[1] По Писцовой 1647 года «Земля за рекою Тетлегою на поляне, что словет Попова, по обе стороны оврага, до верху колодезя Кочетка и вниз по колодезю Кочетку к устью речки Бабки и за колодезем Кочетком вверх по речке Бабке» дана боярским детям Фёдору Голобоку и 10 товарищам его.