1857 год. Из "Историко-статистического описания Харьковской епархии"

Земли Каменной Яруги, или Каменного, получившей своё название от слоёв камня, доселе ломаемого здесь, в 1647 году отведены были 200 стрельцам Чугуевским.[1] Первый храм в Каменном построен был, вероятно, около 1650 года.

            Ныне существующий деревянный храм, во имя Святителя Николая, построен в 1759 году. В 1809 году он был возобновлён; в 1820 году покрыт листовым железом.

            В храме сохраняется ныне древность, но которая поступила сюда в недавнее время. Это Святое Евангелие, печатанное в Москве 1663 года. Из надписи по листам в нём находящейся видно, что первоначально куплено оно было прихожанами Харьковского уезда села тишков в приходскую Рождество-Богородицкую церковь 1690 года. Потом, неизвестно когда и по какому случаю, поступило в Парасковеевскую церковь селения Пятницкого. В 1830 году, по распоряжению начальства, поступило в Николаевскую церковь селения Каменного. Кроме того есть здесь постная триодь, М. п. 1699 г., и цветная триодь, М. п. 1646 года.

            Число прихожан: в 1730 году 488 муж., 463 жен.; в 1750 году 540 муж., 510 жен.; в 1770 году 575 муж., 580 жен.; в 1790 году 618 муж., 680 жен.; в 1810 году 558 муж., 762 жен.; в 1830 году 760 муж., 670 жен.; в 1850 году 993 муж., 736 жен.

            В округе прихода были в прежнее время раскольники: в 1801 году считалось их 21 душ муж., 10 жен.; в 1819 году 13 душ муж., 31 жен.; в 1830 году 10 душ муж., 20 жен. В 1832 году присоединилось к православию 18 душ; в 1834 – 1836 годах 9 душ; в 1840 году оставалось 9 раскольников, в 1850 году остаётся один.

            Замечательнее прочих был Фёдор Русанов – записной раскольник. В детстве, обучаясь грамоте, он был несколько лет между раскольниками настоятелем раскола. Когда благодать Божия коснулась его сердца, он почувствовал своё пагубное заблуждение; постепенно начал удаляться от суеверов, наконец в 1829 году торжественно принёс раскаяние и обратился в православие на 50 году от рождения. Тогда с ревностию начал он проповедывать чистоту православной веры заблуждающимся раскольникам: «братие и други»! говорил он, «было время, когда вы во всём слушались меня, всему верили, почитали меня за настоятеля, послушайте и теперь – бросьте лесные свои курени, дикие обычаи, осмотритесь, кто вы? Как звери погибают, так и вы все погибните, если не обратитесь к истинной православной церкви: вне сего ковчега нельзя спастися на море житейского плавания; без Святого Причастия вы то же, что дерево без соков жизни». Глас обратившегося грешника, его не укоризненная и примерная жизнь, строгий пост, кротость характера невольно располагали раскольников внимать его словам и заставили многих возвратиться на путь истины. Последние годы свои провёл он в мире и святости, особенно украшаясь незлобием агнца. Он скончался 1836 года на 70 году от рождения.

            Отрадные опыты благодати Божией видны были в приходе и над православными.

            В 1848 году, по открытии весны, первоначально в городе Чугуеве и его окрестностях начались сильные пожары, служившие как бы предвестниками грядущего гнева Божия. Был и в Каменном пожар 22 июня, от коего сгорело у одного хозяина четыре хлебных скирда. На другой день после сего пожара открылась и смертность: три человека от сильной рвоты, судорг и поноса скоропостижно умерли. Далее, при сильных жарах, с каждым днём болезнь усиливалась. Наконец всеобщая боязнь и страх внезапно умереть, строгое распоряжение военного начальства – всех заболевших брать для лечения в Чугуевский госпиталь, и недоверчивость ко врачам привели народ в сильное волнение. Нельзя вообразить зрелища столь ужасного, каково было тогда. Избегая больницы, прятались в погреба, тайные места и умирали там без покаяния и Причастия; юноши и старцы, супруги и дети лежали в гробах друг подле друга. Приходский священник каждый день в своём приходе, состоящем из 828 мужеска и 803 душ женского пола, находил от 3 до 10 усопших, и, отпев во храме всем погребение, сопровождал до кладбища и могил. В таких бедствиях священнику надлежало указывать несчастным успокоение и крепость в тёплых молитвах к Богу. Начали ходить в церковь: говеть, исповедываться и причащаться Святых Тайн, и все почти готовились умереть. 24 июля, наложив на себя целодневный пост, отпев Божественную Литургию, в полном иерейском облачении, священник с Крестом и Святыми Иконами, сопровождаемый военными местными начальниками. Всеми военными поселянами, самыми младенцами, обошёл вокруг селение. Певчие пели божественные песни, народ вместе с пастырем молился громогласно и не было каменного сердца, которое не изливалось бы в слезах пред правосудием Божиим. Успокоенные пастырским словом, и вкусив сладость христианского утешения, прихожане терпеливо ожидали конца своему бедствию. Мало помалу болезнь начала прекращаться, и к первым числам августа месяца её совершенно не слышно было.

            Таким образом, в течение полутора месяцев в сем приходе, состоящем из 828 душ мужеска и 803 женска пола, умерло от холеры. 

            При твёрдом христианском уповании на Бога, по любви к страждущим, священник, кроме долга духовного врача, прямого долга приходского священника, исполнял с помощью жены своей, и дело телесного врача: давал самые подручные и простые лекарства. При доверии к врачу, лечение оказывалось удачным, так что в продолжение всего времени болезней выздоровело 130 человек.

            Весьма тяжёл был 1848 год: малый урожай, падёж на скот, смертность на людей; но не  легче 1849 год. В половине марта месяца сего года открылась в народе болезнь – цинга и продолжалась до мая, от которой умерло в сем приходе 13 душ, из 784 мужеска и 744 душ женска.


[1] Писцовая Чугуевская книга 1647 года «Межа земли Чугуевских стрельцов, разных городов сведенцев 200 человек, - что им дано по три чети человек в поле, а в дву по тому ж… вверх по реке Чугуевке – на Курган, от Кургана чрез Каменной Яруги вершину».