Сотенное местечко Богодухов в XVII ст.: основание, крепость, население

Андрей Парамонов (Харьков)

         Современный город Богодухов всего лишь райцентр Харьковской области. В нем мало сохранилось исторических зданий и ничто не напоминает о тех временах, когда он был уездным городом, важным административным центром. Наконец он был крепостью на переправе через реку Мерло называемой Богодуховой Гатью, отчего собственно и получил своё имя.

         Историки прошлого часто упоминали его в своих работах и Дмитрий Григорьевич Гумилевский (архиепископ Филарет) и Евгений Александрович Альбовский и Дмитрий Иванович Багалей, однако полноценной исторической работы так до сих пор и нет. Отрывочные сведения в различных публикациях за XVII столетие и вовсе мало что могут рассказать современным потомкам о деталях из его прошлого. Именно поэтому я решил попробовать обобщить ряд документальных источников из Российского государственного архива древних актов (г. Москва)[1], которые как раз описывают первые годы существования Богодухова.

         Земли на которых основан город Богодухов были отмежеваны в 1658 году как полковые к городу Ахтырка. Землями в Богодуховском урочище, главным образом лесам и сенными покосами пользовались много, пашни лишь отчасти заводили поскольку за рекой Мерло проходил Муравский шлях. А в 1665 году «ахтырчанин Карпик Борзиленко» пребывая в Москве подал челобитную к царю Алексею Михайловичу. И в том же году Белгородскому воеводе князю Борису Александровичу Репнину была прислана грамота, что Карпу Борзиленко дозволено осадить слободу на реке Мерло на Богодуховой Гати. Воевода же зная, что земли эти принадлежат Ахтырским казакам осадной памяти не дал.

Однако Карп Борзиленко 4 апреля 1666 года стал осаживать новую слободу без указа Белгородского воеводы[2]. Именно эта дата и считается основанием будущему городу Богодухову. По всей видимости при Карпе Борзиленко было значительное число людей, которые стали ахтырских жителей сгонять с их пашен и пасек, косить сено, ставить горожи. Но самое главное, что за проезд через Богодухову Гать люди Карпа Борзиленко взимали оплату.

Казаки Ахтырки подали челобитную с просьбой о том, чтобы вновь основанную слободу причислить к Ахтырке. Во время переписки в Москве было принято решение о важности основанной слободы, расположенной у гати через реку Мерло, которой пользовались татары при нападении на города Белгородской черты. Именно поэтому на месте слободы Ахтырскому полковнику велено было основать город и выделить из казаков Ахтырки новую сотню для проживания во вновь основанном городе.

Выделение новой сотни из казаков Ахтырки проходило весьма болезненно, добровольно переходить согласилось ограниченное число казаков. Каким образом здесь оказалось более тысячи человек жителей уже в первый год существования Богодухова – пока неизвестно.

Поначалу в городе не было воеводского управления, заправляли здесь атаман и сотник, а 8 февраля 1667 года в город был назначен воеводой курянин Сидор Петрович Каменев[3]. В те годы назначение воеводой происходило по челобитью самого просителя. Каменев обосновал свое назначение тем, что он с отцом в службе в Белгородском полку с 1662 года. В сражении с татарами и поляками под Курском 1 февраля 1663 года проявил храбрость и взял в плен трех татар и тогда же был ранен из лука в брюхо. А пока Каменев сражался с татарами под Курском, имение их родовое было разорено. Вот за это ранение и разорение просил он назначить воеводой в Богодухов[4].       

         В течение 1667 года вокруг нового города острог дубовым лесом общей длиной 527 сажень без башен (1122,51 м), ни рва, ни вала, ни надолбов вокруг города тогда не было. В плане город и острог представляли собой прямоугольник. На 1668 год внутри города была устроена цитадель (острог) также стоячим дубовым лесом длиной в 245 сажень (521,85 м). Высота стен с обламами и катками в цитадели составляла 2 сажени (4,26 м). В цитадели было 3 проезжих башни и одна глухая. В городе попытались устроить тайник с водой, однако неудачно, а всего в городе и цитадели было 7 колодезей со свежей водой[5].

В городе на 1668 год проживали: воевода Сидор Каменев, атаман, сотник, рядовых казаков 137 человек, черкас городовой службы 935 человек, приказной избы дьячок, пдощадных подьячих 3 человека. А также служилые люди: дети боярские 55 человек, житейный голова, 2 целовальника из детей боярских и 3 целовальника из черкас.

В своем труде Филарет (Д. Гумилевский) приводит эпизод датируемый тем же 1668 годом: «…князь Ромодановский в 1668 г. писал в Чугуев: «писал ко мне из Богодуховской гати приказный: сент. 2 пришел в Красный Кут выходец Богодуховский черкашенин Павлик Семенов из полону от Татар из под Голтвы и сказывал он, Павлик: пришел хан крымский с ордою на Орел авг. 30 и присылал в Полтаву Мурз для стад авг. 31 и он, Павлик тех Мурз видел»[6]. От татарского набега богодуховцы потеряли 49 человек убитыми, 184 человека пленными, 312 дворовы татары сожгли, угнали много скота.

В 1668 году из Белгорода в Богодухов были прислана пушка – железная пищаль весом в 53 пуда на колесах и к ней 50 ядер весом в 4 гривенки. Вторая пушка была захвачена у Мерефы в том же 1668 году. Веса в ней 40 пудов, а длиной три аршина без четвертиИ хотя она была обгорелой, а ствол на выходе вырванный она была на колесном станке и к стрельбе готова, но я дер к ней не было[7].

А уже в следующем году Богодуховский воевода Сидор Каменев писал 16 мая 1669 года в Белгород, что по Муравскому шляху из реки Мерло под Богодухов подошли татары и вели бой с богодуховцами. Из текста документа понятно, что татары взяли в полон значительное число жителей, видимо не успевших зайти в город. В том же бою богодуховцы взяли в плен татарина Булайка и отправили его в Белгород. Татарин сообщил, что они вышли из Перекопа в конце апреля с мурзой в тысячу человек с приказом идти под новопостроенные черкасские города брать языка.

Документ этот любопытен и другими подробностями и интересен уже для историков изучающих Харьковский полк. Дело в том, что как только стало известно о набеге татар под Богодухов, Белгородский воевода Петр Скуратов писал в Харьков к только недавно вступившему в должность полковника Григорию Ерофеевичу Донцу (грамоту получил 5 мая 1669 года), чтобы тот с казаками полка шел за теми татарами в поход. Харьковский полк нагнал татар под рекой Самарой и в бою многих татар побили и в плен взяли, а весь полон взятый татарами под Богодуховом отбили[8]. Таким образом, на сегодняшний день это первое упоминание о сражении с татарами в качестве полковника Григория Донца.

Другой документ за 1669 год сообщает нам, что в Богодухове сотником был Герасим Яковлев, а при нем знаменщиком Иван Шийка и есаулом Гаврило Шишацкий[9].

События 1670 года для Богодухова были связаны с появлением в городе 15 октября четверых посланцев Степана Разина с атаманом Петром Ивановым, приехавших с Тора (Славянска). Они стали уговаривать богодуховцев чтобы они поклонились атаману Алексею Хромому. Воевода Сидор Каменев задержал «разинцев» и содержал их под караулом, а сотнику Тимофее Крысе велел «збить в раду» и готовить город к осаде крепить. Однако богодуховцы через сотника ответили, чтобы «разинцев» освободили. Самому Сидору Каменеву после освобождения со служилыми людьми пришлось выехать из города и 16 октября 1670 году он писал о событиях в Богодухове из города Вольный[10].

Известно, что волнения в Богодухове прекратились и в городе были казнены два активных участника Тимофея Решатиловского четвертовали (руки и ноги обсечены, а тулово с головой повешено), а Кирилла Шишацкого повесили[11].

Кто был воеводой после Сидора Каменева на сегодняшний день мне неизвестно, а вот 20 марта 1674 года воеводой был назначен курянин Василий Фёдорович Булычев. В городе Богодухове на 1674 год пребывали: дьячок в приказной избе, черкас городовой службы 607 человек, а с детьми и свойственниками 718 человек[12].

Город на 1674 год имеет четыре башни с проездными воротами и пять башен глухих, правда только две проездные башни закончены постройкой, а со стороны реки Мерло были ворота без башни. Вокруг города выкопан ров в глубину 2 сажени (4,26 м), и ров тот укреплен дубовым лесом[13]. К двум ранее известным пушкам в цитадели стояла еще одна затинная пищаль, однако к ней не было ядер. Помимо пушек на вооружении было 98 мушкетов, правда годных к стрельбе было всего 20. В погребе хранилось 14 пудов 18 гривенок пороха, 4 корыта свинца без веса и сеченого свинца 8 пудов 32 гривенки.

Цитадель охранялась караулами служилых людей, в проездных башнях у ворот стояли наёмные сторожа по два человека у каждого, а при приближении татар стояли уже по 5 человек у каждых ворот. Наемные сторожа были и на Муравском шляхе вверх до вверх до речки Коломак по 4 человека. В летнее время проезжают и Муравский шлях по два человека с переменой еженедельно.  

14 декабря 1676 года в Богодухов был назначен воеводой Ефим Никитович Логинов, в службе с 1651 года, был в разных походах[14]. Одним из факторов его назначения стал тот факт, что его восемь братьев и племянников погибли в сражениях и взяты в плен.

Через два года 9 октября 1678 года вместо Логинова воеводой был назначен курянин Мартин Степанович Уколов, который в службе с 1661 года и участвовал во многих походах[15]. В том году числилось в Богодухове черкас городовой службы 606 человек.

По неизвестной причине положенные два года до перемены воевода Уколов не дослужил, уже в 1679 году мы видим Богодухове воеводой Ивана Филипповича Пересветова, переведенный из Новогород-Северского. И здесь он был разорен во время нападения татар. 14 января 1680 года под Богодухов пришел Крымский хан и город подвергался неоднократным приступам, но неудачно. При этом богодуховцы взяли четверых татар в плен и отправляли в Белгород. Среди них оказался сын знатного паши Махмет Курбеев.

Тогда Крымский хан учинил в городе пожар, острог выгорел полностью вместе с башнями и дворами жителей на посаде. В цитадели сгорел воеводский двор и ряд других строений, но погреб с порохом и свинцом, а также пушки – уцелели.

Всего в Богодухове было убито 16 человек, взяты в плен 153 мужчины и 28 женщин. Сожжены две церкви со всей утварью, 668 дворов и гумен, а также 6826 четвериков молоченого хлеба и 9879 копен не молоченого, 40 полот ветчины и салищ. Было угнано 33 лошади, 247 коров и волов, 2041 овца, 42 свиньи. Забрано: 1754 улья пчел, 20 винных котлов, 100 аршин полотна, 3 бочки соли, 150 кож говяжьих и бараньих, 26 бочек вина, 25 бочек меду и пива, 5 пищалей, 60 пар обуви, 70 возов сена, 45 пудов меда, 4 круга льна и поскани[16].

Воевода Пересветов лишился всего имущества царь Алексей Михайлович позволил остаться ему в Богодухове на третий год. Вместо него 3 марта 1681 года был назначен воеводой Федосей Петрович Каменев[17].

К 1684 году город восстановлен лишь отчасти, вновь стоячим дубовым острогом в высоту 1,5 сажени, без кроватей и обламов. Вокруг города был восстановлен ров и вновь выложен дубовым лесом. Были восстановлен четыре проездные башни[18], а глухие все не достроены. В цитадели мы видим помимо известных нам железных пищалей две медные пищали длиной в три аршина, присланные из Белгорода в 1678 году. К ним имелось 97 ядер весом по две гривенки. Никаких служилых людей мы в нем не видим, зато есть войт Дорофей Марков[19].

Службу в городе в 1680-е годы у ворот несут наемные сторожа, они же и в сторожах по Муравскому шляху. В 1687-1690 годы подьячим числится в Богодухове Лука Елизарович Протопопов, а в 1691 году его сменил родной брат Пётр. На 1690 год числится в городе всего 73 человека черкас городовой службы, а с их детьми и свойственниками 159 человек. Остальные жители пособные крестьяне.

В 1690-е годы в Богодухове были закончены четыре глухие башни, а к ним достроены еще три. В остроге значатся две деревянные церкви и на посаде еще три. Единственным служилым на 1699 год значится подьячий Петр Елизарович Протопопов. Бывшие пособные крестьяне были записаны в мещане после 1691 года, а в 1699 году Ахтырский полковник Иван Перекрестов перевел их в казаки[20].

Такова вкратце история города Богодухова за 1666-1699 годы.



[1] Далее РГАДА.

[2] РГАДА. Ф. 210, оп. 12, ед. хр. 599. – Л. 745.

[3] РГАДА. Ф. 210, оп. 12, ед. хр. 665. – Лл. 22-23.

[4] РГАДА. Ф. 210, оп. 12, ед. хр. 407. – Лл. 279-284.

[5] РГАДА. Ф. 210, оп. 12, ед. хр. 642. – Л. 443.

[6] Историко-статистическое описание Харьковской епархии, Х. 2011 – С. 315-316.

[7] РГАДА. Ф. 210, оп. 6д, ед. хр. 91. – Л. 294 об.

[8] РГАДА. Ф. 210, оп. 12, ед. хр. 692. – Лл. 9-10.

[9] РГАДА. Ф. 210, оп. 12, ед. хр. 854. – Л. 33.

[10] РГАДА. Ф. 210, оп. 12, ед. хр. 687. – Лл. 392, 431.

[11] РГАДА. Ф. 210, оп. 12, ед. хр. 687. – Л. 651..

[12] РГАДА. Ф. 210, оп. 12, ед. хр. 205. – Л. 443.

[13] РГАДА. Ф. 210, оп. 6д, ед. хр. 91.

[14] РГАДА. Ф. 210, оп. 12, ед. хр. 205. – Л. 447.

[15] РГАДА. Ф. 210, оп. 12, ед. хр. 853. – Л. 102.

[16] РГАДА. Ф. 210, оп. 12, ед. хр. 1021. – Лл. 11-14.

[17] РГАДА. Ф. 210, оп. 12, ед. хр. 981. – Л. 136.

[18] Четыре глухие башни будут не достроены все 1680-е годы.

[19] РГАДА. Ф. 210, оп. 6д, ед. хр. 124. – Лл. 699-709.

[20] РГАДА. Ф. 210, оп. 6д, ед. хр. 175. – Лл. 700-708.