Богодуховский уезд

Матвеевка

В царской грамоте от 18 декабря 1699 г. читаем: «июля 10 1699 г. отказано (отдано) ему стольнику и полковнику Перекрестову в  Ахтырском уезде село (Новая) Рабынь на р. Рабыни с пришлыми черкасы, которым селом наперед сего владели бывшие ахтырские полковники Демьян Зиновьев да Николай Матвеев, а ныне владеет он Иван и о том селе ахтырского полку от старшины и казаков спору и челобитья нет и впредь не будет; а то село Рабынь против его полковникова Яблочного хутора и покупной Добреньской дачи (ныне Гниловки) и примежовано то село Рабынь к вотчинному его полковничьему Яблочному хутору, а по мере, в том селе распашной земли и сенных покосов, и всяких угодий 120 четв. в поле, а в дву по томуж;  жилых людей черкас в том селе 128 дворов. Да июня 3 того  207 (1699) г. смуж Ивану отказаны купленные земли, что он купил у Богодуховского протопопа Косьмы Иванова и богодуховских  жителей у Матвея Крамаря с товарищи в богодуховском уезде, на р. Рабыне, в разных урочищах пашенные земли и  мельницы со всяким строением и рыбныя ловли и лес  и всякие угодья, а по мере тех купленных  земель 120 четв. в поле, а в дву по томуж; да июня 9 тогож 207 (1699) г. емуж Ивану отказано в Ахтырском уезде купленные его земли и леса и рыбные ловли и сенножатые луки  и пахотные поля на р. Купьевахе, — что он купил у стольника Федора Осипова и у иных ахтырского полку жителей и, что он Иван занял по своей Черкасской обыклости дикого поля и построилг хутор, а по смете тех угодий 130 четв, в поле, а в дву потомуж». Далее говорится еще, что полковник купил землю у богодуховцев, «в селе Старой Рабыне на р. Ворсклу», мельничный завод, дворы, пахатную и сенокосную землю, а «у попа села старой Рабыни Кирила разные угодья в  урочище прозываемом Янковом рогу». Все эти земли и несколько других (всего пахати 1125 четвертей в поле, а в дву по томуж; сенных покосов 5000 копен) царскою грамотою пожалованы полковнику в отчинное владение:

Итак а.) полковое, а потом владельческое, село Новая Рабынь населено не позже 1670 г. и с того времени был в нем храм[1].  б.) Село Старая Рабынь, как старое, населено без сомнения еще прежде Новой Рабыни и вероятно не позже 1660 г. основался здесь первый храм[2]. в.) Яблочное в 1699 г. было еще хутором, так же как Купьеваха и Добреньское, ныне Гниловка; в последней по ведомости 1769 г. храм св. Николая построен в 1722 г. подданными черкасами князя Алексея Дмитриева Голицина[3].  Для Купьевахского храма пр. Феодосия полковник Перекрестов испросил священника в июле 1702 г. Вероятно около того же времени построен храм и в с. Яблочном. В Васильевской церкви с. Яблочного евангелие М. п. 1697 г. г.) Земли Матвеевские, купленные в 1699 г. у Матвея Крамаря и у других Богодуховцев, стал населяться немного прежде 1695 г. По царской грамоте Федору Осипову в 1699 г. Матвеевка уже называлась селом и в нем жили «вольные люди черкасы»; в 1704 г. она отобрана у Перекрестова и в 1705 г. отдана новому Ахтырскому полковнику[4].

Таким образом первый храм в Матвеевке построен был около 1699 г. В 1712 г. Матвеевская церковь Введения Пр. Богородицы во храм считалась между окладными церквами.

Квиги храма: апостол Л. п. в друкарне Мих. Слозки, 1654 г.; на первом листе герб панов Желиборских; под гербом стихи в честь их же, посвящено «ясне превелебному Арсению Желиборскому епископу львовскому, галицкому и Каменеца-подольского». Евангелие Л. п., но не известно, какого издания. Пентикостарион М. п. 1680 г. с надписью: «сия книга взята стольником и полковником ахтыр. Федором Осиповичем в Донецких и Ортовских городках в бунте изменника Булавина». Минеи служебные в 12 кн. М. п. 1741 г. с надписью: «куплены г. порутчиком  Георгием Ивановичем за 30 р.» Трефолог Л. п. 1694 г. с надписью: «куплен в с. Матвеевке слобод. полков бригадиром Федором Осиповым». Акафистник К. п. 1747 г. Кроме того Матвеевскому храму принадлежали книги, находящиеся ныне в Лесковском: триодь постная с надписью: «р. 1708 сия книга взята стольником и полковником ахтыр. Федором Осиповичем Осиповым в Донских и Ортовских городках в бунт изменника Булавина и отдана к церкви Введения Пресв. Богородицы во храм в маетность его Матвеевку». Октоих М. п. 1699 г. с надписью: «сию книгу в уклад надал монастырю Сеннянскому до ц. Покрова Пр. Богородицы Киевоп. Лавры иером. Макарий 1763 г.»

По ведомости генер. межевания в Матвеевке с деревнею Лесковкою, в поместьях Авдотьи Семеновны Перекрестовой, значится 850 муж. 850 жен. пола, при 8518 дес. земли.

По церковным ведомостям число прихожан: в 1730 г. 595 муж. 590 жен., в 1760 г. 750 муж. 740 жен., в 1770 г. 824 муж. 823 жен., в 1780 г. 600 муж. 700 жен., в 1790 г. 750 муж. 682 жен., 1800 г. 712 муж. 653 жен., в 1810 г. 667 муж. 712 жен., 1830 г. 783 муж. 767 жен., 1850 г. 783 муж. 857 жен. пола.



[1] Книги храма: евангелие М. п. 1694 с надписью «от книг попа Феодора Васильева Новорабынского», октоих м. п. 1760 г., апостол м. п. 1707 г. минеи служ. в 12 книг м. п. 1724 г.

[2] В Троицком храме Старой Рабыни мало старых книг; есть служебник М. п. 1632 г. с надписью: «сию книжицу даровал я, нижереченный пречестнейшему деду своему Василию в любовь христианского благочестия, в, чем и подписуюсь поп Стефан Капустянский. 1741 г.» Служебник М. п. 1699 г.

[3] Здесь книги: евангелие печатано при п. Иоакиме и при царе Феодоре с надписями: «М. дек. 16 д. дал сию книгу в ц. Пр. Богородицы кн. Якова Одоевского, в поминовение свое в отчину в с. Марково при  священниках той церкви при Анисиме Васильеве, да при Артемоне, да при Трифоне и Андрее». Чрез лист другая рука: 1735 г. апр. 9 д. дано сие евангелие в придел св. Николая в подмосковную вотчину в с. Архангельское, а подписал я, кн. Алесксей Княжев Димитров сын Голицын своею рукою». Апостол М. п. 17ЗЗ г., общая минея М. п. 1685.

[4]  В грамоте Осипову замечательная межевая опись Матвеевской земли: «от  Яблочанской дачи, от берега р. Рабыни, на взгоре, — на курган — и через большую дорогу, которою ездят до Богодухова и до Сенного и от той дороги до плосского кургана» — далее «степом на низкой, плосской курган, и степом чрез две долины, которые впали в Добрые Иваны, на Робленную Могилу, которая от разрытого кургана в леве, а от Робленной Могилы чрез белгородскую дорогу — на прорубе Жиялов байрак, — до поповой Марковой гребли, и вниз по р. Рабыни, — возле березовой яруги на Курган и через дорогу, которою ездят из с. Губаровки возле Минишина баярака, — через крутую долину, что называется девяти братов, — на Курган плосской».