Произведения из коллекции П. И. Харитоненко в собрании Харьковского художественного музея

© О. И. Денисенко (Харьков)

Значительное место в коллекции отдела  занимают произведения из собрания Павла Ивановича Харитоненко - известного мецената и коллекционера, почетного члена Петербургской Академии искусств, представителя династии сахарозаводчиков. 

Жизнь П.И. Харитоненко, в отличие от его отца, Ивана Герасимовича, который практически все время проводил в Сумах, была связана с Москвой и парадной усадьбой Натальевка (ныне с. Владимировка Краснокутского района Харьковской области).

Усадьба была основана в начале 1880-х гг. И.Г. Харитоненко, и названа в честь младшей внучки Натальевкой. Вековая дубрава, окруженная песками, с течением времени превратилась в памятник садово-парковой архитектуры с редчайшими растениями, цветниками, оранжереей, зимним садом. В 1915 г. журнал «Столица и усадьба» писал о красоте и изысканности имения, территория которого и ныне как памятник республиканского значения занимает площадь около 48 гектаров.

Парадный въезд в парк оформлен широкой проездной аркой, мощные стены которой сложены из больших каменей; кованые ворота дополнены служебным помещением - сторожкой с узкими окошечками-бойницами наподобие средневековых замков. Этот въезд, как и церковь Христа Спасителя (1913), построен по проекту известного архитектора А. Щусева. Церковь - настоящая жемчужина Натальевки, выполненная автором по реминисценциям древнерусской псковско-новгородской архитектуры, а также традиций модерна. В сооружении церкви участвовали выдающийся скульптор А. Матвеев, художник А.Савинов, чьи яркие фрески в довоенные годы были заштукатурены. Возле южной стены церкви была установлена скульптура С.Коненкова «Распятие».

Не менее интересным является и сам парк. На его заповедной территории преобладают посадки сосны, возраст которой - 70-100 лет, немного меньшими по площади являются посадки дуба. Есть даже отдельные экземпляры дуба черешчатого, которым по 250-400 лет. Растут еще и другие вечнозеленые экзоты - сосна Веймутова, сосна треххвойная, пихта сибирская и уроженка северной Америки пихта одноцветная, различные виды елей и можжевельника, редчайшие для Харьковщины виды липы, дубов болотного и красного.

В окружении парковой зелени сохранилось несколько архитектурных сооружений - жилые флигели, водонапорная башня, которая по архитектурному решению стилистически близка с парадными въездными воротами. Сохранился и монументальный конный манеж.

Несмотря на общее заброшенное состояние, над усадьбой и сейчас  витает дух высокого искусства. Вспоминаются слова гостившего и работавшего здесь при постройке храма С.Коненкова: «...только в Натальевке насчитывалось около пятисот рабочих. Это, так сказать, обслуживающий персонал. Хозяйство содержалось в образцовом состоянии. Выращивали оленей, индюков, уток, фазанов - преимущественно к господскому столу. Держали коров, коней, овец. Имение окружал большой фруктовый сад. Такого благосостояния я нигде никогда не видел. Гостеприимный и радушный был сахарозаводчик Харитоненко».

Так случилось, что, в отличие от коллекций П. Третьякова или А. Бахрушина в Москве, коллекций Н. Терещенко и Б. Ханенко (Музей западного и восточного искусства), художественная коллекция П.И. Харитоненко оказалась распределенной между Москвой, где проходила значительная часть жизни мецената-промышленника, Натальевкой - имением на Слобожанщине и г.Сумы. После смерти П.И. Харитоненко в 1914 г. и революционных событий, на волне которых в Натальевке был создан музей из усадебного собрания, Натальевская коллекция в начале  1930-х годов поступила в Харьковский художественно-исторический музей. Тогдашняя харьковская пресса довольно сдержанно дала оценку этому собранию, посвятив в «Вестах ВУЦВКу» всего несколько строк. Естественно, что на фоне массовой национализации частных собраний и музейных реформирований это событие было воспринято как что-то закономерное. В те же 1930-е годы в собрание ХГХИМ поступил ряд произведений из Сумского художественного музея. К сожалению, однозначно утверждать, что они принадлежат  сумской коллекции Харитоненко, мы не можем из-за отсутствия документальных музейных книг довоенного времени Сумского художественного музея. О возможной близости к коллекции Харитоненко свидетельствуют персоналии художников, любимых коллекционером - А. Саврасов, М. Нестеров, В. Поленов, А. Боголюбов. В 1934 г. все музейные сокровища Харьковщины были собраны в едином учреждении - Государственной картинной галерее, которая насчитывала 75 тыс. произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Во время военных действий Второй мировой войны и оккупации города 1941-1943 гг. галерея была разграблена и сожжена.

 И, к сожалению, среди ее колоссальных потерь пострадала и коллекция П.И. Харитоненко. Среди утраченных робот можно выделить группу произведений, которые были написаны художниками в Натальевке, во время посещения гостеприимного имения, этого своеобразного слобожанского Абрамцева. Художники, гостившие здесь, писали то, что было непосредственно связано с имением и его хозяевами. Среди них - «Портрет старика Харитоненко», «Портрет двух девочек. Елена и Наталья Харитоненко» В. Маковского; там же написана и небольшая картина – «Две коровы» С.Виноградова, и, вероятно, его же «Интерьер церкви» изображает Натальевский храм. Имея ныне в экспозиции музея натюрморт «Сирень» С. Виноградова, снова таки, думаем, что и «Натюрморт»  был тоже написан в Натальевке. Отдельной группой можно считать изображение любимых домашних животных хозяев имения – «Черная собака»  и «Желтая такса»  М. Неврева, «Карогнедой конь», с подписью – «14-19 июня 93 Г.» С. Виноградова и «Белый конь» (1885) В. Маковского.

Вне, так сказать, «привязки к местности», в коллекции присутствовал другой пласт материала, различного по тематике и месту исполнения, отчасти тех же авторов и других мастеров. Среди них – «Лодочка. Валаам» (1867)  И. Шишкина, «На море» (1894) М. Дубовского, «Берег моря» В.Орловского, роботы Ю. Волкова – «На речке», «Речка на опушке», «Речка в лесу» (1882). Нетрудно заметить, что преобладают работы  признанных мастеров ТПХВ, в изображении имения и его хозяев - ведущих художников жанровой живописи - М. Неврев, В. Маковский. Хотя случаются и совсем малоизвестные широкой общественности авторы - например, Грибков, чьи немногочисленные роботы ныне находятся в музеях России.

Характерно, что в Натальевском собрании совсем нет харьковчан. Это является свидетельством  того, что собрание формировалось в Москве, или художники работали в имении. Немного удивляет (некоторые хронологические даты на картинах свидетельствуют, что коллекция формировалась в 1880-90 гг.), что даже такой уже признанный мастер пейзажной живописи как С. Васильковский отсутствует, хотя в свое время Харитоненко через своего управляющего Бойко купил у Васильковского-студента конкурсную картину «Отара в степи. Утро», за которую С.Васильковский в 1884 г. получил малую золотую медаль. К сожалению, дальнейшая судьба этой картины нам неизвестна.

Ныне роботы из коллекции П.И. Харитоненко находятся в постоянной экспозиции отдела дореволюционного искусства (23), в фондах того ж отдела (2) и в фондах отдела западноевропейского искусства (1). Собранные вместе, они демонстрируют высокий качественный и количественный состав в коллекции музея. И это не удивительно - ведь собрание Харитоненко в отделе дореволюционного искусства представлено достаточно полно, он - единственный на Харьковщине коллекционер отечественного искусства такого масштаба. Рядом с его собранием количественно можно поставить в один ряд только произведения из коллекции художественно-промышленного музея Харькова (1886-1918 гг.), наследником которого является нынешний ХХМ. Среди этих произведений есть несколько работ из частных коллекций харьковчанина Б. Филонова (В.М. Васнецов (1848-1926) – «В чайной» 1874; М. Ге (1831-1894) – «А.С.Пушкин в с.Михайловском» (1875); В. Маковский (1846-1920) – «Узник» 1882) но, конечно, по качественному составу они уступают Натальевскому собранию.

Натальевская коллекция начала формироваться в конце жизни Харитоненко, в 1880-90-х годах, и является фактически отражением его художественных вкусов. Часть работ была приобретена в Москве, еще в годы его юности, когда большой популярностью пользовались передвижники, работы рубежа столетий – это новые стилевые поиски - европейский импрессионизм и его реминисценции в отечественном искусстве, модерн.

В отличие от многих коллекционеров и любителей искусства старшего поколения, которые не восприняли художественные поиски новых художественных группировок – «Союза русских художников», «Мира искусства» и других, Харитоненко проявил настоящий художественный вкус и дальновидность, уверенно поддержал художников, чьи произведения станут впоследствии украшением отечественного искусства.

Конечно, большое значение имело влияние П. Третьякова. Павел Иванович был одним из первых, кто откликнулся на призыв профессора Московского университета И. Цветаева помочь в построении и создании Музея изящных искусств (в данное время - Государственный музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина).   Его меценатская деятельность не ограничивалась только коллекционированием и дружбой с художниками, это еще и  благотворительность, создание в местах, где жила семья, - Сумах, Москве, Натальевке - культурной среды, наподобие  художественных усадьб - Абрамцева и Талашкина - в России, в Украине - Качановки.

Естественно, что культурологическая деятельность Харитоненко не имела украинского национального характера, развивалась в русле общероссийской культуры. Художественные вкусы его управляющего С. Бойко сформировались уже на волне подъема украинского возрождения начала ХХ ст. - его дом в Харькове на Мироносицкой, оформленный С. Васильковским и Н. Самокишем, стал одним из лучших сооружений украинского архитектурного стиля. Атмосфера творчества, гостеприимности привлекает в Натальевку А. Щусева, А. Савинова, С. Коненкова, А. Матвеева, здесь подолгу живут и работают братья Маковские и С. Виноградов. Как раз в 1890-1900-х годах С. Виноградов жил и работал в Харькове. Очевидно, в то время посещал Натальевку. По музейными преданиями, натюрморт «Сирень» был написан ко дню рождения Харитоненко. Частыми гостями Натальевки были братья Владимир и Николай Маковские. В имении Харитоненко В. Маковским был выполнен «Женский портрет» (1885) и «Портрет Бюссона, воспитателя детей П. Харитоненко» (1894). М.Маковский представлен произведениями «Базар в Москве» (1884) и «На речке» (1885). В имении был написан П. Малявиным и портрет хозяина с сыном (1911). Этюдом «В горах» (1884) презентован Г. Мясоедов. Многолетняя приязнь объединяла П. Харитоненко с выдающимся художником М. Нестеровим. Он выполнял росписи Троицкого собора (1901-1914) в Сумах (6 образов для иконостаса). Монументальный холст «Тихие воды» (1912) принадлежит к периоду их активных творческих отношений. Перечень московских живописцев дополняет И. Остроухов своим этюдом «Ранняя весна» (1900). Немного в стороне от основных художественных вкусов находится имя А. Орловского - известного художника 1-й половины ХІХ ст., представленного картиной «Тройка». Жемчужинами собрания Харитоненко являются такие шедевры, как портрет Н. Матвеевой (1909) В. Сурикова, «Дворик» (1891) В. Поленова, «Темный лес» (1890) И.Шишкина. Новые направления в искусстве первого десятилетия представляет полотно «Золотая осень» С.Жуковского.

Количественный и качественный состав коллекции позволяет сделать вывод - художественные вкусы собственника определял в основном «Союз русских художников» - художественное объединение нач. ХХ ст., поиски которого были близки художественным вкусам Павла Харитоненко.