1912 год. Некролог священника Иоанна Попова

26 августа с. г. на 80 году жизни тихо отошел ко Господу от мира сего один из видных и полезных деятелей на ниве Христовой – заштатный протоиерей Троицкой церкви слободы Белолуцка Иоанн Стефанович Попов. Самая кончина его совпала с торжественным празднованием исторического события – столетней годовщины Отечественной войны. И вот, когда после молебствия на площади крестный ход возвращался в церковь и звонили во все колокола, в это время почивший готовился в далекий путь. По словам сына его, неотступно при нем бывшего в последние ми­нуты жизни, о. протоиерей в это время усиленно молился; он сло­жил руки, которыми до той поры перестал почти владеть, и кон­вульсивно, глубоко вздыхая так взывал ко Господу: «О Боже», «о Господи»!.. Какие слова дальше он произносил, нельзя было разобрать, но трогательно было его предсмертное моление! И как только крестный ход вошел в церковь и замолкли колокола, о. протоиерей тихо-тихо отошел к Тому, Кого он так усердно призывал.

По истине покойный о. протоиерей был незаурядный чело­век. Всесторонне образованный, весьма талантливый, всегда жизнерадостный, полный сил и энергии и неустанный в делах своих, он служил примером для всех. Более 50 лет он с достоин­ством исполнял обязанности своего сана. С особенным благого­вением и в храме и в домах прихожан совершал он вся­кое богослужение п особенно Божественную литургию; не терпел торопливости в чтении и пении и отступлений от церковного устава. Как выразительно и впечатлительно было его служение! Как за­душевны и действенны были его поучения! Не многоречив был покойный; несколько слов, сказанных от сердца, с свойствен­ною ему рассудительностью и силою, быстро и живо действовали на слушателей. С светлым, здравым от природы умом и добрым сердцем почивший соединял в себе большой запас основатель­ных богословских знаний и житейской опытности. Трудно в кратком очерке обнять и раскрыть светлые черты почившего. Много­ доброго и полезного сделал он. С самых первых лет своей пастырской службы он заботился о народном просвещении, способствуя устроению школ. В настоящее время Белолуцк, мо­жно сказать, гордится величественным зданием второклассной церковно-приходской школы. С большими трудами и хлопотами со­пряжено было устройство её и никогда не забыть основателя сего храма науки! Будучи благочинным, почивший много споспешество­вал устроению новых храмов в многолюдных приходах. В своем приходе он устроил величественный храм с оградой редкой архитектуры. Как благочинный он строго исполнял свою должность.

28-го в 12 часов дня ударили в большой колокол; храм, где уже стоял гроб с почившим, наполнился народом, не­смотря на страдную, рабочую пору. Все спешили отдать последний долг усопшему. Здесь между простыми мужичками были и люди интеллигентные. Отпевание совершалось при участии 9 священни­ков и 2 диаконов. Пение исполнялось по заранее разученному и несколько раз проверенному самим покойным напеву. Во время погребения было сказано надгробное слово преемником почившего священником Василием Ладенко, который весьма удачно приме­нил к настоящему случаю притчу о талантах. Действительно, почивший, получил много талантов и все употребил в дело.

Пред последним прощанием с почившим было сказано слово священником той же слободы Пантелеймоном Бутковым на слова стихиры: «Приидите последнее целование дадим, братие, умершему, благодарите Бога».

Мир праху твоему, добрый труженик на ниве Христовой.

Священник Владимир Краснокутский.