Старобельский уезд

Никольская

Филарет Гумилевский «Историко-статистическое описание Харьковской епархии»

Привольные места по реке Камышной долго оставались пустою степью. При Императрице Елизавете здесь стали поселяться бродяги, которых ремеслом были грабежи и разбой. Все усилия правительства водворить порядок, в этом крае оставались напрасными. Только страшные бедствия 1770-1772 гг. укротили дикую волю степняков. В 1770 г. облака кровавого цвета со всадниками разного вида, как замечено в записках церковных, сильно устрашили жителей. Чума и падёж скота 1771 г. ещё более привели в ужас: падёж был так силён, что не доставало рук человеческих для очищения дорог от трупов; бунт Пугачёва с его последствиями отозвался также грозно в крае.

Поражённые этими карами Неба, дикие степняки в 1775 г. дали обет построить храм. Живший в соседних Донских степях Елецкий первостатейный купец Иван Желудков, знавший очень хорошо занятия степняков, обрадовался добрым намерениям их и вызвался оказать от себя пособие при построении храма Святителю Николаю. И храм освящён 1782 г.

Украшение сего храма святыми Иконами совершалось, как видно, с основательным и глубоким христианским размышлением. В притворе храма изображение Богоматери с превечным младенцем во чреве окружено изображениями пророков, из которых каждый держит хартию с предсказанием о Спасителе. В храме, в первом ярусе иконостаса, Спаситель и Божия Матерь; во втором – в средине Господь Вседержитель, а по сторонам – Апостолы и новозаветные праздники. На стенах храма написаны Евангельские притчи. Таким образом, в этом храме зритель сперва видит Ветхий завет и сквозь его пророчества проникает в Христианские тайны; потом зрит самую тайну вочеловечившегося Божества в её полном раскрытии, совершение спасения падшего человечества.

Церковной земли 96 десятин.

Усердным учителем и помощником при построении храма был священник Василий Макаровский (умер в 1795 г.). Он в свободное время собирал крестьян, входил с ними в разговор о предметах веры и благочестия, учил кратким молитвам, делил скорби с бедными и несчастными, убеждал родителей воспитывать детей в страхе Божием. Простые наставления Макаровского поныне переходят из уст в уста между крестьянами.

Посещения гнева Божия в приходе: а) в 1822 году саранча густыми тучами пролетала по здешнему краю, истребляя всё на полях и лугах. Крестьяне слободы Никольской обратились к молитве и совершено было общественное молебное пение. Саранча толстыми слоями сидела на полях их, и однако поля остались целы.

б) В 1831 году холера открывалась в самом грозном виде. При встрече с грозною смертью, прихожане искренно обратились к Богу. Двери храма отверсты были с утра до глубокой ночи, и храм был полон молящихся; каждый спешил очистить душу постом, молитвою и исповедью; все приобщались святой Тайне. Это была самая благодатная жатва духовных дел. Умерших от холеры было только 2 человека. В 1848 году вторая произвела прежнее действие на сердца прихожан. Умерших от неё было 4 человека.

в) Цинга 1849 года была губительна. Действия её были страшны. Жар делался во всём теле, дёсны чернели, зубы шатались, дыхание становилось затруднительным, колена пухли, на ногах открывались раны, из которых текла кровь, весь организм приходил в расстройство, оканчивавшееся иногда водяною болезнью. Умерших от цинги было 63 человека.

Число прихожан по росписям: в 1800 г. 779 муж., 731 жен.; в 1810 г. 899 муж., 854 жен.; в 1830 г. 1247 муж., 1228 жен.; в 1850 г. 1439 муж., 1488 жен.

Из числа прихожан замечателен был Фёдор Велидицкий (умер в 1790 г.). Находясь в тяжкой болезни близ смерти, он двое суток неподвижно смотрел на святые иконы. Сидевшие около него родственники дивились и спрашивали его: «что ты так пристально смотришь на иконы?» - «Стою пред судом Христовым», отвечал он. «Ужели и ты, который жил честно, боишься суда?» - «Я человек, а Божий суд – суд строгой правды», отвечал он. – «Тебе можно надеяться на добрые дела твои!» - «Нет, не надеюсь, пока не увижу Господа», с глубоким вздохом сказал страдалец. На несколько времени он выздоравливал и остальные дни провёл в сокрушении и вере.