1912 год. Некролог священника Дмитрия Донченко

28-го мая сего года в слободе Ново-Россоши Старобельского уезда, на 72-м году жизни скончался заштатный священник, стро­итель Ново-Россошанской Троицкой церкви, о. Димитрий Димитриев Донченко.

Жизнь покойного о. Димитрия распадается на два периода: первый –период семейного счастья, служебных и материальных успехов, второй – период тяжелых жизненных испытаний.

Сын священника слободы Беловодска, покойный по окончании Харьковской духовной Семинарии со званием студента был опре­делен в 1862 году священником к Рождество-Богородичной церкви слободы Ново-Россоши Старобельского уезда, состоя при кото­рой, он был председателем и душою Комитета по постройке в топ же слободе второй церкви во имя св. Троицы и главным обра­зом его молодой и неустанной энергии Ново-Россошь обязана устро­ением в ней второго громадного (по селу) и благолепного храма, в каковом храме он же и священствовал с 1870 года по 1881-й год. В то ясе время он состоял учителем и законоучи­телем местного народного училища и окружным катехизатором. Энергия молодого священника была замечена Епархиальным на­чальством и он в 1881-м году переводится настоятелем Прео­браженской церкви слободы Марковки, а в 1887 году назначается благочинным, при чем в то же время проходил должности законоучителя народной н наведывающего церковно-приходской школы и цензора проповедей окружного духовенства. За ревностную службу был награждаем: набедренником, скуфьёй, камилавкой и орде­ном Св. Анны III-й ст.

Будучи человеком инициативы и большой энергии, покойный, аккуратно исполняя свои служебные обязанности, в тоже время успешно вел большое личное хозяйство и благодаря хорошим до­ходам с него имел возможность дать своим детям хорошее образование.

Но вот судьба, как некогда Иова, начинает испытывать о. Димитрия. Сначала умирает его жена, и он остается молодым вдовцом с малолетними детьми на руках, а как тяжела жизнь вдового священника, да еще обременённого к тому же детьми— известно каждому, знакомому с жизнью духовенства. Не успело время смягчить остроту этой утраты, как о. Димитрия постигает новое испытание. В 1892 году он сам заболевает и сначала отказывается только от должности благочинного; по к 1900-му году болезнь настолько усиливается, что он принужден был искать меньший двухклирный приход, в котором его сослу­живец, за известное вознаграждение помогал ему в исполне­нии и его обязанностей и в этих видах переходить в слободу Александровку. Но надежды о. Димитрия не оправдались, так как болезнь усилилась настолько, что принудила его в скором времени совсем выйти за штат. Все усилия врачей, к которым обра­щался в разных местах о. Димитрий, не оказывали ему никакой помощи п болезнь сделалась такой мучительной, что больной вре­менами не мог пройти без стона и криков по комнате. Един­ственной отрадой п утешением о. Димитрия были дети, из кото­рых старший был земским врачом, второй судебным следова­телем, а дочь в замужестве за известным в судебном мире судебным следователем по особо важным делам Николаем Константиновичем Сушильниковым. Но вот неожиданно умирает старший сын о. Димитрия, а в скором времени заболевает и и второй сын его и после безуспешного лечения за границей приезжает едва живой к отцу, не имея возможности без посто­ронней помощи перейти с одного места на другое. Имея прекрас­ную усадьбу, чудный сад, несчастные хозяева только из окон своего дома могли любоваться его прелестями. Вчуже больно было смотреть на этот поистине мертвый дом, в котором безнадежно день за днем томились, прикованные к постелям, отец и сын.

Но и в эту страдальческую жизнь врывался временами луч света и отрады, когда приезжали в Ново-Россошь с дочерью зять о. Димитрия, Николай Константинович, чудной души человек. Каж­дый приезд его был настоящим праздником для исстрадавшегося старика: он успокаивался, как бы забывая свою болезнь, и ожи­вал душою и телом. Но вот этот гигант по виду и здоровью, приехав в прошлом мае на отдых, неожиданно заболевает и чрез неделю-другую умирает. Это был последний удар и ровно через год 28 мая с/г. он и сам почил о Господе, пригото­вившись к переходу в новую жизнь исповедью и причастием Св. Таин.

Погребение почившего совершил его сосед и друг, священ­ник слободы Донцовки, о. Василий Макаровский, при участии Ново­-Россошанских священников, двух диаконов и хора певчих Рождество-Богородичной церкви сл. Ново-Россоши.

«Несть человек, иже жив будет и не согрешит».

Да приимет лее Вышний Судия великия душевныя и телесныя страдания, пережитыя почившим, как очистительную жертву за содеянныя им вольныя и невольныя прегрешения и да вселит его в новой жизни в месте светле, в месте покойне, идеже несть болезнь ни печаль ни воздыхание!

Сл. Ново-Россоши, священник Иоанн Евфимов.