1867 год. Историко-статистическое описание с. Трехизбянка

Историко-статистический и этнографический очерк прихода Покровской церкви слободы Треxизбянской

 

БЛАГОТВОРИТЕЛИ ЦЕРКВИ И ПРИЧТА

 

Особо замечательных благотворителей из прихожан неизвестно. Более примечательны следующие лица:

1) Сотник Михаил Ватулин. Им поданы: Четья-Минея в четырех томах 1790 г.

2) Козак Феодосии Ватулин. Им подан потир серебряный с прибором.

3) Священническая жена, вдова Анна Максимова дочь Павлова. Ею поданы: плащаница довольно цепная, напрестольная одежда, ризы несколько экземпляров, хоругви и т.п. Сия благочестивая жена скончалась 29 апреля 1850 г., оставив у прихожан память благотворительницы и за усердие к церкви погребена в ограде, подле супруга своего-священника Василия Павлова.

4) Абрам и Пелагия Константиновы – соседние помещики сельца Пришиба Екатеринославской губернии. Усердием их поданы многие вещи, значащиеся по описи 1827 г. и проч. Их благотворения, заслуживают молитвенную память пастырей церкви Трехизбянской.

5) Унтер-офицер Варшавской ночной полицейской стражи Петр Иванов Ватулин (из прихожан) отказал по духовному завещанию в пользу церкви 150 рублей серебром

6) Помещица девица Анна Петрова Голубева подала серебряное евангелие, напрестольную одежду и проч.

7) Священник М. П. внес на поминовение родителей в Харьковский городской обществ, банк 1866 года октября 31 дня, на вечные времена 100 рублей серебром с правом пользоваться процентами местному причту.

 

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ

Урочище, носящее название Путилнно, было когда-то населено. Жители хутора этого, но преданию, все истреблены язвою, занесенною выходцами из России, вероятно тою самою, которая свирепствовала в 1771 г.

В 1830 и 31 годах появилась, до того времени не слыханная здесь, холера. Хотя умерших от оной было только в 1830 г. 10-ть, а в 1831 г. 22 души обоего пола; но внезапность смерти, строгие меры правительства, устроения карантинов, прекращения сообщения с соседними селениями, окуры, строгое обхождение с семействами, заразившимися холерою и т. и. действия, привели народи, в ужас.

В 1833 и 1834 году бедствие увеличилось. Скудные урожаи в предшествующих и совершенный неурожай хлеба и травы в 1833 году и последовавший за тем голодный год памятен народу и ныне. Цепа хлеба доходила до 50 рублей за четверть на ассигнации, до того времени небывалая. С этого года узнали вес хлеба на фунты, чего прежде не знали; ели жёлуди, липовую кору и т. п.

В 1834 г. Бог послал особую благодать: урожай хлеба был необыкновенный; пшеница была зернистая, полновесная; копна давала 9 мер и более пшеницы, а овес 10 мер.

В 1848 г. была опять холера и действовала с такою свирепостью, что не успевали делать гробов и рыть ям для умерших. С 29 июня до 15 августа ежедневно умирало от 3 до 15 душ; умерло от холеры мужеска 108, женска 85 душ. Невозможно описать ужаса народа: ни сила, ни здоровье — ни что не спасало от смерти; как-бы в посмеяние сих опор народ умирал как на выбор — сильный, здоровый, красивый. Стон и плач слышны были повсюду; никто не засыпал с уверенностью, что он встанет благополучен; малейшая боль, самая незначительная колика и – человек изменялся в лице, воображал присутствие холеры. Нередко тот, кто ходил за больным, умирал прежде того, за кем ухаживал; случалось так, что приходивший объявлять о смерти родственника погребался вместе с тем родственником.

Неурожай хлеба осенью и скудость корма для скота были новым бедствием для народа. Копна соломы ржаной платилась по 2 рубля серебром; навоз продавался по талеру за воз. Наконец, скот стоивший таких забот и капитала по весне начал падать. От недостатка капусты и вообще жизненных продовольствий весною 1849 года явилась цинга; впрочем, у нас немногие страдали этою болезнью, меж тем как соседние селения Екатеринославской губернии она опустошала сотнями жертв. В сем-же году бедствие еще увеличилось от чрезвычайного разлития р. Донца, разорившего избы многих хозяев, затопившего значительную часть посева хлеба на низменных местах. Вода была в ограде, затопила караульню церковную и проходила дальше церкви.

 

ПОСЕЩЕНИЯ АРХИПАСТЫРЕЙ.

Говорят, что преосвященный архиепископ Смарагд, предпринимая намерения обозревать епархии, приказал при составлении маршрута иметь в виду такие селения, где никогда еще не были архипастыри. В какой мере это справедливо, неизвестно, только в наших местах он действительно большею частью проехал по (таким) самым глухим селениям; в том числе и Трехизбянск, никогда не видавший у себя архипастырей, удостоился в первый раз видеть у себя первым этого архипастыря 7 сентября 1840 года. Осмотревши церковь, он посетил дом священника Василия Павлова; вышедши на крыльцо к собравшемуся народу, он благоволил вступить с ним в беседу, спросил: каковы священники у вас? И получив одобрительный отзыв, сказал, что ему приятно слышать это; объяснил, что обязанность священников велика, а ваша обязанность заботиться, чтобы духовенство обеспечено было в содержании и т. п., когда прихожане, обласканные его приветливостью, не зная как назвать его, величали то преподобием, то высокопреподобием, владыка обратил на это внимание, объяснил им, что преподобием, или благословением величают священников, а протопопов — высоко архиереев – преосвященство, «я высокопреосвященство!», что заставлял и их выговаривать. Память посещения преосвященного Смарагда и доселе живо сохраняется в народе и особенно в духовенстве.

1852 года августа 7, Его преосвященство Филарет, епископ Харьковский и Ахтырский прибыл в сл. Трехизбянскую часа в три пополудни прямо к церкви, где встречен  был местным духовенством в воротах ограды, проведен чрез западные двери церкви в алтарь, где осматривал антиминс, сосуды, крестильницу, метрики, оттуда возвращаясь благословлял парод и вышел из церкви в дом к священнику Михаилу Павлову, где встречен с хлебом  семейством, которое благословил; наставлял нарочно собранных раскольников;— выпив стакан чаю, благословил присутствующих, отправился в сл. Старо-Айдар на ночлег.

1866 г. августа 16, в сумерки, прибыл Высокопреосвященнейший Архиепископ Макарий и встречен собором духовенства (10 священников, 5 диаконов и т. и.) при многолюдном стечении парода, прямо в церковь; по выслушании эктении н многолетия, благословлял духовенство, парод и отправился в дом к священнику Михаилу Павлову, где имел ночлег; 17-го слушал утренню в доме, а литургию совершал в церкви. В служении участвовали 2 протоиерея и 6 священников; один из священников награжден набедренником. Величественный вид архипастыря, церемониальный выход из дому к церкви, гармоническое пение, торжественное служение в церкви, невиданное и неслыханное местными обитателями, поражало простые сердца. «Мы видели Спасителям — говорили со слезами на глазах растроганные крестьяне. Служение действительно было поразительное не для одних крестьян; пишущий эти строки сотни раз видел служение архиерейское в Харькове, но оно там не так впечатлительно, как в сельском храме, в среде простого парода. После обеда осчастливленный хозяин и обласканное духовенство округа с благоговением рассталось и своим добрым и внимательным Архипастырем.

 

УЧИЛИЩЕ

1837 года в слободе Трехизбянской открыто для крестьянских детей училище, существовавшее 7 лет; хотя наставники этого училища были переменные, и именно: с 16 июня, 1837 г. диакон Павел Квитковский; с 29 сентября, 1840 г. священник Арсений Анисимов; с 3 декабря, 1843 г. священник Василий Стефанов; по как оно обеспечено было в содержании со стороны палаты государственных имуществ с жалованьем для наставника, кажется, 100 рублей серебром, то и преподавание в нем было успешное: некоторые ученики из этого училища и ныне занимают должности писарей или с честью проходят общественные должности. 1844 г. старанием волостного головы Репринцева, который был житель сл. Старой Айдар, училище это переведено в Старый Айдар потому будто бы, что Трехизбянцы не согласились выстроить дома для помещения училища.

В 1862 г. с января месяца, старанием священника Михаила Павлова открыта школа в церковной караульне, безмездная; наставником утвержден опять о. диакон Квитковский; по недостатку отопления она переведена в дом к о. диакону, а по недостатку помещения — сокращена в количестве учеников; 1866 г. по убеждению того-же священника, обществом отведен особый дом для школы и обязанность наставника принял на себя священник Александр Щепинский, приобретены парты, кое-какие руководства, доски и т. п. училищные принадлежности; учеников собралось было более 40 душ м. п.; но холод опять разогнал учеников; предполагается устроить школу в церковной караульне, которая с этою целью распространена, покрыта железом; но если общество, или земство не примут участия в обеспечении училища и назначении содержания наставнику, то, при всей ревности духовенства, нельзя ожидать от ней прочных плодов. Общество избрало было в 1866 году и двух попечителей; но одного из них силою затащили в училище, так-как собственных детей его обучается трое, а другой ни разу не был в нем и не желает, хотя оба люди влиятельные и достаточные.

 

ПИТЕЙНЫЯ ЗАВЕДЕНИЯ

До 1862 года у нас существовали откупа на правах великороссийских; питейное заведение было одно; здесь была резиденция дпстаночного поверенного и при нем кордонная стража, зорко следившая, чтобы не было провоза дешевой водки из соседних караванов Славяносербскаго уезда, где откупов не существовало, а также и из шинков; в 1861 году откупа рушились и 1 января 1862 г. вдруг открылось 6 питейных заведений; в 1863 г. их было 6; в 1864 г. —11; в 1865— семь, в 1866 г.—шесть заведений. Замечательно, что бабы и женщины у нас в питейные заведения не ходят.

 

ДОМАШНИЙ БЫТ

Народонаселение состоит из одних русских; внимания заслуживают их.

а)       Жилища. Избы строились прежде с закатами, глухою стеною на улицу, а позднейшие переселенцы Воронежской губернии жили в курных избах; ныне уже почти нет подобных строений; избы делаются дубовые, окнами па улицу и обыкновенно имеют такое расположение: сенцы с кладовою, у зажиточных непременно с рубленными крыльцами; в избе с двух сторон лавки (на право и против дверей широкие; с правой стороны дверей мисник (или шкаф); против дверей св. угол и божница с иконами, с левой пол  (прежде у русских были еще палати) и к дверям печь и грубка. Постройка в дворе чрезвычайно тесная: в каждом дворе несколько изб (обыкновению по количеству сыновей), тут же амбар; за тем следует конюшня, загороды для скота, овец с сараями; за постройками ток (гумно), наполненный одонками и кормом для худобы и непременно половень. Клунь построят. Ветряных мельниц более 30; земляных и паровых нет. Садов с плодовыми деревьями, кроме терну нет во всем селении; впрочем с некоторого времени стали насаживать вишни. С некотораго времени одонья ставят на городах вне слободы, по распоряжению начальства, а прежде все эго ставилось дома, несмотря па густоту построек.

б) Одежда. Полный праздничный убор мужеской полотняная, или даже миткальная рубаха с красными ластавицами шитым воротником, штаны синие китайчатые, шапка серая поярчатая, сапоги, зимою полушубок, или шуба. Женские рубаха кумачевая по пояс, или белая вышитая; сарафан синий, праздничный вкладывается на груди мишурною сеткою и до подола в два ряда лента и подол обложен ситцем, на голове перевязка с блестками, в косе лепта с бисерным махром, синий суконный халат, а с некоторого времени и китайчатый синий, а зимою шуба, крытая синею нанкою, зимняя повязка на голове платок шелковый, пли бумажный. Особенность: на праздники Рождества Христова, Светлого Воскресения, Тройцы и храмовой — все женщины и девки в белых коленкоровых рубахах; в прочие праздники цветные. У женщин кокошник бархатный; или красного штофа, обложенный золотым газом; сорочка на красном кумаче вышита разноцветным шелком; у молодых баб кокошник открыт, а женщины средних лет сверх кокошника покрываются кисеею; старухи почти не носят уже бархатников, а повязываются платками. Обувь женская бахилки, а мужеская сапоги (а недавно были большею частью лапти, особенно у позднейших переселенцев).

в) Пища. Относительно пищи русские неразборчивы и мало заботятся о вкусе. Ржаной хлеб употребляется редко, а больше-пшеничный — пироги. Ежедневная пища не много сложна и праздничная редко отличается от будничной. Обыкновенно: борщ, каша (мясо употребляется редко, в роде лакомства); употребляются пампушки с семянным соком, пышка с медом, хреном и квасом, гороховый кисель с олеею. Нарядные обеды (по особому случаю, например, поминальные, свадебные и т. п. обильны стравою: 1) пирог ряженый (с начинкою, или сыром), который ломают кусочками и поливают маслом; 2) холодное застуженное; 3) борщ, 4) лапша; мяса вареные: 5) курица, 6) свинина; 7) жаркое: поросенок, баранина почечное, гусь; 8) лапшевник; 9) каша молочная крутая с маслом, и 10) десерт: взвар пли гарбуз. Постные: 1) пирог с капустою 2) студень рыбий, 3) борщ, 4) лапша, 5) рыба жареная; 6) пампушки, или гороховый кисель, 7) взвар, это необходимые блюда парадных обедов. Весною любимое: скорода, щавель, пикульки; осенью изредка грибы и опенки; последние заготовляются, при урожае, на-зиму и есть одно из лакомых блюд: их варят в воде, остуживают... Когда надобно употреблять, мешаюсь с квасом, добавляют луку и кушают. Для питья употребляют брагу, спускной квась. Па поминальных обедах водка не употребляется.

г) Семейный быть. Русские любят жить семьями, неразделяясь: и теперь есть семейства душ в 40 обоего пола. Вообще, пока живы старики, семейство живет вместе сколько бы ни было женатых сыновей и внуков; даже по смерти главы семейства старший брать занимает место отца, которому подчиняются все члены семьи беспрекословно. Отделить сына при жизни отца считается предосудительною слабостью. Русские — народ ь чрезвычайно трудолюбивый; они не знают свободного времени ни днем, ни ночью; в будни, в праздники, в годину и непогоду — на каждое время у них есть своя работа; в праздники они отправляются по соседним владельцам для покупки леса, земли, травы и т. п. Но мужчине кажется легче, или сноснее работа, потому что, занявшись одним, он не развлекается, знает свое дело и только; обязанности, лежащие у них на женщине, гораздо тяжелее; она не только занимается уходом за хозяйством на дворе (коровы, птицы, свиньи) и внутри дома (печива, варива); она обязана доставлять почти всю одежду для мужа, себя и детей; например, на мужике белье, свита, онучи, варежки, пояс — её работы: на себе — белье, сарафан, кокошник, чулки и т. п.— тоже; даже обувь для себя она одна зарабатывает сама; для детей и обувь, и одежа на её обязанности; быт женщины хозяйки, окруженной малыми детьми и всегда, но особенно в рабочую пору — невыносимо тягостен. При всем том, жена не пользуется особою расположенностью мужа: «бабий волос долог, да ум короток; на бабьи слезы не потурай; курица не птица, баба не человек» —обыкновенные поговорки между мужчинами. И точно: они не обращают никакого внимания «на бабьи нужды». Если муж купить бабе иногда сапоги, или платок, или детям какую обновку — это уже великая милость, которая считается слабостью неодобряемой: что за баба, которая себе недбает, а только мужа разоряет? Получивши подобный подарок, баба далеко его прячет, а в противном случае на улице от насмешек не будет проходу, и мужа прозовут хохлом безмозглыми. Невестки в семействе отбывают домовщину поденно, а в больших – денщиц бывает обыкновенно две; одна в хате, обязанная готовить топливо, печь, варить страву, кормить семью; другая управляется по двору: доить коров, кормить птицу, свиней и т. и. Отбывшая поденщину садится за свою работу частную и никто уже не имеет права оторвать ее от работы. Если деньщица слабого здоровья, да еще с малыми детьми — беда! Тут хоть с кожи лезь, а чтоб все было исправно; дитя, хоть раскричись, покормить некогда; помочи не только не дают (всякая занята своею работою: прядут, ткут, снуют, шьют и т. п.), но в случае оплошности, кроме косых взглядов, а нередко и брани со стороны свекрови, невестки из-подтишка подсмеиваются: «неженка, дескать, какая!». Такая невестка не пользуется хорошей репутацией, и нередко, через ворчанье свекрови, и от мужа получает пинки, укоры. «Лодащая! с тобою жизть-мука». И действительно мука: от семейства не оберешься порока, а на улице — шкилеванья. Если невестка имеет несколько сыновей женатых, то поденщины она уже не отбывает, работая на себя одну, а за нее несут таковую её невестки, но под её надзором и ответственностью за неисправность; в последнем случае свекровь нападает не па внучку, а на невестку: «ты, дескать, чего смотришь?»; замечательно, что свекровь дбает худобу (т. е. сукно, полотно и проч.) не с невестками, а с своими родными дочерьми (преимущественно девками), и мужик в худобу бабью не мешается, равно как и своих денег (заработка) не доверяет бабе; муж и жена имеют как-бы отдельные источники прихода и расхода. В семействе все работники заработки свои доставляют главному члену, который и расходует их на поддержание и улучшение хозяйства, подати и на общие нужды семейства, так например сыграть свадьбу, крестины и принять компанию, купить что в хозяйство и т. п.; обувь и шубы шьются по очереди; но удовлетворение частных нужд членов семейства почти лежит на одной женщине, и счастливою считается женщина, если она попадет в такое семейство, где достаточно овец и конопли; в таком случае из своего пайка она одевает себя, мужа и детей п даже приобретает предметы роскоши,— хороший бархат для кокошника, приличную для него оправу, ленты для дочери и т. п. Отслужить молебен; панихиду по умершем, или подать поминанье в церковь — и эго обязанность и расходы бабьи!.. Но если в семействе нет овец, мало конопли и нет лишней коровки, тут бабе плохо! Из купленной волны и конопли она должна одевать и почти обувать все семейство и сверх того выработать расходы, употребленные на покупку материала! Тут уже не до роскоши, нередко и сама она и дети ходят босяком., она перебивается кое-как, но со стороны мужа помощи не жди. Напротив, если она не приобрела ему варяг, онучь новых и т. то ей же и укоры, а нередко и побои, а со стороны насмешки: «эка баба мудрая, семьи не оденет!». Впрочем в ь семействах более исправных, в случаях недостатка овец, или недорода конопли, лену, мужики покупают, по достатку, конопли, и разделяют по паям; только паи в таком случае скудны. Если невестка приболеет так, что работать не может, семейство не станет ее лечить и присматривать; муж отправляет ее к матери-теще, пока выздоровеет; если нет у жены родных (матери или сестры), тогда она остается на попечении мужниной семьи, но попечение это бывает хуже каторги.

Раздел паев, т. е. шерсти овечьей, конопли, льну, имеет свои законы и производится следующим образом: муж и жена (венец) получают полный пай, девка-жница ½ пая на справку; парень работник ¼ пая, а если он хороший работник, то — сколько присудит семья; дробныя дети-неработники ничего не получают; если в семействе вдовец, то он отдает свой пай невестке вдове (большею частью дочери), которая и обязывается его одевать. Чем больше дробных детей, тем следовательно тяжелее матери, а потому, если последняя дождется совершеннолетия сына и оженит его, то — как гора с плеч! Обязанность одевать его падает уже на жену. Вот почему русские ждут, не дождутся совершеннолетия мужчины и спешат как можно скорее женить его. «Ужь эти мне партошникп: разорилась с своими партошниками».

Когда настанет жатва, рабочая пора, вся семья отправляется на поле, большею частью до времени окончания уборки хлеба; являются домой только в воскресные и праздничные дни; на хозяйстве остается одна свекровь, которая приготовляет для рабочих печиво и квас, присматривает и ухаживает за цыплятами, коровами и т. п.; с нею остаются и малые дети, исключая грудных, чтобы па поле не мешали работать; если свекровь старая, или семейство и хозяйство большое, то для помочи остается дома старшая невестка; оттого в рабочую нору за редкость встретить в селении бабу, пли мужика; последние являются только изредка за провизиею. Работа идет спешно. Как мужики, так и женщины один пред другим стараются больше сработать. Кто больше сработал, тому честь, слава и почет, кто меньше, тому покоры и насмешки. Чтобы не подвергнуться этой казни, рабочие напрягают все силы, соревнуя друг пред другом; женщины слабого сложения, да еще с грудными детьми, отказываются и от пищи и от ребенка. В то время, когда семья принимается за пищу, она старается нагнать других в работе, а дитя, если нет девочки, которая поднесла бы его к матери, хоть раскричись: покричит, покричит, да и заснет.

 

ПРОМЫСЛЫ И ТОРГОВЛЯ.

Мы имели случай заметить прежде, что народ русский чрезвычайно трудолюбив. Кроме хлебопашества, которое но скудости земли, более песчаной, не доставляет достаточного дохода. жители занимаются промыслами — рыбною ловлею и лесным промыслом — по изобилию озер; сбыт рыбы идет по соседним селениям и ближайшим городам: Славяносербску, Бахмуту. В осеннее время, лишь только наступают холода, рыбалки с неводами отправляются на озера и там проводят всю осень. Прежде рыбы было изобильно, но время от времени количество улова все уменьшается. Кроме неводов, ловят рыбу еще сетьми, волокушами, бреднями; зимою ставят котцы, а весною вентеря; весною попадаются стерляди и даже осетры; но в летнее время стерлядь ловится только охотниками особым снарядом и почти только по заказу, как редкость.

Низменность, расположенная по Донцу и заливаемая в весеннее время водою, кроме озер, изобилует лесом, а потому лес для жителей составляет особую статью для промысла. Из него приготовляюсь плуги, полозья, сошки (а прежде еще и тачуны для связки суден); неспособный на поделку, переводят на уголья, и весь этот товар, сбывается по при морским городам: Таганрогу, Ростову, Черкасску, Ейску и т. п. Уголья везут во всякое время, а плуги, полозья и т. п. поделки, только по ярмаркам и преимущественно осенью. Порядочный хозяин сходить в дорогу не менее 6, 7 раз в год; одного угля вывозится из селения примерно до 20000 четвертей. Обыкновенно производится это таким образом: зимою покупают, рубят и вывозят домой леса; во время непогоды подготовляют дрова и потом вывозят на биржу, вне селения, поближе к воде; складывают дрова в кучи, тушкуют и потом зажигают и выпаливают уголь, который и насыпают в сапеты. Лишь только открывается весна, волы остаются для скородьбы и пахати, а на лошадях везут уголь в приморские города. Покуда семейство обсеется, — дорожники возвращаются из дороги. Когда посев окончен, идут в дорогу на всей скотине, т. е. лошадьми и волами.

За тем подоспевает косовица; больше-семейные еще раз успевают сходить в дорогу на лошадях; но малосемейные не успеют убрать травы, как наступает уборка хлеба; по окончании уборки хлеба, лошади опять в дорогу с товаром, а волы возят хлеб с поля; но лишь только хлеб свезен с поля, все слобожане, и на волах и на лошадях, отправляются опять в дорогу; осенью везут уже не одни уголья, а большею частью плуги, полозья. И в продолжение осени, если она погодная, сходят раза два-три; пока одну фуру свезут на низ и возвращаются домой, оставшиеся дома уже наготовили вновь товару; полозьев, плугов. Так делается в продолжение осени, пока существуют ярмарки. Во время распутицы, т. е. пока не упала зимняя дорога, опять заготовляют лес и палят угли и, лишь только откроется зимний путь — опять в дорогу с угольками. Чем негоднее зима, тем большее количество идет подвод и тем щедрее заработок. Когда видишь эти обозы, ежедневно выходящие из слободы и возвращающиеся в нее, смотришь на суету народа, из которых одни обозы идут с сырым лесом в слободу, а другие тащут его уже обделаными в дорогу; исчислив сколько переводится леса, невольно подумаешь, сколько деньги зашибает себе этот трудящийся народ и как он должен быть богат! И точно, когда подродит хлебец, осенью и зимою стоит хорошая година, заработки бывают достаточны; мужичек обгонит домашние нужды, взнесет оброк и, смотришь, женит сына, девку пропьет и лишний раз, заглянет в угольный (питейные заведения). Но Боже упаси, если и хлеба недород, година плохая, тогда беда! Все бросаются на промыслы, товар дешевеет, а дома дорожает, корм дорог, а потому и прибыль, хоть брось! Труда много, а толку никакого. Возьмем пример: сапет уголья в 10 четвертей на месте стоит 5 р.; продается этот сапет на низу 10-12 р. Если година добрая, он воротится в две недели, и прибыль, большая, или меньшая, а все-таки есть; в противном случае проходить и три недели; чем больше времени потратит и чем дороже корм для скота, тем, конечно, меньше и заработку, а бывает и так, что и на шею хватит; особенно случается это в глубокую осень я раннею весною: погодка как будто благоприятствует, деньжонок нужно, ну и рыскает иной в дорогу тем более, что в это время и цена возвышается на товар; по проехавши два, три дня, вдруг погода переменяется: слякоть мороз, земля разкиснет, или колоть, метель и т. п. В таком случае товар бросается или продается за бесценок, а издержки на харчи — чистый убыток; часто возвращаются домой верхом с пустыми руками. В обыкновенное же время, свободное от полевых работ, хлынут обозы, и товар от прилива делается ни по чем. От таких причин заработок если и бывает, то самый ограниченный и весьма редко удовлетворительный. А сколько дома убытку от недосмотра в хозяйстве, несвоевременной уборки хлеба, пахати и т. п. Если взять в рассчет время, которое тратится на вывоз леса, па приготовление, отправку товара, дороговизну содержания в пути, убытки по хозяйству (напр. проходивши осень в дороге и упустивши чрез то пахать и своевременную молотьбу хлеба, не имеет в запасе пахати для весенняго посева, зерно и корму для скота, а оттого нередко и с хлебом семейство голодает, а скот кормится необмолоченными снопами, да и молотьба зимняя, только — перевод хлеба), то эти промыслы не только не доставляют выгоды, но больше разоряют народ. Но что будешь делать? Промысла более выгодного нет, а подати платить чем? Оттого лишь только наступает время податей, слобода вся идет в дорогу... Зимою и то хорошо, если лошадь прокормится в дороге, хотя бы денежного заработку и не осталось; оставшийся корм домашний — вот и вся прибыль. Осенние подати взносятся большею частью исправно; мало остается от промысла, прихватит хлебца — подати уплачены, а зимою, в случае плохой годины, ростали, метелей — и в платеже податей остановка; тут прибегают обыкновенно к займам, на высоких процентах, которые уплачиваются весною, когда откроются ярмарки, начнется сбыт товару, липшей скотинки, овец и т. п.

 

МЕСТНАЯ ИСТОРИЯ РАСКОЛА

Раскол секты безпоповицишы существует в приходе с незапамятных времен; поповщинский же толк явился впоследствии; к первому принадлежали главным образом две фамилии: в слободе Дорохины, в хут. Кряковке — Кряковцовы; к последнему семейство Лапиных и в последствии Поповых; время от времени некоторые члены из семейств раскольничьих были обращены в православие. Так обращено в 1839 г. священником Василием Павловым две души; с 1840-1842 г. священником Арсением Анисимовым 9 душ; 1842 г. священником Константином Павловым 10 душ 1844-1845 г. священником Василием Стефановым 4 души; с 1846 г. по 1858 год священником Михаилом Павловым обращено в православие 16 и к единоверию 53 души. А за тем в том-же 1858 г. последние переданы в ведение харьковской Троицкой церкви священника о. Румянцева. Таким образом паства Трехизбянская, благодатию Божиею, ныне вся православная. Всех обращенных в православие и единоверие мужеска 54, женска 65; обоего пола 119 душ. Отобранные от них сказки представлены начальству.

 

СКОЛЬКО В ПРИХОДЕ СВЫШЕ 60 ЛЕТ.

Самый старший возраст (1866 г.) в приходе 87 лет. Это именно, вдова-солдатка София Максимова Сотникова в молодых летах оставшись (хозяйкою) солдаткой, она дождалась совершеннолетия дочери, которую выдала за крестьянина Проскурина; и зять и дочь давно уже померли; она вырастила внуков, из которых один Прохор Фомин Проскурин, имеющий от роду 32 года ее прокармливает!.. За тем следуют:

Вдова Евфимия Андреева Ильинова 84 лет.

Вдов  Стефан Иванов Бородавкина 83

Дмитрий Яковлев Коренов 81

Ульяна Антонова Жиливостова 81

Николай Яковлев Яковлев 81

От 60 до 65 муж. 20 женс. 25 душ.

От 65 до 70 муж.  12 женс. 8.

От 70 до 75 муж. 11жен. 10

От 75 до 80 муж.  5.

Всего 48 муж. 43 жене =91 душа.

Нищих у нас нет, кроме одного слепца, который разъезжает по соседним селениям, а бедных довольно много, но они под окнами не ходят, а в поминальные субботы и т. п. дни приходят к церкви, где после обедни и получают милостину.

Прилагаемая при семь таблица показывает за 10 последних лет общее число жителей по клировым ведомостям, число родившихся, умерших и браков по метрикам и движение церковной суммы по церковным документам.

Ярмарок и базаров не существует здесь.

5 Апреля 1867 года слобода Трехизбянск.

Священник Михаил Павлов.