1864 год. Сказания о населенных местностях Киевской губернии (Л. Похилевич)

Чигирин уездный город не представляет ничего подобного городу. Эго настоящая деревня, отличающаяся от других деревень помещением присутственных мест в каменном доме. Весь город состоит из узких кривых улиц, обведенных плетневым забором, за которым стоят маленькие хатки, под соломенной кровлей. Эго скромное поседение расположено при реке Тясмине, вокруг горы, вышиной до 100 саженей. С северной и западной сторон она очень крута, но со стороны востока имеет отлогость. Вся гора состоит из камня, ломка которого на жернова составляет ныне местную промышленность. На вершине этой горы стоял некогда замок, господствовавший своим положением над всей окрестностью. От него уцелел до ныне остаток стены, в которой найдено несколько вбитых выстрелами чугунных ядер. В одном месте есть высеченная в камне квадратная яма, вероятно служившая пороховым погребом. На восточном скате горы заметен след рва, в 1,5 аршина глубиной, которым, по преданию, во время осад водили лошадей к водопою.

Чигирин в старину был важным пунктом. В нем и около него совершались великие военные события, имевшие влияние на целый здешний край. Почему предлагаем здесь несколько исторических об этих событиях известий. О Чигирине мы не находим известий в древних русских летописях, хотя не сомневаемся в существовании и здесь славянского населения в эпоху великих князей. Самое название Чигирина, по мнению некоторых, происходит от малороссийского слова чагарник, означающего дубовый кустарник. Вероятно таковой кустарник покрывал место, занимаемое ныне городом, в эпоху татарских нашествий. В начале XVI столетия Чигирин был главным городом в одном из 20-ти казацких полков, называвшемся Чигиринским. В 1576 году Стефан Баторий, преобразовывая малороссийских казаков, пожаловал Чигирин вместе с Трактомировым во владение казацких гетманов – «на булаву гетманскую». По образовании староста Чигирин причислен к Черкасскому староству, находившемуся в конце XVI столетия во владении князя Вишневецкого. По представлению его о выгодах построения на этом месте крепости для защиты границ от татарских набегов, дана была ему в 1589 году 1-го мая королем Сигизмундом III-м привилегия, на заселение и укрепление Чигирина. В 1592 году, по ходатайству его же, предоставлены гражданам магдебургские права. Но права эти даны не вполне, а только относительно некоторых уголовных дел: по убийствам, нанесению ран, побоям, личным обидам и всякого рода фальшивым поступкам. Все же прочие деда, особенно хозяйственные, подлежали решению старосты, без всякого вмешательства магистрата. Этой привиллегией предоставлено им же, Чигиринцам самим избирать войта и лавников или членов магистрата, иметь срочные годовые ярмарки и пользоваться другими городскими выгодами В1596 году, тотчас после Брестского собора, обнаружившего планы Польши относительно Малороссии, на полях Чигиринских произошла кровопролитная битва между Поляками и казаками, предводимыми Наливайком. Поляки в ней были разбиты, но Малороссияне не умели извлечь выгоды из победы. По худой организации своих войск Наливайко принужден был отступить в скорости за Днепр и там возле Лубен, окруженный польскими войсками, выдан казаками гетману Жолкевскому и предан мучительной смерти; затем в начале XVII столетия Чигирин оказывается, как маловажное местечко, приписанным к Корсунскому староству.

Знаменитый Богдан Хмельницкий избрал Чигирин столицей всей Малороссии, по его положению, несравненно выгоднейшему для воинской защиты от Поляков, нежели Черкассы, открытые со всех сторон. Здесь в 1650 году, после решительных побед над Ляхами, он принимал знаменитое посольство трех соседних держав: России Польши и Турции, предлагавших Малороссии вступить под покровительство своих государей. В продолжение войн за Малороссию Чигирин несколько раз подвергался осадам и был центром значительных военных операций. Так в 1661 году он выдержал осаду Юрия Хмельницкого, приведшего с собой Поляков и Татар; в 1664 году защищался несколько недель против гетмана Брюховецкого. Но величайшие бедствия и окончательное разорение он испытал во время гетманства Дорошенка, когда Русские, Поляки и Турки, одни за другими, овладевали Чигирином. В 1677 году турецкий султан, освободив Юрия Хмельницкого из семибашенного замка, где он несколько лет находился в заточении, назвал его князем сарматским и отправил с 60000 армией для завоевания Чигирина и Киева. В августе того же года эта армия подошла к Чигирину и узнавши, что Московско-казацкое войско приближается на помощь осажденным, решилась взять немедленно город приступом. Взорвавши подкопами укрепления, Турки пошли на приступ. Но Чигиринцы оказали отчаянное сопротивление и устояли до ночи. На другой день 60000 вспомогательного войска переправилось за Днепр. Тогда Турки сняли осаду и отступили. Уже от этой непродолжительной осады Чигирин очень пострадал, все окрестные поля изрыта были шанцами и окопами. Однако же Самуйлович исправил укрепления и ввел в город 15000 казацкого гарнизона.

На другой, 1678 год более 100000 Турков и Татар снова явились под Чигирином и такой же силы Московско-козацкая армия пришла для защита этого города и расположилась близ Бужина. Обстоятельства тогда были решительны не только для Малороссии, но и для московского государства. От победы той или другой стороны зависела участь обширного и плодородного края, владение которым давало решительный перевес.

Вот подробности борьбы, здесь происходившей, заимствованные нами большей частью из Георгия Конисского. Визир с Юрием Хмельницким явились пред Чигирином 8-го июля 1678 года так внезапно, что часть гарнизона, занимавшаяся достройкой наружных укреплений, застигнута была врасплох. При этом произошла первая четырехчасовая битва, после которой Турки, потерявшие до 2000 убитых, были отражены Тоща Вширь отправил Алепского пашу к Бужину, для наблюдения за Самуиловичем и Ромодановским, а Каплану-паше приказал занять возвышение между городом и Русским лагерем. Алепский паша вступил в отдельные стычки с казацкими и московскими войсками. Сам же Визирь и татарский хан кидали бомбы и гранаты в Чигирин, подводили подкопы и приступали с разных сторон. Осажденные, не довольствуясь отражением неприятеля, делали частые, смелые вылазки, врывались в шанцы к Янычарам, кололи их, брали в плен и удивляли самых врагов непреодолимым мужеством. В последних числах июля Россияне, по получении подкреплений, оставили Бужинский лагерь и начали наступательно действовать против Алепского паши, которого сбили и придвинулись к городу, подобно облаку извергающему из недр своих дождь и громы Турецкая армия, расположенная на горе, висела так сказать над ними. Началась вновь битва, в которой много погибло с обеих сторон. Ночью Черниговский полковник Василий Бурковский, начал пробираться в Чигирин. Этот отряд ж успел еще подойти к горе, как испуганный собственной решимостью, не ожидая команды, дал залп по спящим Туркам и разбудил их. Битва началась с новым ожесточением и продолжалась целый день. Наши принуждены были заночевать на месте. Эго было в пятницу. В субботу рано весь строй Самуйловича и Ромодановского всколебался и пошел на гору. Казаки сбили главную турецкую батарею, отняли 27 пушек и погнали турков вниз. Они бежали оглядываясь; наши гнались за ними запальчиво, с самонадеянностью людей, одержавших начало победы. Вдруг Турки обратились лицом к горе и погнали наших назад. Они рубили казаков до самой подошвы горы, где один из полковников обкидал свой отряд рогатками и остановил стремление нападавших; бегущие казаки вскочили в рогатки; между тем остальные силы Россиян присоединились. Турки, видя невозможность более бороться, бросились к Тясмину. Визирь приказал сжечь за собой мост. Толпа сбилась на узком пространстве перекладин; приказание Визирское было исполнено преждевременно. Еще теснились Турки, скидывая друг друга в воду, как мост запылал, обрушился. Множество людей с его обломками повалились в воду. И до ныне осталось предание об этой гибели мусульман и Чигиринские жители указывают то место, где паром соединяет низменную часть города с верхней.

После этой блистательной победы гетман и князь придвинулись к городу и стали лагерем под лесом и над озером, в виду бывшего дворца старого Хмельницкого и кладбища. Семь суток они стояли не трогаясь с места, не возобновляя битвы и отдыхая после кровопролитий прошедшей недели. Они довольствовались тем, что могли иметь сношения с осажденным гарнизоном и потеряли всю выгоду победы. Их бездействием успокоенный Визирь приготовился к приступу упорнейшему. Гетман на смену в Чигирин послал свежее войско и вызвал оттуда полк Гадячский и другое бывшие в гарнизоне. Эго обстрелянное, в продолжение долговременной осады войско, было заменено другом, которому показалось ново видеть гранаты, бомбы, осколки стен. В пятницу взорвало часть стены, граната влетела в пролом; Ржевский встретил ее грудью. С его смертью водворился в городе величайший беспорядок. В субботу Турки начали засыпать землей рвы Августа 10-го, в воскресенье, весь гарнизон вышел в табор, честить день праздничный, отобедав, перепился, возвратился в город и уснул. Пользуясь этим случаем, враги бросились сквозь пролом и чрез засыпанные рвы. Гарнизон проснулся и вместо того, чтобы бежать к пролому, как бывало делали привычные к приступам его предшественники, пустился из города бегом, столпился на плотине; люди начали падать в воду и несколько тысяч здесь погибло. Только пехота казацкая, под горой, за церковью и Московский отряд на горе, в замке, оборонялись до ночи Турки проникли в город и беспощадно рубили женщин и детей. Ночью оставшиеся в замке войска набили пушки порохом и зажгли замок; потом построившись в колонну и сделав по Туркам ружейный залп, решились прорваться сквозь ряды их силой. Турки не смели им препятствовать; ряды их раздвоились и остатки Чигиринского гарнизона, сражаясь вошли в гетманский неподвижный стан. В это время начался взрыв замка, набитых порохом пушек, запасов, магазинов. Груды камней, осколки меди упали на Турков, истребили их множество и стихло все.

В понедельник пред восхождением солнца весь стан Самуйловича и Ромодановского, устрашенный падением Чигирина, рушился к Днепру, к окопам Бужинским. Их переход был медлен, вследствие стычек с Турками на каждом шагу. Во вторник они остановились на старом месте и подновили укрепления. Кара-Мустафа разорил Чигирин до основания и пошел по пятам гетмана. Турки, Волохи, Татары, Молдаване и Юрий Хмельницкий все двинулось к Бужину, чтобы нанести последний удар Московско-казацкой армии, припертой к Днепру. Начался семидневный бой «яковый нынешняго века в краях здешних не был виденный» (см. Бужин).

Со времени этой осады Чигирин остался в развалинах и запустении. В трактате, заключенном в 1686 году в Москве между Россией и Польшей, Чигирин упоминается в числе некоторых других городов, разоренных войной и остающихся пустыми. По прутскому договору Чигирин уступлен Польше и сделан с окрестными селениями староством; теперь прежнее замковище на горе было оставлено и замок выстроен на новом месте, под горой. В ревизии 1765 года он описывается таким образом: «замок стоит над рекой, напротив высокой горы, на которой некогда был старый замок и крепость; вокруг частокол; через город течет река Тясмин; жидов нет, кроме арендаря; изб 108; слобожан 5; валов для земледелия 45 пар. Новосербские войска заложили под самым Чигирином новые слободы; староством владеет князь Антоний Яблоновский». Чрез 24 года в 1789 году по новой ревизии показано в Чигирине: одна церковь, мужской монастырь и 138 домов, в числе коих было несколько жидовских. На горе тоща еще были остатки старого совсем развалившегося замка. Со времени возобновления в ХVIII столетии Чигирина, все старинные его привилегии, на которые документы были утрачены во время войн, пришли в забвение умышленно или неумышленно и город стал нераздельной частью Чигиринского староства, в полной зависимости от старост и от их управляющих; что было поводом к многим притеснениям обывателей со стороны последних; а по двум вышеупомянутым ревизиям они обложены были значительными податями в пользу вельмож. В конце прошлого столетия Чигиринцы, подобно многим другим городам и местечкам малороссийским, стали хлопотать о возобновлении прежних прав их. Вследствие чего в 1792 году выдана им была королем Станиславом-Августом поновительная грамота, которой город объявлен вольным и прежние права его восстановлены в той мере, как это согласовалось с утвержденным на сейме того же года положением о вольных городах Польши Этой же грамотой подтвержден старинный герб Чигирина, данный еще ему в привилегии 1592 г. изображающий три стрелы, накрест положенные.

При образовании в 1797 году Киевской губернии, Чигирин отделен от староства того же имени и назначен уездным городом Чигиринского уезда.

В настоящее время в Чигирине жителей обоего пола: православных 4710, римских католиков 16, евреев 1615. Земли городу принадлежит 4450 десятин. Домов 850. Ежегодно дохода город имеет до 5000 рублей. Запасной городской капитал простирается до 46000 рублей.

Две деревянные церкви: соборная Воздвиженская и приходская Успенская.

Соборная построена на нынешнем месте в 1823 году, имеет два придельных престола холодных: Дмитриевский и Преображенский. Причт получает жалование по штатам, для уездных соборов установленных и сверх того имеет пахотного и сенокосного поля 49 десяти. Прежняя Воздвиженская деревянная церковь стояла на низменном месте заливаемом водой. Она была построена в 1720 году, как значится в визите за 1741 год а потом в 1745 другая, освященная протопопом Дмитрием Новиковским. Успенская церковь построена в 1824 году на место прежней деревянной же, описанной в вышеупомянутой визите и существовавшей с 1716 года. Земли принадлежит церкви только 22 десятины. Во время визита в Успенской церкви находился антиминс за подписом митрополита Иосифа Тукальского. Близ церкви приметен фундамент древнего каменного здания. По преданию это остатки каменной Успенской церкви, имевшей несколько престолов и разрушенной во время осады 1678 года. В описании церквей игумена Мелхиседека говорится, что Успенская церковь, до возобновления епископии Переяславской (в 1700 году) чрез несколько сот лег принадлежала до епархии православной Киевской.

Недавно в Чигирине была еще и третья церковь, на месте обозначенном в дворе присутственных мест, во имя Преображения Господня. Из визита за 1741 год известно, что она была построена на место давнейшей в 1716 и об ней сделана там такая заметка: «в ней ниц з аппаренции (принадлежностей) церковней нема; тылько образов на блятах четыре; а то для тего, же Татарове, гды нападли на Чигирин, в року 1738, нападли те церкіев, же близша од степу им была; здезилиовали (ограбили) и каплана в полон взиели и дo тых час жаднего при тей церкви нема каплана; и парахианов ледво з дзиесионтек». Церковь эта, возобновленная в 1766 году, разобрана при постройке присутственных мест, в начале текущего века.

В 1,5 верстах от города, по направлению к Киеву, лежит Чигиринский Троицкий заштатный женский монастырь в самом неудобном месте. С северо-запада к нему примыкает полоса глубоких песков, сопровождающая реку Тясмин, а с прочих сторон окружен болотами. Оттого обители всегда предстоит два труда: укреплять песок насаждением красной лозы (шелюги) и принимать меры против наводнений, часто происходящих от Тясмина. То и другое ныне отчасти достигается; но в прежнее время несколько раз возникала мысль – перенести монастырь на другое удобнейшее место. К тому присовокупляются еще испарения окружающих болот, вредно действующих на здоровье.

О времени основания монастыря из актов его не видно. В письме Ивана Выговского к патриарху Никону, напечатанном в памятниках изданных комиссией при Киев. Г. Г., том III, стр. 37, значится, что в 1653 году новопостроенная в монастыре Выговским церковь, снабжена от щедрот царя ризами, сосудами и книгами. Очевидно, что эта церковь была построена на место давнейшей разоренной или обветшавшей. В истории Рос. Иерархии (стр. 708) замечается, что еще в 1627 году игуменом обители сей был Мартирий. До 1735 года Чигиринский монастырь считался мужским. В этом году настоятелем был Даниил Климковский. Во время междоусобиц, беспрестанно в этом крае господствовавших, монастырь разорен и опустошен. Вторым основателем и строителем его был около 1708 года иеромонах Антоний Дорошенко, в мире Андрей – уроженец Субботовский, подаривший монастырю мельницу в Субботове.

Неизвестно, кто именно преемственно управлял монастырем, когда он был еще мужским и по чьей воле он преобразован в 1735 году в женский. С этого года настоятельницами в нем были следующие игуменьи: Варвара с 1735 года; Евфросиния с 1744; начальница Агафия с 1747; начальница Евфросиния с 1749; игумения Аполлинария с 1749; игумения Елисавета с 1769; игумения Калисфена с 1779; игумения Таисия с 1793; начальница Елена с 1794; игумения Елисавета II с 1796; начальница Феофания с 1819; игумения Надежда с 1827; игумения Еликонида с 1845 года, которой обитель наиболее обязана своим нынешним процветанием. Однако же в прошлом веке по существовавшему порядку относительно женских обителей, Чигиринский женский монастырь находился под заведованием игуменов Жаботинского монастыря. Средства содержания, коими располагает в настоящее время монастырь заключаются: а) в отпускаемых из казны, по указу 1797 года, 175 р. 41 к. взамен неданных от нее земельных угодий; б) в земельных угодий, коих ныне в нескольких отдельных кусках монастырю принадлежит 111 десятин; в) мельнице на реке Турии и двух садах, поступивших в 1845 году от Лебединского закрытого монастыря; г) в процентах от недвижимого монастырского капитала, до 9400 р. простирающегося; и наконец д) в доброхотных подаяниях и вкладах монахинь, без которых оне не принимаются в монастырь. Посвятивших себя монастырской жизни ныне находится в обители 106; в числе их 61 монахиня и 45 послушниц указных. Кроме того в женской прислуге до 20 душ.

Издревле существовала в монастыре главная церковь, во имя Живоначальной Троицы, о которой носится предание, что она была очень малая, едва несколько человек вмещавшая. По обветшании ее заложена нынешняя в 1759 году по благословению митрополита Арсения Могилянского, а освящена в 1767. Построена подаянием благотворителей. Трапезная церковь, во имя Преображения Господня, также деревянная. Обе церкви несколько раз были починяемы и перестроены позже сызнова. Троицкая церковь в 1847 году поднята на каменный фундамент, расширена, пристроены пределы: во имя Успения и всех святых и преобразована в пягикупольную. Обе церкви богаты утварью и содержатся в отличном порядке. Главную достопримечательность монастыря составляет чудотворный образ Божьей Матери – Смоленской одигитрии. До 1807 года икона сия находилась при входе в церковь в особом приделе, а с сего времени, в нарочито устроенном киоте.

Кроме исчисленных церквей по преданию, сохранившемуся у жителей в Чигирине в древности было много других; но места, где они стояли, неизвестны. Жители указывают только место каменной епископской церкви во имя Апостолов Петра и Павла, построенной Богданом Хмельницким. Место это заселено ныне еврейскими домами. Еще в начале текущего столетия видны были развалины этой церкви, а также развалины епископского дворца. Церковь была крестообразная. В этой-то церкви избран малороссийским духовенством и казаками Киевским митрополитом Иосиф Нелюбович-Тукальский, гонимый и польским правительством за твердость в православии и русским за любовь к храброму и предприимчивому Дорошенко. В то же время Киевская митрополия поручена была от царя блюстительству Лазаря Барановича, а от короля польского избран Иосиф Шумлянский Последнего Дорошенко схватил в Могилеве на Днестре и содержал некоторое время в заключении в Чигирине и освободив потом, по ходатайству Тукальского. Тукальский умер в Чигирине 1675 года, а погребен в Лубенском монастыре, где тело его оставалось нетленным, а в 1708 году, по повелению Петра Великого, закладено под спудом в стену. Ригельман, ч. 2, стр. 101 Об избрании Тукальского в митрополиты и об отношениях его к польскому правительству см. в Пам. Ю. 3. Р. Том IV, сгр. 382 и последующие. Надгробие, сочиненное Лазарем Барановичем, смот. в летописи Велички, том П, сгр. 384. Другой митрополит имевший резиденцию в Чигирине был Антоний Винницкий избранный из епископов Перемышльских, коего место и время кончины неизвестно. По имени города Чигирина именуются с 1799 года викарии Киевские епископами Чигиринскими. Однако же церкви города и уезда подчинены митрополиту на одинаковом основании с церквами прочих уездов.

Хотя в Чигиринском округе, лежавшем на самом юго-восточном крае польской республики, пресловутая уния никогда не могла утвердиться; но Поляки не преминули, около 1740 года, образовать особое Чигиринское наместничество или деканат, к которому причислили 27 окрестных церквей , с намерением постепенно и мало-помалу удалите от церквей всех православных священников и назначите униатских. Но езуитские затеи их расстроены постоянным противодействием жителей потом известной резолюцией 1768 года, а наконец уничтожением самой республики, так долго и упорно враждовавшей в лице римского духовенства, против церкви Христовой в областях русских.