Чигиринский уезд

Медведовка

Из Сказаний о населенных местностях Киевской губернии (Л. Похилевича)

Местечко на правой черноземной и гористой стороне Тясмина, в 8-ми верстах выше села Новоселицы. В самом местечке впадает в реку Тясмин ручей Медведев, шикающий из Мотроненского леса, и разделяющий местечко на две равные части, из коих юго-восточная принадлежит к Чигиринскому округу государственных имуществ, а северо-западная составляет частное имение, принадлежащее ныне сенатору тайному советнику Ивану Ивановичу Фундуклею. Жителей обоего пола христиан: в первой части 740, во второй 675, евреев в обеих 2320. В 1741 году в Медведовке было 200 дворов и до 1500 душ обоего пола одних христиан, хотя пред тем только за шесть лет, именно 15-го августа 1735 года, местечко опустошено нашествием Татар. Евреев тогда вовсе не было; в 1808 году христиан считалось 1167 при 122 дворах, евреев 350. На горе; при реке Тясмине, есть древний замок окруженный земляным валом и рвом, на котором еще недавно видны были остатка дубового частокола. При самом въезде в местечко с северо-запада стоит древняя высокая могила с двумя меньшими. На ней при князе Яблуновском учреждено римско-католическое кладбище для латынян живущих в окрестностях. При том же владельце, в самом местечке, был построен и латинский костел, имевший особых ксендзов; но он закрыт со времени поступления имения к русскому владельцу, допускающему к экономическим должностям и лиц православных. Отчего римских католиков в местечке и в имении не стало. И северной оконечности местечка при реке Тясмине устроен с 1848 года обширный сахаро-песочный завод а также пивоваренный с 1836 года, оба каменными зданиями.

Медведовку должно считать главным местом в Чигиринском имении г-на Фундуклея, хотя управляющий живет в селе Головковке. К имению этому причисляются до 3000 ревизских душ и 16916 десятин земли. Оно состоит из следующих сел: Медведовки, Головковки, Мельников, Осоты Новой, Осоты Старой и Яновки. В прошлом веке Медведовка нераздельно принадлежала к Чигиринскому староству. Но с 1795 года, уже при русском правительстве, границы староста к северу определены ручьем Медведевым; отчего местечко разделено на две части, из коих признанная собственностью старосты князя Максимилиана Яблуновского, немедленно (в 1806 поду) с окрестными селами продана Иерониму Собанскому, от коего в 1836 году купил бывший Киевский гражданский губернатор Фундуклей (см. Козацкое).

В настоящее время в местечке две церкви:

Успенская деревянная, 5-го класса, земли имеет 43 десятины; построена в 1735 году на место древнейшей того же имени.

Михайловская заштатная, деревянная, до 1843 года имела особых приходских священников. Земли ей принадлежит 35 десятин. В визите Чигиринского деканата за 1741 год о церкви сей творился: «церковь под титулом Св. Михаила выше окон збудована, без повалы и подлоги и огродзонего цментаря, слома покрыта, пшез пapoxиaн, в року 1738, по спалионей Татарами, выбудована. Священник Иоанн Самуилович, посвеционый 1723 року в Переяслове. В тым же местечку была друга церкиев (Успенская), ктора Татарове зе вшистким спалили». Но по преданию народному, кроме этих двух церквей, было еще три, без сомнения тоже деревянные: Преображенская, упомянутая в описании церквей Переяславской епископии игумена Мелхиседека (см. Киев. Епар. Вед. 1862 г. №4), Богородичная и Троицкая. Первых двух указывают даже места. Существование их должно отнести к XVII столетию. Вместо обветшавшей Михайловской церкви, существовавшей с 1764 года, нынешний благочестивый владелец Медведовки заложил в 1860 году каменную церковь, по окончании коей предполагает ходатайствовать и об определении к ней особого священника.

В 3-х верстах от местечка Медведовки, на низменном острове реки Тясмина между сечениями Трушевцами и Ивковцами лежит заштатный Николаевский мужской Медведовский монастырь. Он окружен ольховым лесом и болотами, заросшими камышем и лозой. В давнее время в монастырь приезжали лодками посредством канала, нарочно прорезанного с великим затруднением среди болот, а с 1818 года сделана плотина длиной в 300 саженей с 4-мя деревянными мостами. Как монастырь, так и местечко Медведовка название свое, по словам старожилов, получили от того, что в этих местах, то гористых, то болотных и непроходимо лесистых, в давнее время водилось множество медведей.

О первоначальном основании монастыря не сохранилось достоверных известий. Но не подлежит сомнению, что он, подобно прочим монастырям южной части Киевской губернии, основан в те годы, когда Чигирин приобрел политическое значение, то есть в конце XVI или начале XVII века. Сохранились в списках универсалы на монастырские земли гетманов: Юрия Хмельницкого 18-го апреля 1661 года и Павла Тетери 10-го октября 1663 года, в который о Медведовском монастыре говорится, как уже давно существующем. Впрочем в смутные времена, после Хмельницкого для Малороссии наступившие, в которые Чарнецким и другими польскими героями разрушено все, что имело на себе печать православия и русской народности, и Медведовскии монастырь разрушен до основания. Только по утверждении в этих странах польского владычества, разделением Малороссии, в Медведовском монастыре собралась вновь немногочисленная братия, которая около 1730 года построила небольшую деревянную церковь во имя Святителя Николая, а князь Ян-Станислав Яблоновский, владевший в это время Чигиринским староством, подтвердил за монастырем земельные угодья, принадлежавшие ему еще при гетманах. Тоща же восстановлено в монастыре настоятельство игуменское. Медведовский монастырь не принимал участия в последнем восстании Малороссиян по сю сторону Днепра в 1768 году против польского владычества и произведенной им унии. За что игумен Виссарион и весь монастырь подвергся особенному преследованию восставших казаков. В сентябре 1768 года они напали на монастырь, разграбили игуменские келии и церковь, унесли не только деньги и имение церковное и игуменское; но даже забрали все бумаги и документы говоря, что они пригодятся им на прибойку ружейных и пистолетных зарядов. За то монастырь, покровительствуемый польскими вельможами, сохранил свои земли, тоща как прочие, сочувствовавшие казакам, лишились своих угодий.

В 1785 году на место обветшавшей монастырской церкви по благословению митрополита Самуила заложена новая и ныне существующая церковь оконченная чрез 10 лет. Она деревянная же, трехпрестольная, о пяти главах, имеет вышины 20 саженей, длины 30, а ширины 9,5. Главный престол во имя Святителя Николая; боковые же во имя Архистратига Михаила и Рождества Пресвятой Богородицы. Другая в монастыре деревянная же церковь в честь Богоявления небольшая, теплая, в одной связи с колокольней, построена вместе с ней в 1819 году усердием генеральши Ламбовой, коей сын Петр Иванович Ламбов – камергер императорского двора, погребен в сем монастыре. Достопримечательность первой церкви составляет чудотворный образ Святителя Николая, с правой стороны, в особом киоте поставленный, к коему с давних времен притекают богомольцы и получают исцеление. Образ сей украшен серебряной ризой, с таким же венцом с драгоценными камнями. Другую драгоценность составляют частицы Св. мощей многих святых, присланные в монастырь в 1845 году митрополитом Филаретом, «как священный залог благочестивого жития старцев сея обители и как небесная их помощь и заступление в жизни сей». Сосудами церковными, ризницей, книгами к богослужению относящимися монастырь весьма достаточен. Монашествующих в нем в 1860 году было: иеромонахов с игуменом 8, иеродиаконов 6, монахов 6, послушников 15, разного звания людей 5. Всего 40 человек. Кроме церквей в монастыре следующие постройки: настоятельские келии, покрытые железом, домов для посещения братии 7, трапеза, гостиница, палата, кухня, комора, два погреба, конюшня и баня. Отдельно вне монастыря экономический двор, при нем три избы, два амбара, конюшня, клуня и три сарая. Земли, большей частью сенокосной и под озерами, монастырю принадлежит 648 десятин. Две водяные мельницы приносящие дохода до 600 рублей в год. Недвижимый монастырский капитал простирается до 23000 рублей.

Список игуменов Медведовского монастыря, записанных в монастырском помяннике:

1) Иринарх, 2) Миссаил, 3) Иосиф, 4) Ефрем, 5) Гавриил, 6) Никифор † 1747, 7) Логгин строитель † 1750, 8) Тихон † 1756, 9) Виссарион † 1797, известен тем, что противодействовал революции 1768 года; но в 1789 году отказался дать присягу на верность польской короне. За что был закован в цепи и 4 года содержался в Варшаве и Ченстохове, вместе с Виктором, православным епископом Минским и Изяславским. Они освобождены с окончательным присоединением края к России. 10) Потапий † 1799, И) Дисофей † 1803, 12) Феодосий † 1805, 13) Иоаникий † 1844, 14) Каллист архимандрит, в 1861 году перешел в Казанскую епархию; Иринарх.