1857 год. Мурафа "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"

В ней была земляная крепость: вал вышиною в 2 саж., вокруг вала ров глубиною в одну саж., шириною в 1 ½ саж. В крепости храм Чудотв. Николая; за валом 3 другие храма: Преображенский, Покровский и Михайловский. Так писали о Мурафе в 1785 г.

В 1676 г. Белгородский наместник князь Григорий Ромодановский писал:

«В нынешнем 184 (1676) г. июня в 3 д. бил челом Вел. Госуд. Его Царскому Вел., а в курской разрядной избе нам боярину и воеводе и подал челобитную Уманский и иных Заднепровских городов черкасов полковник Никита Сененко, а в челобитной их написано: в нынешнем-де 184 (1676) г. пришли мы Вел. Госуд. Его Царского В-ва в новоопостроенный город Мурафу на слободу с женами и детьми под Его В-ва Государя руку 260 человек на вечное житье, и строиться дворами и вечно служить В. Государю хотят они; - и В. Государь Его Царское В-во пожаловал бы их, велел их своею государскою милостию обнадежить, и льготы, дать, на сколько он В. Государь укажет, чтоб у них с старыми Мураховскими жителями о льготе споров не было. И по указу В. Гос. Его Царского В-ва его полковника Никиту сына Кондратъева и которые с ним из за Днепра пришли и которые впредь учнут приходити, воеводе ведать невелено, а велено ведать и расправы чинить меж ними ему Никите по своим правам, да им же дать на дворы места и пашни земли против прежнего отводу, что было у Мурафе дано льготы до указу В. Государя. Писал в Курске в лето от созд. мира 7184 июня 3 д.».

«Царского В-ва боярин и воевода и наместник Курский й Белгородский князь Григорий Григорьевич Ромодановский Стародубский печать свою приложили».

 По сему листу а) в 1676 г. Мурафа называлась новопостроенным городом, но в ней были уже старые жители; известна и опись гор. МураФе 1673 г.;

б) в 1676 г. население ее умножил уманский полковник Никита Кондратьевич Сененко, который привел с собою в Мурафу 260 человек и которому предоставлено теперь вызывать из-за Днепра и других черкасов.

Прекрасный каменный храм св. Николая построен в Мурафе преимущественно усердием двух лиц. Константин Христиненко, неболее как коллежский регистратор, но человек с высокими порывами души, вызвался быть попечителем о построении храма и на первый раз пожертвовал от себя 2857 руб. серебром; храм возведен был до окон, но Христиненко умер от холеры в 1831 г., и постройка остановилась. В 1842 г. новый ревнитель славы Божией, капитан Александр Моисеевич Ковальчинский принял на себя заботы о новом храме, и его попечением храм окончен в 1842—1847 гг.

В сем новом храме имеются две старинные иконы под серебряными вызлощенными ризами, перешедшие из древнего Ннколаевского храма. Это Казанская икона Божией Матери и икона св. Николая. К иконе Божией Матери мураховские жители притекают с особенным усердием с давних времен. О ней рассказывают следующее: во время войны Карла XII шведы в неудачную экспедицию свою против корпуса Рена, приближались к мосту, устроенному на р. Мерчике, жители Мурафы подняли помянутую св. Икону Божией Матери с молитвами и встретили с нею шведов у самого моста. Неожиданное смущение возвратило шведов от моста на обратный путь, и мураховцы спаслись от бед.

Первый храм св. Николая построен был в Мурафе около 1675 г. Николаевский мураховский священник Фома Михайлов известен по купчим Хрущовой Никитовки 1677 и 1693 гг. На западной двери прежнего храма вырезаны слова: «за благословением Бога Отца, за совознесением Сына и споспешением Св. Духа создася храм сей во имя Св. Христова Николая 1733 г.» Это был уже второй деревянный храм святителя.

Храм Архистратига Михаила по ныне существующий в Мурафе, существует на нынешнем месте с 1755 г. В 1742 г. Архангельский священник Михаил Иванов умер, а отец его, священник Иоанн Васильев «за старостию и дряхлостию» не в состоянии отправлять служение, так писали прихожане, и по их прошению посвящен тогда во священшика Фома Иванов, другой сын священника Ивана. Итак более, чем вероятно, что Архангельский храм основан в Мурафе прежде 1700 г.

Книги его: евангелие Л. п., но без показания года, с надписью: «сие св. евангелие белогород. епархии Богодух. уезда местечка Мурафы, куплепо за церковныя деньги въ церковь Архангельскую»; евангелие М. п. 1735 г., апостол К. п. 1752 г., с надписью: «в Мураховскую Архангельскую церковь куплено за 3 р. стараниями священников Стефана да Тарасия и ктитора Стефана с братиею 1759 г.»

Под одною из купчих  записей Хрущовой Никитовки 1716 г. после Николаевского мураховского священника Иоанна подписался Покровский священник так: «к сему запису и купчей я поп Максим Федоров поп Покровский Мураховский вместо Ивана Назаренка и Ивана Разуменка дядьков своих, по их велению руку приложил; также и за Назаря Слюсаря я поп руку приложил». Тот же священник известен и по Ахтырским актам 1701 и 1730 гг.* Покровский храм сгорел около 1800 г., и приход его причислен к Михайловскому.

По Ахтырским актам Преображенский храм видим в Мурафе в 1708 г. Надпись на постной триоди М. п. 1682 г., хранящейся в Николаевской церкви, показывает, что Преображенский храм существовал и в 1684 г. Надпись говорит: «р. 1684 мес. февр. 3 д. сию книгу куплену до церквн Преображения Господня Мураховския дали денегь коп сем Литовских и записали до храму Преображения Господня и ктоб имел отдалить ее от церкви, буде клят и проклят.** Преображенский храм давно закрыт. Церковной земли при Николаев-ской церкви 66 десятин.

В 1743 г. поставлявшийся по просьбе прихожан сей церкви во священника Осип Яковлев, сын дьячка, показал о себе: «русскаго письма чтению и пению обучен он дядею своим родным тогож полку местечка Губаровки рождественским попом Иосифомъ; —книжицу катихизм, букварь и прочия к священству приличныя правила на изусть изучить и иметь долженствует». Под просьбою подписались священник Преображенской церкви Мартин Андреев, на место котораго поставлялся Иосиф, «Богодуховский протопоп и духовных  дел управитель Автоном Захаржевский».

По ведомости генерального межевания 1785 г. показано в Мурафе 1650 душ муж. 1671 жен. при 14163 десятин земли, из которых 300 дес. строевого леса, 1030 дровянго, 11400 десятин пашни; ярмарки октября 1 и декабря 6. По церковным актам число прихожан:

 

 1730

 1750

 1770

 1790

 1810

 1830

 1850

"

«муж

лжен

Имуж

Жжен

имуж

Жжен

ымуж

жжен

ммуж

жжен

ммуж

жжен

Ымуж

жжен

 Николаевской  

2215

1190

2215

1191

2263

2261

2261

2265

3368

3376

2246

2295

9948

11020

  Преображен-ской

2283

8267

3307

2289

3334

2298

3334

3319

4445

4462

— -

— -

— -

— -

 Архангельской

1178

1160

2200

1196

4491

5526

4465

4456

9907

9971

11013

11102

6618

6686

 Покровской

2291

2247

3315

2269

5516

5519

2215

2200

— -

-

-

             -

^-

*-

Мы уже видели, что население Мурафы увеличилось в 1676 г. 260-ю человеками, перешедшими из Умани; за то не раз Мурафа терпела и разорение. В 1669 г. января 5 «приходили Татарове к Мурафе и многих людей побили и в полон поимали; а от Мурафы те Татарове пошли вверх по Мерчику к Богодуховской гати». Татары нападали на Мурафу и в 1679 г.* В 1709 г. в одно время с Городною, Рублевкою и другими слободами Мурафа, состоявшая тогда под ведением сотника Ивана Буймеренка, пострадала от шведов.

В 1712 г. указано было жить бывшему белоцерковскому полковнику Танскому и полковнику Кигичу, с офицерами Бедрягою, Жияном и несколькими из рядовых, частию казаков белоцерковских, а частию поляков. Тогда в Мурафе считалось до 350 дворов. Танскому поручено было тогда устроить в Мурафе конные заводы. Но эти новые поселенцы Мурафы, или по крайней мере некоторые из них, отличались непохвальными делами. В 1720 г. ротмистр Жиян избил мураховского Покровского священника Максима Федоровича и сына его Илариона. По жалобе священника назначено было произвесть следствие поручику Рогозину — «смотрителю государева табаку в Ахтырке». Но Жиян и полковник Танский уклонялись от ответов по сему делу. Бригадир Осипов, которому поручено было розыскать дело, писал в Киев губернатору Голицыну, что «от Волохов Жияна, Бедряги и других не токмо одному попу и тамошним (Мураховским) обывателям, но и ему бригадиру и полчанам его грабительствами чинятся великие обиды и разорения» — и что в следствие наглых обид Танского и его товарищей — «из города Мурафы разошлось обывателей дворов 70, а поп Максим Федоровичь от побоев болен и церковь Божия стоит без служения». Дело на сей раз окончилось тем, что в пользу священника взыскано с виновных 56 руб. Но в 1724 г. последовала новая жалоба на Танского и его товарищей. Ахтырский полковник Лесевицкий от имени обывателей Мурафы и других полчан доносил начальству, что полковник Танский завладел многими их землями, лесами и людьми, наносит побои и обиды ненаказанно и нагло, разорил и сжег новопостроенную слободу Шаровку. Сенат определил взыскать с Танского в казну 500 руб. В 1743 и 1749 гг. полковое начальство снова просило защитить Мураховцев и их соседей от грабежей и насилий Танского и усмирить шайку гайдамаков его, которая, превосходя числом и средствами данную от начальства команду, грозила истребить мураховскую сотню, и между прочим снова разорила Шаровку и избила краснокутского атамана Леонтия Овсянникова. Но дело кончилось почти ничем. Шайка не усмирена, пойманы только пять человек, которые показали, что полковннк Танский с своими дворовыми людьми разграбил Шаровку; но не сознавались в участии своем в его делах. Танского не отыскали, несмотря на все распоряжения следственной коммиссии и полиций Московской  и  Петербургской.  Впрочем имение Танского велено взять под казенный присмотр до окончания дела. Обратимся от этих печальных картин человеческих страстей к отрадным делам благодати Христовой. В описании чудес Ахтырской иконы Божией Матери (чуд. 314) находим следующий опыт небесной милости. Жена священника Николаевской  Мураховской церкви Степанида Алексеева целые 10 лет жестоко страдала разными болезненными припадками, дочь ее Пелагия несколько времени чувствовала шум в голове; обе наконец совершено оглохли, так что ничего не слышали. В таком состоянии они решились идти в Ахтырку, чтобы молить о небесной помощи пред славною чудесами Ахтырскою иконою Божией Матери. М милостию небесной Царицы, в самый час решимости своей на дело веры, обе почувствовали облегчение. А вскоре за тем совсем освободились от болезней, о чем с благодарностию исповедывали пред чудотворною иконою Божией Матери. Это было мая 30 дня 1756 г.