1857 год. "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"

Население Хухры надобно считать за современное населению Ахтырки. По описанию чудес Каплуновской иконы, «село Хухра» упоминается в 1696 и 1699 г., а в грамоте 1704 г. августа 14 читаем: «мельницею с дворовым строением и усадьбою в Полковом селе Хухре поступился ему Федору (Осипову полковнику) полюбовно Хухрянский атаман Яков Довбянка». По последнему документу видно и то, что Хухра была сотенным местечком.

Покровский храм Хухры является уже в истории войны Петра I с Карлом XII и Мазепой. Карл, лично командуя тремя кавалерийскими полками, разбил 27 января 1709 г. русских у Опошни и отсюда неожиданно бросился на Хухру, где стоял отряд драгунский. Жители Хухры, так говорит хухрянское предание, рассеялись, кто куда мог. Покровский священник Димитрий окончил с причтом литургию и по окончании вышел с Св. крестом к неприятелям, прося пощадить для Св. креста храм и жилища христиан. Шведы не коснулись храма и после того, как возвратились из погони за драгунами, которых преследовали до самых укреплений Ахтырки. Храм, спасшийся от шведов, построен был «лет за 40», так писал хухрянский атаман с товарищами в 1726 г. и следовательно он построен был около 1686 г. Поелику же священник Димитрий в своей просьбе 1726 г. писал: «в том селе на перед сего бывало по 800 дворов», то такое число дворов заставляет верить, что первый Покровский храм в Хухре построен был не позже 1655 года.

Храм, построенный в 1706 г. перестроен был в 1803 г. Он покрыт тогда железом, глава и крест позлащены.

В 1825 году священником Александром Полницким внесен в храм серебряный крест со Св. мощами, доставшийся ему от деда его, капитана Григория Ферликовского, жившего в Змиеве.

Единственный памятник древнего храма — постная Триодь К. п. 1727 года.

Священник сего храма Моисей Иваницкий из дворян в 1785 г. владел 90 десятинами земли.

Другой храм в Хухре, во имя святителя Николая, построен был после шведской войны, в 1726 году. О построении его просили дозволения атаман Филипп Сафьянов и другие Хухряне. Покровский священник Димитрий восстал против сего, он писал, что будто прихожане не желают другого храма. Священник Димитрий и после того вошел с протестом, и архипастырь написал: «сего попа взять в цепь до нашего решения, за упрямство денежный штраф взять всеконечно и за труд носильщикам вдвое; а мы за спор строения церковного знати будем, что делать». По местному преданию, к построению Николаевского храма особенно побуждал Хухрян священник Николай Снесаревский, бывший полковым священником во время шведской войны, а по его убеждению черкашенин Филипп Богатырь пожертвовал для храма дом свой, который по некоторой поправке и был освящен. Этот храм существовал до 1812 года в своем виде, в виде дома, с крестом над алтарем.

Новый храм уже каменный, начали строить в 1809 году. На его постройку употреблен был кирпич из зданий упраздненного Ахтырского монастыря, кирпич продавался и куплен был по 50 коп. за тысячу. При перевозке его много помогал бывший в должности исправника Иван Боярский. Храм окончен и освящен в 1812 году. Книги храма: Служебник, М. п. 1723., Анфологион или Трофологион. К. п. 1745 года.

Метрические книги Покровского прихода начинаются с 1751 г., а Николаевского с 1759 г., исповедные росписи обоих приходов с 1764 года.