1857 год. Историко-статистическое описание Харьковской епархии

При вершине р. Мерчика, на скатах холмов — в 7 верстах от Богодухова и в 50 верстах от Харькова

Полковая Никитовка и Хрущова Никитовка Ахтырского полка носят на себе имя одного тогоже основателя — Уманского полковника Никиты Кондратьевича Сененка, которому дан был приведенный нами жалованный лист в 1676 г.

В архиве экономической конторы Хрущовой Никитовки по ныне целы: а) купчая 1677 г. октября 15, по которой мураховские жители Иван Романенко с товарищами продали мураховскому жителю Никите Кондратьевичу Уманцу сенные покосы, пахатные поля и лес над рекою Мерчиком, составляющие часть нынешнего Никитовского поместья; б.) купчая 1691 г. апреля 1, которою мураховский житель Михаил Кондратьев продал «ахтырскому эсаулу Никите Кондратьевичу» луку смежную с Никитовскою дорогою; в.) обменный лист 1693 г., которым Мурафский Николаевский священник Фома Михайлов променял «ахтырского полка полковому эсаулу Никите Кондратьевичу Уманцу» свою землю с лесом, смежную с отчинною Никитовскою, г.) царская жалованная грамота 1684 г. января 5, которою поместная дача по обе стороны р. Ольшанки, бывшая во владении 3 мурафских казаков и в 1681 г. отданная кн. Хованским Никите Кондратьевичу Уманцу в поместье, жалуется ему Уманцу в отчину за его отличную службу не в пример других. Он, говорит грамота, «в ахтырском полку всякие государския службы служил, нещадя головы и из полков бояр наших ныне посылан для проведывания в Заднепровские городы и в Волосскую и в Мутьянскую земли и в Польшу... а иным его братьи та вотчинная дача — не образец, потому, что много явных его служеб и посылок». В делах 1787 г. видим как то, что по актам и отзывам старых людей Никита Кондратьевичь Уманец признан за одно и тоже лицо с уманским полковником Никитою Сененком; равно видим, что Никита Кондратьевич полковой есаул и наказной Ахтырский полковник в 1691 и 1693 гг. был с Ахтырским полком в походах. Таким образом Никиту Кондратьевича Сененка стали называть в Украйне Уманцем по прежнему полковничеству его в Умани. Это не первый пример награждения выходцев из за Днепра новыми прозваниями. Полковник Григорий Ерофеевич в Слободской Украине назывался Донцем, тогда как Заднепровская фамилия его — Захаржевский.

Итак население Хрущовой Никитовки происходило около 1677 г., т. е. около того времени, как часть земель нынешней Никитовки дана была уманскому полковнику Никите Кондратьевичу в поместье. К тому же времени относилось и население Полковой Никитовки. Это было после того страшного разгрома, который в 1674 г.нанесли турки каза-кам правой сторони Днепра, и когда особенно пострадали поселения полков Уманского и Ладыжинского. «Оставшийся народ, говорит Величко, ни от кого не надеясь ни милости, ни обороны себе, многими таборами и толпами собрался со всех поветов и с скорбию сердеч-ною, с слезами на глазах прощался на всегда с прекрасными местами своими, перебрался на сию сторону Днепра.... Многие удалились в московские слободские полки и наполнили их собою, как и вся Украина левой стороны, пред тем малолюдная, с того времени наполнилась и умножилась жителями Украйны за-днепровской».

Относительно первого храма в Полковой Никитовке можем указать на акт.  «Ахтырского полку с. Ннкитовки поп Леонтий Емельянов объявил запись: року 1705 авг. 2 продал я о. Павел Васильев священник Губаровский мельницу на р. Мерле о. Емельяну Матвеевичу священнику Никитовскому за 300 золотых». В консисторском архиве сохранилась метрика Полковой Никитовки Успенской церкви священников Василия и Леонтия за 1720 г. По делу 1750 г. последний подписался: Леонтий Буцкий. По документам же видно, что в Полколой Никитовке был и другой храм — храм Покрова Богоматери.

Около 70 лет назад тому в Хрущовой Никитовке существовали два храма, — один во имя Успения Пресв. Богородицы, другой во имя Свят. Николая.

Первый храм Успения построен был здесь первым основателем Никитовки Никитою Кондратьевичем и при нем были свящешиками зятья его: Федор Стафиевичь и о. Марк. Первый из них в 1703 г. отдал Михаилу Никитичу Дорошевскому лес в обмен на мельницу с лесом и как при этом случае, так и в актах 1705 г. называется Успенским священником Никитовки, равно и сын его Осип Федорович Стафиевич, продавший в 1710 г. наслед-ственный дорошевский лес богодуховскому сотнику Федору Павловичу Павлову, в акте 1727 г. называется также священником Никитовским. В 1738 г. новый владелец Никитовки, Нежинский полковник Иван Семенович Хрущов просил и получил разрешение освятить новый храм в Никитовке во имя Чуд. Николая и в приделе престол во имя Алексея Митрополита. А в 1745 г. он же полковник получил грамоту с благословением перестроить старый Успенский храм владельческой Никитовкн.

Ныне в Хрущовой Никитовке — прекрасный каменный храм Успения Богоматери. Построение его начато было Димитрием Андреевичем Хрущовым, и окончание и образцовое украшение принадлежит набожному сыну его Николаю Дмитриевичу Хрущову. Иконы в иконостасе — мастерской академической работы в 3000 руб. серебром; три иконы: Успения Богоматери, святит. Николая и Курская икона Божией Матери — в серебряных вызлощенных ризах в 250 руб. серебром; плащаница в 343 руб. серебром; запрестольная икона крещения Господня в 343 руб. серебром; ризница - дорогой парчи, утварь богатая. Все это дар усердия Николая Дмитриевича. Прихожане Никитовки издавна обращались с особенною верою к иконе Знамения Божией Матери и недавно устроили на сию икону серебрянную ризу в 300 руб. серебром, с надписью: «в память избавления от холеры 1848 г.».

Замечательные книги в храме владельческой Никитовки:

а.) Триодь цветная без выходного листа, с надписью: «1705 г. м. февр. 20 д. сию книгу отменили Братство Уманское за ведом пана Иванька Бариша, сотника уманского, так и теж и пана Василия Гайдученка, осадчаго Уманскаго, за церковные гроши из скринки Успенской до церкви Божой до собору и до храму Успения Преч. Богородицы Уманской риньковской, за готовые гроши литовской лечбы талярей 15., да старанием пана Максима Кембердянского на тот час ктитора бывшего и Игната Шпака, брата старшего, так теж и всего братства соборного, аби вечне при церкви Божией зоставала; а мел бы кто от церкви Божой отвергнути и на свой пожиток обвертали, — того недай Боже, — таковый не тилько наречен будет святокрадца, але и проклять и анафема и маранафа. Иоанн Яковович пресвитер Успенский и наместник уманский». Эта книга принесена в Никитовку кем нибудь из братстваУманского, перешедших к бывшему уманскому полковнику Никите Кондратьевичу после 1705 г.  

б.) Евангелие М. п. 1754 г. с надписью: «отдано в церковь Пр. Богородицы села Никитовки бригадиршею Кассандрою Хрущовою 1769 г.».

в.) Минеи служебные М. п. 1727 г.

г) Постная триодь К. п. 1727 г. с надписью: «села Угольцов Домовой бригадирши Софии Капнистовой церкви Св. Троицы».

д.) Цветная триодь К. п. 1724 г. с тою же надписью.

е.) Трефологион К. п. 1734 г. с тою же надписью.

По ведомости 1785 г. в Хрущовой Никитовке 821 душ муж. 703 жен., при 5309 дес. земли, из которых 1943 дес. леса. По церковным росписям число прихожан:

 

 

 

            а.)Хрущовой Никитовки

 Успенской  

 1730

 1750

 1770

 1790

 1810

 1830

 1850

ммуж

.жен.

"муж

жжен.

ымуж

жжен.

имуж

Жжен

ммуж.

жжен.

«муж.

Жжен

«муж.

жжен.

 

3361

3345

3377

3365

4427

4425

4460

4480

5553

6619

7770

8881

8827

9944

 

 Николаевской  

3398

З360

4408

3387

4471

4437

5510

4491

— -

— -

— -

— -

— -

— -

 

            б.)Полковой Успенской

4493

4443

5594

5503

5584

5525

9970

9935

11151

11158

11217

11304

11130

11152

 

 Покровской      

9288

5263

3302

9285

3 352

3

335

— -

— -

— -

— -

— -

— -

— -

— -

 

Итого    

1539

1411

1 1611

1

1540

1834

1722

1940

11906

11704

11777

11987

22185

11957

22096

 

                                 

  

 

В заключение о Хрущовой Никитовке помещаем

                                                            

                                                                      СЛОВО

По  освящении храма, возобновленного усердием Н.Д. Хрущова, говоренное Преосвященным Филаретом.

                                                           Дом мой дом молитвы есть

                                                                                  Лук. 19, 46.

Да благословит Бог радость празднующих обновление храма сего! Особенно же да благословит благословением земным и небесным благочестивого юбновителя храма! Труд его — труд любви к Господу и дело любви к душам христианским. Сей дом есть дом Божий и дом молитвы, молитвы, которая столько даров небесных низводит на молящихся.

Прихожане храма сего! Если дом сей дом молитвы есть, то понятно, что ваш долг часто ходить в сей дом для возношения молитвы к Богу. Не напрасно же создан, не напрасно с таким усердием украшен сей дом молитвы; он с тем обновлен и украшен, чтобы благолепие его возбуждало сердца ваши к усердной молитве.

Одно может иногда и в доме молитвы охлаждать усердие к молитве. Это то, что не всегда видим исполнение желаний молитвы нашей. Сделаем, что можем, чтобы отклонить это препятствие к молитве; рассмотрим, почему молитвы наши иногда остаются без действия?

Апост. Иаков учит нас: желаете и не имате, зане не просите, просите и не приемлете, зане зле просите, да в сластях ваших иждевете (4, 3. 4.). Здесь Апостол показывает нам две причины, по которым молитвы бывают бесплодны. Они бесплодны бывают то потому, что не составляют прошений искренно молащейся души; то потому, что не того испрашивают, что должно испрашивать у Бога.

Когда читая или слушая молитвы, почти не обращают внимания на то, о чем говорится в молитве: чего ждать от такого моления? Если сами не слышат своей молитвы: услышит ли ее Бог? О! разве для того только услышит, чтобы излить негодование Свое на преступное рассеяние молящегося? Иначе такая молитва есть ли молитва? Это биение воздуха, а не трепетание сердца; это звуки голоса, а не беседа души благовейной с Богом; это занятие скорее нечестия, чем благочестия.

Действенная молитва есть молитва усердная. Просяй приемлет, ищай обретает, и толкущему отверзается. (Мат. 8, 8.). И мы недовольны бываем, когда просят нас о чем либо, как бы нехотя, лениво, небрежно, неискренно. Пусть все кости наша говорят о наших нуждах пред Богом, тогда молитва не будет бесплодной.

Истинная молитва есть молитва смиренная, а молитва без смирения — дело опасное. Отчего фарисей остался в стыде, тогда как мытарь оправдан? От того, что фарисей говорит в молитве: неем, якоже прочи человецы, — или яко же сей мытарь, тогди как мытарь бил в перси, не смел поднять очей на небо и с глубоким вздохом повторял: Боже, милостив буди мне грешному. Кто бы ни был вблизи тебя, молящийся, берегись считать себя лучше его: иначе молитва вместо милости низведет на тебя суд Божий. Бог гордым противится, смиренным же дает благодать.

Св. Апостол так велит молиться: да просить верою, ничто же сумняся: сумняйся бо уподобися волнению морскому, ветры возметаемому и развеваемому. Да не мнит человек, он, яко приимет что от Бога (Иак. 1, 6. 7.). Итак когда молимся мы без твердой веры, колеблемые сомнениями в возможность исполнения молитвы нашей или по холодности души нашей или по мысли о чрезвычайности дела, как будто и есть что нибудь легкое для нашей грешной немощи, то при упорных болезнях веры не получим ничего по молитве. В следствие слабой веры не может быть твердого упования на Бога; между тем только упование не остается в стыде; без упования как сердце наше далеко от Бога, так и дары Божии, нисходя с неба, проходят мимо нас.

Истинная молитва, как плод твердого упования, должна быть терпелива и настойчива. Долго молилась Сарра, и сын утешения дан ей уже в глубокой старости (Быт. 21, 2.). Спаситель учит нас терпеливой молитве притчею о человеке, который не смотря на то, что друг его сперва отказал ночной молитве его, не отступал от него, пока тот исполнил просьбу (Лук. 11, 8.). Он учит нас тому же и другою притчею, притчею о вдове, которой безжалостный судья отказал в защите от соперника ее, но когда она не отставала от него, положил вступиться за нее, чтобы более не приходила она докучать ему (Лук. 18, 5.).

Вот случаи, в каких молитвах наша может остаться без действия, от того что она не есть истинная молитва по внутреннему свойству своему.

Но могут быть молитвы наши по предмету своему нечисты и злы, и тогда опять если и будем просить, не получим по прошению.

Не легко ли быть может, что то, чего желаем, чего просим мы у Бога, нашему недальновидному взору кажется и очень нужным и очень полезным и что однако по последствиям, которых не видим, не только не нужно вам, но готовит лишь скорби и искѵшения, лишь соблазн и горе? Хорошо, если, молясь о подобных вещах, мы не забываем говорить пред Господом: не моя, а Твоя да будет воля! Иначе не оказываемся ли мы детьми своенравными и глупыми, которые с плачем и криком просят вредного себе?

Брат мой! Ты не доволен своею бедностию и молишься Богу, чтобы послал Он тебе богатство, а не видя исполнения этой мольбы, ропщешь на Бога? Одумайся! Знаешь ли ты, чем бы ты был по душе став богатым? Уты, утолсте, разшире, забы, Бога спасающаго, так жаловался Пророк на счастливого Израиля. Чем ты уверил себя, брат мой, что и ты не был бы тем же при богатстве? На что же ты ропщешь? Чего так желаешь? Иному не удаются попытки и хлопоты его выйти из стеснительных обстоятельств. О! если бы в глубине души своей хранил он мысль евангельскую, что тесный путь — надежный путь, он бы благодарил Господа за путь, по которому ведет Он его. Вы, отец и мать, неутешно плачете, и ропщете, что не даровал Бог здоровья умирающему сыну, или умирающей дочери. Но знаете ли вы наверное, что ваши сын и дочь, спасенные от смерти, не нанесли бы вам скорбей и искушений, а под конец не погубили бы себя для вечности? Льзя ли перечесть все случаи, когда ничем нельзя было бы так жестоко наказать нас, как если бы Бог исполнил наши, молитвы о вещах по нашему суду полезных намъ?

Говорить ли о тех молитвах, когда молятся о предметах явно нечистых, явно грешных? Иные, молясь Богу о богатом урожае хлеба, во время самой молитвы тешат себя грешными мечтами, как бы они зажили тогда, как бы стали слаще есть и пить, как бы стали важны пред другими! Не улика ли в нечистотах сердца такая молитва? Не гнев ли Божий вызывает она против себя? Не хула ли она на Бога, как будто может Он угождать страстям нашим? Иной, обуреваемый дикою злобою молит Бога, чтобы послал Он ему случай и возможность отмстить врагу своему. Другим до того овладела злая зависть, что просит он Бога расстроить счастие соседа. Как страшна всякая подобная молитва! Это молитва духа зла, которого наверное ждет геенна!

Итак вы видите, слушатели, что если молитвы ваши бывают бесплодными, то это бывает от нас же самих. Потому безуспешность молитв вызывает нас не на бездействие молитвенное, а на заботы об истинной и богоугодной молитве, Будем молиться так, как велено нам молиться, и — тогда молитва будет награждать нас и временными и вечными благами. Аминь.