1857 год. Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Название его вполне прилично местности его, самой живописной. Он расположен над р. Мерлом на равнине, при подошве довольно значительной возвышенности, осененной садами грушевыми и сливовыми. На юго-востоке его дремучий сосновый лес.

В 1651 г. выходцы из Корсуня поселились по оврагам краснокутским, под защитой лесовъ; в 1654 г. устроены окопы, а в 1666 г. основано укрепление на возвышенном месте, между двух глубоких дефилей, с двором для воеводы; это в 60 саженях от той крепости, которая устроена позже. Остатки древнейшей еще видны были в 1780 г. Между бумагами 1667 г. видим опись гор. Красному Куту и его черкасам. Поздняя крепость так описана в ведомости 1785 г. «иррегулярная крепость, окруженная с четырех сторон валом, вышиною от горизонта в одну, а шириною в 2 саж. ; вокруг вала сухой ров, глубиною в одну, а шириною в 3 сажени; в крепости соборный храм чудотворца Николая».

До 1765 г. Красный Кут был сотенным городом; с 1780 г. был уездным, но потом, (1796 г.) уступил это значение Богодухову. В Куте было и Духовное Правление.

Ныне в Краснокутске кроме Николаевского, три приходских храма: Успенский, Преображенский, Михайловский и четвертый кладбищный всех Святых; а в прежнее время были еще храмы Покровский и Вознесенский.

Николаевский храм, как храм соборный, основав был в одно время с крепостью Красного Кута. т. е. около 1660 г.* Нынешний храм перенесен в 1793 г. из упраздненного Краснокутского монастыря, иконостас его замечателен по резьбе, а еще более по живописи икон, которая и поныне сохраняет свежесть красок и отличается необыкновенной живостью лиц святыхъ; иконы писаны в золотом поле маслянными красками.

Краснокутская Николаевская церковь постоянно называлась соборною церковью гор. Краснкутска, например в просьбе 1751 г.» Ахтырского полка Красного Кута соборной Николаевской церкви ктиторы и прихожане просят о посвящении во священника диакона Никифора, сына протоиерея Карпа Игнатьевича. «К сей челобитной ахтырского полку судья Матвей Боярский руку приложил».

Книги храма: требники Петра Могилы К. п. 1646 г., Триоди. цветная 1714 г. и постная 1717 г. М. п., Минеи служебная М. п. 4724 г., с надписью: «я протопоп Карп купил сии книги миней 12 за сто золотых и четыре рубли, за сво властныя деньги». Служебник К. п. 1736 г. 1737 г. ирмологи К. п. 1763 г.

Из протоиереев собора известен протоиерей Карп Игнатьевич, которого внук Иакинф Карпинский — был префектом коллегиума и разных семинарий, и другой внук протоиерей Андрей Васильевич Карпинский около 40 лет управлял духовными делами Краснокутского ведомства. В 1748 г. он писал в Консисторию, что под 20 ч. марта 1748 г. разбойники ночью ворвались в дом вдовы Боярской, мучили вдову за деньги и имущество, и ограбили все, что могли, но на третий день были пойманы, отправлены в Ахтырскую полковую канцелярию, где между прочим показали, что намерены были напасть и на дом его протоиерея, чтобы воспользоваться казенными деньгами, хранящимися у него; из этих воров двое убежали из под караула; потому протоиерей просил дозволить ему брать по очередно двух пречетников его ведомства, дабы те оберегали дом его в ночное время. и Консистория предписала быть причетникам по очереди у протоиерея, «как и у прочих духовных Управителей обыкновенно то водится».

Краснокутской Николаевской церкви протопоп Карп Игнатьевич известен по Ахтырским купчим 1710 г. (№ 109, 906). По ведомости генерального межевания 1785 г. за Краснокутским протоиереем Андреем Васильевичем Карпинским т.е. внуком о. Карпа, известным по делам с 1748 г. показано 182 десятин земли. В Святогорском акте 1687 г. Краснокутский протопоп о. Петр Еремеев и Спасский поп Карп Игнатъевич. Первый в 1699 г. продал полковнику Перекрестову «луку по ниже Пархомовского ставу с пахатным полем, урочище Княжой баярок с пахатным полем и сенные покосы», — так сказано в царской грамоте 18 декабря 1699 г. Ныне церковная земля имеется только при Успенской церкви, в числе 40 десятин; при прочих же нет и десятины. После Карпа Игнатьевича был протоиерей Леонтий Ильин.

В 169З г. построен был на посаде деревянный храм Успения Богоматери по делу 1719 г. первый храм построен «в давних годах и освящен митрополитом Мисаилом». Следовательно прежде 1684 г. В 1778 г. помещики Максима Штепа и Василий Савицкий построили новыи Успенский храм. В 1838 г. построен каменный храм с такою же колокольнею, — храм весьма красивый, легкий и стройный во всех частях своих. Главными строителями его были Краснокутские жители — купец Петр Овсянников и брат его Григорий; — последним пожертвована на построение храма до 3000 руб. серебром.

Книги храма: апостол К. п. 1738. г. Благодарные пения М. п. 1741 г., акафистник М. п. 1746 г., Патерик К. п. 1759 г.

Нынешний деревянный храм Преображения Господня построен в 1762 г. и возобновлен в 1830 г. Спасский Краснокутский священник известен еще по акту 1687 г. По делу 1717 г. к сему храму в 702 г. перешел священник Павел, в 1696 г. посвященный к Краснокутской Вознесенской церкви, которой давно уже не видно и следов в Краснокутске. Книги Спасского храма: евангелие М. п. 1701 г., служебник Черниговской п. 1747 г.

Первый храм Архистратига Михала построен был в 1682 г. старанием священника Михаила Куницы. Внуком его Василием Евстафьевичем Куницким, который владел 304 десятинами земли, наследственными после деда его, в 1765 г. построен был новый храм.**

Дело о неокладных церквях Краснокутского уезда 1717 г. Ахтырские купчие № 811 и 109. Ведомость генерального межевания 1785 г. В 1747 г. Василий Куницкий писал в своей просьбе: «1734 г. взятъ я быль в Харьковския училища и обучался по 1738 г. и дошел до школы инфимы видя же крайнюю тупость ума моего, в училище по нын. 1747 г. не являлся; и понеже мне от роду более 23 лет, за великолетством и тупостию ума обучаться немогу». По сей просьбе исключили его и коллегиума.

В 1714 г. разрешено было вместо сгоревшего Покровского храма построить новый храм Покрова Богоматери; в 1816 г. быв перенесен на кладбище, он освящен во имя всех Святых.

Здесь хранятся: октоих М. п. 1699 г., минеи служебные М. п. 1724 г., служебник М. п. 1738 г., Черниговской п. 1749 г., триодь цветная М. п. 1739 г., правильник Черниговской п. 1750 г.

Храм Вознесения Господня в Красном Куте видим по бумагам 1696 г.

В Консисторском архиве сохранились метрики за 1726 г. Краснокутской церкви Николаевской и Успенской. Церковной земли при Успенском храме 40 десятин.

Из древних событий с черкасами Красного Кута сохранилось кое что в памятнках относительно происшествий 1668 г. Волнение, поднятое Брюховецким, отозвалось тогда смятением в Краснокутске. Белгородский воевода писал в марте того года, что «краснок. черкасы В. Государю изменили». По другой Чугуевской бумаге видно, что взволнованные черкасы выдали тогда татарам бывшего в Краснокутске царского приказного Трофима Авдеева, и этот бедняга томился после того в плену по ноябрь 1681 г., когда выкуплен был сыном своим. Житель Васищевский, бывший на царской службе в Краснокутске, был тогда же убит. Однако Краснокутцы скоро образумились и стали действовать, как надлежало действовать верным слугам Царя русского. Это видим по следующей отписке кн. Ромодановского: «в нынешнем 176 (1668) г. по указу В. Государя посланы из обоза из под Котельвы в Запороги к запорожским казакам с милостивою В. Государя граматою и для проведывания всяких вестей, — краснокутские черкасы Ивашка Папушка с товарищи тремя человеками и из Запорожья по се число не были. И мая 25 вышел из полону пз Полтави краснокутский черкашенин Андрей Жученко и сказал, что в Запорогах учинилось на люди моровое поветрие и многие казаки померли».

  1685 г. ноября 10 «прибыл «в Чугуев полоненник Курченник и Трофим Степанов Авдеев и сказал: в 176 г. (1668), как Брюховецкий изменил, в ту измену был он на приказе в Красн. Куте и черкасы краснокут. из города. отдали его в полон Татарам и с того числа был он в полону в Крыму в селе Бургазе у Мурзы Ширинского Амлебея и из Крыму тот мурза вышел в Азов 189 (1681) г.» Далее сказано, что его выкупил в Азове сын его Мелетий Авдеев, нарочно отправлявшийся за тем в Азов.

По отписке Ромодановсвого, вдова Андреева, жителька с. Васищева (июля 2 1668) жаловалась ему: «176 (1663) сына ея на государевой службе в Красн. Куту изменники черкасы убили».

По отписке Харьковского полковника в Чугуев в июне 1679 г. «Татари одни пошли Мурафским шляхом и били под Мурафу и под Красный Кут и под Колонтаев». Гетман Самойлович от 14 января 1680 г. доносил, что татары стоят обозом между р. Мерлой и Ворсклой.

В одной из Чугуевских бумаг 1688 г. читаем: «авг. 29 1688 г. пришли в Соленый (Славянск) из полону из Азова краснокутские казаки Тимофей Бутко и Семен Калачник». Когда эти казаки захвачены в плен? По всей вероятности во время первой крымской войны князя Голицына (1687 г.). Возвратившиеся из этого похода войска стояли под Краснокутском, а в начале похода в Краснокутске стоял корпус Неплюева, который во время войны имел дело преимущественно с азовцами. Вместе с тем известно, что и в июне 1688 г. Краснокутск был в опасности от татар, входивших массами в слободские поселения, так что полковник Перекрестов поспешно отправлялся в Красный Кут с полком своим.

В шведскую войну Краснокутск был местом славной битвы русских с шведами и страдал за эту славу. Карл надеялся напасть в расплох на корпус Рена, расположенный от Краснокутска до Городеньки и раздавить его своими массами. Но калмыки, рыская по пятам Карла, дали знать Рену о движении Карла на Красный Кут. Тем не менее Карл застал несовсем готовых два полка драгунов у Краснокутска, так что те едва спаслись поспешным удалением к Городеньке. В замен того рейтары Карла неожиданно наткнулись на гренадеров и драгунов, ожидавших неприятеля «в прикрытии за стеною во рву»; давшиеся в обман шведы были разбиты и прогнаны до самого Краснокутска. Разбитый на голову под Городенькою Карл излил месть свою над Краснокутском и его окрестностями, когда шел к Опошне. В одной из краснокутских записей 1710 г. читаем: «а внуку моему Осипу Андрееву що отказовалем напред, тое все под час Шведской руини пропало». Ригельман говорит, что Краснокутск в это время был разграблен голодными шведами. По делу 1717 г. видим, что Краснокутские храмы Преображенский, Успенский и Архангельский, с 1709 по 1717 г. оставались неположенными в оклад собственно потому, что после разорения нанесенного Краснокутску в этим храмам в 1709 г., храмы и приходы оставались «в крайней скудости»; здесь же сказано, что Краснокутск грабили тогда вместе с шведами шайки татар; последние были призваны Мазепою. По письму Меньшикова неприятели платили за свои неудачи делами разбойническими. «Неприятель, место Красный Кут, Коломак и другие попаля, пошел назад к Опошне и вышепомянутых месть жителей мужеска и женска пола в снег и в воду побросал и иныя многия злы чинил».  

Не забудем и опыта милости небесной Царицы к одной семье Краснокутской. «Города Красного Кута некая жена Евгения с мужем и детьми одержимы были тяжким недугом, так что редко в ум приходили. Наконец они решились идти в Каплуновку поклониться чудотворной иконе Божией Матери; они взяли сына своего, чрезвычайно больного, и с большим трудом дошли в Каплуновку в храмовый праздник Рождества Богородицы. Но едва пришли туда, как все почувствовали себя исцелившимися. Это было сент. 8 1696 г.». (Чуд. 32).

Состояние прихожан последующего времеини изображаем в следующей таблице.

                                                           ЧИСЛО   ПРИХОЖАН

 

1730

1750

1770

1790

1810

1830

1850

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

Николаев-ской

495

480

528     

501

582

580

630

656

708

759

933

1016

880

929

Успенской

686

670

698

670

741

711

818

784

629

643

1052

1094

1073

1213

Преобра-

женской

359

335

390

378

421

409

446

436

535

535

603

576

492

559

Михайлов-

ской

318

303

339

320

365

360

401

417

405

441

474

505

446

448

Покров-ской

350

340

380

370

410

402

465

480

485

496

-

-

-

-

 

2208

2128

2336

2239

2509

2462

2760

2773*

2762

2874

3062

3191

2891

3149

Путешественник Зуев в 1781 г. считал в Краснокутске обывательских домов больше 800 и 2406 душ жителей, наиболее войсковых обывателей. В исповедных ведомостях за 1790 г. без сомнения показаны и жители хуторов. Спустя 20 лет на иных хуторах построены храмы и от того в 1810 в Краснокутских приходах оказывается почти тоже число прихожан, что было в 1790 г.