1857 год. Историко-статистическое описание Харьковской епархии

Ворожба, принадлежащая к Белопольскому округу, находится в 2 верстах от Белополья; почему и называется подгородней слободой, а в отличие от другой Ворожбы, Ворожбой Белопольской. Мы уже видели, что черкасская Ворожба образовалась на месте русской в одно время с Белопольем, то есть в 1672 году. Русские, при своём переселении из Ворожбы на устье реки Скагости, конечно вместе с домами перевезли и храм свой. По грамотам 1691 и 1696 годов Ворожба называется селом, и здесь же видим её атамана Фёдора Чернявского.[1]

            «Их Царского Пресветлого Величества стольник и полковник сумской Андрей Герасимов.

            Всем в обещ и каждому зособна, кому ведать о том належить, а особливе старшине Белопольской, знайдущимся, яко впредь будучим, ознаймуим. Иж за просьбою ворожбянского жителя Фёдора Чернявского, поволили есми владеть ему гайком, о котором в него был спор с сотником белопольским, потому ж сотник упирался в то не належно, хотячи его оттоль витиснуть з злости, который в Белопольском уезде в урочищах, едучи от гребли Григорьевой, на горе против луки Роспустнова, по правой стороне, до Човпилова леса и по лес же Лазаров до Костьева и Хрущова лесков и до Роспустнова луки. А тот гайок он, Чернявский, занял за ведомом нашим, по своей черкасской обычности; а що сотник упирался в том гайок, и в розыске объявилось, же – он упирался напрасно. По его просьбе и, по прислуге его войсковой, наибарзей же яко никому то не в даче, ему, Чернявскому, тем гайком владеть и к пожитку своему уписать поволилисма. В чем для певности письмо се наше с притеснением печати нашей войсковой ему Чернявскому видать рассказали смо. В року ниженастоящем 1691. Августа в 8 день

                                               Вышеписанный стольник и

                                               Полковник сумский»).

            Таким образом надобно положить, что и первый храм в Белопольской Ворожбе построен около 1676 года.

            В церковном архиве сохраняется следующий документ 1739 года.

            «Указ Её Императорского Величества Самодержицы Всероссийской из московской Синодального Правления Канцелярии города Белополья духовных дел управителям. По Её Императорского Величества указу и по определению Московского Синодального Правления Канцелярии, а по челобитью сумского полка Белопольской десятины села Ворожбы Покровской церкви попов Петра да Ивана Степановых с приходскими людьми, которые просили о позволении, чтоб в построенной ими на место той Покровской церкви  часовне, до построения настоящей церкви, для служения литургии сделать престол и по положению на оный выдать священный антиминс, а о строении настоящей вместо сгоревшей дать указ, велено вам духовным управителем, справясь: ежели в оном селе означенная церковь до сего имелась и сгорела, то вместо той сгоревшей во имя Покрова Пресвятой Богородицы, церковь построить позволить и святыми иконами и прочим подобающим благолепием убрать, как святые правила и уставы позволяют, против других церквей исправно, а в алтаре престол устроить в вышину 6 вершков и с доскою, в длину 1 аршин 8 вершков, в ширину 1 аршин 4 вершка. – Когда же построено и ко освящению изготовлено будет, то о освящении оной церкви и о даче священного антиминса бить челом в Московскую Синодального Правления Канцелярию особливо. А дондеже настоящая церковь построится, велеть оной часовне быть и для обстоящей нужды часы, утрени и вечерни и молебны, кроме литургии, в ней исправлять позволить. А за то, что тую часовню означенные попы допустили построить без благословения и указа, собою, хотя они и немалому штрафу и наказанию достойны, но оное им за невежество, по снисхождению Синодальной Канцелярии, оставляется. И о том города Белополья духовных дел управителем послать указ, о чем се и посылается; города Белополья духовным управителем о вышеписанном чинить по сему Её Императорского Величества указу.

            Герасим, Архимандрит Богоявленский,

            Секретарь Алексей Васильев».

            Октября 8 1739 года.

 

            По сему указу видно, что а) в Ворожбе существовала Покровская церковь, но сгорела в 1739 году, причем видно и то, что в 1739 году ворожбянский приход был уже так велик, что при ворожбянской церкви были два священника.

            Б) Вместо сгоревшего храма священники и прихожане поспешили сами собою построить часовню и просили разрешения, как на построение нового храма, так и на совершение богослужения на престоле часовни с антиминсом. Храм разрешено построить, дозволено совершать до времени и богослужение в часовне, кроме святой литургии. Самовольное же построение часовни в виде церкви  прощено «по снисхождению к невежеству». Памятником сей часовни служит каплица, построенная на каменном фундаменте.

            В 1769 году согласно с просьбою прихожан разрешено было Севским архипастырем Кириллом обветшавший деревянный храм, перестроить и поставить на каменном фундаменте. Но вместо того, чтобы перестраивать обветшавший храм, прихожане построили каменный храм, который и освящён в 1778 году.     

            В сём храме имеются:

а) Старинный серебряный крест с святыми мощами 11-ти угодников Божьих: святой великомученицы Варвары, княжны Иульянии, преподобного Моисея Угрина и Евстратия, святого митрополита Михаила, преподобных Печерских: Феодора, Иоанна Многострадального, Пимена, Макария, Григория и Ефрема.

            б) Святой потир с прибором дорогой отделки и весьма величественный на вид.

            в) Книги: последование молебствий Московской печати 1743 года, триодь цветная Московской печати 1742 года с надписью: «1743 года сия книга куплена сумского полка полковым судьёю Андреем Васильевым, куплена в слободу Ворожбу Белопольскую до храма Покрова Пресвятой Богородицы за 3 рубля». Триодь постная Московской печати 1751 года с надписью: «отдана до храму Покрова Пресвятой Богородицы в слободу Ворожбу Белопольскую сотником Данилом Ивановым»; анфологион Московской печати 1748 года, трефологион Киевской печати 1754 года с надписью: «Пустынно-Молчанского монастыря игумен Ювеналий села Ворожбы в Покровскую церковь пожаловал ради поминовения родителей своих и сродников 1754 года»; октоих Московской печати 1756 года с надписью: «куплен в Москве Григорием Лукьяновым Мартыненком за 2 рубля 1756 года села Ворожбы, в Покровскую церковь дан на вечное время». Евангелие страстное Московской печати 1755 года дар того же Мартыненка.

            По последнему штату причт получает жалованье третьего класса 366 рублей серебром.

            По переписи 1732 года а) в слободе Ворожбе два священника и школа, старшины и казаков 223, подпомощников 436, работников 48, подданых сотника Куколя 106, сотника Скрыцкого 47, сотника Алексея Даценка 17, священника Петра Степанова 9, а всего 896 душ мужских; б) в слободах ворожбянской сотни – в Климовке, где при храме школа, 421 душа мужская, в Прорубе, где при храме гошпиталь, казаков 122, подпомощников и работников 508, подданых Куколя 49, священника Данилова 12, итого 691 душа мужская пприхожан.

            За тем число прихожан ворожбянского храма по ведомостям: в 1750 году 1488 душ мужских, 1403 женских, в 1770 году 1629 мужских, 1440 женских, в 1790 году – 1279 мужских, 1292 женских, в 1810 году 1599 мужских, 1623 женских, в 1830 году – 1702 мужских, 1697 женских, в 1850 году 1714 мужских, 1839 женских прихожан.

            От холеры 1831 года умерло 15 человек, а в 1848 году до 95 человек. Кроме того в 1845 году в приходе сгорело до 200 дворов, а в 1849 году было три пожара, причинившие также довольно ущерба и бедности прихожанам.

            Ворожбянскому храму весьма долго служили священники Степановы. Священник Пётр Степанов свидетельствовал завещание Феодора Чернявского в 1722 году и он же с Иваном Степановым упоминаются в 1739 году; священник Григорий Степанов показан владельцем земли в Ворожбянском округе по ведомости 1802 года. Итак вот уже и целое столетие.

            Метрики и исповедные росписи Ворожбянской Покровской церкви в архиве Правления начинаются с 1751 года.


[1] Любопытен универсал сумского полковника Кондратьева о предоставлении Феодору Чернявскому земли с лесом. Помещаем его, как образчик тому, как приобретались и закреплялись земли в те времена.