1857 год. "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"

По местному преданию Кириковка основана отважным казаком Кириком или Кириаком. Это был казачий есаул из шляхтичей Заднепрвья. Так как он счастливо и с честью оберегал линию по р. Ворскле от татар, то за ним осталось название Линилка, и потомки называлиь то Линилками, то Линицкими. По актам известно, что сын его Михаил и внук Михаил Линилки были сотниками Кириковки. Первый храм в Кириковке во имя Архангела Михаила, по всей вероятности, основан был самим Кириком. По надписи на евангелии, которую увидим ниже, в 1686 г. храм сей уже существовал и не как храм недавний. В описании чудес Каплуновской иконы Божьей Матери Кириковка называется селом в 1695 г., и точно также называется она и в купчем акте 1705 г. По делу 1738 г. видно, что в 1725 г. при Кириковском храме были уже два священника, и в 1738 г. определен вторым священником Григорий Линилк, сын Кириковского сотника Михаила Линилка, внука основателя Кириковки. Священник Григорий Михайлович служил и в Ахтырской Георгиевской церкви. По ревизской сказке 1744 г. значится: «Георгиевской церкви за попом Григорием Михаиловым Линицким, живущим в г. Ахтырке, малороссиян подданых в семи дворах записано м.п. 46 душ». В ревизской сказке 1795 г.: «г. Ахтырки Георгиевской церкви за священником Максимом Григорьевым сыном Линицким в г. Ахтырке слободских крестьян муж.пола 2 и жен. 3 души». Купчая, записанная в вотчинной Коллегии 10 марта 1760 г. говорит: «1724 г. мая 13 я, Власий Рокитин, житель и помещик деревни Каменицкой, ведомо чиню: прошедшего 721 г. дек. 16 д., имеючи нужду свою в деньгах платить оклад в казну,— с советом жены и детей моих, продал я Кириковскому сотнику Михаилу Линицкому пахотную свою дачу в Каменицких дачах, как в ровных 18 четвертей лесу, так и в дубравах и в лугах и в сенокосных луках и в рыбных ловлях и всяких угодьях, лес и луку и зеилю против 18 четвертей, за четыре рубля… К сей купчей записи по прошению Власа Рокитина Моисей Прокофиев поп Кириковский руку приложил». Деревянный ветхий храм, вместо которого строится новый, построен в 1786 г. из леса, пожертвованного набожным помещиком Боярским, еще и теперь указывают на пни деревьев, срубленных для храма Божьего.

Древние книги: евангелие М. п. 1677 г. с надписью: «Ахтырского уезда с. Кириковки житель Хведько Ярошенко, по прозвищу великий да Демьян Левченко сведомо чиним, иже отменши мы сю книгу — у Курского купца, у Михаила Чугусова, дали мы готовых грошей литовской личбы 11 коп., за отпущение грехов своих, до храму Архангела Христова Михаила в с. Кириковке. А при сем подписе были люди добрые и веры годные житель с. Кириковки атаман Иван Сомошенко, да брат старший Церковный Грыцко Арандарь и много братства при том бывших — Борыс старый, Хведько Крывый, Левко Рева, Хома Мединенко, Демян Кобзаренко и прихожане той церкви Левко Носач, Тимко Новаченко, Микита Худолеенко… Подписася сия книга в с. Кириковке року Божьего 1686, мес. июн. 20 д.». Остановимся на сей подписи. Она говорит нам о прекрасном отличии древнего Кириковского храма. При нем существовало братство, по тому примеру, как существовали братства за Днепром при знаменитых соборных и монастырских церквях. Надпись ясно отличает старшего брата церковного, рядовых членов братства, и простых прихожан. Бог да помянет во царствии своем христианскую любовь рабов своих! б) Служебник М. п. 1744 г. с надписью: «с книг преосвященного Феодосия архиепископа С.-Петербургского», другой рукой: «от его преосвященства благословлена в Александровском монастыре иеромонаху Варсонофию Скраге, ныне 1761 г. августа 15, посвященному в архимандрита Новоезерского». в) Требник К. п. 1736 г., октоих К. п. 1739 г., акафист Вмч. Варваре, К. п. 1747 г., книга благодарного пения М. п. 1735 г., постная триодь М. п. 1745 г.

Из прихожан зять храмоздателя Боярского Жиянов был лицо замечательное. Во всю жизнь свою он был очень скуп, собирал деньги всякими средствами, и очень не любил платить долгов. Под конец жизни оказалось много людей, которые изливали горькие жалобы на него пред Господом. Наконец посетила его тяжкая болезнь, водяная, тело его до того опухло, что он не походил на человека. И в этот-то страдании пришел он в себя. Тогда он сочел непременным для себя долгом удовлетворить всех, кому он оставался должным уже несколько годов, он приглашал их к себе для расчетов и уплатил долги с процентами. Страдания его были мучительны, но после того, как пришел он в себя, он уже не тяготился страданиями своими, а благодарил за них Господа. Иные, видя долгое страдание его, говорили ему по состраданью: долго страдаешь ты, время бы на покой. А он отвечал: что вы, что вы говорите? Мне надобно страдать за грехи мои, иначе как явлюсь я пред судом Божьим со столькими неправдами? Перед смертью его, за несколько дней, тело его потеряло всю болезненную толстоту, он стал сух и легок и покойно предал дух свой Господу.

Дочери его, девицы Жияновы, с юных лет не походили на отца сребролюбца, а последние дни родителя еще более возбудили в них усердие к Господу. Владелицы 300 душ крестьян и богатых лесов, они после смерти родителя решились посвятить себя и все свое Господу. Они дали свободу крестьянам своим и отпустили лес на построение храма по примеру деда своего, а сами удалились в монастырь Их жертва для храма тем более была важна, что без нее Кириковские крестьяне при своей бедности едва когда-либо собрались бы с средствами построить новый храм.

Число прихожан: в 1730 г. 950 муж., 950 жен., в 1750 г. 1092 муж., 1030 жен., в 1770 г. 1293 муж., 1122 жен., в 1790 г. 1451 муж., 1486 жен., в 1810 г. 1412 муж., 1544 жен., в 1830 г. 1125 муж., 1149 жен., в 1850 г. 1249 муж., 1376 жен. пола.

Метрики прихода нач. с 1760 г., а исповедные росписи с 1763 г.