1852 год. Из "Историко-статистического описания Харьковской епархии"

В округе поселений сумского полка, кроме Лебединского Михайловского, были два монастыря, и оба не вдали от города Сум – Сумской Успенский мужской и Сумской Предтечев женской монастырь.

Успенский монастырь находился в 9 верстах от гор. Сум. Он занимал местность довольно живописную. Расположенный на небольшой возвышенности, он окружен быль горами, покрытыми лесом. Вблизи монастыря был пруд.

Основателем его был знаменитый полковник, Герасим Кондратьевич Кондратьев. Построение его, по обыкновенному мнению, относилось к 1658 г. Документы на земли его начинаются с 1671 г.

В последние десятилетия своего существования он был великолепный. В нем было три храма, и все три каменные.

Храм Успения Богоматери, каменный, с приделом Вознесения Господня на хорах, построен был с 1750 г. старанием игумена Иоасафа, и ктитора подполковника Якова Алексеевича Шубского, котрый употреблял на то и свой капитал.

Второй храм каменный, при котором была братская трапеза, освящен был в честь Архангела Михаила в 1755 г. и был построен на место деревянного господином Рубаном.

Третий храм над св. вратами, во имя Всех Святых, построен господином Шубским с 1753 г. и освящен в 1760 г.

По сохранившейся описи 1777 г. храмы Сумского монастыря были украшены щедрою рукою.

 

В главном храме:

 

На иконе Спасителя риза серебряная вызлощенная, в 12 ф. 13 зол. На иконе Богоматери риза серебряная вызлощенная, мейрою в длину 1 ар., в шир. 15 вер. На иконе Успения Богоматери риза серебряная вызлощенная в 18 ф. На иконе Святой Троицы – такая же, в длину 1 аршин 14 вершков, в ширину 1 аршин 2 вершка Пред этими иконами и над цар. вратами 5 лампад серебряных прорезных старинной работы, в 6 ф. 30 зол. На престоле гробница сер. в 7 ф. 73 зол. На жертвеннике образ Предтечи в серебряном вызлощом окладе, и такой же образ пр. Антония.

В церкви Архангела Михаила на местных иконах 5 венцев серебряных; пред иконами 7 лампад сер. в 7 ф. 30 зол.; на престоле гробница в 2 ф. 27 зол.

 

Напрестольные евангелия:

 

а.) Евангелие, московской печати 1681 г. в чеканном серебряном окладе, с чеканным изображением Успения Богоматери на нижней деке, б.) Евангелие, Московской печати 1644 года с серебряными накладками. в.) Евангелие, Московской печати 1717 г. с серебряными накладками, г.) Евангелие, Московской печати 1722 г. с чеканным изображением Успения Богоматери на верхней доке.

 

Кресты:

 

Напрестольный крест с подножием серебряным в 3 фунта 62 золотника Другой такой же в 3 фунта 25 золотников Крест без подножия в 1 ф. 33 зол. Два такие же в 1 фунт 28 золотников

Потиры, всего 7. Потир с изображениями Ангелов, с прибором сереребряным 4 фунта 40 золотников Другой с прибором в 3 фунта 60 золотников Третий под чернью в 5 фунтов 20 золотников

Разные вещи: а.) Блюдо на блогословение хлебов серебряное в 2 фунта 48 золотников. Другое в 4 фунта 79 золотников. б.) четыре кадила серебряных в 5 фунтов.

Библиотека была с редкими книгами:

 

Богослужебные книги:

 

Евангелие, Виленской печати 1644 г. моск. 1668 г. 1681 г.

Апостол, Львовской печати 1639 г. моск. 1648. 1684 г. киев. 1738 г.

Псалтырь, Киевской печати 1678 г. 1705 г. Часослов, киев. 1682. 1713.

Служебник, киев. 1629. 1653. 1692. вилен. 1641 г. моск. 1676. 1707. черн. 1697. 1747.

Октоих, льв. 1686. киев. 1727.

Триод постная, моск. 1684 г.

— цветная, Черниговской печати 1685. моск. 1695.

Требник Могилы, киев. 1646. 1658. льв. 1698 г.

Акафисты, киев. 1677. 1698. 1706. 1709. 1731. 1741. 1747 г.

Минея общая в 8 д. моск. 1702.

 

Учительные книги:

 

Поучения Василия Вел. Острожской печати 1594 г.

Беседы Златоустого на Деяния, к. 1624.

—   на послания, киев. п. 1623 г.

Пр. Дорофея, киев. 1628 г.

Цветник духовный, киев. 1628 г.

Евангелие учительное Каллиста, киев. 1637 г.

Патерик печерский, киев. 1661 г.

Мечь духовный (Лазаря Бар.), к. 1666 г.

Ключ (Иоанникия), киев. 1659 г.

Мир с Богом, киев. п. 1669 г.

Огородок Богородица, киев. 1676 г.

Григория Назиан. слова, моск. п. 1656 г.

Ефрема Сирина, моск. п. 1667. 1701.

Руно орошенное, черн. 1683 г.

Златоустого о священствев, льв. п. 1710 г. (80)

По актам монастыря и по бумагам Правления известны следующие настоятели монастыря:

1. Игумен Варнава 1671-1677 г.

2. Игумен Пахомий, по актам 1682-1687 г.

3.  Игумен Феодосий, по актам 1689-1693 г.

4. Игумен Иаков Ждановичь, по актам 1710-1715г., заботившийся и о том, чтобы в обители были свои иконописцы (81).

5. Игумен Мисаил,. по актам 1718 г.

6. Игумен Ефрем Траволинский, 1722 г. К нему в 1725 г. присланы были 2 инвалида на пропитание из числа 6 присланных в епархию.

7. Игумен Корнилий, 1726-1732 г.

8. Игумен Иларион Яковлевич, по актам и указам 1733-1740 г.

9. В июне 1742 г. переведен из Куража архимандрит Петр Венсович, пробывший в звании Сумского настоятеля до 1747 года и скончавшийся в Белгороде.

10. Игумен Ипполит Лавровский, известный по акту 1749 г.

11. Игумен Иоасаф Новосельский, из дворянской фамилии 1750-1754 г.; до 1736 года он был протоиереем Боромлянского собора, и овдовев поступил в Ахтырский монастырь, где пострижен был в монашество в 1740 году

12. Архимандрит Кассиан 1757 г.

13. Архимандрит Иакинф, из дворянской слободской фамилии Боярских, 1759-1771 г., весьма попечительный. Дело 1750 года говорит, что он, Иван Боярский, родился в Красном Куте, учился в Киевский академии, и выслушав реторику поступил послушником в Сумской монастырь; потом в Ахтырском монастыре в 1750 г. принял монашество.

14. Архимандрит Товия Кремповский, бывший уроженцем и священником Межиричским, потом иноком и учителем Коллегиума. В 1776 г. он уже жил на покое.

15. Архимандрит Иустин, 1776-1784 г.

16. Игумен Аминадав, 1785-1786 г.

17. Указом от 4 апреля 1787 года предписано было: «в Сумском монастыре править игуменскую должность иеромонаху, Иякову Шубскому». В июле посвящен он был в игумена. Это тот самый ктитор обители, который в 1751-1755 г. строил её храмы, — лице замечательное. Уроженец слободы Белки Ахтырского полка, из духовного звания, он в детском возрасте с прекрасным голосом взят был в придворную капеллу. Когда же лишился голоса: то, будучи известен по доброму поведение и уму, сделан был чтецом, а потом и ктитором придворной церкви; благочестивая Императрица Елисавета любила его и пожаловала ему чин бригадира. По смерти Императрицы он выехал из Петербурга и поселился в Сумском монастыре, где скончался и отец его иеромонах Арсений (82). Сперва жил он здесь для самоиспытания, спустя же несколько годов принял монашество. Когда в 1788 году Сумской монастырь был закрыт и монахам его предписано было перейти в Куряж: о. Иаков, по разрешению начальства, остался доканчивать дни свои в собственных келиях. В июле 1788 г. доносил он, что наместническое правление при описании монастыря описало «и хранящиеся в казенке червонные разных сортов около 2 фунтов, сверх того монастырского, церковного и экономического, сбора деньги 2714 рублей 50 копеек, а после описи собраны мною остальные крохи 606 рублей 38 копеек». В следствие просьбы его, наместник Пашков дозволил оставить суммы в монастыре, о чем игумен приложил и письмо наместника. Консистория предписала передать все деньги в наместническое правление. Отец Иаков скончался в 1790 году и по смерти его не осталось ни копейки.

Что ж сталось с храмами и прочими строениями обители? Ныне на месте монастыря, кроме Всесвятского храма и колокольни, только кучи щебня. Кирпич главной церкви продан был для церкви верхней Сыроватки, – железо для Сумской Воскресенской, а железные двери для Сумской Николаевской. Иконостас, по определению Святейшего Синода, передан был в Каплуновскую церковь.

Архангельский храм поступил на постройку колокольни Сумской Покровской церкви.

Каменная ограда, окружавшая монастырь, продана для Богословской церкви Чернетчинский.

Деревянный кельи проданы сумским жителям.

В прочие постройки перешли монастырские крестьяне Чернетчины и составили приход бывшей монастырский Всесвятской церкви.

Куда девались дорогие ризы, бывшие на иконах, книга, утварь, – неизвестно.

Монастырь имел богатые хозяйственные заведения. У него было 6 фруктовых садов, не в дальнем друг оть друга и от монастыря расстоянии. Дионисиев и Сосипатров сады занимали каждый до 15 десятин земли, Новый 6 десятин, Котов и Камышин 6 десятин. На реке Псле, в 3 верст, от монастыря, в деревне Чернетчине была мельница с 10 колесами. Еще и ныне целы лесные дачи монастыря, но далеко не в том виде, как они сохранялись монастырем.

Сохранилась копия крепостей на недвижимые имения монастыря. По этим актам видно, что самая большая часть земель приобретена была монастырем за деньги (83). Прилагаем здесь более других важные грамоты.

 

1. Царская грамота от 12 марта 1685 года об утверждении земель за монастырем

 

От Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея великие и малые и белые России Самодержцев, в Сумин Фоме Алексеевичу Исакову. Били челом нам, Великим Государям, Сумина города Успенского монастыря Игумен Пахомий с братиею, а в челобитной их написано: в выписке челобитчик того монастыря наместник черной поп Каллист сказал: в прошлом де во 180 (1672) г. по указу отца нашего, Великих Государей, блаженные памяти Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея великие и малые и белыя России Самодержца, и по наказу из Курска боярина нашего и воеводы князя Григория Григорьевича Ромодановского с товарищи по челобитью того ж Успенского монастыря бывшего игумена Варнавы с братиею и по межеванию Курченина Григория Мезинцова, дано им к тому монастырю в Сумском уезде над речкою Пслом от города Сум в пяти верстах из порожей земли в поместье земли и лесу и всяких угодий на сто пятьдесят четвертей в поле, а в дву потму ж, да для мельничного завода и рыбной ловли берег реки Псла; а другой берег реки Псла лежал в порозже и в дачах ни за кем не написан и они де надеясь на нашу Великих Государей премногую и превысокую милость и жалованье на той поместной земле поселили прихожих Черкас восемьдесят дворов и с тех де их крестьян сумские приказные люди емлют подводы и иныя всякие подати и от того де тем прихожим их крестьянам чинится разорение и жить им за монастырем стало не в мочь. Да они ж де, игумен с братиею против той своей деревни через реку Псёл учинили мельничную плотину и на той плотине для монастырского обихода на своем данном и на другом на порозжем.на берегах построили мельничных три анбара, а в них восемь каменей; да подле монастыря на речке Гнилице заняли мельничную плотину да на речке Камышанной мельничное пустое место займища, да в Сумах в большом остроге для приезда построили двор;  да к той же де поместной земли игумен Варнава купил в Сумском уезде у сумских жителей у Константина Бекешенка да у Михайла Козченка на речке на Бездрику хутор с леском и к тому ж леску сенные покосы и займища на мельничную плотину (84); а другой хутор купил у Сумского козака у Степана Мазана на той же речке Бездрику со всем оселеньем и к тому хутору сенные покосы и на тн де купленные хутора есть у них купчая и теми де пашенными землями и сенными покосы в рыбными ловлями и мельницами и дворами и хуторьми и порозжим берегом реки Псла, что они против своих дач заняли на мельничную плотину, владеють по тем крепостям, а пору де и челобитья о тех их угодьях и о порозжем берегу реки Псла ни от кого ныне нет и впредь не будет. И в нынешнем 193 (1685) г. марта в 5 день челобитчик, того Успенского монастыря наместник, черной поп Каллист на поместные монастырские земли и всякие угодья подал в Разряде выпись с отказных книг Курченина Григория Мезинцова за его рукою да две купчих Сумских жителей Константина Бекешенка да Михайла Козченка да Степана Мазана за их руками и с той выписи в с купчих к выписке взяты списки за его наместниковою рукою, а подленные отданы ему по-прежнему. А в списку, с выписи Григория Мезинцова написано октября в 1 д. 180 (1671) г., по указу отца нашего Великих Государей блаженныя памяти Великого Государя и по наказной памяти из Курска боярина нашего и воеводы князя Григория Григорьевича Ромодановского с товарищи, в Сумском уезде от Федорова стана до красной горки и от красной горки вверх рекою Пслом Путивльца по Кондратьев стан Вышневского и по криницу речки Камышаннио да по кроковистый дуб до Успенского монастыря отвел он Григорий Успенского монастыря игумену Варнаве с братиею пустой земли по смете на сто на пятдесять четвертей в поле, а в дву потому ж, с лесом хоромним и дровяным да им же оба берега речки Гнилицы и речки Камышанной по их граням да берег речки Псла по их земле рыбы ловить и всякия угодья владеть: а межи и грани той их поместной земле и всяким угодьем написаны в той выписи по урочищам имянно. И в списках с купчих написано: в 185 (1677) г. тогож Успенского монастыря игумену Варнаве с братиею сумские жители продали поместья свои октября в 8 день Константин Бекешенко да МихаийеоКозченко, свой хутор на речке Бездрику со всем и с сеножатьми и с садовиною и заим на мельницу на той же речке Бездрику меж хуторов Дацкого и заречного а взялиму него игумена за тот хутор сорок талярей итого 24 рубли. Июля 15 д. Степан Мазан продал на отвершку речки Бездрика хутор свой с избою и со всем оселеньем и с сеножатьми, да к тому хутору ставок и владеть им тем хутором по межу с  Ивановым хутором Козчина, а взяли у него игумена за тот хутор денег по их черкаскому счету восемьдесят золотых итого четырнадцать рублей да ниву земли, а сколько четвертей или десятин пашенной земли и сенных покосов и иных каких угодей к тем хуторам продано, того в купчих именно не написано. И нам, Великим Государям, пожаловать бы их велеть на тую их поместную землю и на мельницу и на мельничную плотину и на двор, что в Сумах, и на купленные хутора и на сенные покосы про-ив выписи и купчих дать нашу Государскую грамоту, почему им теми землями и всякими угодьи владеть и с монастырских их крестьян приказным людям подвод и всяких податей имать не велит. И как к тебе ся наша Великих Государей грамота прийдет: и ты б Сумина города игумену Пахомию с братиею велел бы землями что им в 180 (1672) году по наказу из Курска боярина нашего и воеводы князя Григория Григорьевича Ромодановского с товарищи Курченин Григорий Мезинцов отвел в Сумском уезде у реки Псла на пашню земли сто пятдесят четвертей со всеми угодьи и что он игумен в Сумском уезде купил у жителей у Константина Бекешенка да у Михайла Козченка да у Степана Мазана хутор и мельничные плотины со всеми угодьи владеть по тем купчим и по даче Григория Мезинцова, да ему ж игумену владеть реки Псла другим берегом и новопостроенною мельницею, буде того берега земля и сенные покосы и всякия угодья не за-кем не в дачах. И те земли и всякия угодья велел бы измерить в десятины и положить в четверти и в описных книгах написать те земли и всякия угодья за ними имянно и с кем смежни, да о том и нам Великим Государям писал бы и описные книги прислав к Москве велел бы подать в Разряде думному нашему дьяку Василию Григорьевичу Семенову с товарищи. А впредь земель и никаких угодей в тот Успенский монастырь покупать не велеть, а крестьянам того Успенского монастыря для нового селения в подводах и во всем дать льготы до нашего Великих Государей указа, а прочтя сю нашу Великих Государей грамоту и списав с ней список слово в слово отдать ему игумену с братиею впредь для владения той их земли и всяких угодей, а список с той грамоты скрепя своею рукою оставить в Сумах в приказной избе впредь для иных Сумских приказных людей. Писана на Москве лета 7193 (1685) марта в 12 день.

Дьяк Порфилей Оловенников.

 

2. Царская грамота от 26 февраля 1686 года с укреплением земель

 

От Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержцев, в Сумин Кондратию Борисовичу Борисову. В прошлом в 193 (1685 г.), марта в 12 день, по нашему Великих Государей указу, по челобитью Сумина города Успенского монастыря игумена Пахомия с братиею, послана наша Великих Государей грамота в Сумин к приказному Фоме Исакову: велено тому игумену Пахомию с братиею земли, что им в 180 (1672 г.), по наказу из Курска боярина нашего и воеводы Григория Григорьевича Ромодановского с товарищи Курченин Григорий Мезинцов отвел в Сумском уезде у реки Псла на пашню земли сто пятьдесят четвертей со всеми угодьи и что того монастыря прежний игумен Ванава в Сумском уезде купил у сумских жителей у Крнстантина Бекешенка да у Михайла Козченка да у Степана Мазана хутора и мельничные плотины со всеми угодьи владеть по тем купчим и по дачам Григория Мезенцова да ему ж игумиену велено владеть реки Псла другим берегом и новопостроенною мельницею, буде земля и сенные покосы и всякие угодья того города ни за кем не в дачах и те земли и всякие угодья велено измерить в десятины и положить в четверти и в отказных книгах написать те земли и всякие угодья имянно и ием смежные да о том и нам Великим Государям писать и описные книги прислать к Москве в Разряд. И в нынешнем в 194 (1686 г.), января в 28 день писал к нам Великим Государям из Сумина Фома Исаков и прислал того Успенского монастыря игумена Пахомия с братиею монастырской их земле отказные книги, а в книгах написано: июня в 31 число 193 году, по нашему Великих Государей указу и по грамате из Разряда он Фома против челобитья Успенского монастыря игумена Пахомия с братиею по межеванью Кучерина Григория Мезенцова из порожей земли отФедорова стану до красной горки, а от красной горки вверх рекою Пслом Путивльца по Кондратьев стан Вышневского и по криницу речки Камышанной да по кроковистый дуб до Успенского монастыря и что того ж монастыря бывший игумен Варнава с братиею купил в 180 (1372 году) у Сумских жителей у Констанктина Бекешенка да у Михайла Козченка хутора их на речке Бездрике меж хутора Дацкого и заречного; да у Степана Мазана на отвершку речки Бездрикуж хутор его с избою и со всем оселеньем в сеножатьми да к тому хутору ставок по меже с Ивановым хутором Козчина и те земли и всякия угодья описал и измерил  и положил в четверти; а межа поместной монастырский земли от речки Гнилицы и от лесу, не доезжая дороги, что ездят из города Сумина в тот Успенский монастырь, стоит дуб комловат, на нем две грани, одна грань указываеть назад к речке Гнилице и к лесу, а другая грань указывает прямо через две дороги на болот и на ольховый колок, а в том колку с краю на большой ольхе две грани, одна грань указываеть назад через две дороги на дуб комловатый, что с граньми, а другая грань указываеть на Федоров стан, а у Федорова стана вниз под горку подле болота стоять вместе две ольхи, на одной ольхе две грани, одна грань указывает назад на ольховый колок и на ольху большую, что с граньми,  а другая грань указываеть прямо долиною, а на долине стоит дуб вьзголив, на нем две грани, одна грань указывает назад к Федорову стану на две ольхи и на грань, а другая грань указывает прямо через лес на красную горку; а на горке подле лес, на березе ветвистой две грани, одна грань указывает назад через лес на дуб вьзголив, что стоит на долине с граньми, а другая грань указызает на перед к Пселскому затоку на дуб моложав, что стоит под горкою; на том дубе две грани, одна указывает назад на березу, что с граньми, а другая грань указывает прямо чрез заток к реке Пслу и к устью речки Бетици, а от устья речки Бетици река Псел в верх (и через мельницы того монастыря), не доезжая стану Путивльца Кондратьева Вышневского, до устья речки Белоцерковки их монастырская, (для того, что Кондратьев стан Вышневского, по нашему Великих Государей указу и по грамоте против купчей написан в даче за Сумским Полковником за Герасимом Кондратьевым), а от устья речки Бвлоцерковки вверх рекою Пслом, недоезжая устья Синяковы озера за сто сажень; река Псел в обоих берегах монастырская ж, а от того урочища до устья речки Камышанной, что впала в луг и тою речкою Камышанною вверхь до займища их же монастырский плотины, что на той речке Камышанной и та речка Камышанная вверх в обоих берегах того Успенского монастыря, за речкою Камышанною против плотины на полугоре стоит клен, на нем две грани, одна грань указываеть назад к устью речки Камышанний, что впала в луг, а другая грань указываеть через речку Камышанку и через лес на кроковистый дуб, что с прежними граньми и того дуба одна сторона с ветвьми отломлена бурею, на том дубе две грани, одна грань указываеть назад через лес и через речку Камышанку на клен, что стоит за речкою Камышанною на полугоре с граньми, а другая грань указываеть наперед через лес к засеки сумской козака Федора да Евстафия Басмана, а от той козацкий засеки лес большой вниз речкою Гнилицею до засеки ж их монастырскио, что засечено от города Сумина. И меж тех обоих земель по речке Гнилице лес их монастырский. А по мере той даннио монастырский земле во всех полях и сенных покосов и дикого поля и на лесу всего пятьсот тринадцать десятин с полудесятиною итого тысяча двадцать четей. Да купленные земли, что в прошлом 185 (1677 г.), Успенского монастыря бывший игумен Варнава с братиею купили к тому монастырю у сумских жителей у Константина Бекешенка да у Михайла Козчевка хутор их на  речке Бездрике со всем и с синожатьми и с садовнею и заимка на мельницу на той же речке Бездрике меж хуторов Дацкого и заречных да у Степана Мазана на отвершке речки Бездрика хутор его с избою и со всем селеньем и с сеножатьем да к тому хутору ставок; а смежно тот хутор с Ивановым хутором Козчина; а межа тем купленным землям, котрые земли куплены у сумских жителей у Константина Бекешенка с товарищи от леса и от засеки сумских козаков Фёдора да Остафия Басманов логом к Бездрицкому болоту, а над тем болотм и над логом стоит дуб ветвист, на нем две грани, одна гранью указываегь назад к лесу и к засеке Басмановой, а другая грань указывает через болото Бездрицкое на лес и на монастырскую пасеку, на правой стороне купленная монастырская земля, а на левой стороне до Бездрицкого болота земля Федора да Евстафия Басманов, а от монастырской пасеки подле леса на лесок, что к Бездрицкому болоту, а от леска прямо на монастырскую плотину, на правой стороне купленная монастырская земля, а на левой стороне земля Левка Федосова, а от плотины логом на околок липовый, а от колка на гору и на горе стоит дуб ветист, на нем две грани, одна грань указывает назад к колку, а другая грань указывает через лог на дуб, что стоит над логом сухим; на том дубе две грани, одна грань указывает назад на дуб ветист, что в граньми, а другая грань указывает через бугор прямо на дуб ветист, что стоит над логом на взорье, на том дубе две грани, одна грань указывает назад на дуб, что с сухим ветем с граньми, а другая грань указывает через лощину к лесу и к монастырю, на правой стороне земля монастырская, а на левой стороне до последнего дуба, что с граньми земля сумского козака Ивана Даценка с братом. А по мере тех купленных хуторов и сенных покосов и дикого поля и всяких угодий девяносто семь десятин, итого сто девяносто четыре чети. Да им же игумену Пахомию с братиею владеть реки Псла к новопостроенной монастырской их мельнице другим берегом, что о том другом береге спору ни от кого не было да и купленными вышеписанными хуторми и мельничными плотины со всеми угодьи по купчим сумских жителей Константина Бекешенка с товарищи в вышеписанных урочищах велел он Фома владеть. — И ныне били челом нам Великим Государем Сумского Успенского монастыря игумен Пахомий с братиею: в прошлом в 180 (1672 г.), по указу отца нашего Великих Государей блаженныя памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, и по наказу из Курска боярина нашего и воеводы князя Григория Григорьевича Ромодановского с товарищи, а по их челобитью, посылан из Курска Курченин Григорий Мезинцов для отводу и дачи к Сумскому Успенскому монастырю из диких поль земли и всяких угодей и по его де Григорьеву отводу на ту их монастырскую землю и на всякия угодья дана им выпись и в прошлом де в 193 (1685 г.), по нашему Великих Государей указу и по грамоте из Разряду по его Григорьеву отводу к тому Успенскому монастырю и вновь дикия поля и леса и строенья мельницы и купленные хутора и всякия угодья велено описать и огранить и всякие признаки учинить и по тому нашему Великих Государей указу Сумской приказной Фома Исаков против их челобитья к тому Успенскому монастырю из диких поль пахатные земли и сенные покосы и леса и мельницы и всякия угодья по урочищам описал и огранил и всякие признаки учинил и те де описные книги ныне в Разряде. И нам Великим Государем пожаловать бы те пахатные земли и сенные покосы и леса и мельницы и хутора и всякия угодья по описным книгам воеводы Фомы Исакова к тому Успенскому монастырю велеть дать им в вотчину. И мы Великие Государи пожаловали Сумина города Успенского монастыря игумена Пахомия с братиею, велили им дать нашего Государева жалованья в вотчину, что им в 180 (1672 г.), по наказу из Курска боярина нашего и воеводы князя Григория Григорьевича Ромодановского с товарищи и по отводу Курченина Григория Мезинцова дано в Сумском уезде у реки Псла на пашню земли сто пятдесят четей в поле, а в дву потму ж, со всеми угодьи да что он же игумен с братиею купили в Сумском уезде у Сумских жителей у Константина Бекешенка да у Михайла Козченка да у Степана Мазана хутора и мельничные заплоты со всеми угодьи, а по отказным книгам Сумского приказного Фомы Исакова 193 (1685 г.), купленных их земель девяносто семь десятин и того имеется по тридцати по две десятины с третью десятины в поле; а в дву потому ж, и на те вотчины дать им нашу Великих Государей грамоту в Сумин к тебе с прочотом и то число чети отмерить и написать в книги имянно, и чтоб лишнего в даче не было; а что за тою дачею по отводу Курченина Григория Мезинцова в тех же урочищах объявится сверх ста пятдесят чети также и по купчим лишние примеренные земли и всяких угодий, и тую примерную землю и всякое угодье описав и измеря и положа в четверти отписать на нас Великих Государей и без нашего Великих Государей указа и без грамоты из Разряду той примерной земли в раздачу никому отдавать не велеть и тую лишнюю землю и всякие угодья написать в описание и в мерные книги именно ж. А впредь земель и никаких угодий в той Успенский монастырь покупать не велено. И как к тебе ся наша Великих Государей грамота прийдет и ты б Сумина города Успенского монастыря игумену Пахомию с братиею нашим Государским жалованьем что им в 180 году по отводу Курченина Григория Мезинцова дано в Сумском уезде у реки Псла на пашню земли сто пятдесят чети в поле и в дву потомуж со всеми угодьи да что они ж купили в Сумском уезде у Сумских жителей у Константина Бекешенка да у Михайла Козченка да у Степана Мазана хутора и мельничные заплоты со всеми угодьи, а по отказным книгам Сумского приказного Фомы Исакова 193 году купленных их земель девяносто семь десятин и того имеется по тридцати по две тесятины с третью десятины в поле а в дву потомуж, велел владеть в отчину. И то число четей им отмерял и написал бы имянно и чтоб лишнего в даче не было; а что за тою дачею по отводу Курченина Григория Мезинцова в тех урочищах объявится сверх ста пятидесяти чети также и по купчим лишние примерные земли и всяких угодий и тую примерную землю и всякия угодья описав и измеря и положа в чети отписать на нас Великих Государей и без нашего Великих Государей указу и без грамот из Разряду той примерной земли в раздачу никому не отдавать и тую лишнюю землю и всякие угодья написать в описные и в мерные книги потому ж имянно. И впредь земель и никаких угодий в тот Успенский монастырь покупать не велел бы. Да о том и нам Великим Государем писать и тем землям описние и мерные книги за своею и сторонних людей за руками прислать и велеть подать в Разряде думному нашему дьяку Василию Григорьевичу Семенову с товарищи, а прочет сю нашу Великих Государей грамоту велел с ней списать список слово в слово и тот список за своею рукою оставить в Сумах в приказной избе, сию нашу Великих Государей подлинную грамоту отдать бы ему Успенского монастыря игумену Пахомию с братиею с распискою впредь для иных наших воевод и приказных людей. Писано на Москве лета 7194 (1686 г.), февраля в 20 д.

В подлинной на обороте:

Дьяк Порфилей Оловенников.

 

3. Царская грамота от 13 марта 1693 года, с запрещением отягощать монастырских крестьян подводами

 

От Великих Государей Царей Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России Самодержцев, в Сумы воеводе нашему Дмитрию Васильевичу Родичеву. В прошлом в 193 (1685 г.), марта в 12 день, по нашему Великих  Государей указу, послана наша Великих Государей грамота в Сумы к воеводе Фоме Исакову с прочетом, по челобитью Сумского Успенского монастыря игумена Пахомия с братиею, велено им игумену с братиею в Сумском уезде землею и всякими угодьи и на реке на Псле мельницею по даче Григория Мезинцова и по купчим владеть по прежнему и тую их монастырскую землю и всякие угодья отмежевать в особь статью, а крестьянам их того Успенского монастыря для нового поселения в подводах и во всем дать льготы до нашего Великих Государей указу. И ныне били челом нам, Великим Государем, того ж Успенского монастыря игумен Феодосий с братиею: в прошлом в 193 году по нашему Великих Государей указу дана им наша Великих Государей грамота, что с монастырских  их пришлых черкас воеводам и приказным людям подвод и всяких податей имать и разорения им чинить никакого не велено; однако ж ты с тех их монастырских пришлых черкас подводы брать и всякие подати править с них велишь непрестанно, у которых их пришлых черкас в том имании подвод лошади пропадают многие и чинится им  от того великое разорение, а те их монастырские пришлые черкасы от тогож и от поборов ваших многие разошлись в рознь и вотчина их монастырская становится пуста и чтоб мы Великие Государи пожаловали их не велели с тех их монастырских пришлых черкас подвод имать и всяких податей править, потому что те пришлые черкасы в той монастырской их вотчине живут вольные, чтоб им от того правежу и досталь в  рознь не разойтись и той их вотчине в запустении не быть, и о том дать им нашу Великих Государей грамоту с прочетом. И мы Великие Государи пожаловали того Успенского монастыря игумена Феодосия с братиею, с пришлых черкас, которые поселились и живут на их монастырских землях для их скудости, подвод и иных никаких податей и поборов и никакого разорения и обид и налог чинить и в подводчики тех пришлых черкас ныне и впредь тебе и иным воеводам и приказным людям имать не указали. И как к тебе ся наша Великих Государей грамота прийдет: и ты б о том о всем чинил по сему нашему Великих Государей указу непременно со всякою осторожностью; а прочет сию нашу Великих Государей грамоту и оставя с ней в приказной избе впредь для иных воевод и приказных людей за своею рукою список отдать им игумену с братиею с распискою. Писана на Москве лета 7201 (1693 г.), марта в 13 день.

В подлинной на обороте:

Дьяк Иван Волков.

 

4. Запись на хутор с лугом и лесом в 1100 золотых, 1710 года декабря 12

 

“Року 1710 дек. 12 я сумской житель, полковой службы козак, Манойло Леонтьевич сын Семенов чиню ведомо сим моим добровольным записом каждому суду и праву, иж ни з якого утиску, але с доброй воли своей продал я Сумского Успенского монастыря, игумену Иакову Ждановичу и братии того монастыря в Сумском уезде хутор свой, на нем строения хата со всем дворовым и хоромным строением, в, урочище на речке Хомутце, да к тому ж хутору луг с лесом и поле пахотное и сенные покосы и рыбные ловли со всякими угодьи, первая грань от реки Псла от перекопца по кривое озеро, а кривое озеро с обема береги и по граням, по которым я Манойло владел помежие с лесом Сумского жителя Юска Обозненка, а от кривого озера сагою до вяза, грань на вязу, а от вяза помежие луг Савки Давиденка по гнилое болот, а гнилого болота помежие луг жителя сумского, жителя Ивана Степанова по кобзареви копци, а от того копца прямо через шлях, который идет в село Чернецкое по Гарасимов Козорезов окоп, от окопу Ризникового вовчий корчь, а от того корча просто через болото на довгую луку, а з довгий лукы просто через луг смежно с моим Манойловым лугом да помежно вдовы Ксении Ивановский жены Кондратьевой з лугом же, просто на дубовой пень, що бул дуб с граньми старыми, а по другой стороне их монастырская земля с лесы; а взял я Манойло Лесенко у его отца игумена и у братии того монастыря за тот свой хутор и за луг и лес пахотные и за сенные покосы в за все вышеписание, чем я владел, готовых денег доброй монеты тысячу сто золотых, да на вершине речки Железняка пасеку и с садом с дубравою и с леском и сенными покосы у них же чернцов принял за тот же вышеписанный проданный свой грунт, да пчелы пять ульев, от который то продажи, а их отца игумена и братии того монастыря купля, отдаляю я самого себя, жену, детей и приятелей моих, близких и дальних; а ему отцу игумену и братии того монастыря вечно продаю и записую; вольно будет им яко то купленным своим добром владеть, дати, продать или на лучший свой пожиток обернуть; а мелся бы кто с стороны или с приятелей моих близких и. дальних в тую мою продажу, а в их монастырскую куплю, вступатись, и мне Манойлу от уступчиков очищать харчми и проторми не доставать; а буде не очищу харчми и проторми и ему отцу игумену и братии его монастыря взять на мне Манойлу Лесенку и на жене и на детях моих те свои вышеписанные деньги все сполна, да не за устойку сверх того заряду денег сто рублей. На что для лучшего подтвержения и крепости я Манойло Лесенко ему отцу игумену и братии сию купчую запись даю за своею рукою. Деялося в Сумах за ведомом его милости пана Полковника Сумского Пана Ивана Кондратьева, а в ратуши при суде в полку Сумского Андрею Марковичу при Сумскому городовому атаману Лукяну Костантиеву; а свидетели биыи сумские жители Ерема Супруненко, Михайло Николенко, Савка Давиденко да Иляш Матвеенко и много на тот час будучих людей, року и дня вышенисанного.

А сию купчую запись писал Сумской писарь Семен Карпов.

К сей купчей Манойло Лесенко руку приложил.

К сей купчей Павел Пантелеев вмисто Еремы Супруненка, Михайла Николенка, Савки Давидова да Иляша Матвеева по их велению руку приложил.

1735 году марта 28 дня сия купчая в Сумах на указный срок явленна и крепостных дел в книгу записана под № 627.

 

5. Замечательные пожертвования земель были следующие:

 

а.) «1730 года, мая 22 дня гор. Краснополя соборной Успенской церкви поп Карп Мартинов по доброй своей воле отдал в Сумской Успенский монастырь своего отчинного пахотного поля игумену Корнилию с братиею за поминовение своих родителей, которое поле в Краснопольский даче за р. Тонкою».

б.) «1730 г. мая 22 д. города Краснополя Воскресенской церкви поп Иоанн Семенович Треповский отдал в Сумской Успенский монастырь свое власное пахотное поле за поминовение своих родителей; - поле зостает за р. Тонкою в Краснопольский дать».

в.) 1730 г. «города Краснополя житель Матвей Фесенко отдал свое поле пахотное Сумского Успенского монастыря игумену с братию; - поле зостает в Краснопольский даче за р. Тонкою».

г.) «1730 г. ноября, Сумского полку подпрапорный Иван Иванов сын Романов отдал в Сумской Успенский монастырь свое сенокосное и пахотное поле; – поле зостает в Краснонольской дачи, в урочище под их же монастырским хутором».

д.) “1734 г. июня, Краснопольский житель Кирил Андреев сын Кириченко отдал за молитвы и за поминовение родителей Сумского Успенского монастыря игумену Илариону ниву в Краснопольский дачи за лесом, прозываемим волоком к Сагайдачному шляху на отвертку р. Дерновой”.

е.) 1728 г. июля 24, Сумского полку сотник нижней Сироватки Григорий Калинин сын Левченко отдал “по обещанию отцовскую и дедовскую землю — на Успенский монартирь за поминовение родителей и кревних всех, то поле пахотное и сенокосное зостает на дальних Ильмах,... при свидетелях, при отцу духовном Сироватском священнику о. Андрею Тимофеевичу» и проч.

ж.) 1744 г. окт. 23 Краснопольский Успенский церкви поп Кирил Мартинов отдал в Сумской Успенский монастирь «на молитвы за поминовение своих родителей сенокосную и пахотную землю в Краснопольской даче над р. Пожнею» и пр.



80 В той же описи показано: серебряных вещей 13 фунтов и 190 «талярей битых, в давних годех наданных на церковь». Золота в ломе 2 фунта 83 золотника. Денег 1443 рублей.

81 Иеродиакон Илия пред посвящением его в иеромонаха в 1742 году показывал о себе: «родом он малороссиянин, 70 лет, родился в Лебедине... по изучении грамоты учился в Киеве у иконописца, в Сумском монастыре спустя полгода искуса пострижен в мантию игуменом Ждановичем».

82 В Святогорском синодике записан: «род бригадира Якова Алексеевича Шубского» и первыми поставлены: игумен Корнилий, протоиерей Иоанн, иеромонах Арсений, иеромонахи – Иоанн, Григорий, Даниил.

83 По ведомости генерального межевания Сум. Успенскому монастырю принадлежать а) деревня Чернетчина, с 648 десятин земли и с 75 душ мужского пола б.) Хутор Чернетчин, с 213 десятинами и с 82 душ мужского пола, в.) Пустошь Тихоновщина, с 13 десятинами г.) Деревня Чернетчина в Краснопольском уезде.

84 Купчая запись: «року 1677, октября 8. Кость Бекешенко и Михайло Козченко продалисмо честн. о. Варнаве, игум. мон. Сум. хутор — за 40 талярей, — чим мы и отцы наши владели» и пр.