Сеннянский Покровский

Филарет Гумилевский (Историко-статистическое описание Харьковской епархии)

Сеннянский Покровский монастырь располагался в 7 верстах от бывшего города Сенного в Богодуховском уезде.

В царской грамоте, данной Киевскому Печерскому монастырю в 1703 г., вот что сказано о Сеннянском монастыре: “Пожаловали мы, Великий Государь, Киевопечерские Лавры Успения Пресв. Богордицы архимандрита Иоасафа Кроковского с братиею, повелели им дать нашу, Великого Государя грамоту, для того, что в 1703 г. января в 27 день по нашему Царского Величества именному указу, по прошении богомольца нашего Преосвященного Стефана Яворского, Митрополита Рязанского и Муромского, и по челобитью той Киевопечерской Лавры архимандрита Иоасафа с братиею велено в Ахтырском полку в Сеннянском уезде Покровский монастырь с принадлежащими к тому монастырю землями и лесами и мельницами и рыбными ловлями и со всеми угодьями приписать к той Киевопечерской Лавре вместо вотчин и рыбных ловель, которые по нашему Царского Величества указу от той Киевопечерской Лавры в договор вечного мира с королем Польским отошли в стороны королевства Польского. А по справке в Разряде7196 (1688) году по нашему Царского Величества указу. По челобитью Сеннянского Сотника Василия Григорьева дано ему Василию  в вотчину из поместной земли по выписи 7190 (1682) году, каков подал в Приказе великия России, в Сеннянском уезде в урочищах на Ломакином яру пашни 30 четвертей в поле, а в дву по тому ж, да сенных покосов по ярам и по дубравам 30 копен. А по сказке его Васильевой  на той земле он Василий построил тот монастырь на свои пожитки, и в том монастыре постригся, имя ему Варлаам, и был в том монастыре строителем. И поступил он тем монастырским строением и землями и со всеми заводы для поминовения родителей своих, чтоб быть в приписке к той Киевопечерской Лавре. А по описным книгам Ахтырского подъячего Кузьмы карташева, каковы прислал в Разряд из Ахтырки воевода Афанасий Милюков, написано: в том монастыре Церковь во имя Покрова Пресв. Богородицы, другая верховных Апостолов Петра и Павла; к тому монастырю в Сеннянском уезде в урочище на Ломакину яру, на р. Мерле, три мельницы и тех мельниц по взливе рыбные ловли и около мельниц сенные покосы; живут повольно по своему черкаскому обыкновению на Малижинской долине;  в дву местах пасечные места и около пасек лес с угодьи; на речке Братенице сенные покосы. - А в выписи, которую подал у той описи того монастыря строитель Варлаам, написано, в 7205 (1695) году ноября в 16 день. Золочевского приказного Якима Авдеева по осмотру и по описи и по мере межа той монастырской земли: от граннаго столба, что стоит подле Мурафского шляху, на земли Харьковского полковника Федора Донца от села Разинки (Рогозянки) по урочищам до Мурафского шляху и от вышеписанного граннаго столба, что стоит на земле Харьковского полковника, от села Разинки (Рогозянки) от Мурафского шляху по меже и признаком в округе той монастырской земли на леве земля и села и сенные покосы со всеми угодьями Богодуховских и Сеннянских жителей всяких чинов людей и села Рясного помещика Алексея Микулаева; а на праве земля и лес и сенные покосы и всякие угодья того монастыря. А по мере той земли монастырской и лесу и сенных покосов и со всеми угодьями в длину явилось на две версты, поперег на версту. Да у той же описи тот же строитель Варлаам сказал: в 7196 (1687) году дек. в 6 день бывшего Ахтырского полковника Микулая Матвеева сын Алексей для поминовения отца своего к тому ж Покровскому монастырю поступился в вечное владение поместной своей порожней земли на выгон малую часть, что справлена была за ним Алексеем по смерти отца его Микулая; к селу Рясному до Лодиной долины и от речки Мерла от монастырского ставу до Белогородского шляху; а та земля смежна с монастырскою землею и пригодна на выгон. И по той его Алексеевской поступке Микулаева тою выписанною частью земли владеют к тому монастырю; а поступная в пожарное время в 7199 (1691) году утерялась. Всего за тем монастырем пашни 30 четвертей в поле, а в дву по тому ж, сенных покосов 30 копен; жителей 100 дворов; три мельницы и у тех мельниц во взливе рыбная ловля и около мельниц на реке Братенице сенные покосы, на сколько копен не писано; да на Шаложной долине в дву местах пасечные места и около пасек лес и угодья; да по поступке Алексея Микулаева на выгон, едучи от того Покровского монастыря к селу его Алексееву Рясному до Лодиной долины и от речки Мерла, от монастырского ставу до Белогородского шляху часть земли; а на сколько десятин, не сказано”.

Таким образом отселе видим, что а) Сеннянский Покровский монастырь основан и устроен Сеннянским сотником Василием Григорьевым, не позже 1682 г.

б) В монастыре Сеннянском набожный сотник устроил два храма - главный в честь Покрова Богоматери, почему и монастырь называется Покровским, и другой в честь Апостолов Петра и Павла. Храмоздатель не говорит, из камня, или из дерева построены были храмы; но в Сеннянском монастыре и в позднее время не было ни одной каменной церкви. Ведомость 1785 г. говорит: “в том монастыре (Сеннянском) две церкви деревянные, первая Покрова Богородицы, вторая Ап. Петра и Павла”. Та же ведомость дополняет описание монастыря 1703 г. тем, что по ее показанию “вокруг монастыря ограда деревянная, в коей сад нерегулярный с плодовитыми деревьями, яблоневыми, грушевыми, дулевыми, сливовыми и вишневыми, с коих собираемые плоды употребляются на монастырский обиход”. По всей вероятности заведение сада принадлежит набожному ктитору монастыря сотнику Василию.

в) Набожный сотник не удовольствовался тем, что построил обитель на свое иждивение, но он пожертвовал обители земли и угодья, которые доставила ему честная служба его. Всей земли, пожертвованной им, было на две версты в длину и на версту в ширину; на этой земле было 100 дворов, без сомнения подданных его. К этому присоединилось, по его старанию, пожертвование Алексея Микулаева, - земля для выгона скота. По ведомости 1787 г. всей земли под монастырем и монастырскою слободкою Братеницею 3661 дес.; кроме того из деревни Чернетчине того же монастыря 452 дес. Сеннянскому монастырю принадлежала еще слобода Малая Писаревка с 600 д. м.

г) Строитель монастыря получил заведование монастырем его Киевопечерской лавре, конечно по тому благоговейному уважению, какое имели все козаки к обители пр. Антония и Феодосия Печерских.

д) Благочестивый сотник, построив монастырь, сам принял монашество с именем Варлаама и был первым строителем обители. В Сеннянском синодике между первыми записан: “Схимонах Василий строитель монастыря Сеннянского”. По этому набожный сотник Василий и благочестивый инок Варлаам строитель пред кончиною своею принял схиму и имя Василия. По другим документам видно, что а) бывший Сеннянский сотник Василий был по фамилии Душеченко, и след, был черкашенин, - б) сын его Василий и племянник его Петр были священниками в городке Сенном (92).

В Сеннянском синодике записаны, кроме основателя монастыря, следующие настоятели его: “иеромонах Венедикт игумен”, известный ок. 1700 г.; игумен Феодосий, известный по надписи на цветной триоди: “по покойному г. отцу игумену Феодосию оставлена в церкви Покрова пресв. Богородицы в монастыре Сеннянском, мая 13 д. 1740 г.”;

Игнатий Копциевич, игумен Сеннянский, бывший в 1750 г.

“Род Никанора, игумена монастыря Сеннянского, вписася 1758 г.”

Род Каллиста, игумена Сеннянского, “вписася 1761 г.” При сем игумене Петропавловский храм в монастыре был возобновлен, и выдан был для него антиминс за подписью Тимофея митрополита, с означением 1764 года.

Последние настоятели:

Игум. Исаия Земборский из монастырщины, сын бургомистра + 1788 г.

Игум. Иосиф, при котором монастырь закрыт.

По закрытии монастыря монашествующие переведены были в Куряж, а Покровский храм обращен в приходский для монастырских крестьян Малой Писаревки. Там сохраняются и церков. книги монастыря: Минеи служ. на сент., окт., нояб. и декабрь, м. п. 1689 г. на февр., м. п. 1690 г. на январь, март, апрель, май, июнь, июль и август м. п. 1691 г.

Здесь же хранится замечательный монастырский образ. В середине распятый Спаситель; кругом изображены Апостолы, страдальчески оканчивающие жизнь. Здесь же малороссийские стихи: из них несколько представляем, для образца:

Криж - лихтарь, а Петр на нем свеща пылае,

Поки дух в теле, Богу хвалу отдавае.

Андрей святий держится креста, як подпори,

З тим бег его до неба отправует скорий.

Павел пред смертию бул на третом небе;

А иный не буде, если вже и по погребе. (а)

Иоанна когди в котел вовержено:

Духом святим огонь прохлаждено.

Ияков каменование приимуе,

Камень сам Христос драгость в нем чуе, и проч.

(а) т. е. А другой там не будет, даже и по погребении.


92 Ахт. акт. янв. 30, 1704 г. № 205.