Харьковский Покровский

Харьковский Покровский монастырь, бывший училищный, ныне архиерейской кафедры, основан в 1726 г. преосвященным Епифанием, епископом Белогородским. Он расположен на берегу Лопани, значительно возвышенном, внутри бывшей Харьковской крепости. Потому вид его с другого берега Лопани живописен. Внутри его был некогда подземный ход на Лопань, на случай осады Харькова татарами.

До 1799 г. он был училищным монастырем; ректор харьковского коллегиума был вместе настоятелем сего монастыря, и Коллегиум находился в стенах монастыря.

С открытием архиерейской кафедры в Харькове, он назначен для пребывания в нем харьковского преосвященного с монашествующими, необходимыми для дома его.

Монастырский Покровский храм назывался соборным кафедральным, пока в 1846 г. городской Успенский собор не переименован в кафедральный собор.

По бумагам видно, что и тогда, как Покровский монастырь давал помещение наставникам Коллегиума, и имел на своем попечении всю экономию Коллегиума, в нем было много братии иноческой. По ведомости 1751 г. видим здесь 11 иеромонахов, 4 иеродиакона и 10 монахов.

Попечение об экономии Коллегиума было делом не легким для монастыря (27). В начале средства монастыря были довольно ограниченны. Собираше 20-й доли дохода с монастырей и 30-й доли с приходскич церквей на Коллегиум встречало разные затруднения; а весь этот сбор не простирался выше 1000 рублей. Начальнику Коллегиума и Покровского монастыря Св. Синодом отданы были в управление пустыни — Озерянская, Аркадиевская, и Чугуевская, и церковь Каплуновская, как для их благоустройства, так и для поддержания экономии Коллегиума. Пустыни получали доход только с земли и хозяйственных заведений, и след. для приобретения сих доходов надлежало иметь много умненья, терпеливости, и людей способных. Точно так управление экономиею имений самого Покровского монастыря, впоследствии увеличившихся, соединялось с множеством заботь: заводили сады, скот, хлебопашество, винные заводы. С одной стороны надлежало за всем этим смотреть зорко, и иметь людей, знающих сельское хозяйство; с другой стороны открывались сношения и переписки с разными светскими лицами. От того настоятель монастыря должен был иметь значительную канцелярию и много помощников, которых не совсем легко выбирать.

Коллегиум с своей стороны не был неблагодарен св. церкви за её заботливость о нем. Он не только приготовлял способное духовенство для церквей Украйны и всей (нынешней) Курской епархии, а частию и нынешних епархий — Полтавской, Екатеринославской, Черкасской и Воронежской, не только образовывал в духе веры молодых людей, которые из стен монастыря переходили на гражданские места и были потом весьма полезными слугами царю и отечеству (28) ; но из Покровского же монастыря вышли люди , которые с честью и пользою служили св. церкви в звании архимандритов и архипастырей. Таковы были Арсений, в мире Алексей, Могилянский, и родной брат его, Епифаний, в мире Евстафий, Могилянский, в 1727 г. перешедшие из киевской академии в харьковский Коллегиум, и здесь докончившие курс образования. Оба они были знаменитыми проповедниками при дворе Имп. Елисаветы, и первый был духовником её, а потом митрополитом киевским, славным по святости жизни. Последний скончался архимандритом Киевского Николаевского монастыря, долго быв пред тем протоиереем полтавским. Гавриил, в мире Григорий, Кременецкий, митрополит киевский, был также из числа первых питомцев Коллегиума;  в Украйне еще и поныне остаются его родичи, напр. богодуховский протоиерей, Кременецкий, уже .старец, живущий на покое. Феодосий Янковский в 1737 — 1742 г. архимандрит Ахтырский, 1743—1744 г. наместник Сергиевой Лавры, 1745—1750 г. архиепископ Петербургский; его родственники Янковские также известны в здешнем крае. Кирилл Флоринский — урожденец слоб. Ворожбы, наставник Коллегиума, и ректор моск, академии, 1768-1772 г. епископ Севский, известный по некоторым проповедям, скончавшийся на покое в 1795г. (29). Иоакино Карпинский, сын протоиерея краснокутского, питомец и постриженец Покровского монастыря, для изучения языков, греческого и еврейского, отправлявшийся в Киев, префект Коллегиума, первый преподаватель богословия в Коломне, скончавшийся архимандритом москов. Новоспасского монастыря, известен свойм кратким Богословием (Соmреndium theоlоgiсum, Lips. 1790г.), которого оригинал завещал он библиотеке Коллегиума (30). Сильвестр, в мире Семен, Лебединский, архиепископ астраханский, получил образование в Коллегиуме; родственники его еще живы в Тарановке; сочинения его: а.) Приточным Евангельский, М. 1796 г., в 2 ч. М. 1807 г.; в первом издании — перевод с дополнениями, во втором — сочинение; б.) Нетленная пища, М. 1794г., в.) краткое Богословие (Соmpеndium Theologiae, Реtгороli 1799, Моsq. 1808.). Димитрий Сулима, архиепископ кишиневский, + 1843г., сын протоиерея Новой Водолаги. Даниил Сулима кончил курс учения в Коллегиуме, с 1811 г. был викарным епископом молдавского митрополита Гавриила, в 1823 г. наименован самостоятельным епископом Кишиневским; в продолжение долгого служения в Кишиневе переведены им с славянского на молдавский язык псалтырь, общая минея, служебник, требник, краткий катихизис, святительское поучение, инструкция благочинным. Антоний Шокотов, урожденец с. Богородичного, ныне епископ старорусский. Других знаменитых воспитанников Коллегиума увидим мы в последующем обозрении епархии.

Первым настоятелем Покровского монастыря был Платон Малиновский, в последствии архиепископ крутицкий, а потом московский.

При втором настоятеле, Варлааме Тыщинском (1728-1733г.), указом Св. Синода от 5 мая 1729г., определено было настоятеля Покровского монастыря производить в архимандрита Куряжского монастыря с тем, чтобы он, как ректор Коллегиума, имел пребывание в Покровском монастыре, но управлял обоими монастырями.

Преемник Митрофана Слотвинского (1731-1739 г.), бывшего впоследствии архиепископом Тверским, Афанасий Топольский был первый посвящен в архимандрита Покровского монастыря. Указ Св. Синода 26 октяб. 1742г., говорит: “Святейший Синод приказали вам, архимандриту и ректору, мантию с скрижалями, також и крест, по примеру, как то дано в Москве Спасского училищного монастыря архимандриту и московской академии ректору; також и впредь харьковского коллегиума ректорам носить велено (31 ).

При архимандрите Гедеоне Антонском (1744-1753 г.), имянным повелением Императрицы от 3 мая 1744 г., дозволено было архимандритам Покровского училищного монастыря носить панагию, которая тогда же прислана была из Сергиевой Лавры; а благословением святителя Иоасафа Горленка, от 29 марта 1751 г., позволено было носить при служении архимандрита рипиды “в большую, как сказано, честь училищного монастыря.” Воля благочестивой Императрицы о панагии изображена в указе Синода от 7 1юня 1744 г. Архимандрит Лавры, Арсений Могилянский , тот самый воспитанник Коллегиума, о котором уже упомянули, доносил Свят. Синоду: “Мая 3 (1744 г.) Ея Императорское Величество памянным своим указом соизволила указать имевшуюся при нем Троицкого монастыря панагию финифтовую с алмазами, с изображением на ней Распятия Господня, да Знамения Пресвятой Богородицы, с Чудотворцами Сергием и Никоном, отдать вкладом в харьковский Покровский училищный монастырь. И Святейший Синод приказал: оную панагию вам архимандриту Гедеону, и по вас будущим в том монастыре архимандритам, носить и записать в ризничные книги.”

Замечательнейшие из преемников Гедеона были; Рафаил Мокренский, с 1753г., воспитанник и префект Коллегиума, урожденец Украйны, в последствии архимандрит святогорский; Константин Бродский, много сделавший для экономии Коллегиума, которого он был воспитанником, в 1763 г. погребенный в Покровском монастыре; Иов Базилевич 1763-1770 г., урожденец Боромли, воспитанник Коллегиума, с 1770 г. епископ переяславский (+ 1776 г.); Василий Базилевич 1779—1798 г. При нем Покровский монастырь возведен во второй класс, а имения училищного монастыря отобраны в казну (32).

Монастырский храм Покрова Пресвятыя Богородицы — прекрасное здание последних времен патриаршества. Он освящен был в 1689г., митрополитом Аврамием. Как и многие другие храмы того времени, он построен в два этажа четырьмя ярусами. Возвышаясь на 23 сажени, он увенчан тремя фонарями больших размеров с вызолоченными главами и крестами; бока его украшены арабесками и карнизами. При массивной толщине стен постройка его весьма легка. В восточном алтарном окне находился герб империи, а в нижней половине стекла металлические буквы: Б. М. Е. Т. Е. Б. О. т. е. “Божиею милостию Епифаний Тихорский, епископ Белгородский и Обоянский.” Это памятник того, что заботливостию основателя Коллегиума храм был возобновляем.

В верхнем храме Покрова Богородицы внутрение стены в недавнее время (1844г.), обделаны алебастровою работою под мрамор.

В зимнее время стоить здесь чудотворная Озерянская икона Еожией Матери.

Святая икона с давнего времени известна по чудесным благотворениям. В первый раз открылись чудеса её Озерянской пустыне, почему и называется, она Озерянскою. Она писана на холсте кистью древнего малороссийского художника; на холсте приметны еще складки — следы путевого хранения святыни. Все эти особенности подают мысль, что св. Икона писана одним из страдальцев православия, орошавшим слезами молитвы изображаемый им лик Богоматери и взывавшим о помощи небесной для гонимых чад православия, и что она принесена была из-за Днепра. При открытии первого чуда её не знали, кто поставил ее в монастырской трапезе: конечно владелец её — выходец из-за Днепра, покоился тогда уже в земле (33 ).

По закрытии Озерянской пустыни и Куража св. Икона перенесена была в Покровский монастырь; а при восстановлении разоренного Куряжа, для освящения его, поставлена была (в 1797 г.) в том монастыре. В 1843 г., по представлению преосвящен. Иннокентия о желании жителей гор. Харькова, видеть благодатную святыню среди своих жилищ, Государь Император в 16-й день октября 1843 г., Высочайше утвердить соизволил определение Св. Синода — ежегодно приносить 30 сентября Озерянскую Икону Божи1ей Матери в харьковский Покровский храм, и после того, как она будет оставаться в сем храме во всю зиму, 26 апреля относить в Куряжский монастырь. Вместе с тем утвержден был священ. церемониал сопровождения св. Иконы в Харьков и из Харькова. Вместе же с тем увеличен и штат монашествующих Покровского архиерейского монастыря, для совершения молебствий и службы пред чудотворною иконою.

В нижнем храме Покровского монастыря престол был в честь трех Святителей, конечно с тою мыслью, дабы великие Святители, столько известные высоким просвещением, были покровителями духовного училища. В 1846 г. возобновлен иконостас, и храм освящен в честь Креста Господня. Пред царскими вратами стоить здесь Распятие Спасителя с предстоящими Богоматерию, Иоанном и двумя женами. Здесь в каждую среду читается акафист Страстям Господним, также как в Покровской церкви в каждую пятницу читается акафист Покрову Богоматери. Здесь же находится драгоценная святыня, напрестольный Крест с мощами св. печерских угодников, присланный Высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом киевским, к освящению храма в честь Страстей Господних. Во время чтения акафиста Страстям Господним крест сей полагается на аналогии среди храма. В Кресте находятся св. мощи, между прочим, пр. Илариона , пр. Ефрема, пр. Феофила, пр. Лаврентия. Мощи сих преподобных были открытыми во время Кальнофойского, т. е. около 1630 г., но ныне оне не видны в закрытых пещерах. Это дает видеть, что сей крест устроен не позже 1630 г.

Из утвари достойны внимания: а.) Евангелие, киев. печ. 1707 г. в. большой лист, весом в 1 пуд 74 золот. в медных вызолочённых деках, с серебряными прорезными цветами; внизу верхней деки герб преосв. Епифания. Это Евангелие расположено не по порядку Евангелий, а по дням недельным, с Пасхи и до великой субботы. Евангелия на вел. праздники и на дни знаменитых святых помещены особо. Такие Евангелия в старые времена назывались: Апракос.

б.) Евангелие, моск, печ. 1698г., такого же весу и почти также обделанное, как и предыдущее; только на нижней деке на прорезном цветке представлен Иессей с патриархами. Это дар кн. Потемкина.

в.) Евангелие, моск. печ. 1735 г., недавно (в 1849 г.) обделанное серебром с позолотою рукою лучшего художника; на верхней деке изображение Распятого Спасителя литое и Евангелисты чеканной работы; на нижней стороне образ Покрова Пр. Богородицы, и на корне Благовешение, чеканной работы.

г.) Потир сер., вызолоченный, красивой отделки, с сер. литыми изображениями ангелов на подножии; на нижней части его монограмма: JII5. На принадлежащем к нему дискосе надпись: “1747 г., февраля 25 д. сделан сей сосуд по благословению и позволение преосв. архиепископа Платона сарского и подонского, при доме его преосвященства в церковь Благовещения Пресв. Богородицы; дискос, два блюдца, звездица и лжица.” Сей сосуд перевезен в Харьков из Крыма при закрыли кафедры в Феодосии и при открыли её в Харькове. Другой Потир с принадлежностями, новейшей превосходной работы, с чеканными изображениями Спасителя, Богоматери, Предтечи, весом 7 фунт. 38 золот.

д.) Гробница (Дарохранительница), сер. 6 фунт. 80 зол, поступившая из бывшего Сумского Предтечева монастыря.

е.) Крест сер. с подножием, вес. 16 ф, 85 зол., присланный преосвященным Митрофаном Слотвинским, архиепископом тверским, бывшим настоятелем Покровского монастыря. На нем надпись: “сооружися сей крест коштом Митрофана, архиепископа Тверского 1742 г. декабря.”

ж.) Панагия с алмазами, присланная из Сергиевой Лавры по Высочайшему повелнию. О ней сказано выше. Другая Панагия из Крыма: на ней на сапфире вырезана изображение Спасителя; кругом св. лика алмазы и изумруды. На третьей Панагии нерукотворенный образ Спасителя, осыпан бриллиантами и корона бриллиантовая.

з.) Кресте наперсный из зеленых камней и алмазов, оправленных в золоте, с аметистом и рубинами в короне. Другой крест из бразильских топазов, осыпанных бриллиантами.

и.) Митра с сиянием наверху из аквамаринов, с 12 звездочками из них же, часто осыпанная мелким и крупным жемчугом. Две другие митры также с жемчугом.

й.) Два серебр. напрестол. подсвечника: Ангелы поддерживают на главах чаши с трубочками для свечей; внизу надпись: “сии подсвечники сделаны 1756г. марта 7, в бытность архимандрита Рафаила Мокренского, весу в них 10 фунт. 40 золот., за работу дано 50 руб. 3 денег суммы жалованной Ея Императорскоаго Величества, благочест. самодержавн. Вел. Государыни наш. Императрицы Елисаветы Петровны.

 

В  БИБЛИОТЕКЕ ХРАНЯТСЯ РЕДКИЕ КНИГИ

А.) БОГОСЛУЖЕБНЫЕ:

1.) Библия, острож. п. 1581 г.

2.) Евангелие, москов. п. 1636 г.

3.) Апостол, львов, п. 1666 г. заглавие: “Таблица невидимая сердца человеческого, на которой не пером, але пальцем Божим, але Духом Св. и слезами апостольскими написаны суть послания алболисты апостольския.” После заглавия “предмова до чительника” о важности сей книги. В конце издатели просят о прощении погрешностей. Еще Апостол киев. п. 1722 г., моск. п. 1634 г.

4.) Псалтырь следованная, киев. п. 1678 г.

5.) Служебник, в 4 д, моск. п.1739г., киев. п. в л. 1708 и 1746 г., в 4 д. 1653 г. В киевских против москов. издания: а. ) в последовании причащения правило пред приобщением; б.) после отпустов помещено: “собрание благопотребных прощений в нуждах употребляемых,” напр. во время безведрия, бездождия и проч., в.) нет учительного известия, “како иерею и диакону совершати служите, и об опасных случаях.” Служебник, львов. п. 1691 г., во всем сходный с киевскими, кроме предисловия и послесловия. В киев. издании 1708 предисловие арх. Иоасафа Кроковского о евхаристии и литургии.

6.) Требник, М. Петра Могилы, киев. п. 1646 г., киев. п. 1736г., моск. п. 1639г., последний состоит из 46 глав, из которых в 40 правила собора П. Филарета 1620 г. в 42 суд святительский. Требник, моск. п. 1649 г.

7.) Октоих, моск. п. 1618 г., 1683, 1718, 1727 и 1731г. Осмогласник еллински параклитики, львов. 4-го издания 1686 г., и львов, изд. 1700 г. Во львовских изданиях в начале посвящение Преч. Деве Марии, на конце: а.) указ како пети каноны октоиха с минеями; б) молитва впадшего в недуг “творение Иоанна Вротопула, архиврача керкирского, перев, с еллинского на словенский.” Октоих, киев. п. 1699 г. В нач. предисловие; в конце: а.) припевы по троичном каноне; б.) троцари, по непорочных; в.) светильничны воскресни и дневные; г.) троичны дневные; д ) указ о канонах, е.) указ, како пети парастаст по усопших. Последнего нет в московских изданиях; и напротив в них лишнее против киевского издавия: 1.) ексаностиларии и утренния стихиры воскресные и всей седмицы; 2.) указ о службе всей седмицы и о службе субоотной; 3.) канон Богородице, Феодора Ласкаря; 4) Евангелия и Апостолы воскресные. Осмогласник с одними воскресными службами в 4 д. моск. п. 1762 г.

8.) Триод постная киев. п. 1648 г., с посвященим арх. Иосифу Тризне и с предмовою до читателя; на конце житие Марии. Тоже киев. четвертого издания 1715 г., с предисловием к читателю и с тем же житием в конце. Триод пост. моск. п. 1648 г., в конце: а.) житие Марии, б.) повесть о неседальном пении, в.) устав от Марковых глав. Триод моск. п. 1710 г., на конце после жития Марии “послдование православия.”

9.) Триод цветная львов. п. 1664 г., первое исправленное издание , с посвящением Пресв. Деве Марии, покровительнице львов. братства. Тоже черн. п. 1685 г., с посвящением Лазарю Барановичу и с предмовою читателю. Тоже моск. п. 1648 г.. Тоже киев. п. 1702 г. Во всех этих взданиях службы начинаются с Лазаревой субботы, тогда как в моск. изд. 1751 и 1759 г., оне начинаются с Пасхи.

10.) Анфологион, львов, п. 1694 г., киев. п.1734 г.

11.) Общая Минея , киев. п. 1680 г., с посвящением арх. Иннокентия Гизеля Ц. Феодору, и с послесловием в конце. Эта минея кроме общих служб святым заключает в себе службы праздникам, или праздничную Минею.

12.) Минеи служебные на генварь 1691 и 1693 г., февраль 1692г., март 1691 и 1693г., апрель 1093г., июнь и июль 1693 г., моск. изд. Полный экземпляр Миней всего года моск. п. 1704 — 1705 г. Минея служ. на м. декабрь моск. п. 1621 г. В послесловии сей минеи сказано, что с 1 до 12 числа она свидетельствована П. Гермогеном, а с 13 и до конца П. Филаретом. Минеи, в 6 книгах, киев. п. 1750г.

13.) Ирмолог, моск. п. 1682 г.

14.) Устав, моск. п. 1641 г. с молением об исправлении погрешностей. Тоже м. п. 1682 г., в исправленном виде и с надписью: “в св. обитель Змиевскую Николаевскую приложил стольник и. полковник харьковский Федор Владимирович Шилов для поминовения отца своего инока схимника Василия и матери Марии.” Устав второго исправленного моск. издания 1695 г.

15.) Чиновник архиерейского служения, моск. п. 1821г.

16.) Чин присоединены иноверцев к церкви, моск. п. 1757 года.

17.) Молебствие на возшествие на престол Имп. Анны, моск. п. 1734 г. Молебствие на возшествие Имп. Елисаветы, моск. п. 1742 г.

 

 

в.) УЧИТЕЛЬНЫЕ  КНИГИ:

 

1.) Иоанна Златоустаго Маргарит, острож. п. 1596 г. в 4 д. Евангелие учительное, м. п. 1652 г., по послесловию “со многих переводов исправлена суть, переводы же собраны быша един соборные вел. Богородицы Успения, другий Чудова монастыря и два Симонова монастыря, к сим же острожской печати.” Острожское издание доселе известно только по сему указанию. Другой экземпляр тех же Бесед моск. п. 1697 г.

2.) Ефрема Сирина, поучения, моск. п. 1701 г.

3.) Лазаря Барановича, Трубы словес, киев, п. 1674 г. Это поучения на праздники.

4.) Кирилла Транквиллиона, Евангелие учительное, печ. в уневской обители, 1696 г.

5.) Псалтырь с толкованием, киев. п. 1697г., 1728г.

6.) Пролог, на дек. янв. и февр. 1642 г., мар. апр. и май 1643, июнь, июль и август 1643 г., все моск. п.

7.) Уложение, ц. Алексия, моск. п. 1649 г.

8.) Симфония на псалтырь, спб. п. 1727 г., на послания и апокалипсис, моск. п. 1737 г.

9.) Пращица Пиятирима, м. п. 1751 г.

10.) Жезл правления, м. п. 1753 г.

 

Из Библиотеки перейдем в Усыпальницу, под своды нижней церкви. Здесь покоятся: Христофое Сулима, епископ харьковский, завещавший Коллегиуму до 500 книг; Аполлос Терешкевич, епископ харьк., довольно задолго до смерти мало видевший телесными очами, но зорко видевший духовными, проводивший жизнь строгую, и отказавший Коллегиуму до 300 книг; Мелетий, архиепископ, безсребренник, оставивший после себя всего около 20 р. асс., достойный благоговейной памяти, которою чтут его в харьковской пастве. Здесь же покоится Феофил архиепископ, бывший атеринославский, живши на покое в Куряже; урожденец слоб. Печенег, и воспитанник Коллегиума Феодор Петрович Татарский (так назывался он до поступлешд в монашество) слушал уроки в Коллегиуме, вместе с Феодором Михайловским что после архимандрит Феофан, с Иваном Алексеевичем Двигубским, с Ефремом Осиповичем Мухиным, с Михайлом Трофимовичем Каченовским, которых имена столько славны в ученом мире; его же товарищами были в Коллегиуме Иван Башинский и Иван Савченко, из которых первый был протоиереем и ректором Екатеринославской семинарии, а другой протоиереем и ректором Белгородской семинарии. Фёодор Петрович был учителем поэзии и философии в Коллегиуме, в 1803 г. править монашество с именем Феофила, и был ректором сперва Архангельской, потом Черниговской семинарии, за тем архимандритом Донского монастыря; в 1819г. хиротонисан в епископа Оренбургского, и в 1823 г. переведен на Екатеринославскую кафедру; в 1826 г. наименован архиепископом, а 15 окт. 1827 г., по прошению своему, уволен за болезнью на покой в Куряжский монастырь; скончался 28 мар. 1830 г.

В древнее время в нижней церкви Покровского монастыря погребались многие из знатных фамилий Слободской Украйны. Каменные склепы многих поныне целы под полом нижнего храма. На одной металлической дощечке написано: “Року 1706, авт. 28 дня, в среду представился раб Божий Федоор Григорьевич Захаревский, полковник харьковский, в полку на Самаре, и погребен в Харькове.” На р. Самаре содержали стражу против Крымцев, а в показанное время происходили еще раскольничьи движения Донцов. Так Феодор Григорьевич окончил жизнь свою на страже за покой православной Руси.

На другой дощечке читаем: “Року 1721, июня 15, в  субботу по полудни преставися раба Божия Марфа Федоровна Квиткина; Христе Боже , душу ея упокой.”  По фамильной летописи Г. Квиток видим, что это была дочь Феодора Григорьевича Донца—Захаржевского, бывшая в замужестве за сыном полковника Григория Семеновича Квитки, Романом, и только один год жившая в супружестве.

По той же летописи видим, что в том же храме был фамильный склеп г. Квиток. Здесь по летописи погребены в одном гробу умершие в один и тот же день (22 окт. 1734г.), Василиса Еремеевна, урожденная Красновска, “супруга полковника Григория Семеновича Квитки, 56 лет, и сын ея Василий Григорьевич Квитка, 25 лет. Мать и сын умерли через месяц после того , как сам полковник Григорий, отправясь на богомолье в Киев,  умер там 65 л. и погребен близ великой Успенской церкви. В 1735 г., авг. 24 умер капитан Стефан Григорьевич Квитка 23 л., и “погребен в училищном монастыре в нижней церкви трех Святителей, пред левым крылосом.” Фамилия набожного полковника Григория Семеновича весьма замечательна. Отец его, Семен Афанасьевич “Харьковского полку полковой судья, жил лет 80; родился на тогобочной Украйна за Днепром, в славном козацком городе Умани, и погребен в Харькове, пред соборною церковию.” Отец супруги полковника Квитки “Иеремей Мартинович Красновский жил лет сто, родился на Волыне, был на войнах при Гетмане Богдане Хмельницком, умер в Полтаве.” Так говорит внук его, полковник Иван Квитка. Две дочери Григория Семеновича были игумениями Хорошевского монастыря. Супруга полковника Ивана Григорьевича была сестра святителя Иоасафа Горленки. Внук Григория Семеновича и сын Ивана Григорьевича, Николай Иванович,.с именем Наркисса, был архимандритом Куряжскаго монастыря и ему суждено было провести последние дни свои на гробах набожных предков своих. По закрытии Куряжского монастыря он переведен был во второкласный Голутвин монастырь; но уже был стар для общественного служения.  Постриженный в монашество в 1751 г., он был учителем, сперва в Харькове, потом в Псковской семинарии,  где занимал и должность проповедника; произведенный в игумена Любятова монастыря, имянным повелением Императрицы в 1761 г., назначен был в духовника Посольству, отправлявшемуся на конгресс в Германию. По возвращении из Вены посвящен был в 1762 г. в архимандрита Устюжского монастыря. Но для питомца юга не по силам был суровый север. О. Наркисс испросил себе дозволение перейти в родную Белгородскую епархшию где был определен в настоятеля Обоянского, и потом Никольского монастыря, пока в 1770 г. определен в архимандрита Куряжу. В Голутвине он пробыл только год; лета требовали покоя и без болезней, ему уже был 61 год; согласно с просьбою его св. Синод определил: “Архимандрита Наркисса за старостью и болезнями его уволить от настоятельской должности и дозволить ему иметь пребывание в Харьковском Покровском училищном монастыре, с определением пристойной келии; при чем не возбранять ему совершать священнослужение, когда для спасения души своей пожелает того; поелику же он, архимандрит Наркисс, находился настоятелем второклассного монастыря, где по штату положено жалованья 300 руб., то за долговременную и безпорочную службу и прохождение должностей назначить ему половинный оклад, согласно с указом 1775 г., августа 14 дня.” В Покровском монастыре О. Наркисс прожил не много более 2-х лет и “по долговременной болезни скончался 23 апреля 1792 года.”

В нижнем храме Покровского монастыря покоится и герой новейших времен, бывший украшением Донских козаков, генерал от кавалерии граф Василий Васильевич ОрловДенисов. Надпись на металлической деке говорить о нем: “Граф Василий Васильевич Орлов Денисов, генерал от кавалерии и орденов св. Александра Невского, св. Анны 1 ст., св. Владимира 2 ст., св. Георгия 3 ст., прусского Красного Орла 1 ст., австр. Марии Терезии 3 ст., баварского Максимилиана 2 ст., Французского св. Людовика 1 ст., кавалер, родился в 1777 г., и на 14 году возраста на службе в козачьем полку был майором; скончался 24 янв. 1843 г.,  на 66 году от рождения. Его сослуживцы свято сохранять в своих сердцах память о нем, а осиротевшие дети его с глубокою и неутешною горестию не престанут оплакивать кончину незабвенного родителя своего.”



27 О Харьковском коллегиуме лучшая статья “Молодике 1844г. Здесь показаны и настоятели Покровского училищного монастыря.

28 Еще и ныне лучшие, пользующиеся особенным и общим уважением, чиновники харьковской губернии — питомцы Коллегиума, напр. М. М. Ковалевский — уездный предводитель дворянства; В. П. Ковалевский — председатель уголовной палаты; Е. И. Топчиев — советннк палаты госуд. имуществ. У Прокоповича (Харьков. месяцеслов 1809 г.), показаны питомцы Коллегиума: Мих. Ив. Ковалевский — Рязанский губернатор и попечитель московского университета, Захар Яков. Корнеев — Минский губернатор и попечитель Харьков. университета, Василий Яков. Савиикий — обер-секретарь Св. Синода, Василий Иван. Крамаренко — председатель хар. гражд. палаты, Никон Карп. Карпинский — генерал штаб-доктор, Андрей Макс. Руновский — Нижегородский губернатор, Марк Леонт. Малинский — Георгиевский губернатор, Семен Андр. Портпнягин — генерал-лейтенант, Федор Петр. Ставицкий — генерал-лейтенант, Михаил Данил. Скибиневский - консул в Персии. Присовокупим к сему Григория Иван. Базилевича, сына Боромлянского священника, первого из русских профессора клиники, + 1802 г., Николая Иван. Гнедича, знаменитого переводчика Гомеровой Илиады; Ивана Фед. Венсовича — доктора и професс. медицины, известного и по сочинениям.

29 Слова его: в д. рожд. Имп. Елисаветы, М. 1741 г., в нед. ваий, М. 1742 г., в д. освящения академической церкви, М. 1742 г. Между ркп. моск. дух. академии есть сто Тhеоlogiа dоgmаtiса, — крайне схоластическая.

30 См. Любопытный месяцеслов Василия Рубина, на 1776 г., стр. 105—108. 225. 252.

31 Это сравнение архимандрита Покровского училищного монастыря с архимандрнтом и ректором московской академии было поводом к тому, что харьковский коллегиум долго называли харьковскою академиею, даже в официальных бумагах.

32 Училищному монастырю принадлежал 3076 дес. земли с 650 приписных черкасов, 50 мельничных колес, 3 винокуренных завода, скотные дворы, сады. Имения его были в Валковском уезде дер. Рубановка — Дар вдовы валковского сотника и есаула Рубана, слоб. Песочки и Замосский кут — дар фельдмаршала кн. Голицына; в Харьковском — хутора Клочко, Липецкий, Немышлянский, Шаповаловский, Даниловский, Чсреватый, пустоши Уставникова и Куленговская, Гринцов рог и деревня Гуки, преобретенная за деньги преосв. Епифанием; в Змиевском уезде — хутор Вопяховский.

33 Озерянский строитель, Ефрем Мокренский, во исполнение предписания от 96 нояб. 1762 г., представил архимандриту Покровского монастыря следующий письменный отзыв о сей иконе города Мерефы старожилого человека подпрапорного Григория Кононовича Долинского: “видел и помню я, пишет Долинский, в церкви Озорянской пустыни стояла чудотворная икона; а откуда и кем поставлена, ведать не могу. Первое чудо от нее явилось о. архиманд. Севастиану и при строители иером. Варсонофие  Хвастиченке”.