Предисловие. Каменные храмы Слобожанской архитектурной школы XVII–XVIII ст.

Слободская Украина – особый край. Ее земли, значительная часть которых в XII–XIII ст. входила в состав Черниговско-Северского княжества, а на остальных жили половцы, после татарского разорения обезлюдели примерно на четыре столетия. Новое освоение этих земель, в конце XVI ст. начало Московское государство в целях обезопасить южное приграничье. Начиная с 30-х годов XVII ст. в процессе колонизации края активно участвовали украинские переселенцы «черкасы», впоследствии составившие его основное население. Когда на Слободской Украине основывалось новое поселение, первым делом возводились фортификационные укрепления, и строился храм – наиболее монументальное сооружение будущего поселения, остальная застройка которого порой состояла из куреней и полуземлянок.

С храмом была связана вся жизнь наших предков от первого до последнего дня – в храме они крестились, венчались, в школе при храме учили детей грамоте, здесь над умершим звучала заупокойная молитва.

Часто вокруг крупных новых поселений возникали монастыри – обычно они основывались по инициативе казацкой старшины слободских казачьих полков на её пожертвования. Монастыри становились духовным центром в той, или иной местности, а иногда выполняли оборонные функции, контролируя броды у переправ.

Особое место среди монастырей Слободской Украины занимала и занимает Святогорская Успенская пустынь[1]. Её помещения первоначально были высечены в толще стометрового мелового утеса на правом «татарском» берегу Северского Донца, здесь был возведен один из первых каменных храмов края и деревянный «замок» на вершине скалы. Основание обители Святитель Филарет (Д. Г. Гумилевский) относит к XII–XV ст.

Уже через два десятилетия после основной колонизации края в 1670-е годы появляются довольно высокие деревянные храмы, например церковь Рождества Богородицы в сл. Мерефе – кресчатый пятичастный пятиверхий храм высотой около 25 метров.

Периодом наивысшего расцвета народной деревянной архитектуры в Украине получила в 40-90-е годы XVII ст. Время национально-освободительной борьбы требовало героических образов и деревянные сооружения этих лет отличались особой красотой и монументальностью. Наблюдается стойкая тенденция увеличения высоты завершений общественных построек, в том числе и храмов. Завершения порой состояли из трех-четырех постепенно убывающих ярусов, достигая высоты более 45 метров в наиболее крупных постройках. Деревянные храмы Слободской Украины составляли одну из наиболее ярких страниц украинской национальной народной архитектуры XVIII ст. С. А. Таранушенко в своем капитальном труде о монументальной деревянной архитектуре Левобережной Украины посвятил Лиманской архитектурной школе целый раздел[2].

Наибольшее распространение в народной архитектуре Слободской Украины получили трехчастные (состоящие из последовательно расположенных помещений алтаря, нефа и притвора-бабинца), и пятичастные кресчатые с постановкой глав-верхов по сторонам света храмы. Именно они стали образцами для первых каменных сооружений региона, этот тип объемно-планировочного решения преобладал в храмах Слободской Украины вплоть до начала 80-х годов XVIII ст.

Но достижения архитектурной школы Слободской Украины были бы невозможны без той первоосновы, которую составляли первые монументальные храмы региона последней четверти XVII – первой половины XVIII ст., часть которых были каменными. Эти постройки отличались особым архитектурным стилем и статью, вздымая башенные верхи-заломы на немыслимую на фоне одноэтажной деревянной застройки высоту, порой превышавшую 40 м. Таких храмов-башен за сто с небольшим лет, вплоть до середины 80-х годов XVIII ст., когда народные национальные традиции были вытеснены из каменной архитектуры официальным барокко, а позднее и классицизмом, было построено более двадцати. Только четверть их пережила лихолетье и дошло до наших дней. Сейчас, когда утрачены архитектурный фон и ряд эти памятники воспринимаются скорее как что-то историческое, искажаются безграмотными ремонтами епархиальными властями, людская молва забыла о хранившихся там святынях и реликвиях, принесенных с собой основателями слободских городов, забыты и попираются ногами могилы их фундаторов – первых полковников слободских казачьих полков.

Первые каменные храмы на Слободской Украине были возведены в 80-е годы XVII ст. сначала на территории Харьковского казачьего полка, а чуть позже в полковых городах Сумах и Ахтырке. Примерно в эти же годы северские мастера достраивают собор в Белгороде. Эти постройки обладают рядом общих черт, что позволяет говорить о формировании Слобожанской архитектурной школы:

  • Все храмы имеют «башенное» построение с двух-трех ярусными завершениями достигающими в высоту от 30 до 45 м.
  • Пространство «верхов» открыто в интерьере, создавая особую «телескопическую» перспективу.
  • Кирпичный декор храмов Слободской Украины близок к московскому «Нарышкинскому» барокко и имеет с ним общие истоки – стиль построек сформировавшийся на Северщине и землях где сходятся границы России, Украины и Белоруссии в 20–70-е годы XVII ст., а их конструкции и силуэт тяготеют к деревянным образцам.
  • На Слободской Украине впервые на Левобережье возводятся двухярусные храмы – результат влияния деревянной архитектуры Северщины и русской архитектуры[3].
  • Большинство храмов Слободской Украины XVII ст. были оснащены серьезными оборонными приспособлениями – стрелковыми позициями, внутристенными лестницами, значительными подземными помещениями.
  • В XVII–XVIII ст. Слобожанская архитектурная школа выработала ряд характерных приемов и принципов архитектурно-композиционного решения храмов. Это прежде всего крестообразность композиции, граненность внешних форм, ориентированность боковых куполов  по сторонам света. Бесстолпная система внутренних пространств обеспечивала их целостность и хорошую освещенность.

Первые каменные храмы Слободской Украины были выстроены талантливыми зодчими со своим творческим почерком, в тесном содружестве с народными мастерами. В XVII–XVIII ст. в храмовой архитектуре Слободской Украины получили распространение два типа отдельно стоящих звонниц – квадратная и восьмигранная в плане. Они имели шатровое или купольное завершение.

После экономического упадка, продолжавшегося со второй четверти XVIII ст. до начала 1750-х годов каменное строительство постепенно возобновляется. До десяти башенных храмов возводится мастерами в стиле и по образцам предыдущего столетия. За счет оригинальных плановых и конструктивных решений удается увеличить площадь возводимых храмов порой вдвое. Особым величием и высокими архитектурными качествами отличались соборы Куряжского Преображенского (1760–1762 гг.) и Змиевского Николаевского монастырей (1766 г.), а также церковь Рождества Богородицы в Острогожске (1761–1782 гг.).

В эти годы на Слободской Украине работали и профессиональные архитекторы. По их проектам возводятся до десятка храмов, среди них грандиозный трехкупольный Покровской собор в Ахтырке (1752 г.) и Успенский собор в Харькове (1770–1778 г.) – по счастью эти два храма сохранились.

В те же годы около дюжины храмов было возведено по проекту выпускника прибавочных курсов Харьковского коллегиума, ученик В. И. Баженова – П. А. Ярославского. Этот зодчий работал в то время, когда барокко уже сдавало свои позиции классицизму, однако в его наследии встречаются и барочные постройки. Таковой была Христорождественская церковь в Харькове (1781–1783 гг.), представляющая тетраконх с мягкими полукруглыми очертаниями плана и пятиярусных глав. Ее фасады украшал изящный барочно-классический лепной декор, местами имевший позолоту, храм окружали другие здания, автором которых также был П. А. Ярославский, составляя с ним единый ансамбль. На сегодняшний день из всего храмового наследия мастера сохранилась только соборная колокольня-ротонда в г. Ахтырке.

Печальная участь постигла почти все храмы второй половины XVIII ст., как и все деревянные храмы Лиманской архитектурной школы – одну из самых ценных частей народной монументальной архитектуры Левобережья. Лишь известный всем в Украине Троицкий собор в Новомосковске, девятиверхий храм выстроенный нашим земляком Яковом Погребняком, смутно напоминает о ней.

Несмотря на наличие нескольких храмов Слобожанской архитектурной школы, до 1990-х годов среди архитекторов и историков не признавалось ее существование, не отождествлялась ее национальная принадлежность. Вот что писал, например, по этому поводу М. Цапенко: «Наряду с местными традициями, идущими от навыков народного зодчества, в частности деревянного, в архитектуре Левобережья и Поднепровья явственно прослеживается влияние русской архитектуры, особенно в смежных с Россией регионах, а также в южнорусских окраинных землях (Сумы – Харьков – Ромны – Изюм и др.)»[4].

Лишь в последнее десятилетие картина начала постепенно меняться. Сначала в краеведческой литературе не только начала упоминаться Слобожанская архитектурная школа, но и вскользь говорится, что она распространила свое влияние не только на восточную Северщину с Путивлем, но и на некоторые места Российского порубежья – южную Брянщину, Белгородчину в ее приграничной полосе, юг Воронежской области[5]. Мы собираемся не только наглядно подтвердить этот тезис, но и проиллюстрировать его на конкретных примерах.  

Приступая к данной работе, авторы ставили перед собой задачу в обобщении своих исторических и архитектурных исследований. Предполагаем, насколько спорны будут иногда те, или иные наши утверждения, однако в настоящее время такие споры будут крайне полезны для более глубокого и детального изучения Слобожанской архитектурной школы.    

Авторами также движет чувство местного патриотизма, любви к родным пенатам, из которой как из кирпичиков складывается чувство национальной гордости. Пусть эта книга подобно малой вехе отметит то безвозвратно утраченное, что когда-то составляло архитектурную гордость Слободской Украины. Ведь до 1917 г. только на территории Харьковской губернии было более 1000 православных храмов. Шестьдесят четыре из них украшали центр губернии, семьдесят один – Харьковский уезд, в Старобельском уезде их было сто сорок три. Из них по всей территории бывшей Харьковской губернии в разной степени сохранности уцелело до 150 православных храмов. В большей степени сохранились каменные постройки, деревянных же единицы, в основном в виде руин.

Сейчас, когда связь поколений окончательно нарушилась, все излагаемое далее будет восприниматься фрагментарно, как осколки разбитого витража, но автор еще застал людей, видевших часть уничтоженных памятников вживую, помнивших какое ошеломляющее впечатление производил Успенский собор Киево-Печерской Лавры до разрушения. Вспоминается как около трех десятилетий назад корифей национального искусствоведения, архитектор и художник Григорий Никонович Логвин на своей лекции знакомил случайно собравшихся людей с монументальной деревянной архитектурой Левобережья, демонстрировал акварельные зарисовки соборов нашей души и нашего края. Их выполнили в разное время Георгий Нарбут, Стефан Таранушенко и он сам. Никакая фотография не заменит кисти мастера, особенно если он вдобавок мыслит архитектурными категориями, и все увиденное до сих пор стоит перед глазами как будто бы и не обратилось в прах.

Авторы лелеют скромную надежду, что их исследование пробудит похожие чувства у любителя родной старины.  


[1] С 2005 г. Святогорская Успенская Лавра.

[2] Таранушенко С. А., Монументальна дерев’яна архітектура лівобережної України. – К.: Будівельник, 1976 р.

[3] Видимо северские двухярусные деревянные храмы были просто ярусными сооружениями на подклети с консольными или опирающимися на столбы галереями. С 1690-х годов такие храмы, интерьер которых открыт на всю высоту начнут возводить в Центральной России, а особенно много на Среднем Дону.

[4] Цапенко М., Архитектура Левобережной Украины XVII–XVIII веков, изд-во литературы по строительству. – Москва, 1967 г.

[5] Малаков Д. В., Дерлеменко Є. А. По історичних містах Київської Русі: Фотопутівник. – К: Мистецтво, 1990 р.