Зміївський повіт

Петровская

Филарет Гумилевский «Историко-статистическое описание Харьковской епархии»

            Верстах в 3-х от сей слободы была Петровская крепость, одна из крепостей, составлявших Украинскую линию, которую положено было в 1731 году провесть от Днепра до Донца, и отсюда чрез Бахмут до Лугани, но которую выполнили только в половину, - то есть довели только до Донца. Далеко прежде Петровской крепости существовала войсковая Петровская слобода, которой население умножилось впоследствии русской стажей Петровской крепости.

            По бумагам церковного архива видно, что храм Преображения Господня в слободе Петровской существовал прежде 1724 года. Между древними антиминсами сохраняетмя антиминс, освящённый в 1733 году Белгородским архиепископом Досифеем, для храма архидиакона Стефана слободы Петровской. Это был придельный храм в Преображенском Петровском храме. По местному преданию, древний Преображенский храм Петровского, хотя и деревянный, был очень обширный и величественный, с тремя главами, с тесовой крышей. Грамота Преосвященного Никифора, архиепископа Херсонского и Славянского, от 23 июня 1786 года, говорит: «Благословили мы Славянского уезду в селе Петровском построенную вместо обветшалой вновь во имя Преображения Господня церковь Соборную освятить Константиноградскому Протопопу Иоанну Сулиме». В 1841 году храм сей перестроен на каменном фундаменте.

            Книги древнего храма: минеи служебные 12 книг, Московско печати, 1724 года, служебник Московской печати 1739 года, пращица Питирима Московской печати 1756 года.

            Число прихожан: в 1730 году 410 муж., 382 жен.; в 1750 году 654 муж., 632 жен.; в 1770 году 698 муж., 690 жен.; в 1790 году 726 муж., 830 жен.; в 1810 году 1018 муж., 1071 жен.; в 1830 году 1462 муж., 1641 жен.; в 1850 году 1335 муж., 1320 жен. душ.

            В конце прошлого столетия в Петровском приходе росли самые дурные растения – последователи антихристианской духоборческой секты. В 1794 году июня 19,  священник слободы Петровского Николай Валькович, который, стоит заметить, был из дворян, доносил духовному начальству, что в приходе его целые семьи заражены духоборческой ересью, причём поименовал самые лица. По бумагам Изюмского правления не видно, какие были последствия сего донесения: но по всей вероятности еретические семьи переселены были в Мелитопольский уезд.[1] По крайней мере ныне, благодарение Господу, нет здесь этих вредных людей.

            В 1826 и 1827 годах, на полях Петровского появилась саранча: но, по принятому верующими сердцами обычаю, прогнана была верою и крестом.

             В 1831 году был весьма ощутительный голод. 1848 год был годом тяжких скорбей. Холера в приходе похитила до 50 человек. В то же время на полях и сенокосах почти всё погибло, и открылся падёж скота, которого погибло до 700 голов. От цинги 1849 года умерло до 150 человек.


[1] Смотри Записки Одесского Общества,Т.2, Отд.2, стр. 771.