Александровский уезд

Александровск

Сегодня город Запорожье.

Город Александровск, со всею восточною частью своего нынешнего уезда, принадлежал некогда к составу Белгородской епархии и был в ведомстве её.

Из первоначальной истории крепости Александровской, посада Александровского, по местным документам мы имеем под руками следующие краткия сведения.

По распоряжению действовавшего в Новороссийском крае, населявшего   и   благоустроившего   этот   край,   генерала   Черткова, из Новомиргородского шанца, в июне месяце 1772 года, привезена была в новую Александровскую крепость, к новому «в степи заводимому, как есть на Днепровской линии месту» бывшего Болгарского гусарского полка походная церковь святого великомученика Георгия Победоносца, не освященная и не бывшая в употреблении, т. е. палатка с полами, иконостас с царскими вратами, с пятью местными иконами, престол и жертвенник, писанные на холсте, с священными сосудами, с одеждами и книгами. Церковь эта в Александровской крепости поставлена временно, как обыкновенно ставятся полковые походные церкви, с тем, чтобы здесь была она до окончания постройки Александровской крепости, а по постройке имелось в виду перенести ее в другие, строением начатые крепости. Требовалось освятить эту церковь и для совершения в ней богослужений и священнодействий выдать освященный антиминс. В следствие письма о сем Черткова к преосвященному Иову, в Переяславской Консистории наводилась справка, к какой епархии принадлежат, по церквам и духовным делам, все места, где заводятся на новой линии крепости. По справке оказалось: «Ни по указам и ни по каким другим делам в Консистории не является, в какой епархии считаются заводимые на новой линии крепости; а по словесным объявлениям многих показуется, что точно оные места состоят в Белгородской епархии, яко и церковь одна в крепости Александровской, во имя Покрова Богоматери, заложена по благословению преосвященного Белгородскаго». В крайней необходимости и в видах соблюдения времени, преосвященный Иов поручил освятить походную церковь, на выданном антиминсе, в Крылове Крыловскому управителю духовных письменных дел, священнику Димитрию Петрову.

Государственная военная Коллегия, указом от 10-го мая 1770 года дала знать генерал-поручику Деденеву, что, согласно Высочайшему повелению о построении по рекам Московке и Берде Днепровской Линии и о содержании на оной Линии, в новоназначенных крепостях, гарнизонных батальонов, по отношению оной Коллегии и по распоряжению Святейшаго Синода, на ту Линию повелено назначить из Белгородской епархии восемь достойных священников, коим ко штату жалованья положено по сто рублей в год, и отправление оных священников велено учинить по требованиям генерал-поручика Деденева. Вступив, на место Деденева в управление Днепровскою Линиею, генерал Чертков, по прибытии на Линию, в Александровской крепости, первой с правого фланга, нашел двух священников, неученых и не Белгородской епархии, и те вскоре от заразительной болезни (моровой язвы) умерли, а в Петровской, на левом фланге, одного несколько учёного, определённого от преосвященного Самуила Белгородского; видя, что народ на Днепровской Линии крайне нуждаетси в право-славном духовенстве, Чертков писал к преосвященному Белгородскому и просил его поспешить отправлением на Линию достойных священников и между прочим указывал на одного Кременчугского диакона, Савурскаго, человека учёного, в проповедничестве и в истолковании Слова Божия рачительного, по поведению и по образу жизни ему, Черткову, лично известного, по Кременчугу, с хорошей стороны, которого он, Чертков, желал бы иметь в Александровской крепости священником и Наместником, главным начальником духовенства и всех церквей на Днепровской Линии, настоящих и будущих. Так как Кременчуг состоял в ведомстве Киевской епархии, то Чертков от 18-го июля 1772 года писал к преосвященному митрополиту Киевскому Гавриилу и просил его оказать полное внимание к его просьбе о диаконе Савурском и поспешить увольнением его из Киевской в Белгородскую епархию. Согласно ходатайству Черткова, диакон Савурский 5-го августа 1772 года уволен из Киевской епархии, усыновительною грамотою при-нят в Белгородскую, рукоположен во священника к Покровской церкви Александровской крепости и определен Наместником, начальником всего духовенства и всех церквей на Днепровской Линии, устроенных и имеющих устроиться.

         30-го марта 1776 года находим в бумагах новое, касательно г. Александровска, письмо Черткова, к преосвященному митрополиту Киевскому Гавриилу: «Бывший на Днепровской Линии наместником, иерей Евфимий Савурский, по спрашиваниям моим, по увольнении от Его Преосвященства, Аггея епископа Белоградского, а по принятии в Киевскую епархию, Вашим Высокопреосвященством определен в г. Кременчуг, к Преображенской соборной церкви протопопом, на место ж его, во исполнение Ея Императорского Величества указов, прилагал я всячески старание в изыскании ко определению на ту Линию в наместники, из ученых священников, с прилежным старанием по новости при той Линии вновь церквей и установлением во оных благочиния и для частейших по той Линии простирающейся до двух сот верст расстоянием, осмотров тех церквей и при них священников, как того ныне имеющиеся на Днепровской Линии церкви с их утварьми, так и впредь построенные требуют, ... без такового попечителя и обойтиться нельзя; по какому старанию, в сходственность указов, и изыскал ведомства епархии Вашего Высокопреосвященства, при городе Нежине на Магерках, в приходской Крестовоздвиженской церкви, половинного настоятеля, священника Феодора Тисаревскаго, которого о благочестивом житии я довольно сведом, тем паче, что он будучи в Севском пикинерном полку и находясь в крепости св. Елизаветы, во время бывшей там опасной болезни, по умертвии бывших во оной двух священников, не токмо исправлял все их должности, но часто поучениями своими отвращал тамошних жителей от происходящего от той опасности уныния, а потом, будучи определен Днепровского пикинерного полка в роту Власовскую, отстоящую от Кременчуга в девяти верстах, где почти всегда известно, а по большей части и видимо было, он священник Тисаревский вел себя благопристойно и добропорядочно, к тому ж он человек учёный, к проповедям стара-тельный. так, что из оных его проповедей есть и тиснением изданные, да и лет еще не престарелых, а сложения твердого, по каковым обстоятельствам, а паче по известному его учению и рачительному старанию, довольно способен быть в наместничий чин на Днепровскую Линию является, о котором священнике Тисаревском Его Преосвященству, упомянутому Белгородскому епископу Аггею представляя, просил, чтоб в епархию свою приняв Наместником на Днепровскую Линию определил, о увольнении ж из епархии Вашего Высокопреосвященства, для предписанной необходимой надобности, к Вашему Высокопреосвященству от себя сообщил бы и меня уведомлением не оставил; на которое мое требование от Его Преосвященства и получил уведомление, что о увольнении оного священника Тисаревскаго на Днепровскую Линию в наместники, сообщение к Вашему Высокопреосвященству он ко мне отправляет, которое у сего приложа испрашиваю от Вашего Высокопреосвященства, о том его увольнении к Его Преосвященству, тож и о сообщении, которое для отправления благоволите прислать к пребывающему всегда, с должным повиновением и нелицемерною преданностию».

Согласно означенному ходатайству генерала Черткова, священ-ник Тисаревский в мае месяце 1776 года из Киевской епархии уволен, в Белоградскую усыновительною грамотою принять и наместничьим чином пожалован на украинскую Днепровскую Линию с тем, чтобы приход иметь ему при Покровской, что в Александровской крепости, церкви и по всяким делам ведому быть в Харьковском духовном Правлении, подлежащие указные ведомости в оное подавать; вскоре, впрочем, новым указом, по ходатайству Черткова, Наместник Тисаревский, со всем своим духовенством, подчинен был ведению Самарскаго духовного Правления, как ближайшего к Александровской крепости.

В 1773–1783 годах Покровскую церковь Александровского посада (нынешнего г. Александровска) устроенную государевым коштом, на фундаменте каменном, благоукрашали и обогащали разными вкладами –протопоп Роман Кошевский, чины от комиссии Днепровской Линии и от пограничной местной таможни, компанейщик Василий Тимофеевич Тимофеев, протопоп Фёдор Тисаревский (1778 года), Александровского пограничного батальона командир премьер-майор Георгий Васильевич Рунич и жена его Елизавета Георгиева. 1787 года апреля 10-го, по указу Екатеринославской духовной Консистории, из Новомосковского духовного Правления выдана книга Александровского посада Покровской церкви священнику Феодору Кошевскому, для записывания поступающих в церковь вещей.

В Александровской крепости издавна, еще до 1770-го года всегда стояли целые батальоны артиллерийских и инженерных команд, множество разных казацких полков, тысячи посошных рабочих людей и сотни разных торговцев и промышленников; сверх того, как главный тракт из России в Крым лежал чрез Александровскую крепость, то при походах в Крым и при возвращении в Россию, все больные и потребные для работ люди оставлялись здесь на долгое время; духовные нужды и религиозный потребности всех этих людей удовлетворял один священник – Роман Кошевский, 1771 года прибывший сюда из Белгородской епархии. 1777 года 25-го марта за все эти труды Кошевский произведен в сан протоиерея.

В 1777 году в Александровской крепости существовало Павловское духовное Правление; главными, указными членами его были – протопоп Феодор Тисаревский и Консководскаго уезда слободы Консководовки иерей Андрей Ковалинский; но в деловых бумагах сего Правления нередко встречаем подпись и протоиерея Кошевскаго. В ведении Павловскаго духовнаго Правления, в Александровской крепости, в октябре 1777 года, состояло семь церквей – две в самой Александровской крепости – приходская Покровская и походная в главном госпитале, – трех святителей Петра, Алексея и Ионы; две в Петровской крепости, – походная во имя св. великомученика Георгия и деревянная строившаяся, – во имя великомученицы Екатерины, в 150 верстах от Александровской крепости; одна в Калмиусе, походная, во имя святителя Николая Чудотворца, в 200 верстах; одна в крепости Еникуле, походная, во имя Архангела Михаила, в 300 верстах, и одна в Керчи, каменная Рождества Иоанна Предтечи, в 309 верстах; сверх того, к Павловскому Правлению принадлежали еще четыре прихода, где не было церквей, а находились одни только священники, именно: в крепости Никитинской, один священник, в 41 версте, в крепости Кириловской, один священник, в 91 версте; Консководскаго уезда в слободе Консководовке, один священник, в 16-ти верстах, и Волководского уезда в слободе Матвеевке, один священник, в 85 верстах.

В 1787 году свято-Покровская церковь посада Александровскаго в основании своем повредилась и во всех частях своих обветшала, а для умножившегося народа стала тесна и невместительна. Жители Александровского посада решились устроить для себя новую церковь и заявили об этом Павлогорадскому духовному Правлению. По поводу сего заявления, Павлогорадское духовное Правление в доношении от 27-го августа 1787 года за № 404 писало преосвященному Амвросию, архиепископу Екатеринославскому и Херсонисо-Таврическому: «Поданным в сие Правление священник Феодор Кошевский с прихожаны прошением прописывая, приходская де их в Александровском посаде Покровская церковь построена в прошлом 1773 году по повелению главнокомандующего тогда Днепровскою линиею, нынешняго г. генерал-поручика и кавалера Василия Алексеевича Черткова, Александровскою инженерною командою из казенных линейного ведомства материалов деревянная с помощью неженного кирпича, со взнесением за оную в линейную сумму в уплату из бываемых при оной церкви разных сборов денег, ныне пришла в крайнюю ветхость, более к стоянию не надежна, да и подчинкою оной исправить нельзя, ибо во всем изготовилась к падению и требует неотменно перестройки; в том же посаде другой церкви, где бы до построения новой священнослужения иметь, а при том и кроме того, нынешняя церковь, оградою в немалую сумму церкви обошедшеюся обнесена, вокруг неё некоторые деревья разведены, иного приличнейшего и способнейшего к построению вновь места не имеется; в рассуждении чего намерены мы не отменно в начале следующего года оную ветхую сломавши, выстроить на том же месте вновь другую в тоже именование, на что уже за имевшуюся при оной церкви в собрании наличную денежную сумму, и леса искупленного потребное количество изготовили, а затем и на перепилку оного еще часть той суммы остающаяся довольна будет, и просили тем прошением о дозволении выстроения тамо вновь церкви представления. А по учиненному в сем духовном Правлении на то прошение определению на посланный по оному к священнику Иоанну Белому, о исследовании той церкви, подлинно ль она и чем именно ветха и в прочем указ, оный священник Белый репортом представил: означенная церковь построена подлинно 1773 года по повелению означенного генерал-поручика и кавалера Черткова, тамошнею инженерною командою из казенных линейного ведомства материалов, деревянная при помощи кирпича, а местами и дикого камня, со взнесением за оную в линейную сумму в уплату из бываемых при оной церкви разных сборов денег, обветшала крайне в стенах потому, что оной кирпич местами хотя был кладен и жженой, но несовершенно, а местами вовсе не жженой, а между тем кладены были в перемешку и камня дикого не большие штуки без извести, на обыкновенной простой глине и без щекотурки, кои от бываемых дождей поразмыло в некоторых местах, чему уже неоднократные и подчинки были, а ныне и те также повысыпались, а подчинить за не имением в тех местах кирпича более нечем и не надежно, по причине совсем её в крыше и во всем крайней ветхости, и более к стоянию не надежна, однак до будущей весны стоять еще может; при оной церкви наличной суммы 398 рублей 94 коп. с 1/4. Леса на перестройку оной вновь приготовленного соснового длиною трех сажень, толщиною в отрубе от семи и до десяти вершков, 600, дубового той же длины и толщины, 50; а всего 650 бревен не распиленного имеется; и что, по сломке оной, в построении на том же самом месте будущей церкви иметь будут те прихожане неусыпное старание, в том обовязаны подпиской; для того Вашему Преосвященству, о вышеописанном Павлоградское духовное Правление представляет на архипастырское благоразсмотрение».

По рассмотрении всех этих бумаг и относящихся к делу справок, 6-го сентября 1787 года преосвященный Амвросий дозволил в Александровском посаде, в замен обветшавшей, на том же месте, устроить новую, в тоже именование, свято-Покровскую церковь. 9-го сентября 1787 года выдана была Александровского посада священнику Феодору Кошевскому благословительная храмозданная грамота на закладу и сооружение новой церкви; а на следующий год, именно 1-го августа 1788 года Павлоградский протоиерей Алексей Хандалеев соборне, по надлежащему церковному чинопоследованию, в Александровском посаде, Новомосковского уезда, в место старой, обветшалой Покровской церкви, положил закладку на сооружение новой. Доношением от 31-го генваря 1789 года Павлоградское духовное Правление представляло преосвященному Амвросию Екатеринославскому, что, на место ветхой, заложенная к постройке новая деревянная Покровская церковь в посаде Александровском сооружением и производством работ совершенно уже окончена; престол и жертвенник в ней в указную меру сделаны; иконостас прежний деревянный прочный, писанный искусным иконописным художеством поставлен на обыкновенном месте; священные облачения, сосуды, книги и прочия утвари прежние все имеются; а потому Правление просило у преосвященнаго разрешения и благословения освятить новоустроенную церковь. На основании сего доношения, преосвященный Амвросий резолюциею от 6-го февраля 1789 года благословил освятить означенную новую церковь. 9-го февраля 1789 года дан был из Консистории указ об этом; а 24-го февраля того же 1789 года Павлоградский протоиерей Алексей Хандалеев соборне, по надлежащему церковному чино-положению, в посаде Александровском освятил новоустроенную церковь и открыл в ней богослужение и священнодействие.

На новой Днепровской линии, на сем крепостей, в числе коих Александровская показана главною, по штату положено восемь священников, с жалованьем по 100 рублей, каждому. В крепости Александровской при Покровской церкви были два протопопа, – штатный Феодор Тисаревский и Роман Кошевский, из них Феодор Тисаревский в 1785 году переведен в г. Павлоград уездным протопопом, а Роман Кошевский в 1786 году, 24-го сентября волею Божиею умер. В 1790 году по умножению в Александровском посаде воинских команд, устроена походная лазаретная церковь во именование Александра Невскаго и при ней находился священник Феодор Кошевский, а при Покровской священник Стефан Кошевский. Походная Александровская ружная церковь сооружена коштом и старанием воинских чинов, поставлена, за неимением намета, в нежилом казенном каменном покрытом железом доме; в приходе её проживающих в казенных квартирах воинских людей и их дворовых служителей было муж. 356, жен. 230 душ, да у реки Днепра при Кичкасской пристани, у вновь заведённого (в 1796 года) от адмиралтейства казенных транспортных судов строения (выключая вольных рабочих людей, коих до 300 душ и кои обыкновенно переменные бывают) морских служителей и черноморского корпуса батальонов воинских чинов 316, а обоего пола 900 душ; вместо земли положено по штату Днепровской Линии из Комиссариатской суммы денежное жалованье священнику 120 руб., диакону, двум дьячкам и пономарю 21 рубль каждому, да на провиант по 6 руб. 48 3/4 коп.