1911 год. Посещение Никифоровки епископом Сумским Феодором

Августа 8-го дня в слободу Никифоровку (Макогоновку тож) около 5-ти часов по полудни, прибыл Его преосвященство, преосвященнейший Феодор епископ Сумский. Когда владыка подъехал к церкви, здесь встретили его представители прихода, при чем церковный староста, поднося хлеб-соль, сказал краткое приветствие. Беря подношение, владыка отвечал: «Господь Бог да благословит вашу окраину и да произрастить вам земля всякое пропитание». При входе в церковь владыку встретили настоятель Вознесенского прихода священник Гавриил Якубович со крестом, псаломщик с кропилом и святой водой и два диакона со свечами. Приложившись ко кресту и окропив себя святою водою, владыка проследовал в алтарь, и облачившись вышел с духовенством на средину храма и начал молебен. В сослужении участвовали: благочинный священник города Харькова о. Сергий Уманцев, бла­гочинный 2-го округа Изюмского уезда священник о. Феодор Бо­родаев, наблюдатель церковно-приходских школ в Изюмском уезде священник о. Стефан Жуков, местный приходский священ­ник о. Гавриил Якубович и два диакона.

В конце молебна владыка обратился к присутствующим в храме с словом, которое мы передаем только в кратких и при­близительных чертах:

«Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Благодать вам от Бога, верные сыны паствы! Рад вас приветствовать и рад, что мог помолиться с вами здесь. Пользуюсь случаем, чтобы побе­седовать с вами. Вам известно чудо Вознесения. 40 дней жил Спаситель на земле после Воскресения: много раз являлся людям, всякий раз научая учеников Своих истинам веры. В сороко­вый день после Воскресения Иисус Христос, взяв учеников Сво­их!, ушел из Иерусалима на гору Елеен и отсюда вознесся на небо, с той горы, на которой предсказал о падении Иерусалима и где молился Богу Отцу: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня..., да будет воля Твоя. Этим указал, что необходимо по­страдать за род людской, и только тогда исполнится то, чему Он учил. Эту истину Он доказывал не раз. Он, Иисус Христос, учил, что в Царствие Небесное входят, узкими вратами, теми вра­тами, которыми шел Сам Спаситель и Его ученики. Этой дорогой шли и святые Отцы, у которых вера была тверда, как у апосто­ла Петра, когда он сказал: «И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго» (Иоанна 6, 69).... Спаситель вознесся с Елеона к престолу Отца, окруженному святыми Ангелами и святыми угодниками. Но, возносясь, Господь заповедам: «Я с вами до скончания века... Где два или три соберутся во имя мое, и Я посреди их». И вот, когда мы здесь творим молитву, среди нас присутствует Иисус Христос, Который Своею искупительною жертвою сделал нас свободными от рабства диавола. Он, Иисус Христос, дал Святого Духа, который всегда наставляет нас всех и по­дает нам всякую помощь, чтобы и мы были такими твердыми по вере, как Апостол Петр и все святые угодники. На этой вере мы должны устроят Царствие Небесное. А как его устроят? Это мы должны делать в сердце своем, и за это получим благодать от Бога Отца. А каковы мы? Наша жизнь греховна, полна скверны. В молитве па день Пятидесятницы мы молимся: «Царю Небес­ный – прииди и вселися в ны». Чтобы Он вселился в нас, нам должно жить как учит святая Церковь... Господь Бог и Пресвя­тая Богородица со всеми святыми угодниками да благословит вас и жизнь Вашу». Далее о. диаконом Набоковым было произнесено многолетие: Царствующему Дому, Святейшему Синоду, высокопрео­священнейшему Арсению, архиепископу Харьковскому и Ахтырскому, и преосвященнейшему Феодору, епископу Сумскому. Многолетие «причту и прихожанам» владыка произнес сам. Затем, разо­блачившись в алтаре и проверив книги и церковные сосуды, вла­дыка вышел из алтаря и опять обратился к присутствующим со словом, в котором указывал на необходимость для детей школьного обучения. После этого сделана была проверка знаний у собрав­шихся в храме учеников Анновской церковно-приходской школы. На вопросы преосвященного и отца наблюдателя ученики бойко давали ответы и смело пропели «Спаси Господи», когда этого пожелал владыка. Похвалив учеников, владыка наделил их крестиками. Выйдя из храма преосвященный проследовал в дом священника, где провел время в оживленной беседе, и, откушав чаю, в 6¼ ча­сов вечера проследовал дальше, согласно маршруту. Коротко бы­ло пребывание владыки, но моральная польза его велика. Многие колеблющиеся в вере отказываются от своих заблуждений.

Арсений Якубович