Успенский собор города Харькова (А. Парамонов, А. Парийский)

Первый храм новопостроенного города, Собор Успения Пресвятой Богородицы, был выстроен «ратными» людьми в 1657 г. при первом харьковском воеводе Воине Селифонтове из «нового красного леса». Он был небольшим, однопрестольным холодным, «меж углы четыре сажень» – т.е. размер среднего помещения храма был 6,11 Х 6,11 м. Собор стоял примерно в 60 м к югу от существующего. В 1659-1663 гг. царским пожалованием в храм были даны: престольный образ Успения Богоматери шестилистовой с двумя серебряными позлащенными венцами, благословенный крест, царские двери со столбцами, четыре богослужебные книги, напрестольное Евангелие. В пожар 1666 г. сгорела колокольня собора с церковной утварью и книгами.

Впоследствии, при ремонте храм был расширен и стал кресчатым, получив пристройки с севера юга и запада – на это косвенно указывает упоминаемая архиепископом Филаретом (Гумилевским) деревянная часовня, построенная на месте одного из пределов разобранного храма. Часовня стояла в конце XVIII ст. за каменным зданием Магистрата и нечетко видна на панораме Харькова 1787 г. с Западной стороны.

«В 1685–1687 гг., внутри крепости, саженей на 25 к северу от деревянного Успенского собора, построен каменный, крестообразный собор с пятью главами, наказным полковником Авдием Григорьевичем (Донцом) и освящен в 1686 г. с соборянами митрополитом Авраамием».

Далее приводимые сведения о первом каменном храме города почерпнуты архиепископом Филаретом (Д. Г. Гумилевским) и протоиереем Т. Буткевичем из его описи 1724 г., в настоящее время утраченной. Опись была составлена по воле Епископа Белгородского и Обоянского Епифания Тихорского наместником И. Сенютовичем и протопопом Гр. Александровым.

Как сказано в описи, идею постройки нового храма кроме полковника Харьковского поддерживали и тогдашний протопоп собора Петр Андреевич с соборянами. Средства были найдены при помощи пособия от правительства. Пять глав собора были покрыты дубовым гонтом. Примерно в 40 м от западного фасада храма по его продольной оси стояла массивная каменная колокольня с двумя коморами и погребом.

Во время пожара 1733 г. храм сильно пострадал, все его деревянные части и внутреннее убранство погибли. Однако уже на следующий год главы собора были покрыты белым английским железом, восстановлена глава колокольни, позолочены кресты. Из-за образовавшихся в стенах трещин первый каменный храм города был разобран в 1770 г. и заменен новым. Древняя колокольня продолжала существовать до 1819 г. Хотя изображений древнего Успенского храма не сохранилось, имеющиеся в нашем распоряжении косвенные сведения вместе с теми сведениями, которые были получены в последние годы о ранних каменных храмах Слобожанщины позволяют выполнить его реконструкцию.

По плану 1760 г., имеющему линейный масштаб, храм представлял собой прямоугольный объем размером 18 Х 21,5 м, с востока примыкал массивный слаборасчлененный алтарь общей длиной около 9 м. По центру каждого из фасадов располагались три притвора-крыльца разного размера, что предполагает их различное архитектурное оформление. То же самое схематически показано на плане Харькова И. Радзевусова 1742 г. Поскольку других крестовокупольных храмов на территории слобожанских полков в 1724 г. не существовало и к центральному башенному объему собора с четырех сторон примыкали пониженные пристройки, храм в описи вполне могли назвать «кресчатым», вкладывая в это понятие совсем другой смысл, чем в имеющийся сейчас архитектурный термин.

Изображения же шатровой колокольни, хоть и плохого качества, сохранились. Они относятся к периоду между 1787 и 1803 годами и позволяют представить ее во всех деталях. Колокольня имела размер в плане 15,2´13 м и высоту более 50 м до основания завершения. Она стояла на подклете высотой примерно 1,5 м, в котором располагались обширные подвалы и 3 выхода в подземные помещения и хода. Один из ходов вел за реку Лопань и заканчивался в районе деревянной Благовещенской церкви. Первый ярус колокольни был окружен глухой аркадой с глубиной арок около одного метра. Его окна украшали наличники полностью аналогичные по рисунку восточному алтарному окну Покровского храма – фронтон завершался четырьмя арочками, разорванными посередине обелиском на постаменте. Открытая каменная галерея с широкими приземистыми арками обходила второй ярус башни. В ее декоре мы видим многорядный фриз из зубчатки и поребрика и пояс квадратных ширинок. Реконструируемая ширина обхода галереи около 90 см. Все эти детали через два года будут повторены в Харьковском Покровском храме. Из-за того, что размер западной и восточной граней восьмигранного верха был больше остальных, в звоновом ярусе в них было по два проема-арки – а всего десять. Северо-западный угол восьмигранного верха был прямоугольным на значительную высоту. Скорее всего, этот выступ предназначался для механизма башенных часов с двумя циферблатами (упоминаний о часах архивы не сохранили).

Главка шатра колокольни имела «смотровые окна» во все стороны – башня служила главным наблюдательным пунктом крепости. Возможно в ее подвалах первоначально хранился пороховой запас, а в обширном помещении первого яруса площадью более 100 м2  разместилась приказная палата. До постройки колокольни Киево-Печерской Лавры в 1743 г. это было самое крупное подобное сооружение на Левобережье, ставшее образцом для ряда шатровых колоколен, возводившихся на Слободской Украине в первой половине XVIII ст.

Перейдем к реконструкции собора. Его размер «стандартен» для небольших городских соборов и видимо был задан строителям. В это время «Московское» или «Нарышкинское» барокко в Москве уже почти завершило свое становление (например, храм Воскресения в Кадашах, 1685-1687 гг.), но в провинции традиции начала-середины XVII ст. еще достаточно сильны. Там возводятся такие храмы как Успенский собор в Коломне, 1672-1682 гг.; Собор Иосифо-Волоколамского монастыря, 1688-1692 гг.; Николький собор в Зарайске, 1681 г.

Храмы отличаются оконными проемами одного размера, ордерным декором, появляющимся в декорации фасадов. Однако несмотря на четырехскатное покрытие закомары сохраняются в виде аттиков, а собор в Коломне до переделок имел позакомарное покрытие, конструктивно не отвечающее внутренней системе сомкнутых сводов. Эти же признаки, видимо, отличали и Харьковский Успенский собор.

Особенно он мог быть близок к Преображенской надвратной церкви Новодевичьего монастыря в Москве, 1687-1689 г.

Близкая, хотя и упрощенная форма оконных наличников, полуколонки, подчеркивающие членения фасадов, граненные главы, возможно, декоративные закомары завершавшие фасады собора, объединяли эти два храма. Декор храма оттеняли в Новодевичьем монастыре крепостные, суровые в своей основе, башни монастырской ограды, а в Харьковском соборе – массивная, приспособленная к обороне башня – колокольня.

По мнению известного исследователя русской средневековой архитектуры академика М. Ильина, зодчими, руководившими в 1680-1690 гг. перестройкой комплекса Новодевичьего монастыря в Москве были известные подмастерья Приказа Каменных дел, впоследствии работавшие на Украине братья Ф. Д. и О. Д. Старцевы (Старченко). Если все сказанное об Успенском храме верно, тогда гипотеза В.П. Титаря, о том, что мастера из артели братьев Старцевых участвовали в строительстве первых каменных храмов на Слободской Украине находит дополнительное подтверждение[1].  

Из древностей, хранившихся в первом соборе в начале XX ст. сохранились: 1) Евангелие Львовской печати, 1636 г. со множеством гравюр. Евангелие, как явствовало из остатков надписи попало в храм до 1665 г. при Тимофее, атамане Харьковском; 2) Евангелие в большой александрийский лист Московской печати 1689 г. По описи 1724 г. о нем сказано: «под серебром позолоченным, уклад бывшего полковника Федора Григорьевича Донца». На нем был серебряный чеканный позолоченный оклад, украшенный медальонами с финифтью. В надписи были отмечены имена авторов, в том числе префекта Харьковского коллегиума Михаила Шванского и одного из жертвователей на постройку нового храма поручика Федора Анастасиева Грекова. Оклад был сделан в 1785 г. и весил 1 пуд 28 фунтов[2]. 3) В соборе хранилась святыня – чудотворный список иконы Елецкой Божьей матери. Икона была пожертвована в храм в 1687 г. окольничим, князем Данилом Барятинским Богоматерь с младенцем – Христом на руках была изображена на ней сидящей в полный рост в ветвях дерева, окруженная огненным ореолом (иконография близка к образу Неопалимой купины). Языки пламени рельефно выступали на фоне иконы, нимбы Христа и Богоматери красного цвета, темно красным был фон иконы. В нижней части иконы были видны здания по обе стороны ствола дерева. Справа – трехкупольная двухъярусная церковь[3]. Левая часть сохранилась плохо – традиционно здесь изображалась застройка Черниговского детинца в последний трети XVII ст. со стенами, храмами каменными гражданскими постройками. Икона была несомненно украинского письма, размером 56´49´2 см, ее закрывал массивный чеканный серебряный оклад с ажурной рокайльной рамой XVIII ст.


[1] Титар В.П., О.В. Титар, Слобожанські храми XVII століття і архітектор Иван Зарудный //Харьковский Исторический Альманах, Зима 2002. – Х., 2002. – С. 37-49.

[2] Сохранился в фондах Харьковского Исторического музея.

[3] Как видно по Черниговскому списку 1675 и 1687 года – это либо древний собор Елецкого монастыря либо Ильинский храм.