Грамоты XVII столетия

ГРАМОТА

23 сентября 7167 (1659) года Харьковским Черкассам.

 

От Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великие и Малые и Белые России Самодержца, в Харьков, к Нашим, Великого Государя, служилым и всяким жилецким людям, именно Черкасам. Ведомо нам, Великому Государю, учинилось, что Гетман Иван Выговский, забыв Бога и по святой Господней евангельской заповеди, к Нам, Великому Государю, своё обещание злохитроством своим изменил и, сложась с крымскими людьми, идёт на Наши, Великого Государя, Украинские городы; и как к вам ся Наша, Великого Государя, грамота придёт, и вы бы, помятуя Бога и Пречистую Его Богоматерь и православную христианскую веру, и к Нам, Великому Государю, своё обещание по святой евангельской непорочной заповеди, и Наше, Великого Государя, к себе жалование, Нам, Великому Государю, служили со всяким усердством без всякого сомнения и к Нашему бы изменнику, к Ивану Выговскому, не приставали; а буде изменник Иван Выговский или его единомышленники под Харьков придут, и вы б, прося у Всещедрого Бога милости и у Пречистой Его Богоматери и у всех святых заступления, чинили над ними промыслы, сколько вам Милосердный Бог помощи подаст; а Мы, Великий Государь, за вашу службу и за соединение истинной православной христианской веры пожалуем от того изменника заступити велим и Наши, Великого Государя, воеводы с Нашими ратными многими людьми для обороны вашей посланы и Наше, Великого Государя, жалование за вашу службу вам будет и вы б оное лично, памятуя Бога и Пречистую Его Богоматерь и истинную православную христианскую веру, Нам, Великому Государю, служили вседушно и к изменникам не приставали, и совету, и сыску с ними не чинили, а писать б вам к друзьям своим и советникам и их наговаривать, чтоб они от изменника Нашего отстали и соединились бы с Нашими, Великого Государя, московскими ратными людьми, с вами за одно и татар побивали и всякий поиск чинили, сколько Милосердный Бог помощи подаст.

Писано на Москве лета 7167 сентября в 23.

У подлинной грамоте на обороте написано тако: Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Великие и Малые и Белые России Самодержец. У подлинной грамоте Его Царского Величества красная печать.

 

 

ГРАМОТА

жителям города Салтова 7176 (1668) года, 19 февраля.

 

Божией милостью Мы от Великого Государя и великого Князя всея Великие и Малые и Белые России Самодержца, и многих государств и земель восточных и западных и северных отчича и дедича, и наследника, И Государя, и обладателя, Нашего Царского Величества города Салтова всем тутошним жителям всякого чина и возраста от Нас, Великого Государя, милостивое слово:

Ведомо Нам, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, ныне учинилося по отпискам от Наших, Великого Государя, украинских и малороссийских воевод и приказных людей, что Ивашко Бруховецкий с единомышленники свои, с полковники и сотники, забыв Господа Бога и своё обещание пред св. Евангелием, Нам, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, изменили и разослали от себя во все малороссийские городы и жителям всякого чина воровские прелестные листы, а в них писали, что Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, с братом Нашим, найяснейшим Великим Государем с Яном Казимиром, с Королём Польским и Великим Князем Литовским, учинили перемирие на урочные годы, а на посольстве будто Наши, Великого Государя, великие и полномочные послы с польскими и литовскими комиссары прошлого году постановили и присягали на том, чтобы жителей украинских мужского полу и женска и малых детей выгубить и Украину на дикое поле обратить, а иных жителей и детей сослать в Сибирь, и призвав он, изменник Ивашко Бруховецкий из-за днепровских городов и из-за порогов изменников же черкас, что бы малороссийские города сей стороны Днепра и в них всякого чину жителей взбунтовать и кровь христианскую проливать неповинно; и те изменники заднепровские и запорожские, перешед на здешнюю сторону Днепра, в городах жителей всякого чина людей взбунтовали и на всякое злое дело их привели. А он, изменник Ивашко Бруховецкий, в Гадяче воеводу Евсегнея Огарёва и Наших Государевых ратных людей, которые посланы были, велел побить и христианской крови разлитие учинить безвинно, а в городах малороссийских в Глухове, в Батурине и в Полтаве по его же изменничью воровскому умыслу и письму изменники же задпепровские и запорожские черкасы воевод и начальных и разных людей из малых городков взяли за верою обманом, а иных приступом и отдали за приставы, а ратных людей побили многих безвинно, а по Нашему, Великого Государя, указу те воеводы и ратные люди в малороссийские городы посланы были для оберегания от неприятельского прихода, а не для разорения.

А Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, Государь Христианский, свидетельствуемся Господом Богом, что у Нас и у мысли того не было, как изменник Ивашко Бруховецкий и его сотники, изменники ж, в прелестных своих изменничьих письмах в малороссийские городы ко всяким жителям писали на смуту. И желали Мы, Великий Государь, и ныне желаем малороссийских городов жителям всякого чина и возраста покоя и тишины и благоденствия, а не разлития христианской крови.

А на польских съездах Наши, Великого Государя, великие и полномочные послы брата Нашего Его Королевского Величества с комиссары и послы перемирие учинили на урочные годы на тринадцать лет и на шесть месяцев и записями в том укрепились и с тех записей к изменнику, Ивашке Бруховецкому, послан список. И изволили Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, послать Нашей, Великого Государя, денежной казны к брату Нашему, к Королевскому Величеству, двести тысяч за (те), которые шляхта имела маетности свои в малороссийских городах и по договору, и по укреплению Наших, Царского Величества, великих и полномочных послов и Королевского Величества комиссаров и от шляхты за те деньги в малороссийские городы в маетности свои не въезжать и разорений им не чинить.

И вам бы, города Салтова старшинам и всем жителям старейшим и юнейшим всякого чина и возраста, помятуя Господа Бога и своё обещание пред св. Евангелием, на Нашу Государеву милость быть надёжным и сей Нашей, Великого Государя, милостивой грамоте верить, от изменников и от всяких шатостей отстать и быть у Нас, Великого Государя, Нашего Царского Величества, под Нашею, Великого Государя, самодержавною высокою рукою в вечном подданстве по прежнему своему обещанию, а изменника Ивашка Бруховецкого и его советников не слушать и на прелестные их письма не прельщаться; а Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, по своему Государскому милосердию вас держать в Нашем, Великого Государя, милостивом жаловании и в призрении свыше прежнего; и вам бы оной конечно сей Нашей, Великого Государя, милостивой грамоте верить.

Писан в Нашем царствующем граде Москве лета от создания мира 7176, девятнадцатого февраля дня.

В подлинной грамоте написано тако:

Божией милостью Великий Государь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Великие и Малые и Белые России Самодержец.

С подлинной списал канцелярист (подпись неразборчива).

 

 

ГРАМОТА

 

7177 (1669) года 5 мая Харьковскому полковнику Григорию Донцу.

 

Божией милостью Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великие и Малые и Белые России Самодержец и многих государств и земель восточных, и западных, и северных отчича и дедича, и наследник, и Государь, и обладатель, пожаловали есмы Белгородскому полку Харьковского полковника Григория Донца и его полку старшину и всё поспольство за их к Нам, Великому Государю, к Нашему Царскому Величеству, прежние и нынешние службы и за разорение, что им учинилось от изменников черкас и от крымских и ногайских татар после измены Ивашка Бруховецкого и за осадное сидение, велели им вместо Нашего Государева годового денежного жалования отдати оброки, которые на них довелось взять с промыслов их с котлов винных и с пивных, и с шинков по белгородскому окладу 173 (1665) году на нынешний на 177 (1669) год восемьсот сорок девять рублёв, да с доимки за прошлые годы, по нынешний, по177 год – тысячу триста семьдесят шесть рублёв с полтиною; и всего на нынешний 177 год и на прошлые годы две тысячи двести двадцать пять рублёв с полтиной; а в иных городах того же Харьковского полку с таких же промыслов оброки и по се время были не положены, а теми промыслы тех городов жители промышляли безоброчно и по се время; и впредь для Нашей, Великого Государя, полковые службы пожаловали Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, велели им вместо нашего Государева годового денежного жалования такими промыслы в городах Харьковского полку промышлять безоброчно и что б им было с чего Наша, Великого Государя, полковая служба служить, и им Харьковскому полковнику Григорию Донцу и всей старшине, и черкасам того Харьковского полку, которые ныне и впредь в том полку будут, видя к себе Нашу, Великого Государя, Нашего Царского Величества, премногую и превысокую милость и жалование, Нам, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству и Нашим Государским благородным детям благоверному Царевичу и Великому Князю Алексею Алексеевичу, всея Великие и Малые и Белые России, и благоверному Царевичу и Великому Князю Феодору Алексеевичу, всея Великие и Малые и Белые России, и благоверному Царевичу и Великому Князю Симеону Алексеевичу, всея Великие и Малые и Белые России, и благоверному Царевичу и Великому Князю Ивану Алексеевичу, всея Великие и Малые и Белые России, и нашим Государским наследникам и впредь служить верно и над изменниками черкасы и над татары промыслы и поиски чинить со всяким усердством и радением, и в полки и в городы к боярам Нашим и воеводам про неприятельские замыслы и приходы и про всё чинить ведомости подлинные, и во всём Нам, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, и Нашим Государским благоверным детям и наследникам всякого добра хотеть и искать лучшего и службу свою совершать свыше прежнего, а служба их у Нас, Великого Государя, Нашего Царского Величества, забвена не будет.

Писан в Нашем Царствующем великом граде Москве лета от создания мира 7177, месяца Мая 5 дня.

 

ГРАМОТА

7190 (1682) года февраля 17 дня Харьковскому полковнику Григорию Донцу.

 

Февраля 17 дня Великого Государя, Царя и Великого Князя Фёодора Алексеевича, всея Великие и Малые и Белые России Самодержца, Харьковскому Полковнику Григорию Донцу.

По указу Великого Государя и по челобитью его велено ему, Полковнику, жить в новопостроенном городе Изюме и писаться по-прежнему Харьковским Полковником, и в тот город и в урочищи, которые к тому городу смежны, в Спеваковку и на Пришиб, призывать на вечное житьё Белгородского Разряду из Черкасских Сумского, Харьковского и Ахтырского полков и городов неслужилых Черкасс; а в Спеваковке и на Пришибе тем Черкасам города строить и селиться в тех городах собою, а пашенные земли пахать и всякие угодьи владеть по отводу генерала и воеводы Григория Косагова по их казачьим обыкностям, а льготы им давать во всяких податях по рассмотрению лет на десять и на пятнадцать, смотря по имуществу людей; во льготные годы в тех городах торговать им, Черкассам, всякими товарами беспошлинно, и держать шинки по своим обыкностям безоброчно, и дальние полковые службы в те годы не служить же, и податей и оброков никаких не платить, кроме того, что строить им те города и селиться дворами, и пашенные свои земли распахивать и оберегать от Крымской и Ногайской стороны от приходу воинских людей; а после тех льготных лет старшине и которые казаки учнут служить полковую службу, винокурни и шинки держать по-прежнему безоброчно, и во всём пришлых Черкас обнадёживать.

 

 

ГРАМОТА

19 февраля 7192 (1684) года Черкасскому Харьковскому Полковнику Григорию Донцу.

 

От Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея Великие и Малые и Белые России Самодержцев Черкасскому Полковнику Григорию Донцу.

В прошлом 7190 году февраля во 17 числе, по указу брата Нашего, блаженной памяти Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича, всея Великие и Малые и Белые России Самодержца, послана к тебе грамота: велено тебе по твоему челобитью житии в новопостроенном городе Изюме и в тот город и в урочища, которые к тому городу смежны, в Спеваковке и на Пришибе, призывать на вечное житьё Белгородского полку из черкасских Сумского и Ахтырского и своего Харьковского полку из городов неслужилых черкас, а в Спеваковке и на Пришибе тем черкасам городы строить и селиться собою, пашенные земли пахать и всякими угодьи владеть по отводу Генерала Нашего и воеводы Григория Ивановича Косагова, а промеж собою по разделу по их черкасским обыкностям, а льготы им делать во всяких податях, смотря по людем лет на десять, а бедным и единоким и на пятнадцать, а воеводам и приказным людям в тех городах в те льготные годы у них не быть, а ведать их тебе и полку твоего урадникам, и в те же льготные годы в тех городах торговать им, черкасы, всякими товары беспошлинно и держать шинки, по своим прежним обыкностям, безоброчно, и дальние полковые службы в те годы не служить и податей и оброков никаких не платить, кроме то, что строить им те городы и селиться дворами и пашенные свои земли распахивать и бережье держать от Крымской и Ногайской Сторон, от приходу воинских людей, а после тех льготных лет тебе и старшине и сотникам, и которые казаки учнут держать полковую службу, винные варницы и шинки велено держать по-прежнему безоброчно, и во всём в том тебе пришлых черкас Нашею Государскою милостью обнадёживать, а в малороссийские городы для признания черкас послать и русских беглых служилых людей и боярских холопей, и крестьян, також и черкас, которые в городах в службах написаны, принимать не велено отнюдь никакими делы. А буде у тебя, в тех городах, такие русские и черкасы, и беглые холопи, и крестьяне объявятся, и тех всех переймав, отсылать в те города; кто из которых прибудет, и отдавать воеводам и приказным людям с расписками. И как к тебе ся Наша, Великих Государей, грамота придёт, и тебе в новопостроенном городе Изюме жить и в тот город и в урочища, в Спеваков и в иные места по той черте Сумского и Ахтырского и своего Харьковского полку черкас на житьё призывать и Нашею Государскою милостью обнадёживать их и о всём чинить по прежнему Нашему, Великих Государей, указу как писано выше всего и в том во всём Нам, Великим Государям, показать свою радетельную службу, а в Малороссийские городы для призывания черкас не посылать и русских беглых служилых людей, и боярских холопей, и крестьян, также и черкас, которые в городах в службах написаны не принимать отнюдь никоторыми делы, а буде у тебя в тех городах такие русские люди и черкасы, и беглые холопи, и крестьяне объявятся, и тех всех, переймав, отсылать в те города, кто из которых придёт, и велеть отдавать воеводам и приказным людям с расписками. А в которых годах и месяцах, и числах и с которых городов и кто именно черкасы придут, и где по новой черте на вечное житьё устроены будут и каковы города и сёла построят, и то всё велеть писать в книги подлинно порознь, да о том в Курск к боярину Нашему и воеводам Алексею Семёновичу Шеину с товарищи писать и книги за рукой посылать. Писан в Москве лета 7192 февраля в 19 день.

 

 

ГРАМОТА

7192 (1684) года 5 мая Харьковскому Полковнику Григорию Донцу.

 

От Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея Великие и Малые и Белые России Самодержцев, в Харьков, Харьковскому Полковнику Григорию Донцу.

В нынешнем 192 году во апреля… в приказ большой казны: в Нашем, Великих Государей, указе из разряду, за пропиской дьяка Нашего Перфилия Олевенникова, написано: в нынешнем 192 году, февраля 19-го пожаловали Мы, Великие Государи, Харькова города и Харьковского полку всех городов урядников и старшину, и полковые службы казаков за их службы и для их иноземства, велели им в тех городах всякими товары торговать беспошлинно, и для того в Харькове в таможне верным головам и целовальникам русским быть не велели, а велели тое Харьковскую таможню отдать им, старшине и полковой службы казакам, и таможенную пошлину с русских со всяких чинов людей, а с приезжих русских и черкас самым по уставной грамоте, а лишнего не имать, а с пошлинных денег с той таможни платить им, по окладу против сбору 190 году, по двести по тринадцать Рублев по две алтыны на год в Белгород на все годы без недобору сполна, а в тую Харьковскую таможню для сбору тех пошлин выбрать им, старшине и казакам, кого-нибудь меж себя. И апреля… день Мы, Великие Государи, и сестра Наша, Великая Государыня, благоверная Царевна и Великая Княжна София Алексеевна, слушав о том докладной выписки в комнате, указали тое Харьковскую таможню отдать Харьковским старшинам и полковой службы казакам и таможенную пошлину с русских со всяких чинов людей и с приезжих русских же и черкас со всяких их продажных товаров, впредь со 193 году сентября 30 числа собирать им, черкасам самим, кого они меж себя и к тому сбору выберут по уставной грамоте и по новому торговому уставу, а лишнего против уставной грамоты и торгового устава не имать, что бы от той таможни иных городов таможенным сборам порохи и недоборов не было; а с таможенных сборов и с тое Харьковские таможни платить им, старшине и казакам, по окладу против сбору 190 году по двести по тринадцать Рублев по два алтына с деньгой, в Белгороде по все годы по недобору сполна, а из Белгорода те деньги прислать к Нам, Великим Государям, к Москве в приказ большой казны, а русским людям в головах, в целовальниках у того таможенного сбору не быть и о том в Курске к боярину Нашему и воеводе, к Алексею Семёновичу Шеину с товарищи, и к тебе Полковнику Григорию Донцу послать Наши, Великих Государей, грамоты; и как к тебе ся Наша, Великих Государей, грамота придёт, и ты о сборе и платеже Харьковских таможных пошлин учини впредь со 193 году по Нашему, Великих Государей, указу, как о том писано в сей Нашей, Великих Государей, грамоте выше сего.

Писана на Москве лета 7192 мая в 5 день.

У подлинной Великих Государей грамоте припись дьяка Артемия Лобкова, справа подъячего Авт. Телицына. Подана в Харькове 192 году августа в 5 день. Великих Государей грамоту подал мещанин В. Сухаревский зять. В должности полкового писаря канцелярист Ив. Пащенков, читал канцелярист Сидоренко.

 

 

ГРАМОТА

 

Харьковскому Полковнику Константину Григорьевичу Донцу января 31 дня 7193 (1685) года.

 

Пожаловали Мы, Великие Государи, Белгородского разряду Черкасского Харьковского Наказного Полковника Константина, Григорьева сына, Донца, за многие службы отца его, Харьковского же Полковника, Григория Донца, велели ему у того же полку быть Полковником с отцом его, Григорием, вместе; а для бережения того полку и украинских городов и для скорых сборов и походов жить ему, Константину, в новопостроенном городе Изюме, а в полку у него быть старшине и урядникам, и казакам: Изюмским, Остропольским, Двуречанским, Новой Перекопи, Булыклейским, Андреевых Лоз, Бышкинским, Лиманским, Савинским, Царевоборисовским, Сенковским, Купецким, Калинским, итого тринадцать городов. И на то полковничество дать ему сию Нашу, Царского Величества, жалованную грамоту, за Нашею Государскою отворчатою красного воску печатью. А Полковнику Константину Донцу, видя к себе Нашего Царского Величества премногую и высокую милость и жалование, Нам, Великим Государям, и Нашим Царского Величества наследникам служить верно и всякого добра хотеть со всяким радением; и над неприятельскими людьми промыслы и поиски чинить со всяким желательным хотением, и в полки и в городы к боярам Нашим и воеводам про неприятельские замыслы и про приходы и про всё чинить ведомство скорые и подлинные, и службу свою совершать со всякой верностью, без всякой хитрости, так же, как и отец его, Григорий, и ныне Белгородского полку черкасские полковники служат, а отцу своему, Григорию, быть во всём послушну, а полку своего старшине и урядникам и всему поспольству в судах и во всяких делах чинить в правду, по старым своим казацким обыкновениям, и держать к ним ласку и привет, что бы они в Харьковском полку в новопостроенных городах множились и строились, а своевольников и ослушников унимать и держать их в крепости, что бы в полку было всё стройно и бережно.

Писана Государствия Нашего во Дворе, в Царствующем великом граде Москве, лета от сотворения мира 7193, месяца января 31 дня.

 

 

ГРАМОТА

 

10-июня 7194 (1686) года Харьковским Полковникам Григорию и Константину Донцам.

 

От Великих Государей, Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и Великой Государыни Благоверной Царевны и Великой Княжны Софьи Алексеевны, Всея Великие и Малые и Белые России Самодержцев, Черкасским Харьковским Полковникам Григорию да Константину Донцам.

В прошлом 172 году у Отца Нашего, Великих Государей, блаженной и вечнодостойной памяти у Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великих и Малых и Белых России Самодержца, учинено было с Польским Яном – Казимиром Королём перемирие на тринадцать лет и шесть месяцев, а потом у Брата Нашего, Великого Государя, блаженной же памяти у Великого Государя, Царя и Великого Князя Фёодора Алексеевича, всея Великие и Малые и Белые России Самодержца, учинено было с Польским Яном Третьим Королём перемирие на тринадцать лет и на шесть месяцев и в те перемирные лета уступили они, Великие Государи, Их Царские Величества, в сторону Короля Польского и Речи Посполитой города: Полоцк, Витебск, Динаборию, Лютень, Резяцу, Велижневель, Себер со всеми уездами и землями, да с теми городами дано в польскую сторону в два перемирия денежной казны четыреста тысяч рублей, а Смоленск с пригородки и черкасские городы оставлены были в стороне Нашего Царского Величества только на те же перемирные лета, на время також и город Киев по первому перемирию удержан был в державе Нашего Царского Величества только на два года, а по выхождению двух лет договорились его отдать Королю же Польскому и Речи Посполитой. И на том Отец Наш, Великих Государей, блаженной памяти Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великие и Малые и Белые России Самодержец, пред Святым Евангелием трижды Своё Царское обещание учинили, что Киев отдать Королю Польскому и те перемирные лета ныне выходили. А что в ту прошедшую войну с Королевством Польским и Княжеством Литовским Наши, Великих Государей, будучи в Польше и Литве ратные люди, поймали в полон и вывезли в Российское Государство Польского и Литовского народу, мужеского и женского полу, шляхетского и служилого чину, и мещан, и пашенных крестьян, многие сот тысячи, также и костёльных всяких утварей и украшений, и колоколов из городов и на боях пушек и всяких воинских орудий в те времена взяли и то всё, по тем вышепомянутым перемирным договорам, оставлено было в стороне Нашего Царского Величества только на те перемирные лета, а по выхождении перемирных лет, то всё отдать было в сторону Короля же Польского и Речи Посполитой. И в нынешнем 194 году милостью Всемогущего в Троице Славимого бога и предстательством надежды христианской Пресвятой Богородицы и всех святых молитвами, с Нашим, Великих Государей, Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великой Государыни и Благоверной Царевны и Великой Княжны Софьи Алексеевны, всея Великие и Малые и Белые России Самодержцев, и всего Нашего Государского дому счастьем, будучи при Нашем, Великих Государей, Нашего Царского Величества дворе, в Царствующем великом граде Москве, Польского Короля великие и полномочные послы, Хриштов Гримуштавский, воевода Познанский и Казимир Великого Княжества Литовского, Князь Марциан Огинский с товарищи с Нашими Царского Величества ближними бояры царственные большие печати и государственных великих посольских дел с оберегателем, с ближним боярином и наместником Новгородским, с Князем Василием Васильевичем Голицыным, с ближним боярином и наместником Вятским с Борисом Петровичем Шереметевым, с ближним боярином и наместником Суздальским Иваном Васильевичем Бутурлиным, с ближним окольничим и наместником Шацким с Петром Дмитриевичем Скуратовым, с ближним окольничим и наместником Муромским с Иваном Ивановичем Чаадаевым, да с думным дьяком, с Емилианом Игнатиевичем сыном Украинцевым с товарищи и, будучи в советах о вечном мире и святом покое, имели многие разговоры и трудности и на тех разговорах о вечном мире и о святом покое согласно договорили и постановили и утвердили, что между Нами, Великими Государями, Нашим Царским Величеством, и Королевским Величеством вечному миру и покою христианскому и объявленной и постоянной и утверждённой дружбе и доброй верности быть на веки ненарушимо. И по тому договору уступили и написали Нам, Великим Государям, Нашему Царскому Величеству, многие прибыльные, славные у всех христианских Государей титла, т. е., Нас, Великих Государей, писать в титлах пресветлейшими и державнейшими Великими Государями, вечно Киевскими, и Черниговскими, и Смоленскими Великими Государями, да по тем же договорам быть вечно Королевскому Величеству Святым церквям Божьим и Епископиям Луцкой, Галицкой, Перемышльской, Львовской, Белороссийской и при монастырям, архимандриям Виленской, Минской, Полоцкой, Оршанской и иным игуменствам, братствам, в которых обреталось и ныне обретается во всей коруне Польской и Великом Княжестве Литовском в потреблении благочестивой Грекороссийской веры всем живущим людям никакого утеснения в вере римской и к иной принуждение не чинить и чинить не велеть, но по данным правам во всяких свободах и вольностях церковных блюсти, а благословение и рукоположение и постановление всех духовных принимать, которые не есть в Польше и в Литве во благочестии в богоспасаемом граде Киеве от преосвященного Киевского Митрополита по духовному их чину и обыкновению без всякого препинания и вредительства. Да Королевское же Величество Польское и вся Речь Посполитая тем вечным миром в сторону Нашего Царского Величества Российскому Царствию вечно уступили и отдали города: Смоленск, Дорогобуж, Белую Рославль с уездами и со всеми к тем городам принадлежащими землями и угодьи, как прошедшие перемирные лета те города и земли в стороне Нашего Царского Величества во владении и в державе были, так же с другой стороны в Нашу Царского Величества сторону и Российскому Царствию отдали Королевское Величество и Речь Посполитая города же вечно: Чернигов, Стародуб, Почеп, Новгородок – Северский, Глухов, Батурин, Нежин, Переяславль, Гадяч, Полтаву и к ним принадлежащие города и всю Малую Россию с войском Запорожским и со всем служилым и купеческим и пашенным народом. И по той стороне реки Днепра богоспасаемый град Киев с городами и с Сталками и Трипольем, с Васильковым, с Вышгородом и с местечком Демидовкой всякого чина людьми и со всем к ним принадлежащими землями и угодьи, так же и вниз рекою Днепром от Киева до Кодана и тот город Кодан и запорожский кош город Сечь и даже до чёрного леса и Чёрного моря со всеми землями и речками и со всеми принадлежащими угодьи, чем владели запорожцы, которые все те вышеписанные города и земли и войско запорожское и весь малороссийский народ в Нашу Царского Величества преславную и преименитую державу вечно оставаться быть имеет неподвижно. А что в прошедшую войну Нашего Царского Величества всяких чинов ратные люди польского и литовского народа шляхты, и войсковых всякого чина людей, и мещан и пашенных крестьян пленом поймали и в Российское Наше, Великих Государей, Государство вывезли и костёльных утварей, и украшений, и колоколов, и пушек и всяких воинских припасов взял и тому всему вышепомянутому полону мужеска и женска полу шляхте и мещанам, и пашенным крестьянам, которые ныне у бояр Наших и у окольничих, и у думных ближних людей, и у всяких чинов ратных людей в поместьях, и в вотчинах поселены в крестьяне и в задворные люди, и во дворах в холопстве, сим вечным мирным договором поставлено и укреплено остаться в Нашем Царского Величества Российском Царствии вечно же и впредь тому всему быть забвенну и непамятну. И теми договорными записьми Нашего Царского Величества ближние бояры и думные люди с теми Королевского Величества и Речи Посполитой с великими и полномочными послы разменялись и мая в третьем числе Мы, Великие Государи, Наше Царское Величество, от той всемирной радости с отцом Нашим Государевым и богомольцем, с великим господином Святейшим Иоакимом, Патриархом Московским и всея России, и с митрополиты и со всем священным собором в Нашем Царствующем великом граде Москве молебствовали и Мы, Великие Государи, Цари и Великие Князья Иоанн Алексеевич, Пётр Алексеевич и Великая Государыня, благоверная царевна и Великая Княжна София Алексеевна, всея Великие и Малые и Белые России Самодержцы, для постановления того вечного миру, пожаловали вас полковников и старшину, которые по Нашему, Великих Государей, указу, пожалованы вотчинами и иными землями и всякими угодьи и промыслами, за службу дедов и отцов ваших и за ваши которые службы и ратоборство и мужественное ополчение и храбрость показали, и крови и смерти в прошедшую войну в коруне Польской и в княжестве Литовском, не щадя голов своих, принимали, велели для того святого покоя тем всем вышеописанном владеть вам по прежнему вечно, да вас же полковников и полку вашего урядников и казаков за вашу верную службу жалуем и милостиво похваляем. И как к вам ся Наша, Великих Государей, грамота придёт, и вы бы, видя к себе, Нашу, Великих Государей, милость, и впредь Нам, Великим Государям, служили и Наше, Великих Государей, повеление во всём исполняли со всяким усердием и протопопу, и священникам, и всем церковникам, и причетникам, и полку своего урядникам, и казакам, и харьковским гражданским служилым, и жилецким всяких чинов людям велели быть в соборную церковь и в соборной и по приходским церквам и в монастырях о Нашем, Великих Государей, многолетнем здравии и о мире, и о покое, и о тишине, и о благоденствии петь молебное пение со звоном, а после молебного пения полку своего урядников и казаков и градских и всяких чинов ратных и жилецких людей велели собрать и сказали им, что Мы, Великие Государи, жалуя их, велели им о том вечном мире сказать, чтоб им всем то было ведомо и за вышеписанные их ратных чинов людей и храбрые, и явные, и отменные службы, и крепкое, и мужественное в коруне Польской и в княжестве Литовском промыслы и поиски храбростью своею и мужеством чинили и Нашему, Великих Государей, имени и чести, и всему Московскому Государству на хвалу по всем окрестным государствам славно показали, жалуем их и милостиво похваляем, и они б все, видя такое милосердие Божье, что Его Святою милостью христианская кровь утолилась и учинился нынешним вечным миром покой; и вы б, видя к себе Нашу, Великих Государей, милость и жалование, воздали хвалу и благодарение Богу и Его Матери Пречистой Богородице и Угодникам Его Святым и Нам, Великим Государям, и впредь служили со всяким усердием и за те свои службы, и за усердное радение ожидали к себе Нашей, Великих Государей, милость и жалованья свыше прежнего, да о том к Нам, Великим Государям, писали и отписку велели подать разряд, думному Нашему дьяку Василию Григорьевичу Семёнову с товарищи. А сею Нашею, Великих Государей, милостивою грамотою послан к вам Иван Еремеев сын Домнин.

Писан на Москве лета 7194 июня в 10 день.

В подлинной Великих Государей грамоте припись дьяка Ивана Ляпунова справа Ивана Паукова.

 

ПАМЯТЬ

 

4 ноября 7194 (1686) года Харьковским Полковникам Григорию Ерофеевичу и Константину Григорьевичу Донцам.

 

Лета семь тысяч сто девяносто четвёртого года ноябрь в 4 день, по указу Великих Государей, Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея Великие и Малые и Белые России Самодержцев, Харьковским Полковникам Григорию Ерофеевичу, Константину Григорьевичу Донцам.

Ноября в 4 день Великих Государей, Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, всея Великие и Малые и Белые России Самодержцев, в грамоте из разряду, в Курск, к боярину и воеводе Князю Андрею Михайловичу Голицыну с товарищи, за приписью дьяка Перфила Олавенникова, написано: в прошлом 191 году в Их, Великих Государей, грамотах к нему, боярину и воеводам и Белгородского полку городы, которые землями ведомы в разряде к воеводы и приказным людям написано: впредь в тех городах служилым и никаким людям в поместья диких поль и никаких порожних земель и выморочных поместий и всяких угодий без Их Государских указных грамот из разряду давать по заимкам, и по поступкам, и по закладным никому владеть не велено. И ныне ведомо Им, Великим Государям, учинилось, что в Сумской, Изюмского и иных черкасских полков городах приказные люди вам, черкасским полковникам, и полков ваших урядникам и казакам и помещикам, прежними вашими землями, заимками и пасеками, и хуторами, и сенными покосы, и всякими угодьи владеть не велят и говорят вам, будто земли и всякие угодьи велено мерить, а Их, Великих Государей, указу о том к ним из разряду не послано, а по Их, Великих Государей, указу в украинских старых городах земель давать по вышеписанным статьям не велено для того, что в тех городах велено быть писцам и по Их, Великих Государей, указу, Белгородского полку, вам, полковникам черкасским и полков ваших урядникам и казакам и мещанам, в тех городах и уездах, и кто где живёт, землями и пасеками, и сенными покосы и всякими угодьи, которые вы заняли себе по своим заимкам, велено владеть по-прежнему по вашим черкасским обыкностям и о том к вам полковникам, велено боярину и воеводе Князю Андрею Михайловичу от себя писать, что бы вы о том на Их Государскую милость и впредь были надежны без всякого сумления, а воеводам и приказным людям того делать и в такие дела вступиться отнюдь не велено. И как к вам ся память придёт, и полку вашему урядникам, казакам и мещанам в тех городах и уездах, где кто живёт, землями и пасеками и сенными покосы и всякими угодьи, которые вы заняли себе по своим заимкам, владеть по-прежнему, по своим черкасским обыкностям, и в том на Их Государскую милость быть и впредь надежны без всякого сумнения.

В подлинной памяти на обороте припись дьяка Клима Судейкина, справа подъячего Архипа Моисеева.