Филарет Гумилевский (Историко-статистическое описание Черниговской епархии)

Местечко при р. Мене, в 20 в. от Сосницы и в 60 от Чернигова, в соседстве с Феськовкою, принадлежавшею до татарщины черниговскому боярину Феодосию[1].

Город, без сомнения, дотатарский. – В 1408 г. «князь Менский» вместе с Свидригайлом «и бояре черниговские и стародубские» удалились в Москву для испрошения помощи против насилий совести[2]. В польское владычество Мена была местом городского суда и с замком[3]; она принадлежала к имениям знаменитого защитника чистой веры Адама Киселя[4]. Потом была сотенным местечком и сотня менская была многолюдная и след. Мена служила средоточием военных, торговых и промышленных движений[5].

Таким образом по памятникам давнего времени оказываются в Мене храмы: рождества Богородицы, Николаевский, Троицкий и Михайский.

Храм рождества Богородицы был в замке и назывался соборным. По актам кафедры Стефан Васильевич Шуба «протопопа менский» февр. 4 1689 отдал кафедре «пляц Дубинянский в старом месте Чернигове»; он же фев. 10 1689 г. духовным завещанием отдал елецкому монастырю «млин кровавою працею заслуженный и своим коштом будованый», при чем строго запрещал кому либо присваивать себе мельницу, «любо сын мой Евстафий, который в неволе турецкой зостает и судом Божиим мел бы з неволе вытти».

В 1745 г. освящен был новый храм рождества Богородицы и тогда же выдан был антиминс в менский храм ап. Петра и Павла, что на хорах Богородичного храма.

На место сгоревшего в 1793 г. деревянного храма основан в 1800 г. храм на деньги завещанные вятским епископом Варфоломеем Любарским (+ 1774 г.), сыном местного священника; трехпрестольный храм освящен в 1804 г., главный престол в честь рождества Богородицы, южный в честь свят. Николая, а северный Вел. Варвары.

В главном иконостасе иконы Спасителя и Божией Матери под серебренными ризами; в южном приделе иконы св. Николая и ап. Варфоломея под серебр. ризами, в северном – храмовый образ велик. Варвары и образ Божией Матери также украшены серебр. ризами.

Евангелие м. п. 1747 г. с надписью: «сие евангелие надано в церковь местечка мены рождества пресв. Богородицы от архиманщдрита Варфоломея Любарскаго 1747 г.» Друго львовской печ. 1644 г.; третье к. п. 1697 г.

Благотворитель храма сего скончавшийся архипастырем вятским Варфоломей Любарский, в мире назвался Владимир Павлович Любарский. Родитель его о. Павел был священником местной Николаевской церкви и перешел в Мену из Любара. Владимир Павлович сперва учился в Чернигове, потом в Киеве; в монашество поступил вСмоленске, где был инспектором и потом ректором семинарии; в 1744 г. определен в настоятеля Пафнутиева монастыря и члена раскольничьей конторы; в следующем году назначен в настоятеля Ярославского Спасского монастыря. В 1758 г. посвящен в епископа вятского и управлял вятскою паствою 15 лет. Там известны дела его: усмирение бунтующих крестьян, построение кафедрального собора и дома; введение философии в семинарию, настояние на том, чтобы по всем храмам ведены были книги прихода и расхода. Скончался 6 июня 1774 г. 75 лет.

Ныне при Богородичном храме остается только усадебная земля на 6 квадратных сажень и пахотной 2 десятины. По описи 1748 г. во владении пахотное поле на 18 дней, которое отдается за три рубля, рыбная ловля, восемь озер и при них сенокос на 100 возов отдаются на откуп за 12 рублей в год. Куда девалась древняя собственность? Неизвестно. По той же описи метрическая книга храма с 1733 г.[6]

К Николаевскому Менскому храму в 1707 г. определен был священник Павел, выходец из-за Днепра, посвященный по грамоте 1693 г. Афанасием Шумлянским, епископом луцким, «во град Любар до храма Преображения Господня протопопии полоской». Храм сгорел в 1793 г. и ныне памятником его служит каплица близ храма Богородичного.

По описанию благодатных пособий, получавшихся при Городищенской иконе Богоматери, «отец Стефан викарий святотроецкий Менский» известен в 1720 г.[7] По описи 1748 г. при Троицком храме двор, который отдается в наймы за 5 рублей и на деньги ктитор покупает вино и ладан. Нынешний Троицкий храм стоит на каменном фундаменте. Притч его владеет 2 десятинами пахоты.

По акту 1689 г. известен Менский священник церкви архан. Михаила; для сего храма выдан был антиминс в 1745 г.  По описи 1748 г. ставленная грамота священнику Михайловскому выдана была в 1727 г.  По той же описи, во владении храма две нивы: «една прозиваемая в лозах, на тчтри дни; другая на Борховщине, начтрири дни; наданы на церковь от удови Евфимии, Якима Тертичнаго жени». Местным жителям хорошо известно, что этот храм был очень богат иконами, утварью и книгами. Но пожар 1852 г. истребил все.

Вместо сей церкви ныне украшает Мену каменная великолепная церковь, построенная во имя Алексея человека Божия, в 1839 г. по завещанию рижского купца и урожденца менского Феодора Алексеевича Проценка. Строитель Алексеевского храма лицо замечательное. Отец его был бедный нежинский мещанин: но когда сын начал трудиться, состояние отца начало улучшаться. «Где сын мой потрудился, говаривал отец, там – благодать Божия». Дело состояло в том, что сын был умный, добрый, трудолюбивый и богобоязненный, с самых молодых лет и до старости. Не проходило праздничного дня, когда бы он не был в церкви при богослужении. Не было у него и будних дней, которые бы провел он в рассеянности и праздности. По достижении совершенного возраста, он с благословения Божия и родительского, начал торговать табаком, сперва только в Нежине, а потом и в других местах, преимущественно же в местечке Мене. Покупаемый в Мене товар свой он продавал в Риге. Честностью, умом и трудами он нажил большие капиталы: он оставался добрым христианином. Особенно же любил он благотворить храмам Божиим. В Нежине нет ни одного храма, в который он не сделал бы какого-либо приношения: чаши, евангелия или другого чего-нибудь. Киевские храмы также щедро был и одаряемы любовью его. Он очень желал еще при жизни своей построить в Мене, месте лучшей своей торговли, каменный храм. Но не успев исполнить сего при жизни, пред смертью своею завещал душеприказчикам своим построить в Мене на торговой площади каменный трех престольный храм и снабдить его всею утварью; равно завещал вблизи церкви построить каменный дом с двумя отделениями: одно для помещения 6 человек увечных, другое  – для училища, в котором бы обучались дети бедняков. Каменные две лавки с такими же погребами должны отдаваться в наем и деньги должны обращаться в пользу церкви. На все это назначил он 60 тысяч ассиг., если тех денег не достанет, поручил им получить из коммерческого банка 20 тысяч. Таким образом алексеевский храм, основанный в 1835 г. освящен в 1839 г. Строитель храма не ограничился тем в своем завещании. Билет на 556 р. 46 к. сер., оставлен на содержание причта; проценты с 1219 р. 93 к. сереб., назначены на содержание учителя; а билет на 406 р. сер.; оставлен в пользу богадельни. Ныне кроме того при алексеевском храме хранятся два билета: один на 800 р. сер. другой на 115 р. сер. Эти деньги собраны за наем одного отделения дома храмо-здателя и двух лавок с погребами. След. и это его дар. Да помянет Господь раба своего Феодора в царствии небесном!

Серебренные ризы на иконах Спасителя  и Божией Матери, образ свят. Николая в серебренной ризе, потир с прибором – дар нынешнего усердного старосты купца Ивана Петровича Соломенника, бывшего пред тем 25 лет головою казаков.

Церковной земли бывшей архангельской церкви 15 десятин.

В 1736 г. в гор. Мене показано казаков 257. В 1770 г. выборных казаков 305, подпомощников 169, владельческих 1324, всего 1798 д. м.

Число прихожан: Богородичной цер. в 1790 г. 470 м. 466 ж.; в 1810 г. 488 м. 502 ж.; в 1830 г. 511 м. 515 ж.; в 2960 г. 518 м. 525 ж.; в 1859 г. 533 м. 547 ж. Троицкой ц. в 1790 г. 493 м. 415 ж.; в 1810 г. 510 м. 450 ж.; в 1830 г. 520 м. 512 ж.; в 1850 г. 539 м. 618 ж.; в 1859 г. 598 м. 644 ж. Михайло-Алексеев. цер. в1790 г. 462 м. 474 ж.; в 1810 г. 475 м. 490 ж.; в 1830 г. 492 м. 510 ж.; в 1850 г. 526 м. 543 ж.; в 1859 г. 499 м. 569 ж.

Жители Мены занимаются обрабатыванием земли, между прочим под табачные плантации. Иные ведут торговлю. На весенней ярмарке (мая 9) продается товаров на 5000 р. две другие мало значат. М. Мена служит торговым складочным пунктом табака, производимого в уезде.



[1] «Село Хвескувцы» известно по макошинским актам с 1671 г., а под актом 1663 г. подписался «Исидор Климович священник хвескувский». В нынешнем Николаевском храме евангелие м. п. 1722 г.

[2] Собр. л. V, 257. VI, 136. VIII, 82.

[3] Макошинский монастырь получил випись из «книг городских замку Менского», копию грамоты кор. Яна Казимира апр. 20 1664 г. и другую (с «книг городских замку гродскаго менскаго») с грамоты короля мая 2 1665 г. У Марковича I, 130. Мена является с 1633 г.

[4] Городская книга замку киевского, записывая в 1650 г. грамоту Киселя Максаковскому монастырю, пишет: «выразивши запись на тую фундацию в добрах его милости (Ад. Киселя) ленных менских и макошинских в тракте Кисель гродском будучих» и пр. Грамота Киселя 1650 г. писана: «в замку моем менском». И в этой же грамоте воевода говорит: «отдаю монастырю Максаковскому в собственных имениях моих менских и максаковских – ключ задесенский».

[5] У Шафонского стр. 74 в сотне менской 63 поселения, 1367 казаков и 1819 подпомощников. По переписи 1731 г. в менской сотне: город Мена, села Величкова, Дамашлин, Баба, Макошин, Кукоричи, Ушня, Осмаки, Дягова, Фесковка и Даниловка. По акту 1669 г. известны: «на уряде менском Иван Яковович Лысенко сотник менский, Михайло Пилипенко атаман городовый менский, Стефан Кириакович войт менский». В 1672 г. киселевский сотник Кондрат Бутович. Величко II, 315.

[6] Арх. консист. 1748 г.

[7] Рукоп. описание чудотв. иконы.