Сосницкий уезд

Ушня и Воловица

Первая на правом берегу Десны в соседстве с Блистовым[1], Дяговою, Осмаками[2] и Бурковкою[3], в 30 вер. от Сосницы; Воловица – на левой стороне Десны, почти насупротив Ушни.

Ушня, как придесенское поселение, существовало и до татар.

Замечателен межевый акт земель Воловицы 1676 г. как по старинной форме присяги, так по соприкосновению к историческим лицам.

По распоряжению гетмана воисковый писарь осматривал и определил межи Кладковцев и Воловичан. Это было в следствие «своевольных бунтов, Кладковчан, подданных на тот час протопови Нежинскаго Семиона Адамовича противко суседем своим Воловичанам, подданим ясне в Богу преосвященнаго архиепикопа Черниговскаго». – «Старии, сивии и уже приве от старости ходити не могучи» не только из Воловичан, но из соседей вызывались все под присягою подтвердить справедливость того, что межа шла по речку Вовчак. Выбраны двое стариков из Воловчан и трое из Уменских. Они «без жаднаго волнения, охотне, до крижа и до евангелия святаго приступивши уклякнулы и до виконаныя присягы единомыслно бралися, которыя ся в себе мает. Мы присягаем Господу Богу в Троице святой единому, як есмо сведоми тих грунтов тоесть сеножатей и якие колвек угодия на них есть, по речку Вовчок, которая граничит от села Кладкувкы к лугу Нежинскаго аж до Десны и як тие грунти за державы панов Грязных, правом прирожоним належали до сел Воловице и Ушне справедливе хощем теперь стоячи на тих грунтах розознати; так нам Боже всемогущий и невинная волная страсть Збавителя нашого поможы; а если бисмо несправедливе розезнали, скарай нас Боже на души и на теле, в сей и будущий век, а бисмо зараз обернувшися в порох и в такую землю, як тот грунт, на суд Божий не повсталы. Аминь»[4].

«Селы Ушня и Воловица» отданы были Черниговской кафедре Универсалом Самойловича от 14 июня 1676 г. Спор о земле доходил до царя[5]. Пред смертию своею жена Адамовича отдала кафедре свой участок[6]. «Священник воловицкий Андрей Самарский» в 1656 г. продал Нежинскому протопопу Максиму филимоновичу, в последствии епископу Мефодию, свой хутор «в слободе воловицкой Степановце»[7]. Таким образом видим, что Ушня и Воловица были селами и при польском правительстве. Кто такие паны Грязные – владельцы Ушни и придесенских земель? В 1647 г. под актом избрания Иосифа Тризны в архимандрита печерского подписался «Стефан Грязный именем его милости п. Бориса Грязного Ловчого Новгородка северскаго, дворянина его королевской милости, как неумеющаго писать»[8]. Несецкий пишет: «Грязный Борис, когда Москва принимала королевича Владислава за государя, со всем домом своим был за Владислава; когда же Москва отвергла королевича, он перешел в Польшу и вступив в военную службу, усердно, служил под командою Жолкевского. Потому принят был в польское дворянство на конституции 1616 г. и в 1638 г. удостоен особенных преимуществ и отличий, был ловчим Новгородсеверским и комиссаром сейма при разграничении воеводств Киевского и Черниговского[9]. А отцу Бориса Василию Грязному вот что писал царь грозный: «Ты сказываешься великим человеком. Правда: что греха таить? Отца нашего и наши бояре стали изменять нам и мы вас, мужиков, приблизили к себе, надеясь от вас службы и правды. А помянул бы ты свое и отцовское величество в Алексине: такие и в страницах хаживали; ты сам у Пенинского был мало что не в охотниках с» собаками[10]. И так новые дворяне Грязны блистательно оправдали надежды царя на их верность царю и отчизне! По акту 1701 г. видим в Воловице подданного кафедры «Грицка Волшиненка»; а это подает ту мысль, что Воловица и воловицкая Степановка большинством населения не одолжены вожаку Волохов, который оставил свое имя Волоховице.

На погосте нынешнего ушенского храма находятся два памятника древних храмов. Иконостас нынешнего храма построен, по надписи, «коштом прихожан, с помощию отца городничаго ушенскаго иеродиакона Зосимы 1751 г.».

В 1736 г. показывали в Ушне 63 семьи казаков, в Воловице 34.

Число прихожан по церковным записям:

Ушенской ц. в 1770 г. 435 м. 418 ж.; в 1790 г. 476 м. 466 ж.; в 1810 г. 506 м. 498 ж.; в 1830 г. 530 м. 520 ж.; в 1850 г. 566 м. 612 ж.; в 1860 г. 550 м. 605 ж. Воловицкой церкви в 1770 г. 282 м. 278 ж.; в 1790 г. 308 м. 292 ж.; в 1810 г. 322 м. 319 ж.; в 1830 г. 355 м. 351 ж.; в 1850 г. 379 м. 418 ж.; в 1860 г. 398 м. 444 ж.



[1]«Село Блистово» в универсале 1660 г. (см. о Стольном). По описи 1748 г. во владении церкви сенокос возов на 100, метрика с 1722 г. ставленная грамота священнику Димитрию дана преосв. Иоанном 1707 г.

[2] «Село Дяговка» и «село Осмаки» универсалом 9 февр. 1671 г. даны Черниг. полковнику Ивану Лисенко за «поднятые не раз з отвагою здоровья своего и утратою субстанции своих братов». По описи 1748 г. метрическая книга Дяговки с 1722 г. В 1735 г. выдан был антиминс для нового храма Дяговки. «Ясне во Христе преосявщенный, милостивый отче архиепископе Черниговский! За убогими подданными моими села Осмаков покорную просьбу мою до преосвященства вашего, папа и пастира моего, вношу, которые теперь на нове маючи умысл дом Божой ту хвале его святой зачать будувать, благословения вашего жадаючи едут. Рачь ласку свою им осведчить. А я винним и повольным случаю преосвященства вашого зостаючи благословенству преосвященства вашего вручаюся. З Мены, Мар. 9 д. року Божого 1671 Иван Лисенко полковник войска его Ц. В. запорожского». Так как Осмаки здесь назыаются селом: то храм 1671 г. уже не первый в Осмаках.

[3] По описи 1748 г. метрики царя Михаила с. Бурковки с 1722 г. причт владел сенокосом на 40 возов. По универсалу 1668 г. «село Бурковка», которым «Мефодий списком неслушне был завладел», как принадлежащее ему «по отчизному праву»; универсалом 1669 г. утверждено за Юрием (Василием) Барковским «село Бурковка зов сими принадлежностями, як тилько здавна заживал небозчик отец его, правом от королей польских наданным». Каспер Барковский, отец Василий, удит народом при Богдане Хмельницком, жена и дочь убежали в Нежин и здесь убиты, на месте смерти их «есть каменный столб», так писали Барковские в 1787 г. (Дело депутатов собр.). По королевской грамоте 1647 г. «Камар Дунин Барковский Комисар и коморник литовский». (см. о Мрине). Герб Дуниных Барковских, лебедь белый, с 1124 г. Дунины, думаем, не из Дании, как обыкновенно думают, а с западной Двины (Düna) из полоцкого княжества. Лаквера Геральдика стр. 440.

[4] Акты кафедры стр. 205.

[5] Книга акт. каф. стр. 45. Царская грамота в допол. к ист. акт. VII. 60. В письме к царю 1676 г. Баранович писал, что Ушня и Степановка отобраны у Адамовича вместе с другими имениями еще в 1672 г. об этом см. статью Оболонь крол. у.

[6] Акт. каф. стр. 207. 208.

[7] Книга акт. каф. в семин. б.

[8] Арх. югозап. Росс. 2. 341. 342. 347.

[9] Korona polsca I, У Карамзина сторонник Сигизмунда Тимофей Грязной. XII, пр. 350. 486. 655.

[10] У Соловьева в ист. VII, 218. Карамз. IX. пр. 205–407. 366. 412.