1857 год. "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"

В архиве алешинской Преображенской церкви сохранился список со строенной грамоты от 20 ноября 1649 года. Помещаем ее прежде всего.

«Лета 1758 ноября в 20 день по Государеву Цареву и Великого Князя Алексея  Михайловича всея Руси указу, стольник и воевода князь Роман Никитич Борятинский дал выпись с строенных книг соборному Преображенскому Алешенскому попу Феодору Борисову и диакону и всем церковным причетникам, на дворы и огородные и гуменные места и в поле на пашню и на степные покосы и на всякие угодья. Ниже городового моста, - подле реки Олешни, по левую сторону с огородом литовского строения попа Феодора Борисова, диакона Семена Иванова, по дворовому месту, пустых земель церковным причетником дьячку и пономарю и просфорнице. Смежна с сынами боярскими с Григорием Кузьминым, да с казаком Гаврилком Головачевым. Длина тем их дворовым местом по осьми сажень, поперек по шести сажень. За рекою Олешнею, ниже города от Олешни вверх по колодезю по Буймеру по левую сторону, от устья колодезя Буймера на гору по Олешне до устья крутого верха, с устья верха от реки от Олешни на гору прямо к лесу через большую Буймерскую дорогу; под лесом на дубу грань; от того дуба к реке Олешне на дубу грань же. К колодезю Буймеру церковная соборная земля пахотной пашни доброй земли, попу Феодору Борисову - двадцать четвертей в поле, да в дву по тому ж, диакону пятнадцать четвертей, дьячку и пономарю и просфирнице по осьми четвертей в поле, да в дву по тому ж. Степных покосов попу и диакону и всем церковным причетникам в тех же урочищах вверх по колодезю Буймеру по левой стороне и берег колодезя Буймера и реки Олешни против земляной дачи в полы. Да соборному ж попу  Феодору и диакону и всем церковным причетникам для дровяного и хоромного леса и всякого угодья въезжать в большой Буймерский лес. Против церковной земляной соборной дачи, ниже города, подле речки Олеши, смежно с прудником с Иваном Миргородом под огороды и под гумянники порожние места попу и диакону и причетникам церковным; длину попу Феодору гумяннику двадцать сажень, поперек пятнадцать сажень; диакону двадцать же сажень, поперек пятнадцать сажень; дьячку и пономарю и просфирнице длины пятнадцать сажень, поперек по десяти сажень. И попу Феодору и диакону Семену и всем причетникам церковными дворами и усадебными пустыми местами и огородами и гумянники и пашнею и степокосные покосы и берегом и лесом и всякими угодьями, по сей выписи владеть. К сей выписи стольник и воевода князь Роман Никитич Борятинский печать и руку свою приложил».

На обороте столбца: “к сей выписи князь Роман Борятинский руку приложил”.

Сперва остановимся на словах грамоты, указывающих на поселение Алешни. Боярские дети - несомненный знак, что в 1649 г. в Алешне жили люди московской службы и московского происхождения. Но слова “ниже городового моста подле р. Олешни, по левую сторону с огородом литовского строения”, во всяком случае указывают на литовскую власть, на литовские распоряжения, предшествовавшие в Алешне московской власти. И точно, не далее, как за 4 года до 1649 г., Алешня была еще литовским городом. По отпискам Хотмыжского воеводы князя Белосельского в Белгород 8 января 1645 года Ольшанской - порубежный литовский городок - литовскими людьми выдерживает бой против татарской партии.[1] По его же отписке от 28 января послан был нарочный “в Литовскую сторону в порубежный город Алешню для подлинного ведома о татарах, и января 27 от алешенского урядника Яна Козловского подан лист”. В начале мая “в Лосицкий острог из литовской стороны из Ольшанского городка” тот же урядник Ян Козловский опять прислал письменное известие о татарах.[2] В июне тот же воевода князь Белосельский писал в Белгород: “июня 22 прибыл с вольной из литовской стороны казак Федька Гнилокоз и сказал, что “сказывал ему в литовском городке Алешне мещанин Ивашка, что князь Еремей Вишневецкий хочет идти войною под Путивль большим собраньем и хочет прийти изгоном, а с ним Вишневецким многие люди и в Новгороде Северском гайдуки в сборе”. А тот мещанин убоялся литовских людей, ему прозвища своего не сказал; а он де, Ивашка, подлинно ведает, что князю Вишневецкому идти под Путивль большим собраньем и взять Путивль изгоном и засесть. А межевые литовские судьи его Вишневецкого трижды ворочали, чтоб под Путивль не ходил. И он им сказал: “Хотя горлом орать, а на своем поставить, Путивль взять и засесть”. А сказывал тот мещанин ему Федьке, “помнячи православную христианскую веру, потому что он христианин, взять мал в полон; а слышал он про то у самих панов”. По отписке от 3 октября сотник лосицкого острога посылал казаков для вестей в Ольшанской и 2 октября узнали они от слуги державца Яна Козловского, что князь Вишневецкий с 15000 войска и с пушками отправился 30 сентября под Путивль и на возвратном пути оттуда намерен выгнать русских из Литовского острога.[3] Таким образом, нет сомнения, что Ольшанской, Алешня, в 1645 году был литовским городом, и слова московской грамоты “огородь литовского строенья” - сами по себе не совсем ясные, при чугуевской переписке получают точный смысл, - означая городовое укрепление литовской постройки. В постановлении о границах 1647 года читаем: возвратить России “Городище Олешанское на речке Ольшане, а на нем два острога, с землями и с лесами, и с водами, и с мельницами, и со всякими угодьями”.[4] Царскою грамотою от 2 июня 1652 года починить “в Олешне острог, - а башни перевесть из черкасского острожку”.[5] Принимая после сего во внимание, что Алешня стоит на границе Полтавской губернии, или, что тоже, на границе поселения казаков левой стороны Днепра, не можем сомневаться, что Алешня литовская была населена казаками и державец Ян Козловский, представитель польской власти в Алешне, был такой же поляк, как и князь Вишневецкий - недостойный потомок равноапостольного Владимира. В уплату Вишневецкому за нападение его на Путивль Царь велел взять на себя Алешню с Бобриком и каменным пригородом. И Польша должна была уступить. Царь Алексей,  для большей безопасности московской власти, прислал в Алешню и в Каменный боярских детей, которым за службу царю раздавались земли в округах Алешенском и Каменном.[6] Естественно, что масса черкасов, как оставшихся после литовской власти, так и вновь прибывших в уезды Алешенский и Каменский, в последствии превозмогла здесь русское поселение, особенно когда многие алешанские боярские дети продали свои земли сперва полковнику Перекрестову, потом и другим, а затем разошлись, кто куда хотел.[7]

Царь Алексей Михайлович построил для поселенных в Алешне боярских детей соборный Преображенский храм. Грамота 1649 года ясно говорит, что в этом году были уже священник и дьякон, но другие причетники еще не названы по имени. Видно также, что как состоящим на лицо священнику и дьякону, так и другим членам, только теперь отводится земля пахотная, сенокосная и огородная. Священник и дьякон имеют, как видно, дворовые места, но для дворовых мест прочим членам отводится земля дикая. Но все это относится только к московскому алешанскому собору: в литовское же время, без сомнения, был храм в Алешне еще прежде 1638 года. 

Ныне существующая Преображенская церковь построена в 1780 году старанием священника Иосифа Бобина и избранных на то лиц от прихода. Ахтырское духовное Правление в 1776 году выдавало “книгу на постройку новой церкви пригородка Алешни соборной Преображенской” и именно на имя священника и “старост Осипа Роспопина и Семена Бакранева”.

Старанием того же священника Иосифа Бобина, который по наследству владел населенными землями, храм покрыт железом.

Древние книги храма: триоди постная и цветная М. п. 1707 года, поучения Кирилла Транквилиона печатанные в Уневской обители 1696 года, апостол Киевской печати 1722 года, Евангелие М. п. 1748 года.

Причт храма владеет 137 десятинами земли.

Другой храм в Алешне посвящен Покрову Пресвятой Богородицы. Первоначально он был основан черкасами. В Ахтырских крепостных актах к одной духовной записи 1706 года “Алешанский Покровский викарий поп Иван Федоров руку приложил”; в акте 1712 года “гор. Алешни Покровский поп Василий Петров” подписался “вместо алешанских казаков”; по акту 1715 года “я, поп Василий Петров,... долину свою сенокосную, а на долине распашное поле, которая долина зостает за рекою Грунькою, что прозывается Лавренева Медведка, - продалем сотникови алешанскому Степану Ефимовичу”.[8]

В нынешнем Покровском храме имеются следующие древние книги: напрестольное евангелие издания м. 1717 года, апостол киевской печати1738 года, правильник в 4 д. К. п. 1731 года, осьмогласник Киевской печати 1739 года, служебник Киевской печати 1746 года. В Ахтырском духовном Правлении метрические книги Покровской Алешенской церкви начинаются с 1742 года.  

Нынешний Покровский храм деревянный  построен в 1771 году. При построении его  более всех оказали  усердие и заботливость протоиерей Евстафий Эннатский  и староста Феодор Кузьменко.

В сем храме есть Рудинская икона Божьей Матери. Она писана на холсте, наклеенном на доску, рукою малорусского художника. Народная память относительно сей иконы говорит, что она принесена из Польской стороны, из местечка Браилова священником Петром Андреевым, удалившимся в Алешню от гонения униятского. В 1692 году Пётр Андреев, алешанский священник, известен по пожертвованию креста в Вольновский монастырь. Следовательно икона, принесенная в Алешню священником Петром, принесена сюда около 1692 года. Вдова протоиерея Эннатского Анастасия, по усердию своему, устроила на сию икону серебряную и вызлощенную ризу, в коей весу 3 фунта 10 золотников; икона и поныне находится без всякого повреждения живописи, и притекающие к ней с верою получают испрашиваемое верою.

Сын протоиерея Эннатского, священник Иоанн Эннатский оставил по себе память своею благочестивой жизнью и усердием к храму. В 1785 году он устроил на свой счёт напрестольный крест серебряный, потир и ризу.

Каждый год февраля 10 Алешанцы собираются на площади с крестным ходом их двух нынешних храмов своих. Здесь совершается панихида за убитых на сем самом месте во время осады шведов в 1709 году. Здесь была некогда Алешанская крепость, следы коей видны ещё поныне. Февраля 10 было днём осады и разорения крепости, а вместе днем славной смерти защитников её. Каждый согласится, что панихида Алешенцев – лучший памятник великому подвигу предков, лучшая дань благодарных сердец христолюбивым воинам, побитым на брани. Алешенская битва происходила на другой день, после городненского сражения, в котором шведы разбиты были на голову, и сам король едва не попал в плен. Без сомнения против Алешни действовали отряды 2 корпуса, оставленного Карлом у Ахтырки, чтобы обмануть Меньшикова на счет своих намерений. Сам король не мог из Городны на другой день поспеть в Алешню. Ригельман говорит, что после городненской битвы «король сжег многие места, сёла и деревни». По другим сведениям сожжены были: Опошня, Котельва, Алешня и несколько других мест. 1722 года января 1 дня Алешенец Григорий Михайлов Звятик, с ведома отца своего, закладывая своё поместье под г. Алешнею Алешенцу Савве Харитонову в обеспечение занятых в 1710 году денег, одного рубля, пишет: «в прошлом 1710 году занял я, Григорий, у него денег рубль, ради скудости своей и построения сожжённого нашего дома от разорения Шведского».

В недавнее время в Преображенском приходе жил крестьянин Яков Шабаев. В молодых летах вёл он жизнь очень укоризненную, был груб и дерзок, корыстолюбив и мало помнил о Боге. В старости же коснулась его сердца благодать Божья: он стал кроток и сострадателен. Пред кончиною своею он передал храму Божьему всё, что собрал во время скупости своей: пожертвовал евангелие ценою в 80 рублей серебром, накрест престольный в 38 рублей серебром, священническую ризу в 58 рублей серебром.

Прихожанин Покровского храма отставной солдат Пётр Месечко пожертвовал в церковь потир серебряный, в коем веса 2 фунта 87 золотников и евангелие с серебряной вызлощенной доской.

Холера похитила в Алешне в 1831 году 124 человека, в 1847 году 80 человек и в 1848 году до 220 человек.

Число прихожан:

 

1730

1750

1770

1790

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

Преображенская

819

782

849

837

879

920

753

747

Покровская

940

907

998

963

1126

1111

1348

1462

 

1759

1689

1847

1800

2005

2031

2101

2209

                   

 

1810

1830

1840

1850

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

1130

1170

1327

1442

1380

1473

1229

1349

1520

1585

2074

2230

2281

2383

2057

2266

2650

2755

3401

3672

3661

3856

3286

3615

 

 

 

По межевой ведомомости 1786 года в Алешне показано 1166 муж., 1265 жен. Войсковых обывателей, при 5956 десятинах земли; в Преображенском приходе 789 душ муж., 622 жен. однодворцев, 66 муж., 61жен однодворческих крестьян и 47 муж., 40 жен. подданых черкасов, всего 902 души муж, 723 жен.; за однодворцами показывалось 996 десятин земли: так было вследствие того, что многие боярские дети алешенской службы продали свои участки панам и казакам и сами разошлись в разные стороны.

По ведомости 1719 года в городе Алешне показано 204 двора. Остаток давности – три ярмарки: июля 27, сентября 6 и декабря 4.

В 4 верстах от Алешни находится местечко Комаровка, чрез которое прежде шла большая дорога из Ахтырки в Лебедин. Здесь был Богородичный храм, при котором было прихожан в 1770 году 144 муж., 127 жен. пола, в 1790 270 муж, 244 жен., в 1800 году 226 муж., 227 жен. пола. Храм закрыт и прихожане причислены к Преображенской церкви города Алешни. Ещё был храм в Ландратовке, - храм Богородичный, при котором в 1770 году было прихожан 211 муж., 216 жен.


[1] См. отписку в ст. о Бобрике.

[2] См. слово в ст. о Чугуеве.

[3] См. статью о Бакировке.

[4] См. статью о Недригайлове.

[5] Собрание законов т. 1. грамота 1652 г. № 207.

[6] «Ахтырской протопопии войсковой слободы Алешни Покровской церкви протопоп Евстафий Эннацкий» прося в 1769 г. причислить его церковь к Лебединскому правлению писал: «оная церковь и прочие великороссийских городов Алешанского и Каменского уездов священники с давних времен были под ведомством Лебединского духовного правления». См. о Лебедине примечание.

[7] См. статью об Ахтырке.

[8] Ахтырские купчие № 106, 28, 13. В двух последних актах свидетель – «Алешанской соборной Преображенской церкви поп Федот Семенов».