1857 год. "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"

В инструкции сумской городовой ратуши от 2 дек. 1659 г. видим уже не только город Лебедин, но и Лебединский округ.[1] Население его происходило, по всей вероятности, в одно время с населением гор. Сум, т.е. ок.1652 г. Черкасам города Лебедина отведены были весьма обширные дачи земли, так что на этих дачах в последствии образовались не только хутора, но и целые слободы — Бишкин, Бережки, Рябушки, Будняка.[2] Это указывает на то, что первые поселенцы Лебедина явились на берега оз. Лебедина в больших массах. С самого начала своего Лебедин был укрепленным сотенным местечком сумского полка; с 1765 г. был он комисарским городом, а с 1782 г. остается уездным городом. Вот как описывали крепость Лебедина в 1785 г. : "город имеет укрепление: с 3 сторон окружен земляным валом, вышиною от горизонта от 2 до 3 сажень, шириною также от 2 до 3 сажень; по углам 4 батареи; для закрытия же их насыпной земляной вал, вышиною в 1 сажень; въезд в крепость с 4 сторон; от востока и запада протекает речка Ольшанка, которой берег вместе с валом возвышается до 4 сажень; в крепости соборный храм Успения Богородицы еще недостроенный,  и храм Преображения Господня".

В 1785 г. в Лебедине было 13 церквей и духовное Правление; ныне остаются церкви: соборная Успенская, Николаевская, Троицкая, Ильинская, Покровская, Георгиевская, Трехсвятительская и Воскресенская.

Первый Успенский храм в крепости построен без сомнения в то самое время, как Лебедин стал городом т.е. около 1652 г. По червленскому акту 1667 г. известен "Лебединской Успенской церкви протопоп Иван". Один из актов, хранящихся в нынешнем соборном храме, данных собору, дан в 1678 году. Кроме того в нынешнем храме сохраняются древние св. вещи, принадлежавшие древнему соборному Успенскому храму: а.) св. крест серебряный, на котором вырезана следующая надпись: «лета 7205(1697г.) февраля в 1 день сей животворящий крест выменян в город Лебедин в соборную церковь Успения Пресв. Богородицы; а промену стал и с позолотою 26 рублей, 15 алтын, весу в нем без подножия 2 фунта и 7 золотников». б.) Древняя священническая риза на зеленом бархате, шитая золотом и серебром с изображениями Спасителя, Божией Матери и 12 Апостолов. 

в.) Древняя Иверская икона Божией Матери в серебряном и вызлощенном окладе.

Ныне существующая каменная соборная Успенская церковьначата постройкою в 1774 г., и главный престол ее освящен 7 ноября 1797 г. Кроме главного престола в ней два придельные: на правой стороне во имя Рождества Христова, заменивший собою существовавшую до того времени Рождественскую церковь, которой метрики в Ахтырском правлении начинаются с 1742 г. и которая в 1808 г. перенесена на кладбище; а другим придельным престолом заменен Преображенский храм, которого священник Алексей известен по червленскому акту 1667 г., а метрики начинаются с 1742 г.; и который в 1800 г. перенесен в с. Марковку.

 Главным храмоздателем нынешнего собора был майор Иван Игнатьевич Варавкин, бывший тогда городничим в Лебедине. Построение храма стоило 50000 руб. ассигнациями.

Прекрасная плащаница пожертвована в 1815 г. дворянкою Устиной Олещенковой, употребившею на сие 200 руб. серебром, и та же благотворительница подала напрестольный крест в 110 руб. серебром.

Более же других делал для украшения и поддержки церкви протоиерей Михаил Залесский. Он поступил в собор священником в 1810 г. В это время храм был весьма беден, он покрыт был гонтом, но гонт до того худо защищал церковь, что в дожди вода протекала в храм на иконостасы, полы пришли в ветхость; придельные иконостасы стояли неосвященными, не было ни ограды, ни колокольни. Первым делом священника Залесского было ходатайствовать у высшего начальства о вспомоществовании соборному храму, и в 1812 г. высочайше назначено пособие собору в 30000 руб. ассигнациями, каковую сумму велено отпускать из городского сбора. При этом пособии и при других пожертвованиях: а.) храм покрыт железом, и в окна вставлены железные решетки; б.) вокруг церкви сделана каменная ограда; в.) построена каменная колокольня и при ней каменные лавки. Все это окончено до 1842 г.

Кроме помянутых древних утварей достойны внимания а.) книги: евангелие в серебряных досках, Московской печати 1707 года с надписью: "надал Федор (Татаринов) сотник Лебединский ко храму Преображения Господня". Евангелие Московской печати 1735 г. в серебряных досках,  с надписью: "1736 г. мес. августа 28 куплено сие евангелие, листы, в Москве, ценою 4 р. 10 алтын, а деньги такие даны от цехмистра мужицкого Ивана Петрова Пернякова и ключника Якова Трофимова и со всею братиею мужицкою; по своему обещанию отдали в соборную церковь Успения Девы Богородицы вечными часы; а сие писание писал соборной церкви поп Симеон Марков". Минеи служебные 11 книг, М. п. 1741 г., на март М. п. 1747 г., триод постная М. п. 1748 г., триод цветная М. п. 1749 г., устав М. п. 1700 г., служебник К. п. 1746 г.,  анфологион М. п. 1748 г. б.) Акты на Бишкинскую мельницу, которые сообщаем здесь как достойные внимания по многим отношениям.

а.) Завещание 1678 г.

"Во имя Отца и Сына и св. Духа, аминь. Я  раб Божий Алексей Иванович, обыватель Лебединский, чиню ведомо сим моим добровольным тестаментом, не от кого не намовленным, але с самой воли моей, видячи ближше к смерти, ниж к животу. а хотячи того, аби убозство свое распорядил, аби до того жадный с кровных моих не втручался, як близких, так и далеких. а ни дети родные, але все убозство мое отказую церкви Божой Успению Пресв. Богородицы в гор. Лебедин стоячий семи сот шесть грошей в Бишкинской гребле млин, а в том млине камений два и ступи да полставидлы с Карныхою жителькою Лебединскою, комора на рынку,  двор в Перекопе, да с атаманом Ольховиком лука пополам. И все от мала до велика, що есть убозства моего, церкви вышереченной Успения Пресв. Богородицы. А мел бы в чем кто перешкоду чинить сему моему тестаменту, останей воле моей, тое убозство от церкви Божой отлучать, таковый буде проклят св. отцами 318, иже в Никеи.- Писано в Лебедине при отцу моем духовном  о. Павлу, да при пану сотнику лебединскому Софронию Васильевичу да при Каленику Панасовичу Крамару Лебединском да при Андрею Гутнику да при Мирону Крамару Лебединском и иных многих людях зацных и вере годных. Деялося в Лебедине р. 1678 мес. января 22 д.  А сей мой тестамент даю при памяти своей Крамаром лебединским в руки, пану Каленику Панасовичу да пану Мирону Тимофеевичу.

К сему тестаменту вместо Софрона Васильевича сотника лебединского Иван Ильин писарь, на тот час будучи, по его велению руку приложил и печать притиснул городовую. К сему добровольному тестаменту Лебедина гор. соборной церкви Успения Пресв. Богородицы протопоп Степан Михайлович вместо лебединского жителя Алексея Ивановича, по его велению руку приложил. К сему листу добровольному тестаменту Леонтий церкви Покровской поп вместо лебединского жителя Алексея Ивановича, по его велению, руку приложил. И еще подписался Мирон Тимофеевич Крамарь, житель лебединский".

Завещание записано в Сумах у крепостных дел 1735 г. февраля 6 дня.

б.) Завещание 7 сентября 1710 года.

"Во имя Пресв. Живоначальния Троицы... Я  Тимофей Андреев сын Крамарь,  житель лебединский, любо естем на сей час хоробою от Господа Бога на теле зариженный, але естем при доброй памяти и з полного разуму будучи, а ведаючи о том добре, иж кождый человек здоровый хоробы не уходит, а у хоробе смерти ближний зостает и оной сподеватися мает, за чим постирегаючи я того, абы по смерти моей межи женою и инными кревними моими убогую, позосталую по мне, маетность и субстанцию мою жадной турбации и заводых кривих и неправных не було, теди ведомо чиню и ознаймую сим моим тестаментом останой воле моей каждому, зособне кому бы о том ведати належало теперь и на потом. Завше, им зде мене Господь Бог в той хоробе моей до хвали святой своей поволити будет рачил,- теди на продь душу мою в руки Пресв. милосердия Божего полецивши, тело мое грешное, от земли взятое, знову отдано и поховано быти мает при храму соборной церкви Успения Пресв. Богородицы з убожества моего позостаючого коштом; ащо ся тянет, распоряжаю и порядок чиню таковым способом: напрод по смерти моей за душу, яко то по христианску, на три церкви сорокоуст отправити и всегда Бога молить, грошей готових сто золотих.На церковь Божию Успения Пресв. Богородици в Лебединском уезде в с. Бишкин на р. Псле на ходу задний камень да под млинами в селе двор со всем строением; там же под селом луговой рощи половина; в городе на ряду камора з двома окни, серебра ломаного ложек три, чарка да кубок и которая ни есть цен, все церкви Божой половина; грошей готовых добрих девядесять рублей вручаю честному отцу протопопи Ивану Кириловичу до рук его, где он похощет на доброе дело, тамо и подает. — Жоне теж моей Марьи отказую двор мой, в котором я и на сей час мешкаю, со всем строением, — в селе Бишкин на Псле на ходу передний камень, теж в селе Гутницкий  двор со всем строением, да под селом луговой рощи половина, як же выши реклося в роспоряженю, и на церковь Божю с тех же нажитков все по полам; а за Будылкою байрак с сенними покосы, медных казаков виничных три в городе на ряду, в каморе окно, якое похощет взяти, з серебра чарок две, ложок две, кубок, цени половина, грошей золотих сто; из быдка котори коне и свине и що ни есть в господарстве особливе неименованний посуд и рухледь, поле пахотное и не пахотное и долги, которие на людех за що не будь залежат, жоне моей справыти и владеть всем тем вышеписанным. А сестре моей Анне особливе отказано готовых грошей десять рублев. Аби ся чим кождое з них контептовалы, що есть описане в сем тестаменте моем. А хто бы кольск важился той мой тестамент в чем кольск нарушити и турбацию, якуюже кольск жени собой поднимовати: овож таковою на страшний суд Божой позываю и там ся зо мною пред Судиею справедливым, которий придет судити живих и мертвых, расправитися повинен будет.- А при сем тестаменте моем були соборной Успенской церкви протопоп Иван Кирилов, да тойже церкви поп Григорий Павлов, да городовий атаман Тишка Котляр, да на тот час будучий сотник наказний лебединский Степан ключник, да Влас ключник, Илья Цехмистр Козорезский и много людей зацних и вере годних. А сей тестамент писал с позволения Тимофея Андреевича Вознесенский поп Прокоп Васильев 1701 р. сент. 7 д."

Под завещанием подписались помянутые протоиереи и священник соборные, Федор Тихонов вместо отца своего лебединского городского атамана Тихона Данилова, Троицкий священник Андрей вместо наказного сотника, Преображенский священник Алексей вместо духовного сына своего Илии Дмитриева.

Известные протоиереи — управители духовных дел: а.) Иоанн по акту 1667 г. б.) Стефан Михайлович 1678 г.  в.) Иван Кирилович 1710 г.  г.) Семен Степанович Джунковский, известный по делам 1718-1741 г.  д.) Стефан Еремеев с 1742 г.[3] В 1743 г. он доносил Консистории, что в доме Лебединского учителя Евфима Гарбара учинено было поругание иконе Богоматери, которую приносили из Николаевской церкви. Чем окончилось судопроизводство по сему делу, неизвестно. Но Еремеев был духовным управителем - протоиереем и в 1750 г. В октябре 1751 г. произведен в протоиерея и духовного управителя Вознесенский священник Иоанн Иванович Шкурский, но который остался при Вознесенской церкви. В 1799 г. видим протоиереем Семена Семеновича Джунковского.

К древним храмам Лебедина относят существующий храм Свят. Николая. Он построен из колотого, а не распиленного, леса, как видно еще и ныне на стенах храма, хотя он в 1761 г. был перестроен. Первые прихожане его привезли с собою из за Днепра священника Чижевского, который в последствии оканчивал жизнь иноком в Предтеченской пустыни, находившейся между Михайловкою и Межиричом. Колокол Николаевский лит в 1660 г.

Икона Святителя Николая — с давних времен предмет особенного благоговения для прихожан едва ли также не перенесена из за Днепра первыми поселенцами Лебедина. Иконопись ее очень древняя, и серебряная риза старинной отделки.

Книги храма: евангелие М. п. 1657 г. триодь цветная М. п. 1746 г.

В архиве хранится акт пожертвования одного мельничного постава вдовою Анною Юрчихою в пользу Николаевского храма, написанный в 1707 г.

Метрики начинаются с 1742 г.

Каменный храм живоначальной Троицы с такою же колокольнею окончен постройкою и освящен в 1831 году. На построение его цеховой Андрей Тряценко пожертвовал до 2860 руб. серебром. Пожертвования майора Афанасия Джунковского, купцов Михаила Одарченка, Никиты Щетины и Федора Воскобойникова в сложности простирались до такой же суммы.

Эта каменная, довольно величественная, римского стиля, церковь, тремя престолами своими заменила собою три храма, издавна существовавшие в Лебедине: Троицкий, Михайловский и Петропавловский.

Первый Троицкий храм построен был прежде 1667 г., в котором по акту Червленской церкви известен священник ее Андрей.

По тому же акту 1667 г. известен Григорий священник церкви Архангела Михаила.

Первый Петро-Павловский храм вероятно основался ок. 1701 г. во время Петра 1. Метрическая книга Петропавловской церкви 1742 г. ведена была священником Герасимом Ромнецким. Об этом священнике и об отце его была любопытная переписка Сумской полковой канцелярии с Консисториею.  

 "Промемория из сумской полковой канцелярии в Консисторию Уго Преосвященства Антония митропол. белгород. и обоянского. Минувшого мая 4 д. сего 1744 г. в донесении из лебединской сотенной ратуши в сумскую полковую канцелярию объявлено: с прошлого 1732 г. написан в лебединской сотне казаком лебединской житель Роман Горелчаник,  с которого году и поныне платил казачий оклад. - И оный казак Горелчаник, укрываясь от полковой службы, в прошлом 738 (1746 г.) сына своего Герасима послал в Белгород тайно и происком его тот бывшим Преосвящ. Петром архиепископом в городе Лебедине к Петропавловской церкви посвящен в попа, о чем из сумской полковой канцелярии в Консисторию было сообщено, точию тот казачий сын невзирая на то пострижен в попы. - А по ревизии прошлого 741 г. он Горелчаник написан же казаком и казачий оклад платил с прочими казаками в ряду. А ныне Горелчаник, убегая ее Императорского Величества службы казачей, поехал в Белгород и в Консисторию подал прошение, чтоб ему Горелчанику быть под духовною протекциею надзирателем, чтобы при церквах никто не говорил, или в другое какое церковное послушание, а в светской команде не быть. А по имянному блаж. памяти Государыни Императрицы Анны Иоанновны указу, состоявшемуся 1734 г. июля 31 д. за подписанием ее Величества собственной руки церковных ктиторов определять с свидетельства от полков; а кто, нежелая в службе быть, в священнический и монашеский чин пойдет тайно, у таковых отобрав грунты, отдавать служащим, ежели у них детей в казацкой службе не останется, и оным ктиторам службу и городовую повинность отправлять и судимым быть с причими при полках. Да по всемилостивейшему ее Величества указу, состоявшемуся 1743 г. сент. 28 д. в Высочайшее ее присутствие в Сенате за подписанием ее Величества повелено в слободских полках казаков содержать 5000 человек и по равномерному с прочими слободскими полками росписанию положено в сумском полку 1300 человек, которых за недостатком достойных к тому людей набрать трудно. А Горелчаник имеет довольные казачьи грунта, которые при поселении полка по жалованным грамотам даны для службы, а не для довольствия состоящих в духовном Правлении; да и кроме того имеет достаточные пожитки и торговыя лавки и убегая от службы ее Императорского Величества ищет случая быть в духовном Правлении. - Того ради по указу ее Импер. Величества в сумской полковой канцелярии определено: в Консисторию Его Преосвященства послать промеморию и требовать, чтоб оная благоволила помянутое поданное от казака Горелчаника прошение по силе Именного указа 734 г. июля 31 д. отменить и в действие не производить и для правления ее Императ. Величества казачей службы прислать в сумскую полковую канцелярию: ибо ежели Горелчаник, по его намерениям может исполнить желание свое, то и прочие сумского полка казаки ко отбывательству от службы могут изыскивать таковые же способы, от  чего в казачей службе может последовать умаление. Консистория Его Преосвящ. Антония митр. белгор. и обоян. да благоволить сообщить в сумскую полковую канцелярию, что учинено будет. Июн. 6 1744 г.

Полковник Андрей Кондратьев.

Полковой писарь Василий Протопопов.

Заметим при сем, что Герасим Ромнецкий пред посвящением своим в показании своем назвал себя незаписанным ни в какой оклад. После сего просьбы о посвящении избранного прихожанами в священника стали подписывать сотники и по иным просьбам делались сношения с полковою канцеляриею. Между тем до какой степени были разборчивы при посвящении кого-либо во священника, показывает между прочим пример диакона Троицкой церкви Якова Иванова, зятя протоиерея Семена Стефанова. Ему велено было непременно выучить наизусть катехизис и тогда чрез год явиться к посвящению во священника. А он в декабре 737 г. показывал о себе: "родом он Яков малороссиянин, родился Вольновского уезду в с. Семеренках; отец его Иоанн с. Семеренек при Николаевской церкви попом. Чтению и пению изучен он в с. Семеренках при Николаевской церкви в школе дьячком Иваном Алексеевым; взят был по указу в славенолатинския школы и учен в аналогии и инфиме профессором Петром Венсовичем, в грамматике Пелчинским, в синтаксиме, и поэтике Корабановичем, в Харькове в риторике Тапольским два года и по окончании реторики дан ему отпускной патент за рукою префекта помянутого Афанасия Тапольскаго; в учении был семь лет". В священника посвящен он уже в 1741 г.

Церковь св. Пророка Илии первою своею постройкою принадлежит ХYII стол. По акту 1724 г. известен Лебединский Ильинский священник Андрей. В ней стоит икона св. Николая - издавна предмет особенного благоговения прихожан. Иконопись ее древняя; старожилы по преданию говорят, что она внесена в храм каким-то прихожанином Андреевским по особенному случаю около 1700 г.; серебренная риза устроена в недавнее время.

Книги храма: требник "за благоволением в Бозе ясне превелебного г.Иннокентия Гизеля архимандрита лавры". К. п. 1677 г. Служебник К. п. 1738 г. с надписью: "куплен лебединским жителем Дмитрием Пушкаренком 1738 г.". Трефологий К. п. 1734 г.

Метрики Ильинской церкви за 1742 г. надписаны так: "книга гор. Лебедина церкви Пр. Илии попов Андрея Андреева, да Прокопия Андреева."

Два же священника сей церкви давали сказку о причетниках в 1748 г., когда писали: "по указу против прежнего быть надлежало священникам двом, дьячку единому и пономарю единому; - а действительных дьячков и пономаря не имеется и не бывало, отправляют должность черкашены по найму прихожан".

По переписи 1732 г. при Ильинском храме школа.

К сей церкви приписана деревянная Вознесенская церковь, по ветхости уничтоженная. Она построена, как видно из описи, в 1692 году. Священник ее Прокопий известен по акту 1701 г. Сей церкви принадлежит свят. евангелие в серебряном окладе напечатанный в Киеве 1712 г. На место ветхой церкви в 1747 г. разрешено построить каменную церковь. Метрики Вознесенской церкви начинаются с 1742 г.

В духовном завещании 1678 г. видим уже священника Покровской церкви Леонтия. След. нет сомнения, что первый Покровский храм в Лебедине построен прежде 1678 г.

Книги храма: служебник К. п. 1743 г., акафист вмуч. Варваре К. п. 1746 года.

Метрика за 1742 г. "гор. Лебедина посадской церкви Покрова Пр. Богородицы" самая старая из уцелевших; ведена была двумя священниками.

Храм вмуч. Георгия в первый раз построен в Лебедине вероятно около 1700 г. В 1765 году построена ныне существующая деревянная церковь. В библиотеке храма: октоих М. п. 1727 г. и служебник 1734 г. Метрики начинаются с 1742 года.

Благотворителями храма были: священник сей церкви Яков из дворянской фамилии Джунковских,[4]  который в 1819 г. внес в храм до 300 руб. серебром и церковный староста Прохор Губский, пожертвовавший на поддержание храма 280 руб. серебром.

По одному делу 1740 г. видно, что Трехсвятительский храм существовал в Лебедине на посаде еще в 1709 г.[5] Метрики сей церкви начинаются с 1742 года. Иконостас нынешнего храма, построенного в 1795 г., обновлен в 1828 г.

Книги храма: апостол К. п. 1738 года, октоих К. п. 1739 г., православное исповедание веры, Черниговской печати 1752 г., часослов Л. п. 1751 г., псалтырь Л. п. 1753 года.

Воскресенская деревянная церковь построена старанием священника Григория Шкурского в 1789 г. Но это не первый храм сего имени в Лебедине. Метрики Воскресенской церкви начинаются с 1742 г., и самая первая из уцелевших писана священником Иваном Ивановым Шкуркою; в 1725 г. Воскресенский священник Иоанн писал, что он посвящен в 1701 г.; а по другому делу видно, что в 1709 г. умер священник Лебединской Воскресенской церкви Стефан.

Книги богослужебные: псалтырь М. п. 1739 г., акафист вмуч. Варваре Черниговской печати 1737 г., служебник черниговской печати 1747 года.

Замечателен благочестивый обычай, исстари соблюдающийся Лебединскими церквами: — на озеро Лебедино за 2 версты от города, из храмов с иконами и хоругвями, а граждане с цеховыми значками, выходят для общественного моления, особенно во время бездождия и других бед.

По переписи 1732 г. в г. Лебедине старшины и казаков 672,[6]  подпомощников 3022, работников и подданных 308, духовных 135, а всего 1087 душ муж. пола.

В сказках, поданных Лебединскими священниками в 1748 г. приходские дворы делились на два класса — на дворы казачьи и на дворы посполитые; число же показано следующее: при Георгиевской 18 казачьих, 54 посполитых, при Ильинской - 12 и 52, при Николаевской - 11 и 50, при Воскресенской 120 дворов.

В последующее время видим такое число прихожан:

 

 

1730

1750

1770

1790

1810

1830

1850

 

 

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

муж.

жен.

Успенской

172

176

140

150

330

326

1184

1299

1165

1347

Преображенской

104

116

127

130

Рождественской

322

306

246

247

Николаевской

294

308

280

303

232

245

350

378

356

391

Покровской

227

230

234

285

283

287

322

325

334

333

Троицкой

400

418

408

454

434

462

428

501

Михайловской

617

601

596

611

624

670

 

 

 

 

Петропавловской

179

218

231

235

217

229

 

 

 

 

Ильинской

430

460

467

503

429

438

413

438

Вознесенской

346

366

428

452

583

574

382

415

844

960

Георгиевской

507

520

596

648

649

735

622

694

610

629

Трехсвятительской

234

248

262

277

323

345

428

453

450

477

Воскресенской

512

525

576

594

529

550

491

541

539

532

 

4087

4749

4248

4007

4344

4500

4593

4889

4633

4861

5217

5687

5435

5901

                               

 

Ныне к приходу Воскресенской Лебединской церкви принадлежит сельцо Кудиновка, где был храм  св. Троицы, при котором было прихожан в 1750 году 150 муж.,141 жен., в 1770 г. 163 муж. 162 жен., в 1790 г. 172 муж. 202 жен., в 1810 г. 189 муж. 194 жен.

Если бы прихожане лебединских храмов не переходили из Лебедина в другие места, то после 1790 г. по естественному ходу размножения людей, число жителей Лебедина чрез 60 л. возросло бы по крайней мере до 18000 душ обоего пола.

По давнему обычаю в г. бывают четыре ярмарки в году: 1 января, в Вербную неделю, в десятую пятницу по пасхе и 20 сентября: но торг их не обогащает жителей; оборотного капитала бывает на них до 25000 руб. сер.; кроме того бывают торги два раза в неделю.

На пяти красильных заводах красятся шерстяные вязаные кушаки, на сумму 5720 руб. серебром. Кушаки продаются преимущественно в Ромнах и на Коренной ярмарке.

Существующая богадельня содержится на проценты капитала, положенного в банк майором Джунковским; в городской больнице пользуются больные на счет города.

Бедствия недавнего времени открывались в Лебедине в следующем виде: от холеры 1848 года умерло в Успенском приходе - 80 человек; в Николаевском из 728 - 18; в Троицком 103; в Ильинском и Вознесенском из числа 1843 человек - 65; в Георгиевском, где 1287 лиц, 63 человек; в Трехсвятительском из числа 883 - 32; в Покровском из числа 774 - 27; в Воскресенском из 1099 - 80 человек. А всего в Лебедине умерших от холеры было 468 человек. В 1831 г. смертность была  менее значительна; тогда во всех приходах умерло от холеры до 240 человек.

Из царской грамоты февраля 21 1695 г. видно, что Лебединские черкасы во время бунта Брюховецкого (в 1666 г.) много пострадали за верность свою царю, вытерпели сильную осаду, во время которой многие умерли от ран, другие лишились всего, быв ограблены на пасеках и хуторах; потому царь жаловал их вместе с прочими казаками сумского полка привилегиями.[7]

В Чугуевской переписке сохранилось следующее любопытное донесение лебединского сотника от 26 сент. 1681 г. "с табора под Бишкиным" (Змиевским) к генералу Касогову.

"По указу великого Государя и по вашему милостливому приказу о построеньи надолоб под Бишкиным (Змиевским) от озера до болота надолобы годно построили и еще звыше того. Една же, добротью нам милостивый и то ознайменуем, же теперь товариство наше, казаки наши сумского полка в запасах оскудали дуже, же на силу в которых есть що и исти. И от такого голода з табора уходят, же не могут и запинати их. В приходе мало казаков. Наступает время зимнее. А они бедные наги и больны и исти нечого и конем корму нет. А из домов прислати нечого за убожством. В прошлом году в нас в Лебедине гневом Божиим посад выгорел и в том пожаре хлебом оскудали дуже. И теперь ту ж стояти на заставе нам стало неможно".[8]  

 Самым замечательным временем для Лебедина был конец 1708 и начало 1709 г. Около 20 ноября прибыл в Лебедин Великий Петр с войском. Здесь он пробыл до 26 декабря, временно отлучаясь для обозрения войска и мест. По местной памяти, Петр квартировал в доме сотника Татарчука, предка по женскому колену нынешней дворянской фамилии Джунковских; этот двор находился в средине города, на берегу Боровка, вблизи соборной Успенской церкви и бывшей Преображенской церкви; в сей последней, на стене южной, была вырезана и надпись: "1708 г. ноября был в сей церкви Царь Петр и читал апостол".[9] В Лебедине вместе  с Петром были полководцы его - Меньшиков и другие. Отсюда гетман Скоропадский разсылал тогда универсалы свои в опровержение универсалов изменника Мазепы. В универсале от 8 декабря, писанном в Лебедине, говорил он между прочим казакам о Карле: "Саксония, Шлионско (Силезия) с ним единоверны суть: однакож целиком от него порабованы (приведены в рабство) и вольности их нарушены, костелы зась римские в Шлионскую на Лютерские обернены и всякия им утиски и неволя учинена.Чегож мы, православные христиане, от него, яко иноверного и иноязычного, з которым а не народ наш, а не границы и малой близкости и склонности немают, ожидати себе может... З того и инного всего может каждый верный сын отчизны Малороссийской видети, иж целый помянутый универсал, альбо пашквиль, Мазепин, наполнен неправды и яду смертоносного,... побуждаючи за згубу нашу, и ж бы - поддались в неволю тяжкую, иноверную, еретницкую, шведскую, альбо теж Лядскую".[10] Петр объявлял в Лебедине прощение раскаявшимся пред ним во временном увлечении на сторону Мазепы. Прежде всех явился к царю Даниил Апостол, полковник Миргородский. Петр оставил за ним чин, полк и имения его. За ним явился генеральный хорунжий Иван Сулима, - потом компанейский полковник Игнатий Галаган и оба приняты были Петром милостиво.[11] Так как Апостолу и Галагану Мазепа, закрывая свои намерения, не раз объявлял условия, на которых он Мазепа готов покорится Царю: то по воле Царя Апостол и гр. Головкин писали из Лебедина к Мазепе о согласии Царя на эти условия, приглашая его и главных его товарищей в Веприк или Лебедин. Мазепа был хитр, чтобы дать поймать себя в сети: но те, которых он дотоле обманывал мнимыми заботами своими о благе Малороссии, также увидели, что не отчизна на душе у него. Конисский в число прощенных Петром включает еще Ивана Максимовича, Дмитрия Горленка, Михайлу Ломиковского, Кандибу. Но вместе с тем указывает в Лебедине на обширную могилу Гетьманцев, как на памятник безчеловечной жестокости кн. Меньшикова. Он говорит, что Меньшиков разными пытками, - батожьями, кнутом, раскаленным железом допытывался у несчастных жертв Мазепина обмана сознания в участии их в деле Мазепы, что кто не выдерживал второй или третьей пытки пытки, того, как виновного, приказывал казнить. Число погребенных Гетьманцев простиралось, по словам его, до 900; впрочем число это, прибавляет он, может быть преувеличено.[12] По местным сведениям, могила Гетьманцев ныне находится в саду одного из прихожан Вознесенской церкви, в 300 саженях от бывшего городского вала; возвышенная насыпь простирается более, чем на 10 саженей в длину и ширину; местами на этой насыпи оказываются провалины и по временам во время построек выкапывались человеческие кости. Нынешнее городское кладбище отведено, как и в других местах, не прежде 1771 года. С 1808 г. стоит  на новом кладбище деревянная Христорождественская церковь, перенесенная сюда из города, на возобновление которой Алексей Демьянович и Петр Алексеевич Добросельские, отец и сын, употребили 2500 руб. серебром. Храм на новом месте освящен во имя св. жен Мироносиц. Могила же Гетманцев, по прежнему, стоит вдали от храма.



[1] См. Эту инструкцию в ст. о Нижней Сыроватке.

[2] Так говорит ведомость 1785 г. генерал. межевания.

[3] В нояб. 1742 г. он был выбран “быть в Лебедин. ведомстве у духовного Правления и у сбору денежной казны”. Под выбором подписались: а.) Лебединские священники — два соборные, два  Преображенские, два Никольские, два Покровские, Трехсвятительский, Архангельский, Вознесенский, Георгиевский; б.) сельские Лебединского ведомства — с. Селищ Воздвиженский, с. Влезек Никольский, гор. Алешни Преображенский и Покровский, с. Журавного Архангельский, гор. Каменного Преображенский и Покровский, с. Буймера Николаевский. 

[4] Из этой фамилии очень многие были священниками в Лебедине. По ведомости об имениях 1784 г. в дачах Лебедина показаны: лес (30  дес.) священников Семена Семеновича, Семена Яковлевича, вдовы протопопицы Марфы Ивановны и вдовы попадьи Мелании Евстафьевны Джунковских; две пустоши (44 дес.) попадьи Меланьи Джунковской. При Троицкой церкви были священниками с 1751 г. Яков Джунковский, сын протоиерея Семена Семеновича Джунковского; с 1759 г. другой сын его — Степан Джунковский. По ведомости 1799 г. у священника Григория Яковлевича Джунковского 3 д.м. 2 ж.п. подданных.

[5] Дело 1740 г. о посвящении к Бишкинской церкви во священника певчего Сергея Осипова, который “родился в г. Лебедине на посаде в приходе Трехсвятительской церкви и от роду имеет 31 год”.

[6] Первой сотни сотник Тимофей Михайлов Красовский, второй сотни сотник Петр Михайло Штепа, его дети Иван 11, Павел 8, Григорий 6л., подпрапорные Василий Сафонов, Моисей, Иван и Петр Федоровичи Татариновы, Федор Степанович.

[7] См. статью о городе Сумы.

[8] Имена сотников, писавших донесение, не означены в донесении: но по червленской межевой книге 1681 г. видно, что в этом году был Лебединским сотником Иван Бирло.

[9] См. о Марковке.

[10] Ригельман кн. 3. 57-65. Маркевич 4, 246-260. Судиенка Материалы 2, 317. 318.

[11] Ригельман кн. 3. 65. Летопись о войсках Хмельницкого. Маркевич ист. Малор. 4, 270-273.

[12] Конисский. Ист. Руссов ст. 212.213. См. Летопись о войсках Хмельницкого стр. 94.