№ 11 усадьба графини Варвары Капнист, цирк-театр Муссури

© Андрей Парамонов (Харьков)

Каменный дом по Дмитриевской улице под № 11 не вызывает никаких эмоций у прохожих, несмотря на свою относительную молодость, он выглядит усталым и ветхим. Не стоит на учете как памятник истории или архитектуры, к тому же его затмевает громадный сосед – цирк-театр Муссури, который ещё более в плачевном состоянии. А в общем их ожидает одна судьба – скорое уничтожение, а ведь когда то это была городская усадьба знатных родов, одна из лучших в губернском Харькове!

Первый каменный дом на углу Благовещенской и Дмитриевской улиц был построен ещё в начале XIX столетия потомственным дворянином действительным статским советником Дмитрием Ивановичем Хорватом. Мы видим его на плане 1804 года как одно из замечательных строений Залопанской части города. Вне всякого сомнения, что автором первой постройки был губернский архитектор Пётр Антонович Ярославский.

Усадьба Хорватов выходила на Чеботарскую улицу, ещё в 1817 году у северной границы усадьбы было небольшое озеро, очевидно старица реки Лопань. Позднее на этом месте был колодец и огороды.

В 1840-е годы усадьбой владел титулярный советник Лев Дмитриевич Хорват. В это время усадьба была разделена как бы три части: 1) парадная с усадебным домом, службами и небольшим садом; 2) хозяйственная, где располагались конюшня, каретные сараи, погреба и т.д.; 3) огород с парниками. Последним владельцем этой усадьбы из рода Хорватов стала вдова титулярного советника Анна Кузьминична Хорват, которая в конце 1870-х годов продала дворянину Прокоповичу 3-ю часть усадьбы выходящую на Чеботарскую улицу, а в 1886 году и основную усадьбу на углу Благовещенской и Дмитриевской улиц графине Варваре Васильевне Капнист, урожденная княжна Репнина (1841-1922).

Это та самая графиня Капнист, которая была супругой тайного советника, гофмейстера двора, предводителя губернского дворянства Василия Алексеевича Капниста (1876-1910). Варвара Васильевна известна как благотворитель и меценат, чьи заслуги перед Харьковом и Харьковской губернии были оценены ещё при жизни по заслугам. Дворяне единодушно постановили установить мемориальную табличку в её честь в зале Дворянского собрания в Харькове.

В Лебедине, где у Капнистов была городская усадьба, она неоднократно устраивала благотворительные вечера, лотереи в пользу Лебединского благотворительного общества. Долгие годы была опекуном Лебединского женского училища, открыла в Лебедине богадельню для бесприютных стариков, убежище с начальной школой для детей-сирот. В Харькове она входила в ряд опекунских советов, в том числе для дома престарелых дворян, детских яслей и других Обществ которые заботились о детях, пожилых людях и трудящихся женщинах, медицинских учреждений, музыкантах и художниках. Выделяла деньги на благолепие храмов в Лебедине и имении Михайловка, за свои средства построила Вознесенский храм-усыпальницу в Михайловке на территории усадьбы смежной с церковной оградой.

Именно она – графиня Варвара Васильевна Капнист построила вместо ветхих деревянных служебных построек каменный двухэтажный флигель, который сегодня ещё можно увидеть по Дмитриевской улице под № 11. И вот над ним нависла угроза уничтожения, хотя началось уничтожение усадьбы Хорватов-Капнистов значительно раньше.

В 1908 году графиня Капнист продает усадьбу управляющему «Русского цирка Никитиных» греку Герасиму Муссури. По идее покупка должна была произойти для постройки каменного здания цирка Никитиных, но Муссури обманул своих работодателей и оформил покупку на себя лично. В том же году он сносит дом Капнистов, оставляя только двухэтажный флигель выходящий фасадом на Дмитриевскую улицу, где проживает со своей семьей.

По проекту архитектора Бориса Корниенко вместо дома Хорватов-Капнистов он строит самый большой в Харькове цирк-театр. Обманув Никитиных поставил под угрозу существование своего цирка, поскольку лучшие цирковые труппы не охотно выступали на его арене, боясь вступить в конфликт с Никитиными, ведь у тех было несколько цирковых арен в империи, что давало возможности постоянных гастролей. Судьба не благоволила к Герасиму Муссури, доходы едва покрывали текущие расходы, а ведь были и долги перед банком и частными лицами. Муссури умер 15 ноября 1912 года, театром стала владеть его супруга, потом купила Елена Сербуль, и в здании Муссури был учрежден Большой театр братьев Кучеровых.

Менялись дирекции, труппы, в театре Муссури даже жили беженцы. По настоящему огромный зал театра оценили большевики, проводящие в нем разного рода съезды и выступления лидеров партии. В советские времена здесь размещался сначала Украинский государственный театр имени Тараса Шевченко, а потом Театр музыкальной комедии, пока в 1987 году здание не было закрыто на ремонт, который не окончен до сегодняшних дней.