Московская № 1, Братский дом Успенского собора

© Андрей Парамонов (Харьков)

Издавна Харьковский Успенский собор владел в городе значительной недвижимостью: церковными, шинковыми и школьными дворами, харчевой и госпитальной избой, броварнями, избами и хатами. В них размещались две школы, богадельни, соборный причт, проживали богомольцы и пришедшие в Харьков священно- и церковнослужители. К концу XVIII столетия собор лишился нескольких дворовых мест в городе, ветхие дома снесли, и осталось только одно владение ― на углу Николаевской площади и Московской улицы, занимаемое «братским двором». Сегодня на этом месте стоит одно из самых узнаваемых зданий Харькова ― дом на площади Конституции 12/1. 

В XVIII ст. на этом дворовом месте находились две избы, одна из которых была обветшалой уже на 1768 год. Двор попытались сдать в аренду в 1770 году иностранцу Иогану Гелту, но тот выдержал лишь 4 месяца и съехал, а собор вернул ему часть денег, заплаченных вперед. В 1837 году постройки снесли, вместо них построили деревянный балаган для торговых лавок, а большая часть дворового места оказалась закрыта дощатым забором.

В 1844 году соборный причт подал прошение о постройке каменного здания на всем протяжении дворового места для размещения церковного причта, а первый этаж должны были занять несколько магазинов. Первоначально предполагалось строить каменный двухэтажный дом с подвалом, но, исходя из запросов церковного причта, губернский архитектор Фёдор Иванович Данилов предложил строить трехэтажное здание с подвальным этажом[1].

Проект был утвержден, дом выстроен в 1847 году частью за средства церковного причта, который отдавал все ежегодное жалование (2800 руб. серебром), частью за пожертвования и экономических сумм от аренды соборных лавок. Дом вчерне ставили грайворонские купцы Алексей Скрынников и Василий Елиокин, а кровельные, плотницкие, штукатурные, малярные, печные, стекольные и кузнечные работы делал харьковский купец Адриан Лукин. Постройка обошлась собору в 20 000 руб. серебром.

Когда здание было готово, выяснилось, что разместить в нем весь причт и их семьи не удастся, поскольку в 1846 году собор стал кафедральным, и членов причта стало не 9, а 14. Было решено сдавать дом в аренду и доходы от неё делить на братию. Первыми арендаторами дома были мещанка Киреева, затем его снимал торговец бриллиантами, выходец из Финляндии Иван Енглунд, пополам с купцом Тихоновым. Здесь открылось первое в Харькове фотографическое заведение Василия Зайцева, перешедшее потом к Якову Данилевскому и существовавшее до 1870 года.

В то время каждый из пяти магазинов первого этажа имел свою деревянную лестницу. Четыреиз пяти лестниц загромождали проход по тротуарам, и в целом были весьма неудобны, так как затрудняли доступ к подвальному этажу. И в 1870 году новый арендатор, харьковский купец Михаил Маркович Медведев, по проекту архитектора Бориса Семеновича Покровского перестроил лестницы, сделав их металлическими. Тогда же увеличили окна второго этажа, а существующие угловые балконы получили чугунные подпирающие столбы.

В конце XIX ст. здание имело не очень приглядный вид, и собор решил изменить его облик. К работе привлекли архитектора Болеслава Михайловского и инженера Михаила Ловцова. Угол здания украсил полукруглый эркер с балконами и изящной башенкой наверху. Были перестроены окна первого этажа, добавлены балконы на втором этаже, фасад украсила лепнина. В 1900 году здание приобрело вид, который нам известен и сегодня, но говорить о полной реконструкции, конечно, нельзя, ― множество украшающих его элементов исчезло навсегда.


[1]ГАХО. Ф. 45, оп. 4, ед. хр. 78.