К истории Крестовоздвиженского Трудового братства, созданного помещиком Н.Н. Неплюевым на основе собственного имения. (О. Н. Борисяк (г. Сумы)).

Есть такая поговорка: «Хороший сосед лучше далекого родственника». К таким людям можно отнести ямпольского помещика, родовитого дворянина Николая Николаевича Неплюева (1851—1908). Он много сделал добра на протяженнии своей жизни и для своих соседей, и для своего государства. В частности, Н.Н. Неплюев известен как христианский мыслитель, богослов, просветитель, проповедник, публицист и социальный практик. Но наибольшей заслугой Николая Николаевича было создание в с. Воздвиженское (ныне Ямпольского р-на Сумской обл.) Православного Крестовоздвиженского Трудового Братства, которое стало единственным в своем роде примером жизни общества в соответствии с евангельскими заповедями. Блюстителем и духовным наставником этого братства Неплюев оставался до конца своей жизни.

Прежде всего остановимся на родословной Н. Н. Неплюева.

Род дворян Неплюевых ведет свое начало от московского боярина Андрея Ивановича Кобылы (родоначальника Романовых, Шереметьевых и др.), правнук которого – Федор Иванович, по прозванию Неплюй, имел четырех сыновей (Гавриила, Никиту, Андрея и Ивана). От них и произошло потомство Неплюевых.

Из известных представителей рода Неплюевых следует выделить троих.

Св. Филипп (Федор Степанович Колычев) (1507 - 1569) – митрополит всея Руси. 2 марта 1568 г. в Успенском соборе Кремля публично уличил Ивана Грозного в злодеяниях, за что был убит Малютой Скуратовым. В 1591 г. причислен к лику святых.

Неплюев Иван Иванович (1693 – 1773) – дипломат, государственный деятель. Основатель Троицкой крепости, основатель и первый колонизатор г. Оренбурга. В 1760 г. назначен сенатором и конференц-министром. В 1764 г. по указу Екатерины ІІ ему были «пожалованы малороссийские волости Чеховская и Янпольская в вечное и потомственное владение».

Неплюев Иван Николаевич (1760-е - 1823) – сенатор, член государственного совета, действительный тайный советник. Генерал-адъютант императора Павла. Генерал-губернатор Минский.

Последний – родной прадед Николая Николаевича Неплюева. Иван Николаевич был женат на Наталии Васильевне Самариной и имел двух сыновей: Адриана и Ивана. Иван Иванович (дед Николая Николаевича) от брака с Бертой Васильевной баронессой Дибич (племянница фельдмаршала) имел двух дочерей и четырех сыновей. Старший из сыновей – Николай Иванович (отец)  был женат на баронессе Александре Николаевне Шлиппенбах (праправнучке фельдмаршала Миниха) и имел сына Николая и дочерей Марию и Ольгу. Николай Иванович Неплюев в течение восемнадцати последних лет жизни (до 1890 г.) занимал должность губернского предводителя дворянства Черниговской губ., Александра Николаевна  была попечительницей черниговской женской гимназии. Сам же Николай Николаевич, помимо забот о созданном им Крестовоздвиженском Трудовом братстве и его мужской и женской сельскохозяйственных школах, был попечителем Глуховской мужской прогимназии и ряда сельских народных училищ.

Поместья Неплюевых были разбросаны по всей территории Российской империи, что в те времена не было исключением среди дворянства, а именно в Петербурге, в Чернигове, в Глухове (ныне в доме Неплюевых размещена Глуховская районная администрация) и сравнительно небольшое поместье на хуторе Воздвиженский Глуховского уезда Черниговской губернии. Последнее и стало материальной базой, на основе которой Николай Николаевич Неплюев создал впоследствии Первое Крестовоздвиженское Трудовое братсво.

Несколько штрихов к биографии основателя Трудового братства. С юных лет Н. Неплюев отличался религиозным мировоззрением. В 1875 г. он закончил юридический факультет Петербургского университета. Молодой юрист более трех лет был, и не без успеха, советником русского посольства в Мюнхене, после чего возвратился в имение отца для воплощения в жизни своей заветной мечты – мирного преобразования жизни народа, освобождения простых людей из ярма убожества и бедности. Ради этого в 28 лет он отказался от блестящей карьеры дипломата, от богатого будущего, чтобы отдать свое сердце народу. Н. Неплюев посвящает свою жизнь делу просвещения детей, заботам об улучшении морального и материального положения жизни крестьян. Необходимые для своей будущей деятельности в сельском хозяйстве знания он приобрел в Московской земледельческой академии, пройдя двухлетний курс вольнослушателем. Надеясь найти единомышленников, в 1880 году он публикует произведение «Историческое призвание русского помещика», где призывает всех сознательных крупних землевладельцев – состоятельных людей своего социального круга – заняться аграрным и культурным благоустройством села. Но его ожидания оказались напрасными, не получив ни от кого поддержки, он начинает дело один.

Свое служение народу Н.Н. Неплюев начал из устроения в 1881 г. в местечке Ямполь Глуховского уезда Черниговской губернии приюта и мужской школы для 10 крестьянских детей, которые со временем станут ядром будущего Братства. Осенью 1885 г. школа расширяется за счет полученного в дар от отца Н.Н. Неплюева хутора Воздвиженского, куда она в скором времени была перенесена. К этому времени Воздвиженская школа получает статус и права Земледельческой школы министерства земледелия. Все хлопоты Неплюев сосредоточивает на том, чтобы из детей, которых он опекал, во-первых, воспитать истинных христиан, которые понимают глубокую сущность своей религии, а, во-вторых, сделать из них полезных граждан для своего государства. То есть целью Неплюева было формирование нового морального облика человека: свободного, сознательного христианина, который владеет «крепкой волей к добру, любовью к богу и ближним», способного в единодушной коллективной деятельности «создавать жизнь на новых дорогах».

В результате напряженного духовного и интеллектуального поиска помещик-реформатор выработал стройную самобытную мировоззренческую концепцию. В изданной в 1883 году программной работе «Хлеб насущный» Неплюев предложил элите общества, правительству, «всем русским людям» новую идеологию духовно-экономического возрождения России, которая предусматривала проведение двух реформ – экономической и воспитательной. Последней придавалось приоритетное значение. Будучи глубоко религиозным человеком, ощущая мощь христианства, понимая его как религию любви, красоты и жизнь, Неплюев утверждал, что только придерживаясь заповедей Христа, человечество сможет достичь в будущем духовной и социальной гармонии.

Венцом деятельности Неплюева-педагога и просветителя стало создание Крестовоздвиженского Трудового Братства, которое просуществовало с 1889 по 1917 гг. (в том числе девять лет после смерти основателя). При Братстве была открыта еще Преображенская женская школа (ею опекались мать и сестры Н. Н. Неплюева), создано большое подсобное хозяйство, построена церковь. Дети Братства бесплатно получали приличное образование, приобретали разные специальности. К 1917 г. в Братстве состояло уже около 500 мужчин. В прошлом это были сироты, выходцы из крестьянских низов.

Члены Братства удерживали больницу, церковь, два детских приюта для детей дошкольного и школьного возраста. Кроме того, Братство имело собственное хозяйство – 16 435 десятин 1 906 саженей квадратных земли с лесом, хозяйственные сооружения, сначала арендуемые, а затем (после смерти Н.Н. Неплюева) перешедшие ему в наследство. Таким образом, Трудовое Братство представляло собой трудовую общину, которая синтезировала все виды кооперации и благотворительность в форме взаимопомощи и заботы за пожилыми, больными, вдовами и сиротами.

Духовными основами Братства были три главных моральных принципа, три начала: Вера, Любовь и Труд. В основу социально-педагогической системы Неплюева была положена идея о том, что для порядка в обществе, мира, единения и гармонии умов, сердец и жизней, то есть для мирного прогресса, необходимо не только понимание, но и желание, которое было бы сильнее собственного или семейного самолюбия. Этого страстного желания не может дать ни разум, ни наука, его может дать только любовь, святая, чудодейственная любовь – сила, которая способна на все. Главной целью в жизни Крестовоздвиженского Братства, по определению самого Неплюева, была: «... организация добрая, практическое воплощение христианской правды путем стройной жизни, взаимоотношений и всех видов работы на основе любви к Богу и братолюбия».

«Бог есть любовь» – такова ведущая идея философии Неплюева. Любовь – «альфа и омега, основа всего сущего, абсолютная истина, высшее благо мира». Она – главнейшая животворная основа. Христианство – «вера, которая действует любовью» – призвано осуществить духовное и материальное преобразования мира. Человек, как «образ и подобие Бога-Любви», – есть высшая духовная ценность. Для земного счастья, по мнению Неплюева, людям необходимо подчинить свой разум и действия «закону и логике христианской любви». Только тогда, когда «святая любовь» укоренится в душе и природе человека, «если чувство бескорыстной любви, при свете любви к Богу» станет доминирующим мотивом во взаимоотношениях, – откроется путь к общему духовному и материальному благоденствию.

Кроме безусловного социокультурного и педагогического значения теория Неплюева и феномен Крестовоздвиженского Трудового Братства вызывают еще и немалый экономический интерес. Экономические отношения Братства базировались на принципе «кооперативного общественного производства и потребления». Трудовое Братство представляло собой функционирующую модель общества с наглядной трудовой мотивацией, которая лежит в основе рыночного предпринимательства. Здесь, как в едином целом, переплелись отношения аренды, фермерство, акционирование земельной собственности (на накопленные за время обучения деньги каждый выпускник сельскохозяйственной школы мог рассчитывать на свой процент прибыли). Но, заметим, что все это происходило на фоне строгого религиозного уклада жизни членов Братства. А, может быть и действительно, без наличия этой христианской культурной традиции рыночное предпринимательство, как и сам рынок в России, может стать не источником обогащения народа, а, наоборот, его обнищания (что довольно актуально и для настоящего времени в нашем государстве)?

Анализируя деятельность Крестовоздвиженского Братства, можно сделать вывод, что оно было ничем другим, как одним из возможных путей реформации в России. Пусть то, что предложил Н.Н. Неплюев, кое-кому сегодня покажется нереальным, а то и вовсе утопическим, но все же отдадим ему должное, – он не разрушал, а, наоборот, созидал новое, стараясь использовать объективные факторы, существовавшие в России конца ХІХ века: и общинный характер русского села, и ограниченные технические возможности тогдашних крестьян. Поэтому он и делал ставку на коллективные формы хозяйствования. И пример Братства Неплюева наглядно доказывает – коллективное не значит обезличенное, если его стержнем являются высокие моральные принципы.

Деятельность Неплюевского Братства вызвала большой общественный резонанс в России, Европе и мире. К нему проявляли живой интерес Лев Толстой, Владимир Соловьев, Александр Блок. Деятельную моральную поддержку предоставляли Неплюеву Иоанн Кронштадтский, представители правящей династии Романовых (императрица Мария Федоровна) и монархических фамилий Европы – великий герцог Саксен-Веймарский Карл-Александр, граф М. Люттихау, принцесса Е.М. Ольденбургская, герцогиня Ангальт-Бернбург и многие другие. Опыт жизни и деятельности Трудового Братства изучался Сорбоннским и Краковским университетами, ему посвятили свои исследования ученые Французской академии наук, профессоры Московской, Петербургской и Киевской духовных академий. Братство было признано филиалом международных организаций Лига мира (1893) и Союзом единения (1897), отделением Красного Креста (1914).

Уровень деловых и творческих контактов Н.Н. Неплюева, широкое освещение его деятельности в русской и особенно европейской печати того времени позволяют назвать его общественным деятелем европейской величины. Он был членом ряда религиозных и светских ассоциаций – Англо-русского литературного союза, Международного Молитвенного союза, Всероссийского совета рабочих. Был главным инициатором проведения Конгресса единого человечества (Париж, 1900 г.).

В своей международной миссионерской деятельности Неплюев призывал к объединению всех христианских конфессий и демилитаризации государств. Его книги переведены на французский, немецкий, сербский языки.

Следует отметить, что Братство было делом жизни Неплюева и он пожертвовал ради его процветания всем, в том числе и своими богатствами. Он передал Братству все родовое недвижимое имущество: 16 435 десятин 1 906 саженей квадратных земли с лесом, хозяйственными постройками и заводами (в х. Свесса – сахарный, механический, чугунолитейный, винокуренный и завод по производству извести;  в Воздвиженском – винокуренный завод и горизонтальный сепаратор Де-Лаваля с прессом для отжимания масла, если говорить современным языком, – минимаслозавод), которые находилось в Глуховском уезде Черниговской губернии. Общая стоимость переданного имущества составляла 1 750 000 рублей.

Для большего образного представления местности дадим краткую характеристику основных архитектурных сооружений Воздвиженского имения, которое было основой Трудового братства.

В центральной части хутора, среди дендрологического сада, возвышалась церковь Воздвижения Креста Господня (освященная 11 сентября 1893 г.), построенная в русском стиле, вся серая, с белой резьбой и зеленой крышей, увенченной тремя золотыми крестами. На белом фоне матовых стекол ее окон рель­ефно выступали большие синие кресты, а скромные колокола ютились под невысоким навесом в виде бал­кона, над главным входом.

За рощей пирамидальных тополей пряталось серое здание общежития учителей и далее красное кирпичное здание мужской сельско-хозяйственной школы. От нее, напротив церкви, тя­нулся крестовый забор, отделявший двор школы, примыкая к зданию школьных мастерских.

Дом Н.Н. Неплюева небольшой, одноэтажный, серый, под зеленой железной крышей, с красивыми белыми в русском стиле наличниками окон. Дом одной узкой стороной обращен к большому пруду (всего на территории имения четыре пруда, органично вписывающихся в окружающий ландшафт). Перед домом был большой квадрат, со всех сторон окруженный дорожкой. От южной его стороны дорожка шла между рядами белых акаций и лиственниц, с северной –  между рядами лиственниц и австрийских сосен, за которыми шли параллельные аллеи лип, кленов и черемухи. С запада высокие вербы стеной отделяли полукруглый партер, выдававшийся к большому пруду, а с востока дорожка шла между двух рядов самых разнообразных цветущих кустарников: тут были и розы, и сирень, и жасмин, и желтая смородина, и розовый персик, и серебристая маслина, и другие разнообразные экзотические кустарники. В конце дорожки были сплошные посадки роз, огибавшие дом, и доходившие до крытого крыльца, увитого широколиственным вьющимся растением.

От крыльца дорога вела к Хомяковской горке и затем, описывая дугу, окаймленную с двух сторон молодыми кленами, приводила к воротам, ведущим из усадьбы на большую площадь хутора.

Хомяковская горка была насыпана воспитанниками школы на месте небольшого природного холма, в память любимого христианина-поэта. Широкая лестница вела на первую площадку, упирающуюся в каменную стенку с металличе­ской доской, на которой изображена была следующая надпись:

«Христианину-поэту и глубокому мыслителю

Алексею Степановичу

Хомякову.

Святым огнем душа Твоя горела

Могучий стих, как колокол звучал.

Но искра Божия, что в бодром сердце тлела,

Погасла с жизнью. Презрительно толпа холодная смотрела.

И Гордый ум призыву не внимал».

Холм был насыпан воспитанниками Воздвиженской  сельскохозяйственной  школы и памятник сооружен 4 августа 1886 года.

Над стеной был встроен в фронтон горельефный брон­зовый портрет А.С. Хомякова, а над фронтоном стояло бронзовое изображение ангела с крестом в руках, подня­той рукой указывающего на небо, что так верно передавало общий характер произведений христианина-поэта, высоко воздымавшего крест и столь горячо призывавшего обратить сердечные взоры к небу. Площадка эта и лестница летом были усту­пами уставлены тропическими растениями. С этой площадки узкая дорожка винтом поднималась на вершину горки к красивой резной беседке, поросшей диким виноградом и увенчанной небольшим серебряным куполом. 

За плотиной между большим и третьим прудом справа располагался винокуренный завод и ка­менное здание цистерен за ним; слева длинное деревян­ное на каменных столбах здание конюшен и скотных дворов и за ними, на берегу третьего пруда, здание прачечной и швейной мастерской.

За винокуренным заводом большой двор, в котором помещаются производители, коровы и телята. Рядом с ним каменное здание молочной.

На большой площади хутора за­падная сторона занята целым рядом жилых построек, навесом для токарных инструментов, конторой и домом управляющего. За всеми этими постройками, от конца хутора до третьего пруда тянется большой фруктовый сад, а за ним дубовый парк и здание Преображенской сельскохозяйственной женской школы, которая по красоте и практичности превосходила мужскую школу.

Восточная же сторона площади застроена мастерскими, ка­зармами рабочих, сараями сельскохозяйственных орудий, винными подвалами и большим двухэтажным амбаром.

В северной части, в конце хутора, размещалось несколько жилых глинобитных построек и ворота при выезде на Ямпольскую дорогу.

Это далеко не полный перечень сооружений (а всего их было более 40), которыми располагало братство.

Но настоящий гуманизм Неплюева проявился все же не в том, что он пожертвовал все свое имущество на благо крестьян, а в его искреннем уважении к человеку, в его возвышенной вере в способность каждого человека к духовному и умственному совершенству. Осознавая человеческие слабости, сталкиваясь с человеческим злом, Неплюев верил в лучшие человеческие качества и развивал их.

Духовное наследие Н.Н. Неплюева составляет пять томов работ. Но наиболее полно удостоверяют заслугу Неплюева перед народом и обществом его воспитанники. Он был художником человеческих душ, дал путевку в жизнь сотням настоящих людей, которых воспитал в лучших традициях христианской этики. Среди них много выдающихся личностей, заслуженные деятели науки и культуры: известные украинские ученые-историки В.К. и П.К. Федоренки; Герой Социалистического Труда, профессор С. Черненко, которого называли «патриархом садоводства»; этнограф и фольклорист И. Абрамов; литературовед, сотрудник Леси Украинки Ф. Петруненко; композитор П. Сеница и др.

Такова история Трудового братства, а каковы же реалии современности?

К величайшему сожалению, в годы советской власти дело Неплюева было заброшено, а его имя незаслуженно забыто. После революции на материальной базе Братства была организована коммуна им. Октябрьской революции, хорошо налаженное хозяйство постепенно разорилось, перестали существовать заводы, были разрушены местные памятки, разграблена уникальная библиотека (книги на иностранных языках просто варварски сжигались), церковь была разобрана, а убранство уничтожено, и к 1930 г. коммуна закончила свое существование.

 Но история всегда исправляет свои ошибки. За годы независимости Украины имя нашего выдающегося земляка Н.Н. Неплюева возвратилось из глубин небытия. Все-таки работа почитаемого наставника не пропала даром, а три краеугольные камня Неплюевской идеологии – Вера, Любовь и Труд, заложенные в души его воспитанников, дали благодатные и богатые всходы.

Могилу Неплюева на старом братском кладбище, несмотря на его знатное дворянское происхождение, украшает скромный дубовый крест. Такой была его последняя воля. Кстати, сейчас братское кладбище ухожено. Рядом с могилой основателя Братства находится могила его матери – Александры Николаевны Неплюевой (1825 - 1917), которая вместе с дочерьми – Марией Николаевной и Ольгой Николаевной - опекалась женской школой, а после его преждевременной смерти – делами всего Братства (сестры умерли и похоронены в Чернигове). Здесь же находятся и погребения первых братчиков.

При въезде в село в мае 1996 года, при содействии Главы Украинской Православной Церкви – Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана), был установлен памятный знак в память о Н.Н. Неплюеве.

Экспозиция Воздвиженского народного музея «Трудовое братство Н.Н. Неплюева» временно находится в одном из помещений местного Дома культуры, хотя есть неплохо сохранившийся дом Неплюева, который требует реставрации.

В поместье сохранился живописный парк с системой водоемов, который был заложен Блюстителем и его воспитанниками еще в конце ХІХ века. Парк пересекает широкая тропа, которая вела раньше от дома Неплюева к мужской школе.

Также сохранился и сад, заложенный воспитанниками еще при жизни Неплюева. В нем произрастают десятки сортов яблонь. Садоводческое дело в братстве было развито на очень высоком профессиональном уровне.

Сохранилась и знаменитая Хомяковская горка, на которой сейчас за старинными фотоснимками отстроена беседка. Эта горка была насыпана еще первыми учениками Братской школы в честь поэта-христианина А.С. Хомякова. В беседке во времена Неплюева собирались его воспитанники и декламировали стихи.

Среди потомков братчиков следует особо отметить Георгия Николаевича Фурсея – физик-экспериментатор, общественный деятель, академик Российской академии естественных наук, вице-президент РАЕН, председатель Санкт-Петербургского (Северо-Западного) отделения РАЕН, вице-президент Международной Лиги защиты культуры (г. Санкт-Петербург), внук одного из первых воспитанников Н. Н. Неплюева, а позднее управляющего Трудовым Братством Андрея Ивановича Фурсея; Черненко Екатерину Семеновну – доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры ботаники Мичуринского педагогического института (Россия), дочь воспитанника братства профессора Семена Федоровича Черненка, которого называли «патриархом садоводства»; она и поныне привозит в Воздвиженское новые сорта яблонь.

Следует отметить и такой негативный фактор, из-за которого будущее развитие музея «Трудовое братство Н.Н. Неплюева» остается под большим знаком вопроса, – это существование в с. Воздвиженском Ямпольского района Сумской области колонии СВК-66 (с 1979 г.). В ней отбывают наказание около 40 осужденных. Колония находится в центральной части села и занимает помещение Преображенской сельскохозяйственной школы, построенной Николаем Николаевичем Неплюевим в 1893 году. Общественность села и района высказывает пожелание возвратить помещение школы Воздвиженскому народному музею «Трудовое братство Н.Н. Неплюева», но государственные власти и не думают переносить колонию в другое место.

Следует также указать, что сегодня имя Н. Н. Неплюева известно не только на Украине, но и за ее пределами: идеи его социокультурной и педагогической теории разрабатываются широкими научными кругами в странах Западной Европы. Не осталась в стороне от этой проблемы и соседняя Россия. О Неплюеве издаются монографии, в с. Воздвиженское приезжают паломники, чтобы поближе познакомиться с историей Трудового братства. Исполнительный комитет Международной Лиги защиты культуры предложил администрации Сумской области «организовать сотрудничество в создании мемориального музея-заповедника «Трудовое Братство Н. Н. Неплюева» для изучения и применения опыта наследия Н.Н. Неплюева с целью влияния на духовность и морально-этическое воспитание будущих поколений».

Организации, которую я представляю, а именно Сумской областной общественной организации «Центр социально-гуманитарного развития «Родной край» небезразлична судьба этого музея и одной из задач, на данном этапе, является всяческая пропаганда Трудового братства, популяризация наследия Н.Н. Неплюева. Мы уже издали материалы конференции посвященной 150-летию Н.Н. Неплюева, сейчас готовим к выходу в свет книгу директора музея В.Н. Авдасева «Трудовое братство Н.Н. Неплюева: его история и наследие». В ближайшей перспективеразработка программы реконструкции усадьбы Н.Н. Неплюева, сохранения прилегающей парковой зоны, а также реорганизации народного музея в музей-заповедник общегосударственного значения.