Автоаварии 1913 г.

А. Парамонов

Автомобильные аварии 1913 года

         Сегодня автомобильные аварии случаются ежедневно, мы привыкли к печальной хронике наезда на пешеходов и столкновении автомобилей. Несмотря на то, что я люблю ездить в автомобилях, долгие годы остаюсь приверженцем теории того, что пешеход создал автомобиль, он его и уничтожит. Тем более меня интересует, а как обстояли дела с этим взаимоотношениями в императорском Харькове. Наиболее показателен для описания 1913 год. Именно в этом году в Харькове происходили разнообразные случаи с автомобилями и их владельцами: лихачество, наезды на пешеходов, столкновения с другими видами транспорта, неумелое управление, нарушение правил движения и т.д. Обобщить все в одну публикацию весьма сложно, таких случаев было более двух десятков, мне же приглянулись лишь некоторые, о которых и хочу рассказать. Тем более, что некоторые из участников этих эпизодов знакомы мне очень хорошо.

         Вот 2 апреля 1913 г. между 2 и 3 часами утра у дома № 58 по улице Сумской поломался автомобиль загородного ресторана «Версаль», принадлежащий Щеголеву. Этот ресторан, был настолько популярен, что ни один гуляка не имел права пропустить пребывание в нем, от того, он часто фигурирует в криминальной хронике города, и уж конечно без автомобиля тут не обошлось. Шофер Л. И. Кондаков и служащий ресторана Константин Сылкин приступили к ремонту, огни автомобиля были потушены. В это время из Сорокинского переулка выехал на Сумскую автомобиль и наехал на шофера и мальчика, автомобиль не остановился после наезда и продолжал ехать вверх, свернул на Бассейную, не обращая внимания на крики раненых и ночных сторожей. У Кондакова была повреждена голень, а у Сылкина сломана ключица. Оба пострадавшие были отправлены в Александровскую больницу. На следующий день автомобиль, наехавший на людей нашли, собственно только потому, что это был модный спортивный автомобиль марки «Жермен», принадлежавший  епархиальному архитектору Владимиру Николаевичу Покровскому. Он ехал домой вместе с дочерью, секретарем Харьковской духовной консистории Иван Осипович Самойлович и ещё одной дамой. Несмотря на уверение Покровского в том, что он и его спутники не слышали криков раненых, он был оштрафован.    

         Неудачно закончилась попытка купить новый автомобиль военному врачу Дмитрию Васильевичу Смирнову. 15 апреля 1913 г. он пришел на склад «Альсоп» вместе с братом (служащий банка), а также владельцем картонажной фабрики Марком Ильичом Казас и  Н. Васильевым купить автомобиль «Бенц». Автомобиль решили испытать за городом, за руль сел заведующий автомобильным отделом склада «Альсоп» Георгий Оттович Доннер. Когда выехали на Сумское шоссе, достигли скорости 30–35 верст в час и на пути в Померки устроили гонки с автомобилем «Мерседес» харьковского домовладельца Михаила Евгеньевича Машель, пассажиром в котором был чиновник особых поручений Черниговского губернатора. Перед подъемом автомобиль Доннера бросило задними колесами влево, желая вернуть автомобиль в прежнее направление, он повернул руль влево, но впереди была куча щебня, преодолевая это препятствие задние колеса все больше уходили влево. Доннер стал тормозить продолжая выворачивать влево и машина попав в канаву, опрокинулась набок. Четверо пассажиров автомобиля были выброшены при столкновении и получили повреждения, а водитель Доннер повредил в двух местах руки, грудь и сломал несколько ребер. Машель добрался до летнего помещения Южно-русского автомобильного клуба, где оказался городской врач Петровский, который выехал на автомобиле для оказания медицинской помощи. Но раньше него начал оказывать помощь военный врач Смирнов, сначала он восстановил дыхание брату, а потом Доннеру. Раненые были доставлены в лечебницу Харьковского медицинского общества. Вскоре все пассажиры были доставлены домой, а Доннер остался в лечебнице. Автомобиль очень сильно пострадал. Южно-русский автомобильный клуб сообщил харьковской прессе, что к ним неоднократно поступали жалобы на шоферов склада «Альсоп», и клуб передавал эти жалобы представителям фирмы.

         Каждый пешеход, особенно на вершине власти, считал своим долгом сообщать полиции о нарушениях автомобилистами правил езды. Вот 6 мая городской голова заметил автомобиль с открытым глушителем, что запрещалось обязательными постановлениями. Издававшая рев машина пронеслась через город с 13 до 14 часов, была замечена в нескольких местах. Оказалось, что это проехал из Петербурга в Юзовку шахтовладелец Березовский с землевладельцем Огненным. Березовский накануне купил на автомобильной выставке в Петербурге новую французскую модель фабрики «Бразье» и решил ехать в Донецкий бассейн на ней. Полиции Харькова вменялось все таки следить, чтобы впредь таких нарушителей не было. Стали следить и за возрастом шоферов, ведь разрешение выдавалось лицам не моложе 21 года, а в городе неоднократно фиксировались шоферы моложе этого возраста. 

         Лихачей харьковцы особенно не любили. В ночь с 9 на 10 мая около часа ночи по Сумской улице на большой скорости ехал автомобиль, в котором находились шофер и четыре пассажира, из которых двое были дамы. У драматического театра автомобиль сбил с ног, переходившего дорогу мещанина Доминика Ходаковского, который в бессознательном состоянии был отправлен в Александровскую больницу. Автомобиль с номерным знаком 90 не остановился, он проследовал дальше. У дома Гинзбурга его пытались остановить извозчики и публика, но он прорвался сквозь оцепление и свернул на Сумской переулок, по пути задев женщину, которая отделалась испугом и истерикой. Далее он выехал на Рымарскую, где у него случилась поломка – оторвалось колесо. На трех колесах автомобиль доехал до дома № 8 и встал. Там его и догнала толпа, в автомобиле сидел пассажиром владелец этого авто Ананий Григорьевич Фидре, остальные скрылись и правильно сделали, бывали случаи когда извозчики позволяли себе отлупить такого рода водителей. Со слов Фидре его автомобилем управлял шофер прусский поданный Владимир Александрович Дамроф, обнаруженный в квартире Фидре (ул. Сумская 6). К месту остановки прибыл автомобиль под номером 1, пассажиры которого сняли номерные знаки № 90 с авто Фидре. Дамроф был арестован на 3 месяца по постановлению харьковского губернатора, но мировой судья оштрафовал его на 20 руб. и заменил арест на 5 суток. Так же Дамроф был лишен прав езды на автомобиле пожизненно по постановлению городской управы (Южно-русский автомобильный клуб предлагал лишение прав на 4 месяца), знак был отобран до исправления автомобиля и последующего его испытания. Однако Дамроф был замечен вскоре в управлении собственным автомобилем марки «Опель» с номерным знаком 169.  

         И снова «Версаль», пьянка, гулянка и барышни. Все прекрасно, пока не приходит рассвет. В ночь с 11 на 12 мая в 4 часа 7 мин. утра на автомобиле NAG, принадлежавшем Михаилу Фёдоровичу Лавриновичу (номерной знак 59) из загородного ресторана «Версаль»  возвращалась в город компания из четырех человек: чиновник контрольной палаты К. Гутарев, почтово-телеграфный чиновник Евгений Михайлович Прокофьев и девицы М. Сычева и К. Кузьменко. Автомобиль ехал очень быстро, вблизи казарм саперного батальона по ул. Сумской, у автомобиля сломалось заднее колесо, а на втором колесе лопнула шина. Все сидевшие в авто были выброшены на мостовую и получили ушибы, особенно Сычева сломавшая себе несколько ребер. Пострадавшие были доставлены каретой «скорой помощи» в медицинское общество, а автомобиль с согнутой рамой, битыми стеклами и погнутыми железными частями затолкали во двор дома № 130. В дальнейшем было отмечено, что карета «скорой помощи» была вызвана по телефону и прибыла через 20 мин. врач Николай Петрович Юрченко сумел спасти находившуюся в тяжелом состоянии Сычеву, в то время как пьяный чиновник Гутарев мешал ему работать и последствии жаловался, что Юрченко не оказал ему помощи.    

         Не повезло в мае того же года и другому автомобилисту. 19 мая в 13 часов на углу Екатеринославской и Рождественской улицы студент Харьковского Императорского университета Владимир Петрович Беляев управляя автомобилем «Бенц» под номером 55 наехал на переходившего дорогу сына мещанина Пономарева 15 лет, причинив ему ушибы. За быструю езду в городе более 12 верст в час, Беляев был оштрафован.

         К автомобилям было приковано внимание и горожан и гласных думы и полиции. В июне 1913 г. профессор Харьковского Императорского университета Николай Фёдорович Сумцов обратил внимание на гараж, который располагался по ул. Сумская в доме № 130 Сергея Александровича Илларионова. Автомобили принадлежали члену Южно-русского автомобильного клуба Александру Андреевичу Дунину выезжали из этого гаража и ехали по тротуару. В один из дней шофер Кириллов едва не наехал на тротуаре на детей 6 и 8 лет, шедших в больницу Гиршмана. Полиция получила распоряжение проследить за автомобилями Дунина, и если они будут нарушать порядок езды – оштрафовать. Более того, предполагалось также установить на тротуарах ограждения, чтобы автомобили не могли по ним ездить.

         И вот наконец то случай о столкновении двух авто. Жаль, что решения по этому делу нет, все таки любопытно, кого же признали виновным? 15 июля произошло столкновение автомобиля марки «Олимт» принадлежащего члену Южно-русского автомобильного клуба Роберту Христиановичу Гутьяр  (номерной знак 11)  с автомобилем марки «Опель» (номерной знак 92), за рулем которого был владелец Макар Игнатьевич Борисенко. Столкновение произошло на ул. Сумской напротив Университетских клиник в 23 часа, автомобиль Борисенко был без огней посреди улицы, в нем пьяная компания. Хорошее освещение предотвратило наезд, Гутьяр дал сигнал, но Борисенко дал задний ход при смехе пассажиров и чуть не наехал на городового. Как оказалось, Борисенко занимался перевозкой пассажиров, и неоднократно нарушал правила езды. И Клуб и городская управа предлагали лишить его прав вождения.

         Было в этом году и обоюдное столкновение автомобилей. Так 7 августа в 16 часов автомобиль принадлежавший поручику в отставке С. А. Мищенко (номерной знак 106) ехал по Павловской площади, направляясь на Сергиевскую площадь. В качестве пассажиров были его жена и знакомая дама. С Сергиевской поворачивал на Павловскую площадь автомобиль Екатеринославского губернского инженера Г. Г. Кендзерского, который был за рулем, а пассажиром был его шофер П. Петер. Мищенко увидев встречный автомобиль поворотил руль влево, в эту же сторону свернул и Кендзерский, произошло столкновение. Полиция составила протокол. У Кендзерского повреждены фонари, крыло и погнуто шасси, всего на 1000 руб. У Мищенко изломано правое переднее крыло, разбит аккумулятор, поврежден радиатор, бензиновая и воздушная трубки, рама и поломана правая ступенька, всего на 800–900 руб. Водители обвиняли друг друга и были готовы предъявить гражданские иски.

         А 21 августа в 15 часов на Старо-Московской улице сошел вагона трамвая служащий Северо-Донецкой железной дороги Солодовников, переходя через дорогу, он был сбит автомобилем марки «Винот» № 49, принадлежавшим товариществу «Гельферих-Саде», который мчался на большой скорости с двумя пассажирами. За рулем был шофер Я. Тездор. Солодовников получил ушибы правого бока и руки, а автомобиль был задержан городовым. 

         А вообще мне понравились эти истории, думаю надо продолжить их изучение! Хотя бы в свое удовольствие.