1917 год. Липцы. (Г. К. Лукомский)

Село, к окраине которого, состоящей из огородов, сочных зеленых лугов, садов фруктовых, с мелькающими кое-где среди зелени амбарами, скирдами и ветряными мельницами – примыкает совсем небольшая усадьба. На первый взгляд, она даже не похожа на усадьбу: обыкновенный, характерный для этих
мест, одноэтажный домик с колонками. Но т р а д и ц и о н н ы й , обширный двор перед домом, службы, более или менее систематически расположенные по краю двора, старинный парк за домом – все это указывает на то, что здесь жили всегда и живут теперь помещики. Обойдя дом вокруг, окончательно в этом убеждаешься. Прелестные уютные террасы с обеих сторон дома. Широкая лестница, тоненькие, элегантные перила балясин, гладкие выступы с боков. С подъездного фасада колонки поставлены попарно, со стороны сада – на равных расстояниях. В общем, архитектура дома проста, незатейлива, но очень благородна и, конечно, гораздо более художественна, нежели внешность многих огромных, богатых «замков» и «вилл», за последние годы построенных в Харьковской губернии. Дом, ныне принадлежащий Арсению Ивановичу Маркевичу, построен был помещицей Майковской при Екатерине II. На первый взгляд, архитектурные данные как будто не соответ- ствуют таким данным. Но стоит только войти внутрь дома, чтобы непреложно убедиться в правильности этого показания. В доме остались печи со времени основания его. И если даже (хотя нет к тому никаких новых доказательств) были изменены наличники окон, то все-таки самый домик мог быть конца XVIII века. Печи кажутся даже еще более старинными. Их несколько. Одна – совсем елисаветинского времени. Глубоко-синяя с белым, с колонками из разных небольших кафель, многоярусная и очень затейливая, с массою карнизов сложнейшего профиля. Печь немного попорчена, но в общем является лучшим образцом XVIII века. Другая печь с лежанкой типична по формам, но менее интересна по рисунку. Еще одна печь из кафель с изображением белых вазочек, перевитых зелеными лентами и с вырастающими из них клубничными листьями. Четвертая печь в китайском вкусе из разных кафель. Прелестны пейзажи внутри раковинок, на фоне которых китайцы проделывают разные фокусы. Тона – темно-зеленый с палевым. Все эти детали эпохи увлечения «китайщиной» указывают на время, во всяком случае, не позже Екатерининского, а может и Елисаветинского. Печи достойны лучших образцов эпохи.