Александровский уезд

Жеребец

Село Жеребец, на реке Жеребце, при впадении её в р. Конку, многолюднейшее, с населением зажиточным, при двухштатном церковном причте, находится Александровского уезда в 1-м благочинническом округе.

По берегам и степям р. Жеребца, именно в той местности, где ныне —село Жеребец, в 1745–1765 гг., существовал обширнейший хутор запорожского казачества, со множеством скота всякого рода и с запасом хозяйственных и экономических продуктов, кои требовались и отсылались отсюда на «Великий Луг», для снабжения и продовольствия жившего там запорожского товариства. В начале 1770 года, когда, по видам Правительства, возводилась новая, так называемая, Днепровская Линия, т. е. ряд крепостей от Азовского моря до Днепра по берегам рек Берды и Конки, на этой местности поселены были отставные солдаты, с их семействами, частью для наблюдения за работами по устройству крепостей, а частью для водворения здесь оседлости, для заведения земледельческой промышленности в отдаленной степи, на земле плодоносной и богатой водами и разными угодьями: таким образом в старожитной запорожской маетности образовалась и устроилась солдатская слобода Жеребец, с слободскою полицией, – сельскою Сборною Избою, с часовнею и с походным, подвижным антиминсом при ней для совершения богослужений и священнодействий. В 1782 году, при составлении общей народной переписи, в солдатской слободе Жеребце считалось жителей муж. 362 и жен. 277 душ.

Репортом от 25-го октября 1784 года за № 208 Павловское духовное Правление представляло преосвященному Никифору, архиепископу Славенскому и Херсонскому, что "сего октября средних чисел протопопу Феодору Тисаревскому в проезде к калмыкам и обратно, слободы Жеребца жители, солдаты отставные поселенные представили словесно, что им весьма надобен священник для исправления им христианских треб, так как священник Никитинской крепости от сей слободы будет более 12 верст; при той же крепости один только он есть священник Малинский, да и слободы ж Камышевахи жителям, отстоявшей от той крепости в 4-х верстах, преподает христианские требы  он же Малинский; в слободе ж их Жеребце  дворов На Днепровской Линии, особенно в Великом Лугу, и около Азовского моря, в нынешнем Мариупольском уезде, по берегам речки Каратыш, в балках и в степных аулах кочевало в это время множество калмыков, чугуевских и доломановских (из-под Ростова на Дону), крайне нуждавшихся в просвещении христианскою верою и в научении закону Божию. Главное. Земское Коммисарское Правление для всех калмыков было в Жеребце. По поручению епархиальнаго начальства, протоиерей Тиеаревский не раз ездил к Калмыкам для христианских собеседований и личных объяснений по делу принятия ими христианской веры состоит наличных 79, в них душ обоего пола 517, дом же казенный в той слободе о трех покоях, – двои для жития священнику, а третий для часовни, пока церковь соберутся сооружить, и просили о представлении Вашему Высокопреосвященству с прошением присылки туда готового священника, для преподаяния христианских треб. А по справке в Павловском духовном Правлении оказалось, слободы Жеребца жителей представление в самой точности состоит. Того ради Вашему Высокопреосвященству Павловское духовное Правление всепокорнейше представляя, просит определить священника в оную слободу Жеребец, для исправления тамошним жителям христианских треб». По сему репорту 11-го ноября того же 1784 года в слободу Жеребец, для преподаяния народу христианских треб, назначен состоявший на дьячковской вакансии при Бахмутском Троицком Соборе священник Даниил Гонтаревский. Когда же о. Гонтаревский по болезни отказался от Жеребца, назначен был туда из польских выходцев священник Димитрий Кошовенко.

В конце 1787 года государственной слободы Жеребца воинские поселяне – старшина сержант Алексий Яковлев, староста Иван Софронов, выборный Меркуль Корышнев, ктиторы Феодор Стародубский и Семен Палагин, слободской Сборной Избы писарь, сержант Иван Кудрявцев и проч. согласно желанию всего общества, начали хлопотать о построении в Жеребце каменной церкви во имя святителя Христова Николая Чудотворца; для этого заготовив потребное количество белого тёсанного камня, а для сводов и осмерика с главою – лесу и чрез Межевую экспедицию отмежевав из своих дач 120-ть десятин земли для причта будущей церкви, 15-го февраля 1788 года они подали преосвященному Амвросию Екатеринославскому прошение, в коем писали: "В селе нашем Жеребце имеется в заселении дворов и душ до немалого количества, церкви ж еще не имеется, а намерены оную построить каменным зданием во имя святителя Христова и Чудотворца Николая, на построение которой заготовлено довольно камня и других потребных к тому материалов и денег наличных имеется до пяти сот руб., на что и майстер уже договорен, а для довольствия будущих при той церкви священно церковнослужителей отмежевано удобной земли 120 десятин, о чем и план от г. губернатора Синельникова под оную церковь при сем прилагая, Вашего Преосвященства, милостивого архипастыря, покорнейше просим на заложение в показанном селе Жеребце во имя святителя Христова Николая церкви, дать Ваше архипастырское благословение».

В дополнение к сему Екатеринославского Наместничества правитель И. М. Синельников, в промемории от 2-го марта 1788 года сообщил преосвященному Амвросию Екатеринославскому: "Честь имею уведомить Ваше Высокопреосвященство, что Новомосковского уезда слободы Жеребца, поселенных солдат выбранные от общества поверенные – фурьер Григорий Белоногов и солдат Семен Палагин в поданном доношении изъясняют свое желание выстроить во оной церковь во имя святителя Христова Николая, к чему уже приготовлено до немалого количества строевого лесу и в наличности имеется пять сот руб. денег, а также для священнослужения все нужные вещи, сверх же того выстроена ими часовня, в коей для преподаяния христианских треб определен был священник, но по приключившейся ему болезни прошлого года умре, то дабы не могли они быть без преподаяния христианских треб, избрали, на место означенного умершего священника, Павлогорадского уезда слободы Терновки рукоположенного дьячка Ивана Науменкова, просят о сооружении в той слободе церкви моего ходатайства. Я вследствие сего Вашего Высокопреосвященства покорнейше прошу о построении, сходно с прошением их, церкви в честь святителя Христова Николая преподать Ваше архипастырское благословение».

По рассмотрении всех этих бумаг и относящихся к делу справок преосвященный Амвросий, резолюциею от 22-го марта 1788 года разрешил и благословил в государственной слободе Жеребце, устроить каменным зданием с деревянным осмериком церковь во имя святителя Христова Николая. 28-го марта 1788 года Жеребцовскому поселянину, ктитору Семену Палагину выдан из Консистории указ об этом; а 15-го октября того же 1788 года Павлоградский протоиерей Алексий Хандалеев соборне, по надлежащему церковному чиноположению, в воинской слободе Жеребце, освятил место под церковь и положил закладку на сооружение оной. Репортом от 25-го ноября 1791 года, Павлоградское духовное Правление представляло преосвященному Амвросию: «Присланным в сие Правление прошлого сентября 30-го дня, Новомосковского уезда воинской слободы Жеребца, Сельская Сборная Изба рапортом представляла, что по благословению Вашего Высокопреосвященства, заложенная прошедшего 1788 года октября 15-го дня вновь во имя святителя Христова Николая Чудотворца церковь пришла в окончание, каменный столб внутри и снаружи ощекотурен и выбелен, церковною утварью и всем снабдена, – и просила о освящении оной и о выдаче святого антиминса учинить, куда следует, представление. А на посланный из сего Правления указ, благочинный второй части священник Иаков Белый учиненную им о имеющихся в той церкви утварях опись в сие Правление прислал, которую Вашему Преосвященству Павлоградское духовное Правление на благорассмотрение представляет».

По сему репорту преосвященный Амвросий, резолюциею от 20-го декабря 1791 года, благословил в слободе Жеребце освятить новоустроенную Свято-Николаевскую церковь и дозволил выдать для этого освященный антиминс. 19-го августа 1792 года из Екатеринославской духовной Консистории отправлен в Павлогорадское духовное Правление указ об этом; а 11-го декабря того же 1792 года первоприсутствующий Павлогорадского духовного Правления, Самарского монастыря начальник иеромонах Феофан соборне, по церковному чиноположению в слободе Жеребце освятил новоустроенную Свято-Николаевскую церковь и открыл в ней богослужение и священнодействие.

6-го   августа 1792 года, в   Кисляковской   Преображенской церкви, в слободу Жеребец, на место умершего священника Феодора Григорьева, преосвященным Амвросием, согласно желанию и выбору всего общества, рукоположен во священника диакон села Вольного Стефан Булашенко, умевший читать ясно и вразумительно, по оксиям и с остановлением по точках».