1888 год. Церковноприходская школа в Новом Кочетке

В начале февраля случилось мне быть в Кочетке; местечко это называется Новый Кочеток, находится верстах в пяти от города Чугуєва и расположено на господствующей возвышенности в лесной и живописной местности. Прежде существовал там муже­ский монастырь, упраздненный в конце прошедшего столетия и на месте том теперь в лесу водружен крест, а ниже устроена на источнике часовня. На источник этот, в летнее время бого­мольцы, приходящие поклониться местно-чтимой иконе Владимир­ской Божией Матери, оставшейся от упразднённого монастыря, почти ежедневно ходят с иконою и там совершается водоосвя­щение и читается акафист Божией Матери. Кроме того, устроено десятка два приличных домов, которые в зимнее время стоят пустыми, а в летнее занимаются дачниками, приезжающими на лето преимущественно из Харькова. Владельцы этих домов жи­вут в расстоянии одной, версты и более в местечке, называе­мом старый Кочеток. Зимою в новом Кочетке внимание приез­жающих останавливается только на церкви и школе; церковь художественной архитектуры, устроена на берегу реки Донца и содержится в должном благолепии внутри и извне. При выходе из неё в южные двери, открывается обширнейший горизонт и громаднейшая равнина, испещренная селами.

Приезд мой совпал с временем, когда был благовест ко всенощной и я поспешил в церковь; первыми богомольцами пришли человек до 40 школьников, мальчиков и девочек и с ними учительница, окончившая курс в Харьковском епар­хиальном женском училище. Затем более десяти мальчиков и взрослых человека четыре пришли и стали на правом клиросе; началось богослужение и стоявшие на. правом клиросе пели, под руководством местного причетника, всю всенощную тихо и строй­но, особенно приятную гармонию производил диакон, когда дей­ствовал низким октавистым голосом. Пред началом канона поставлен был аналой, приспособленный к возрасту мальчиков, на нем положен был ирмологий, дети с возженными свечками окружили аналой и начали петь ирмосы празднику Сретения Господня «Сушу глубородительную землю». Пение было не шумно, но до того правильно и отчетливо, что человеку и мало знакомому с текстом ирмосов легко было понимать каждое слово. Такое умилительное церковное пение желательно бы слышать не только в такой пустынной местности, а и во всех православных церк­вах. По отпуске всенощной священник вышел с кадилом, а диакон со свечею пред икону Божией Матери, которая поме­щается в особом киоте, за правым клиросом и во время каж­дения певцы пропели: «Под Твою милость прибегаем Богородице Дево», а затем пред праздничною иконою пропели тропарь: «Радуйся благодатная Богородице Дево», народ начал молиться, прикладываться к иконам и выходить из церкви. В пении участвовал и церковный староста, отставной шевронист, вероятно любитель церковного пения, и кроме того, читал канон празд­нику громко и со смыслом. Мальчики и девочки участвовавшие в пении окончили уже курс в церковно-приходской школе, от­крытой местным священником года четыре назад, и по отзыву священника неопустительно посещают церковь и с большою охо­тою учувствуют в пении на клиросе. На другой день литургию пели также стройно и правильно, а вместо причастного стиха пели по ирмологию догматики 1 и 2 глас.: «Всемирную славу» и «Прейде сень законная».

В обычное время священник вышел и сказал краткое по­учение; рассказав историю праздника Сретения Господня, он за­кончил словами: Отроча растяше и крепляшеся духом исполня­лся премудрости. Затем обратился прежде к детям и очень по­нятно раскрыл им, как должно приходя в возраст вести себя, чтобы преуспевать в премудрости, исполняться духом и быть любимыми Богом и людьми, – потом отцам и матерям и вообще возрастным сказал, что они, взирая на праведных: Иосифа, Старца Симеона, Анну Пророчицу и Божию Матерь, должны своею доброю жизнью и разумными словами укреплять детей в их благочестивом настроении и тем призывать на себя и их благо­дать Божию.          

По приглашению местного священника, человека приветливого, я имел возможность побывать в школе, в которой оказалось до 60 мальчиков и девочек, помещаются они в трех небольших комнатах и разделены на три отделения; в первом поступив­шие вновь и начинающие учиться читать, но краткие молитвы зна­ют и читают наизусть правильно; во втором молитвы и запо­веди знают с объяснением и пишут очень порядочно; в третьем старшие по возрасту и готовящиеся к окончательному экзамену и выпуску. Во всех отделениях на предложенные во­просы отвечали удовлетворительно. Но меня занимало более пение и я попросил показать способ, как их обучают петь по но­там. Немедленно были принесены две больших доски, на кото­рых были написаны ноты и текст догматика 3 гласа: «Како недивимся», все три отделения вошли в одну комнату и меньшие по возрасту стали полукругом впереди, за ними большие, а осталь­ные разместились на сиденьях парт, один из мальчиков подошел близко к доске с палочкою в руке, которою указы­вал при пении четверти, полтакты и такты нот, а другой стоял впереди и давал руку, – взоры всех обращены были на доску. Псаломщик руководивший задал тон и поправлял когда заме­чалось разногласие. Догматик пропели весь до конца в общем безошибочно.

Познакомившись ближе с школьниками, я вынес глубокое убеждение, что верный способ ввести в церквах православных единообразное приятное пение есть школа, – школьники, привыкнув из детства к церковному пению, непременно приурочатся к цер­кви и пришедши в возраст станут с любовию посещать св. храм, поддерживать пение и молиться в нем сознательно и осмысленно; а чем более в приходе окажется таких людей, тем благотворнее они будут влиять и на нравственность семей­ной и общественной жизни.

Дом в Кочетке, где помещается школа, не совсем удобно приспособлен и стоит среди пустых домов, занесенных сне­гом с закрытыми ставнями, –пустынная картина эта порождает какое-то тоскливое чувство. Впрочем говорят, что Управление Государственными Имуществами ходатайствует о разрешении от­пуска леса на постройку школы из казенных дач и общество указало уже приличное место. Средства на постройку собраны частью приходским священником, а более дачниками, в числе коих значительная часть профессоров университета, некоторые из них имеют там и собственные дома.