1857 год. Слобода Высокополье. "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"

На речке Коломаке, при дороге из Валок в Красный Кут, на северо-за­паде от Валок, в 15 верстах.

Высокополье занимает то место, где был в давние времена Хмелев-городок — один из древнейших Русских городков, разоренных дикой татарской ордой. Внутри нынешнего Высокополья поныне видно старинное укрепление или городок.

С какого времени заняли Высокополье черкасы, вошедшие потом в состав ахтырского полка, доподлинно неизвестно. Но судя по тому, что Высокополье рас­положено у самого пути, которым Та­тары обыкновенно вторгались в Россию, полагаем, что оно населилось около 1682 г. тогда как последовало умножение черкасов в Коломаке новыми выход­цами из-за Днепра. По актам Высокополье видим в 1694 г. 19. В 1717 г. Высокопольский Николаевский священник Василий писал, что храм Святителя разорен, но ныне в 1717 г., по благо­словению архипастыря Антония, построен, впрочем по малому числу прихожан еще не освящен. Разорение храма без сомнения последовало от Татар в 1711 г. Итак вероятно, что первый черкасский храм построен здесь ок. 1682 г.

Усердию майора Заварыкина (+1848 г.) и частию Высокопольских казенных крестьян принадлежит нынешний камен­ный храм, который освящен во имя Св. Николая в 1806 г. В 1827 г. коллежский Советник Петр Костевский (+1837 г.) возобновил и покрыл железом построенный тестем его храм. Вдова его Наталия Николаевна Костевская в 1841 г. приобрела храму утварь, сде­лала несколько починок, всего на 430 р. сер., а в 1842 г. при построении но­вой каменной колокольни пожертвовала материалом и деньгами до 800 р. сер.

Казенный крестьянин Павел Ус пред смертию своею оставил храму до 330 р. сер.

Жизнь Высокопольцев в старое время была весьма тревожная. Высокополье на­ходилось на пути Татар в России. И при каждом слухе о их намерении идти в Россию, Высокопольцы волею и нево­лею, приходили в смятение. Здесь же был обыкновенно форпост для наблюдений за неприятелем, так как Высоко­полье своею возвышенностью давало удоб­ство, как видеть даль неприятную, так давать знаки слобожанам о близкой беде. Помещаем здесь три акта, относящиеся к 1728 г., которые дают видеть положение Высокополья.

Генерал Вейсбах, заведовавший сло­бодскими полками, от 4 мая 1728 г. писал к ахтырскому полковнику Лесевицкому:

“Понеже известно учинилось через войска Донскаго войсковаго атамана Ло­патина, что пришло и к тому еще при­быть имеет войско к Азову, предлагаю быть вам с полком своим собранным с людьми, как можно, во всякой готовности к походу, дабы в экстрен­ной надобности выступить в 24 часа. А до того приказать стоящим на форпостах полку вашего разъезды чинить непрестанные.... И ежели о неприятельском приходе подлинно ведомость по­лучат, что приближается к нашей гра­нице: для ведома обывательскаго, чтоб благовременно могли ретироваться к сво­им домам или ближним городам, велено зажечь по одному маяку, а давали б знать, когда надлежит; а когда неприятель будет уже в виду, то зажечь по другому; буде же неприятель будет приближаться к форпостам, то зажечь по третьему маяку, а сами, чтó возможность допустит, чинили бы отпор. И о том вам быть известными и пограничным обывателям полку своего дать знать... В Полтаве мая 4 дня 1728 года.

U. Weisbach.

 

Г. полковник!

“По известию из Самары крымские Татары в числе 3000 душ идут в Самару. Ландмилицкому путивльскому полку велено итти из под Коломака под Нехорошу для предосторожности. Вам собрать полку своему полковую и сотенную старшину и казаков, сколько возможность допустит, и с оною сле­довать под Коломак, или под Высокополье, немедленно; прибыв там стоять и иметь в опасных местах разъезды, и какую ведомость о крымской орде получите, доставлять к нам немедленно. В Опошне мая 12 1728 г.

U. Weisbach.

 

К нему же:

“На письмо ваше от 44 мая, нами полученное 47 ответствуем: стоящих по мнению вашему сотника и 400 человек казаков под Коломаком вывесть и поставить под Высокополье, которое у самих переходов неприятельских стоить. Токмо приказать, дабы непрестан­ные разъезды чинили, и что о неприятельском переходе уведают, давали бы вам и стоящим полкам в кампаментах лод Коломаком, и в Валки, по­тому же через нарочнаго и нам. Мая 47 4728 г. при Полтаве”.

ТТ X ТТ * 1                                                         I

 

Эти предписания, показывая, какие тре­воги вообще происходили между слобо­жанами при известии о диких Крымцах, вместе показывают и военное значение Высокополья. Здесь более, чем где либо, должны были наблюдать осторожность. В окрестностях Высокополья по ныне остается множество курганов и насыпей, особенно по берегу р. Коломака. Г. Пассек, внимательно осматривавший эти на­сыпи и даже раскапывавший иные из них, насчитал около Высокополья до 146 курганов и несколько городищ 20. Распоряжения Вейсбаха и полковника Лесевицкого дают видеть, что по р. Коломаку обыкновенно стояли сторожевые по­сты ахтырского полку, особенно при слухах о движениях Крымцев. Тоже видно и по донесению 1694 г. 21 Эти посты окапывались, дабы, как пишет Вейсбах, “чтό возможность допустит, чинить от­пор” неприятелю. По насыпям стояли дозоры и маяки. Вот происхождение большей части насыпей Высокопольских и Коломацких, которых весьма много! Г. Пассек склоняется к тому, чтобы все насыпи, расположенные по р. Коломаку и около Высокополья, признать за остатки глубокой древности. Мы не говорим, что все насыпи и курганы около Высокополья и Коломака принадлежат слободским казакам. Очень хороню известно, что курганы слободской Украи­ны встречаются в межевых и других актах времени самого первого поселения казаков слободами. Но мы указываем только на значение Высокополья и Коломака, опушенное из внимания г. Пасееком, может быть и потому, что ему не известна была по актам Коломацкая сторожевая линия.

Число прихожан: в 1730 г. 158 м. 140 ж., в 1750 г. 174 м. 146 ж., в 1770 г. 480 м. 425 ж., в 1790 г. 963 м. 926 ж., в 1800 г. 1193 м. 1176 ж., в 1810 г. 1345 м. 1333 ж., в 1830 г. 1268 м. 1215 ж., в 1850 г. 1360 м. 1418 ж. п.— Приход по штату 4 класса. Малая часть прихожан — помещичьи крестьяне.

Холера 1848 г. похитила здесь до 110 человек.

Средства к жизни – хлебопашество, скотоводство, частию сады самородные, и езда на Дон за рыбой и солью.