Владимирская пустынь

Филарет Гумилевский "Историко-статистическое описание Харьковской епархии"

Чугуевская Владимирская пустынь находилась на берегу Донца в 6 верстах от Чугуева. Она называлась Владимирскою и Богородичною по храму, посвященному славе Владимирской иконы Божией Матери.. Древняя икона Владимирской Божией Матери, ныне находящаяся в приходском храме бывшего монастырского местечка Кочетка, доселе пользуется особенным уважением в народе, и благоговейную веру награждает дарами благодати. — В дни памяти Владимирской иконы Матери Божией, 21 мая и 23 июня, бывает из храма крестный ход, при стечении многочисленного народа, на древнее место монастыря, на высокую скалу.

О начала и первых годах сей пустыни находим сведения частью в царском указе от 8 февр. 1710 г., который приложим ниже; частью в деле 1730 года. В сем последнем чугуевец Лаврентий Протопопов, которого другие документы называют Чугуевским городничим и ктитором пустыни, пишет в просьбе к преосв. Епифанию:

«В прошлых годах, по указу блаж. и вечно достойныя памяти Его Императорского Величества и по благословению бывшего преосвященного Иустина митрополита (1704—1709), тому лет с 30 и больше (след. 1700 г.) построена в Чугуевском уезде в лесу, в урочище за р. Тетлегою близ р. Донца пустынь и церковь во имя Пресв. Богородицы Владимирския. И та Богородицкая пустынь, церковь Божия и кельи и все, что есть, построено по указу на своих Богородицких дачах. И к той Богородицкой пустыни отведено по указу для владения лесов и рыбных ловель в р. Донце и в озерах и в р. Тетлеге и к садовым и огородным всяким овощам, места со всякими угодьи, всего довольно, в самом удобном месте. И такого удобного и пристойного другого места близ гор. Чугуева к монастырскому строенью нет. И в прошлом 728 году та Богородицкая пустынь испражнена и испустошена, а братия, чернцы и работники, переведены все в новопостроенный Всесвятский монастырь, также той Богородицкой пустыни церковная утварь, книги и ризы и колокола в всякая медная, келейная и деревянная посуда, все что было, перевезено в оный Всесвятский монастырь, и с хутора лошади и всякая скотина забраны в тот же Всесвятской монастырь и оная Богородицкая пустынь стоит пуста.» За тем Протопопов просит, дабы архипастырь благословил жить в Богородицкой пустыни иеромонаху Родиону с братиею по прежнему и пожаловал бы антиминс для церкви. Архипастырь написал: «когда тая пустынь будет под ведением игумена для порядку и от укрывательства раскольников: то благословим быть по прежнему и указ пошлется игумену, чтоб, все, что ни было забрано из той пустыни, по реестру отдано было; а ежели не волить быть под ведомом игумена, то не благословим паки быть той пустыни». За тем от 8 авг. 1730 г. последовал указ на имя Всесвятского игумена Димитрия, открыть Богородичный монастырь, но состоять ему под ведением его игумена; послать туда для священно служения иеромонаха жизни хорошей и достаточное число братии; все имущество отдать по описи. В следующем году Богородичная пустынь приписана была к Харьковскому училищному монастырю, от которого с того времени присылались сюда настоятели. Всесвятская же Лаврентьева пустынь после того уже не существовала. В 1756 г. разрешено было построить в Богородичной пустыни новый храм на место обветшавшего, и новый храм освящен в 1757 г.

От 15 февраля 1787 года начальник пустыни иеромонах Иаков Калитенко доносил ректору архимандриту Василию: «сего 9 д. города Чугуева, с сел Масловки, Лебяжого, Кочатка, Тетлеги, Роговой, жители, всех чинов люди, несколько сот подвод, напали на наши лесные дачи и по порубку до Донца рощаной лес и к Кочатку вырубили без остатку, даже до последнего прута, и еще хвалятся весь вырубить до реки Тетлеги и говорят единогласно: се де ваша дедовщина». Начальник присовокупляет, что он подал жалобу Чугуевскому городничему, Петру Михайловичу Захаржевскому, и исправнику Лопатинскому. Последствия неизвестны. В том же году пустынь была закрыта, монастырский храм обращен в приходский села Кочетка. В ведомости 1787 г. показаны в пустыни, кроме начальника, один иеромонах и безместный священник Иаков Столяревский. В ведомости 1751 г. сказано о церкви сей пустыни: «в оной служба бывает, за умалением иеромонахов, не по вся дни».

По крепостному акту 1782 г. Владимирской пустыни принадлежало 263 дес. земли, и этою землею, но закрытии монастыря, до начала военного поселения, владели крестьяне Мусенки.

Прилагаем царский указ от 8 февр. 1710 г. об отводе земли для пустыни.

От Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России, Самодержца, в Чугуев генералу нашему и майору Федору Володимировичу Шидловскому. — Били челом нам, Великому Государю, Чугуевского уезду Богородицкой пустынки черной старец Боголеп с братиею: в Чугуевском де уезде в верховском стане, подле реки Северского Донца, близ устья речки Тетлеге, в лесу построена та их Богородицкая пустынка а к той пустыне пахатной земли и никаких угодий им ни одной четверти недано. И будучи им в той пустынки кормиться нечем. А ныне приискали они в тех вышеписанных урочищах, близко той пустынки, в лесу на речке Тетлеге местечко, где мочно для прокормления построить теленку и на пашню земли за речкою Северским Донцом, на Нагайской стороне той реки, дикого поля, за дачею Чугуевцов Грягоря Переродова с товарищи, в урочищах от большой луки от лесу подле малой бор на осиновой куст и до большой Торской дороги и дорогою до речки Гнилицы порозжая земля и всякия угодьи лежать порозжи и никто не владеть. И нам. Великому Государю, пожаловать бы их в тех вишеписанных урочищах по обе стороны реки Донца и на усть речки Тетлеги велеть им к той пустынки отвесть лесу со всяким угодьи и на пашню земли и на речке Тетлеге для строения в том вышеписанном месте меленки. — И как к тебе ся наша, Великого Государя, грамота придет и тыб, против вышеписанного челобитья Богородицкой пустынки черного старца Боголепа, в Чугуевском уезде вышеписянные урочища на речку Тетлегу и за речку Северский Донець послал, кого пригоже. И велел тому посланному своему с сторонними и соколиными людьми сыскать накрепко в тех вышеписанных урочищах на речке Тетлеге для постройки меленки место, а за рекою Северским Донцом на Нагайской стороне подле дач Чугуевцов Григоря Переродова с товарищи, в урочищах от большой луки от лесу подле малой бор и на осиновый куст до Торской середней дороги и до речки Гнилицы порозжая земля есть ли? И лежит ли порозжая? И -е вла-дее ли кто по каким крепостям или дачам и спору и челобитя от кого нет ли и впредь не будет ли? И буде в сыску сторонние всяких чинов многие люди скажут, что в тех вышеписанных урочищах для постройки меленки на речке Тетлеге порозжее место, и порозжая земля и всякие угодьи есть и лежать в пусть и не владеет никто в спору и челобитя о сыску, ни по каким крепостям и нет и впредь не будет: и ты б к той пустнынке в тех вышеписанных урочищах для постройки меленки и на пашню земли и всяних угодей и лесу отвел и в отказные книги межами и гранми велел написать имянно; а сколько пашенной земли и сенных покосов и всяких угодей отказано будет, то написать в отказные книги имянно, да о том к нам, Великому Государю, писать и сыск и отказные книги за откащиковою и сыскных людей рукою прислать в Разряд, а за спором в тех вышеписанных урочищах пашенной земли и всяких угодей и под меленку место не отказывая потому ж писать и спорное челобите, кто чем оспорит, с крепостей списки прислать в Розрядеж. Писан на Москве лета 1710, февраля в 8 день.

Справил Тимофей Краснов.

 

1710 г. Февраля 9 по указу Великого Государя генералу майору Федору Володимировичу Шидловскому Богородицкой пустынки с черного старца Боголепа с братиею, сколько им по сей грамоте порозжей земли четвертной пашни отказано будет, велеть взять печатных пошлин по полтретьи деньги с четверти и прислать к Москве и объявить в печатный приказ думному дворянину и печатнику Никите Мойсеевичу Зотову с товарищи.